"Методические рекомендации организации обучения детей каллиграфическому письму"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Методические рекомендации организации обучения детей каллиграфическому письму"
Автор: Тыщенко Оксана Владимировна

Методические рекомендации организации обучения детей каллиграфическому письму Каллиграфия - это искусство красивого письма, и очень важно, чтобы каждый человек умел писать четким и красивым почерком. Почерк отражает индивидуальность человека, его характер и стиль жизни. Красивый почерк может быть не только украшением любого текста, но и показателем уровня образования и культуры человека. В современном мире, где большинство людей общаются через электронные устройства, важность красивого почерка снижается. Однако, умение красиво писать может пригодиться в различных ситуациях, например, при заполнении документов или написании писем. Кроме того, красивый почерк может стать дополнительным преимуществом при приеме на работу или поступлении в учебное заведение. Для улучшения почерка можно использовать различные методы, такие как упражнения на развитие мелкой моторики, использование специальных прописей и обучение правильному положению рук при письме. Также важно следить за осанкой и правильным положением тетради на столе. Итак, каллиграфия - это не просто красивое письмо, это искусство, которое может украсить нашу жизнь и сделать ее более гармоничной и приятной. Проблема обучения письму была и остается актуальной до сегодняшнего дня. Этой проблемой занимаются педагоги, физиологи, учителя, методисты. Графические навыки письма достаточно сложны и складываются из различных приемов: приемов, необходимых для письма, и приемов письма. Процесс письма осуществляется при помощи инструмента письма (ручка, карандаш, мел), который человек соответственно передвигает рукой, осуществляя нужные движения под контролем зрения и двигательным контролем пишущей руки. В зависимости от того, каким инструментом человек пользуется (ручка перьевая, шариковая, карандаш, мел), он осуществляет движения и приемы. Представим приемы в виде такой схемы. Приемы, необходимые для письма:  владение инструментом письма;  соблюдение правильного положения тетради и продвижение её при письме;  соблюдение правильной позы, посадки при письме;  движение руки вдоль строки во время письма. Приемы письма:  умение сравнивать образец с результатом письма;  приёмы перевода звука в письменную букву и печатной буквы в письменную;  приёмы написания букв (начало, куда вести перо, поворот, соединения);  приёмы соединений букв (без отрыва, с отрывом, сверху, снизу и так далее);  приёмы сопоставления букв по высоте – соблюдение одинаковой высоты букв на строке;  письмо букв между линиями строки и на линии;  начало письма, заполнение строки;  приёмы правильного наклона письма. Таким образом, навыки письма требуют от обучающихся овладения различными приемами письма, такими как правильное держание ручки, правильная посадка и положение тетради при письме. Эти приемы могут быть сложными для начинающих, и они будут продолжать отрабатывать их в течение нескольких лет. При формировании навыка письма обучающиеся сталкиваются с рядом сложностей. Одной из главных является необходимость соблюдения множества условий и овладения различными приемами письма. Это может быть сложным для начинающих, и им может быть трудно сосредоточиться на нескольких задачах одновременно. Кроме того, обучающиеся могут забывать о правильном положении тетради, правильном держании ручки и других важных аспектах письма. Этого недостатка в формировании навыков невозможно избежать. Нельзя укрепить вне этого навыка приемы держания ручки, или положения тетради, или посадки при письме. Это заняло бы очень много времени и в начале деятельности так или иначе было бы не отработано, так как изолированная отработка этих приемов не дала бы согласования. Нельзя устанавливать и большое количество графических требований – соблюдение наклона, формы, величины, силы нажима и так далее. Систематическая работа по формированию почерка учащихся – одна из главных задач школы. Работа по чистописанию начинается с первых дней поступления ребенка в I класс одновременно с обучением письму и продолжается в последующих классах. Каллиграфически правильное письмо содействует эстетическому, эмоциональному воспитанию школьников, воспитанию аккуратности, сосредоточенности старательного отношения к выполнению любой работы. Целью занятий чистописания является формирование графически правильного, четкого и достаточно скорого письма. На уроках чистописания необходимо путем правильного отбора и проведения специальных упражнений сформулировать у учащихся такие навыки, которые при переходе на скорое письмо способствовали бы сохранению четкости почерка и обеспечили бы достаточную быстроту выполнения письменных работ в среднем звене. Выработать у учащихся четкое, красивое и скорое письмо невозможно в короткий срок. Для этого потребуется ряд лет, так как навык письма формируется медленно. Достижение этой цели зависит от решения многих задач, встающих перед учителем с первых занятий обучения письму. Для улучшения почерка и развития каллиграфических навыков можно использовать различные упражнения и техники. Вот несколько примеров:  Упражнения для развития мелкой моторики. Рисование, лепка, вырезание, вязание, вышивание - все эти занятия помогают улучшить координацию движений и укрепить мышцы руки.  Упражнения на правильное положение руки при письме. Это могут быть специальные прописи или просто письмо на бумаге с разлиновкой. Игровое пальчиковое упражнение «Строим буквам дом», которое поможет научиться правильно держать в руке ручку: Возьмите карандаш или ручку правильно (удерживайте карандаш между большим и средним пальцами, при этом отступите от нижнего края – грифеля карандаша — вверх несколько сантиметров), сверху поставьте на карандаш указательный палец. Указательный пальчик может свободно двигаться вверх – вниз, и карандаш при этом не упадет, так как его прочно удерживают большой и средний пальчики. Покажите ребенку, как это делать – «постучите» указательным пальчиком по карандашу. И скажите вместе с ребенком ритмично стихотворение, поднимая и опуская указательный пальчик в ритм стихов (стучим указательным пальчиком: «тук-тук»): Тук-тук, молотком, Мы построим буквам дом. Тук-тук, молотком, Поселяйтесь, буквы, в нём. Это упражнение позволяет ребенку понять, как правильно держать в руке ручку и карандаш.  Упражнения на развитие зрительно-моторной координации. Это может включать в себя копирование различных рисунков и узоров, а также рисование по клеточкам.  Упражнения на тренировку письма. Сюда входят написание различных букв, слов и фраз, а также работа над скоростью и аккуратностью письма.  Упражнения на расслабление руки. Это особенно важно для тех, кто много пишет или рисует. Можно использовать массаж, упражнения на растяжку или просто делать перерывы в работе. ВЕСЕЛЫЕ КАРАНДАШИ. Растирание ладоней шестигранным карандашом, несколькими карандашами движениями вверх – вниз. Ладони расположены вертикально (горизонтально). Удерживать карандаш каждым согнутым пальцем, двумя любыми согнутыми пальцами под счет до 10. Удерживать карандаш пальцами, расположенными так: указательный и безымянный сверху, средний и мизинец – снизу. Стихотворение: - Карандаш в руках катаю, между пальчиков верчу. Непременно каждый пальчик быть послушным научу. - Карандаш в руке катаю, я ладошки растираю. Я ладошки разотру, рисовать потом пойду. Важно помнить, что каллиграфия требует терпения и настойчивости. Не стоит ожидать быстрых результатов, но при постоянном труде можно достичь значительных успехов в улучшении своего почерка. Было замечено, что качественное выполнение работы зависит от настроения ребенка, поэтому микроклимат имеет большое значение. Обязательно только при положительных эмоциях ребенка вырабатываются каллиграфические навыки. В первом классе работаю без отметок, используя словесные оценки. Даже если работа выполнена очень плохо, при проверке ставлю “смотрено” и объясняю, что не хотела ставить плохую отметку, так как знаю, что можно красиво написать и исправить свои ошибки. Использую разного вида поощрения:  Любуемся каждой написанной буквой.  Не получилось – не беда! Первый блин всегда комом. Вторая лучше, а третья ещё лучше.  Похвала: “Молодец, лучше меня написал, совсем как взрослый!”  Выставка работ в классе.  Выставки для родителей.  Тем, кто лучше напишет, вручаю “рисунки букв – друзей”. Каллиграфические навыки формируются не только на уроках русского языка, но и на других уроках, поэтому стараюсь во всех письменных работах обращать внимание на правильное начертание и соединение букв.