КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
Автор: Беляева Татьяна Николаевна

КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫКлючевые слова: культура, поведение, воспитание, старшие дошкольники. Введение. Старший дошкольный возраст рассматривается как важный этап в развитии личности, благодаря направленным педагогическим воздействиям, ориентированным на ознакомление детей с правилами поведения в процессах различных видов деятельности: трудовой, игровой, коммуникативной деятельности, имеющих морально значимую ценность. Приобретение опыта общения, элементарной культуры речи и культуры поведения и главное у детей складывается правильное эмоционально – нравственное отношение к окружающему его миру. Именно у дошкольников можно заметить и наблюдать проявление чувствительности в общении и со взрослыми, и с детьми; у детей начинают обнаруживаться особенности его нравственного становления: мотивы, привычки и навыки, поступки и отношения, влияющие на развитие качеств личности, как обстоятельно формирующие положительный базис личности, так и негативных. Справедливо отмечается важность своевременной организации воспитания, как целенаправленного процесса «закладывания основ» культуры поведения, начиная с дошкольного возраста. Цель статьи: выделить сущностные характеристики ключевых терминов и представить обобщение в проблемно-терминологическом поле.Изложение основного материала статьи. Рассмотрим некоторые понятия, важные для изучения темы, такие как «воспитание», «поведение», «культура» и «культура поведения». Воспитание является важным объектом для изучения множества гуманитарных наук, каждая из которых по своему трактует определение данного понятия. Представлены разными авторами определения термина «воспитания», которые были выявлены в результате анализа научной литературы, А.В. Петровский считает, что «Воспитание – это воздействие на поведение человека, которое осуществляются с целью прививания определенных установок. Они обеспечат ему условия для развития в обществе» [8]. С точки зрения П.И. Пидкаситых «Воспитание – это целенаправленная, содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни» [4]. По мнению Н.С. Даведьяновой «Воспитание – это процесс целенаправленного развития способностей человека, помогающих ему взаимодействовать с миром». Анализ различных подходов к определению термина «воспитание», показал, что данный процесс интересовал значительное количество учёных, которые внесли личный вклад в изучение данного термина. Понятия «поведение», является предметом изучения целого ряда наук. Развитие поведенческих навыков предполагает усвоение определенных норм и правил, выработанных человечеством. Поведение является отражением внутреннего мира человека. Исследователи демонстрируют разные подходы к определению данного понятий. В.М. Полонский считал, что «Поведение – это внешние проявления психической деятельности, поступки и действия человека» [9]. По мнению Б. Скиннера «Поведение – это активное воздействие субъекта на окружающую среду с целью изменения событий, а также респондентное как реакция на определённый стимул» [10]. С точки зрения научных подходов к определению понятия «поведение», можно отметить, что:- его содержание включает в себя суть: оперативность осознанной активности, динамичность, пластичность и гибкость;- особая форма деятельности; - активное воздействие субъекта на окружающую среду с целью изменения событий;- совокупность определенных поступков личности.Понятие «культура» со временим развивалось. Изначально под «культурой» понимали процесс обработки и ухода землей человеком. Позже это понятие расширилось. Сам термин «культура» приобрёл содержательную значимость как в истории, так и в философии, педагогике и социологии. М. Вебер считал, что «Культура – это важный фактор регуляции хозяйственной деятельности, социальных отношений и политики, но она не растворяется в этих сферах деятельности» [3]. С точки зрения Л. С. Выготского «Культура – это человеческая деятельность в ее самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом» [1]. Можно отметить, что в каждой науки формируются собственные представления о понятия «культура», в которых выделяются различные ее особенности в соответствии с предметом науки, но, тем не менее, в каждой области выделяются схожие черты, характеризующие культуру как понятие.Культура поведения понимается как осознание норм, правил социума к их присвоению, что, в сою очередь, становится инструментом своих поступков. Тем не менее, освоение норм поведения может находить свой качественное выражение в поступках, как индикатор сформированного качества личности – воспитанность. В настоящее время, во многих гуманитарных дисциплинах, «культура поведения личности» понимается как длительный процесс работы самого человека по формированию своего морального и этического облика. Более подробно рассмотрим характеристики понятия «культура поведения» с представлением комментариев каждой дефиниции. (Таблица).Таблица Информационное поле понятия «культура поведения»Обобщение. Изучение, анализ научной литературы позволил сделать некоторые обобщения: понятие «культура поведения» рассматривается дидактами и одинаково, и по-разному, причем каждый и придерживается основных подходов, но привносит нечто специфические, свои акценты в смысл. И. тем не менее, в качестве выводов, можно говорить о много значности, много содержательности этого понятия, которое включает в себя культуру как ценность социального существования через чувства, знаний о нормах, желания приобрести эту характеристику, позволяющую взаимодействовать с социумом, не нарушая правил жизнедеятельности. Задача дошкольной организации заключается в том, чтобы на этапе этого возраста, ресурсами ДОО, обеспечить вхождение в культурную среду, по освоению правил поведения, по содействию формирования устойчивых привычек культурного поведения в окружающей действительности.Литература и источники:1.Выготский, Л. С. Лекции по психологии [Текст] / Л. С. Выготский. – СПб.: Союз, 2016. – С. 3202.Данилова, О. А. Культура поведения [Текст] / О. А. Данилова // Вестник научных конференций. – 2017. – № 10. – С. 33-35.3.Ерасов Б.С. - Социальная культурология. - М., 2000. С 105.4.Иляшенко Л.К., Лапшова А.В., Цыплакова С.А. Профессиональное самоопределение студентов в воспитательно – образовательном процессе вуза // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 63-2. – С. 209. 5.Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание… Воспитание! – М., 1996.6.Островская, Л.Ф., Поведение – результат воспитания [Текст] : учебное пособие / Л. Ф. Островская. – М.: Владос, 2017. – С. 1207.Петерина С.В., Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1986. – С. 968.Петровский А.В. Психология и время. - М., 2007.9.Полонский В.М., Словарь по образованию и педагогике [Текст] /В.М. Полонский. – М.: Высш. шк., 2004. – С. 55110.Скиннер Б.Ф., Технология поведения / Пер. с англ. А. Гараджи // Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В. И. Добренькова. — М.: Изд-во МГУ, 1994. — С. 30—46.11.Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов.1983. – С. 320 – 332.