Зимушка - зима


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Зимушка - зима
Автор: Александрова Галина Всеволодовна

Конспект в подготовительной группе на тему: «Здравствуй, Зимушка – Зима»Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о зимеЗадачи: - познакомить детей с природными особенностями зимних месяцев; развивать у детей способность наблюдать, строить предложения, делать выводы;- уточнить признаки зимы; подбирать однокоренные слова, упражнять в подборе прилагательных, существительных, согласовывая их в роде, числе и падеже;- активизировать словарь по данной теме; - развивать зрительное и тактильное восприятие, логическое мышление, зрительное внимание, слуховую память;- воспитывать эмоционально-положительное отношение к красоте окружающей природы;- формировать доброжелательное отношение друг к другу; - воспитывать умение работать и играть в коллективе;Ход занятия:Воспитатель: ребята скажите пожалуйста какое сейчас время года?Дети: зима.Воспитатель: Правильно, сейчас я загадаю загадки, слушайте внимательно.Я белым покрывалом всю землю накрываю,Белю поля, дома, зовут меня …. (Зима).Невидимкой, осторожноОн является ко мнеИ рисует, как художник,Он узоры на окне… (мороз).В белом бархате деревья –И заборы и деревья.А как ветер нападет,Этот бархат опадет … (иней).Бел, да не сахарНог нет, а идёт.На всех садится,Никого не боится… (снег).Явилась вслед за осеньюЯ по календарю.Я самый лучший праздник вамНа радость подарю!А землю белым снегом яУкутала сама.Ребята, отгадайте-ка,Ну, кто же я? (Зима)Назовите, пожалуйста, зимние месяцы.  Дети : Декабрь, январь, февраль.Воспитатель: Правильно, молодцы.Зимушкой – зимой” в народе называли самое суровое время года. В народе издавна зимнее время года представлялось в образе сказочного персонажа Мороза или Морозко – волшебного богатыря – кузнеца, который сковывает холодами реки, ударяет по углам изб, так что трескаются брёвна. Не случайно в русских сказках Мороз носит имена – Трескун и Студенец. Живёт он в ледяных домах, глубоких колодцах, одаривая богатствами тех, кто умеет трудиться.Ребята, а какими еще словами можно сказать о зиме?Детибелоснежная, холодная, морозная, трескучая, радостная.Воспитатель: правильно, молодцы.Декабрь-первый зимний месяц. Летят с неба лёгкие белые снежинки и украшают землю пушистым белым ковром. Деревья и кустарники стоят без листьев, на голых ветках лежит снег, только ель и сосна остаются по-прежнему зелёными. Сквозь низкие серые облака редко поглядывает солнце, поэтому и называют декабрь в народе«хмурень» - хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные. По ночам в декабре трещит мороз - строит ледяные мосты на водоёмах. 22 декабря - самый короткий день в году. После 22 декабря день начинает понемногу прибавляться. Январь-второй месяц зимы. Лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрипит снег. В народе январь называют «лютень» или «лютовей». В январе тропинки в лесу белые, льды на реках синие, сугробы высокие, а звёзды ночью яркие. Рисует мороз на стёклах удивительные узоры. «Месяц январь - зимы государь» - так в народе говорят. Февраль-последний месяц зимы. Метели и вьюги наметают высокие сугробы, а порывистые ветры гонят по земле снежную позёмку. В старину февраль называли «снеговеем», «ветродуем». С давних времен в народе существовало деление ветров на добрые и злые. Так, благоприятный, слабый ветерок называли «святым воздухом», а холодный ветер с севера называли «сиверкой». Когда становилось холодно, так и говорили: «Сиверка подул» В феврале, день становится длиннее, начинает пригревать солнышко, с крыш свисают длинные хрустальные сосульки, иногда звенит первая робкая капель, снег подтаивает, темнеет, а сугробы оседают. Люди приметили, что день 2 февраля показывает, какая будет весна. Если в этот день будет солнце, то весна будет тёплой. Если же день пасмурный, готовься к поздним заморозкам. Вот такая примета.Воспитатель: А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Какая погода может быть зимой?» Предлагаю вариант (если дети затрудняются): Если на улице идёт снег, то погода… Снег – (снежная); Мороз – (морозная); Ветер – (ветреная); Стужа – (студёная); Холод – (холодная). Игра -викторина «Что наделала зима?» Зима пришла с морозами и всё…- (заморозила). Метель мела и все тропинки…– (замела). Река покрылась льдом и всё(заледенела). Зима позвала и вьюгу и всё(завьюжила). Игра «Назови ласково» -Хоть зима всё заморозила и замела, но мы любим её и ласково называем как? (Зимушка). Мороз – (морозец). Лёд – (ледок). Холод – (холодок). Метель – (метелица). Игра «Найди лишнее слово». Послушайте и найдите лишнее слово. (Дети находят лишнее слово и объясняют свой выбор). Мороз, морозильник, мороженое, моросит. Снег, снегирь, снасти, снеговик. Холод, хороший, холодильник, холодок. Лёд, ледышка, лекарство, ледяной.Упражнение «Назови действие» Зимой метель (метёт) Ночью ветер в трубах (воет, завывает) Из снеговой тучи снежинки (падают, летят, кружатся). В лесу зимой голодный волк (воет) На зиму медведь в берлоге (засыпает) Мороз щёки и нос (щиплет) Зимой вода в реке (замерзает) Иней на ветках деревьев (блестит) Зимой снег всё вокруг (накрывает) Деревья зимой (спят) Под снегом травка зимой (греется) Зимой насекомые (прячутся) Воспитатель: Молодцы! Хорошо знаете зимние явления. Основное изменение в зимней погоде – это наступление холодов. Холод заставил людей надеть тёплые пальто, шапки, сапоги, варежки.Ребята, какие вы молодцы! Помогли мне ответить на вопросы.Рефлексия: ребята, о чем мы сегодня с вами говорили?Дети: о зиме, о зимних месяцах, о явлениях в природе зимой.Воспитатель. Молодцы.