Формирование творческого потенциала учителя путем совершенствования и поиска разнообразных методов обучения и воспитания в процессе реализации стандартов ФГОС


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование творческого потенциала учителя путем совершенствования и поиска разнообразных методов обучения и воспитания в процессе реализации стандартов ФГОС
Автор: Наталья Викторовна Гавриленко

Тема :Формирование творческого потенциала учителя путем совершенствования и поиска разнообразных методов обучения и воспитания в процессе реализации стандартов ФГОС..
Эпиграф к педагогическому совету: • Живем в эпоху нанотехнологий, • и каждый год дает нам новый старт, • То освоение журналов электронных, а ныне- новый наш • образовательный стандарт .
Что такое творчество? • Деятельность людей, преобразующая мир в соответствии с целями и потребностями человека на основе объективных законов реальной действительности .
Понятие Творчество и педагогическое творчество. • Педагогическая деятельность всегда предполагает творчество, поиск нового, интересного, самобытного. • Слово творчество происходит от слова творить и означает искать, изобретать и создавать то, что не встречалось в прошлом опыте. • Педагогическое творчество имеет особенность: его содержанием является творение (воспитание и формирование) человека разумного, всегда неповторимого, уникального.
Что такое творческий потенциали почему его нужно развивать?
Творческий потенциалпредставляет собой сложное, интегральное понятие, которое включает в себя природно-генетический, социально-личностный и логический компоненты, в совокупности, представляющие собой знания, умения, способности и стремления личности преобразовать (улучшить) окружающий мир в различных сферах деятельности в рамках общечеловеческих норм морали и нравственности. Сам термин часто может употребляться как синоним творческая личность, одаренная личность. Ценность творчества, его функции, заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе творчества.
Потенциал(от лат - сила) - в широком словоупотреблении трактуется как средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии, а также средства, которые могут быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определенной цели.Потенциал личности- способность человека к умножению своих внутренних возможностей, в первую очередь - способность к развитию. Потенциал личности - возможность жить богатой внутренней жизнью и эффективно взаимодействовать с окружением, быть продуктивным, эффективно влиять, успешно растииразвиваться.
По мнению американского ученого П. Хилла, творчество - это успешный полет мысли за пределы неизвестного, оно дополняет знания, способствуя созданию вещей, которые не были известны ранее.
Готовность определять нестандартные подходы в решении проблем. Эффективное применение имеющегося опыта в новых условиях. Способность разработки новых методов, форм, приёмов и их оригинальных сочетаний. Умение видеть веер вариантов решения одной и той же проблемы.Творчество в условиях нововведений предполагает новое видение предмета, новое решение возникающих проблем, готовность к отказу от привычных схем и стереотипов поведения, восприятия и мышления, т.е. готовность ксамоизменению.
Какие факторы наиболее актуальны? Какие условия необходимы для творческого развития учителя? ?Что нужно, чтобы коллектив развивался творчески?
Факторы развития творческого потенциала педагогов делят: внутренние и внешние
Внешние: Влияние социально-экономической среды . Особенности учебного заведения
Система стимулирования педагогического труда. Коллективная работа над научно-методической проблемой
Внутренние: 1.Потребность педагога в творческой деятельности; 2. Мотивация творчества; 3. Самообразование; 4. Духовно-ценностная сфера его личности;
Чтобы коллектив развивалсятворчески нужно: Точность и дисциплина во всём. Высокий общий уровень развития. Умение слушать критику. Способность доводить дело до конца.
Главные признаки творчества: Создание нового или существенное усовершенствование
известного. Оригинальность, неповторимость продукта деятельности, её результатов.
Взаимосвязь творчества и сотворчества.Процесс развития творческого потенциала у каждого учителя строго индивидуален. Своеобразие развития определяется различными природными предпосылками, свойствами нервной системы, темперамента, характера т.е. типами; уровнем развития личности, который находит отражение в особенностях самопознания, саморазвития, самооценки; ценностными ориентациями личности. Поэтому процесс развития творческого потенциала учителя отличается индивидуальным темпом и характером, содержательным своеобразием проявлений свойств творческой индивидуальности.
Результаты реализации творческой деятельности. Внешние результаты :
1. составленные и реализованные педагогом авторские программы обучения и воспитания школьников; 2 методические разработки, повышающие эффективность деятельности педагога;
3. креативно организованные учебные или воспитательные процессы; 4 .собственные образовательные продукты в преподаваемом предмете
Внутренние результаты: являются источником внешнего творчества. 1 уточнение отношения к различным подходам в образовании, 2 изменение в характере организации педагогического процесса, 3 совершенствование профессионального мастерства, 4 развитие профессиональных способностей педагога
Качества творческого педагога. 1 уметь формулировать и решать педагогические задачи; 2 уметь видеть и развивать индивидуальные способности своих воспитанников; 3 владеть формами и методами эвристической деятельности; 4 заниматься самообразованием, 5 стремиться к личностному творческому росту, рефлексивной деятельности, осознанию творческих изменений
Сферы творческой деятельности. 1. Методическое творчество. Оно связано с умением анализировать педагогические ситуации, правильно выбирать и строить методические модели, конструировать содержание учебно-воспитательного процесса
Коммуникативное творчество Оно связано с организацией педагогически эффективного общения как с детьми, так и с родителями, коллегами, администрацией; и с умением осуществлять саморегуляцию
Творческое самовоспитание–это процесс осознания себя конкретной творческой индивидуальностью, определение своих профессионально- личностных качеств, требующих дальнейшего совершенствования и корректировки, разработки программы собственного самосовершенствования.
Критерии формирования творческой активности педагога
• постановка цели деятельности и ее анализ. • ориентирование в различных ситуациях с целью принятия правильного решения. • реализация определённых программ и планов исполнения;
• проверка результатов своей деятельности и корректировка её с учётом изменяющихся ситуаций.
Закон творчества • творчество учителя пробуждает творческую деятельность учащихся.
Подходы к творческой реализации учителя. 1 Углубленно-смысловой. Ученики с помощью занятий продвигаются вглубь изучаемого предмета;. ставится задача обучения через отыскание и решение научных проблем изучаемого предмета;
2 методологический. Перевод деятельности школьников с традиционной системы обучения на метапредметную;
3 личностно-гуманистический. обучение идет не с предметом к детям, а с детьми к предмету
4 коммуникационный. Через внешнюю мотивацию деятельность детей приобретает творческий характер ( Ильин, Шаталов , Лысенкова);
5 философский. Творчество детей имеет выраженную внутреннюю мировоззренческую направленность, а результаты обучения рассматриваются с позиции личностного самосозидания ученика
Индивидуальный стиль деятельности. • Система предпочитаемых учителем приемов, склад его мысли, манера общения, способы предъявления требований и разрешения конфликтов. • Но индивидуальный стиль деятельности учителя, который работает по ФГОС НОО и ОО должен быть творческим. И одним из критериев творческого стиля деятельности учителя является артистизм.
Артистизм. 1 Способность почти мгновенно переключаться на новые ситуации, оказываться в новом образе, умение жить идеями, передаваемыми ученикам на уроке, причем жить искренне.
2 Богатство личностных проявлений, образный путь постановки и решения проблем, игра воображения, изящество, одухотворенность, ощущение внутренней свободы
Цель педагога, работающего по ФГОС. • стремление почувствовать и выявить свою творческую индивидуальность, неповторимые особенности своей личности, своеобразие своего педагогического почерка.
Учитель практически существует в режиме эксперимента в каждую минуту урока, так как основным предметом его исследовательской деятельности является учебная ситуация. Творчество обуславливается потенциалом личности педагога, сформированным на основе накопленного им социального опыта, психолого- педагогических и предметных знаний, новых идей, умений и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы и тем самым совершенствовать исполнение своих профессиональных функций.С другой стороны, опыт работы в школе убеждает, что творчество приходит только тогда и только к тем, для кого характерно ценностное отношение к труду, кто стремиться к повышению профессиональной квалификации, пополнению знаний и изучению опыта, как отдельных педагогов, так и целых педагогических коллективов.Нередко творческую природу труда педагога выводят из умозаключения: педагогический труд по преимуществу умственный, а умственный – значит творческий. Только эрудированный и имеющий специальную подготовку педагог способен найти новые, оригинальные пути и способы решения проблемы путём творческого воображения и мысленного эксперимента.Роль учителя в современном мире чрезвычайно велика. Ориентация учебного процесса на самостоятельную и поисковую деятельность, несомненно, обеспечивает умение использовать знания с наибольшей эффективностью. Творческой можно считать личность, значимой характеристикой которой является способность превращать совершаемую деятельность в творческий процесс.
Творчески работающие педагоги , реализуя на практике технологию творческой деятельности, ставят для своих уроков следующие задачи:– поддержка и развитие интереса к предмету;– формирование навыков исследовательской работы;– решение практических упражнений;– организация работы с современными источниками информации.
Каждый педагог должен учить и воспитывать детей через призму того, что у него лучше всего получается, что ему больше всего нравится. А чтобы определить, что же получается лучше всего, необходимо постоянно пробовать, экспериментировать, размышлять, и этот процесс должен быть бесконечным.
Притча
В сарае стояли два плуга. Один был ржавый и некрасивый, а второй весь блестящий, начищенный. Ржавый плуг с завистью смотрел на то, как солнце отражается на блестящих боках соседа. Однажды он не выдержал и сказал:
- Это несправедливо! Мы с тобой одинаковые. Но ты такой красивый, весь блестишь, а я нет. Откуда у тебя это великолепие? Должно быть равноправие! Второй плуг усмехнулся и сказал:
- Должна быть справедливость! Я с раннего утра и до позднего вечера работаю, поэтому и блещу. Мне просто некогда ржаветь!
Заповеди Творческой личностидоктора социальной психологии, профессора Поля Вайнцвайга: 1.Будь хозяином своей судьбы
2.Достигни успеха в том, что любишь
3. Внеси свой вклад в общее дело
4. Развивай свои творческие способности
5.Старайся мыслить позитивно