Об особенностях организации детских видов деятельности на разных этапах развития, в соответствии с ФОП ДО


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Об особенностях организации детских видов деятельности на разных этапах развития, в соответствии с ФОП ДО
Автор: Питерская Любовь Петровна

Об особенностях организации детских видов деятельности на разных этапах развития, в соответствии с ФОП ДО Какие виды детской деятельности организуются в ДОО? Согласно ключевым положениям Федерального государственного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) конкретное содержание образовательных областей может реализовываться в различных видах деятельности: общении, предметной, игровой, двигательной, речевой, экспериментировании и познавательно-исследовательской, изобразительной деятельности и конструировании, музыкальной, трудовой. ПО ФГОСТАБЛИЦА 5 СЛАЙД – 13 СЛАЙД14СЛАЙДКакие виды детской деятельности являются ведущими? В разные возрастные периоды ведущими являются следующие виды деятельности: Какими способами можно поддержать инициативу и самостоятельность ребенка в деятельности? Деятельности, которые организованы по инициативе ребенка чаще всего составляют группу свободной самостоятельной деятельности детей. Такие виды детской деятельности направлены и содержательно связаны с интересами и предпочтениями детей. Желания детей могут быть самыми разнообразными, что проявляется в стремлении ребенка включиться в игру, сочинить рассказ или песню, танцевать, конструировать или исследовать, рисовать или лепить. При этом педагог поддерживает ребенка в его стремлении заняться самостоятельной инициативной деятельностью, для этого он использует специальные приемы поддержки. Это могут быть вопросы: «Ты будешь делать домик из конструктора или картона?», «Для кого будешь делать домик?», «Ты будешь делать домик один или пригласишь других детей?». Поддержать инициативу можно одобрением и поощрением действий ребенка: «Очень интересная идея, я думаю, у тебя обязательно должно получиться», «Как хорошо, что ты придумал сделать коробочку для мелких игрушек, теперь они не потеряются и их не придется искать», «Я думаю, что написать письмо заболевшему ребенку очень хорошая идея, Антону будет приятно его получить» и другое. Для поддержки детской инициативы и активности детей важно правильно организовать РППС, наполнить ее атрибутами и оборудованием для возможности включиться ребенку в разные виды детской деятельности. Педагог может предоставлять ребенку выбор игрушек, деятельности, партнеров, места; побуждать детей к самостоятельной свободной активности собственным примером (начинает сам какую-либо увлекательную деятельность – рисует красками, вырезает снежинки, делает корзиночки и прочее); создавать проблемные ситуации («Ребята, давайте украсим группу к празднику, у нас есть цветная бумага и ножницы. Как можно это сделать?» и другие). Для развития детской инициативы необходимо особое внимание уделять поддержке детского интереса к окружающему миру, обращать внимание на детские вопросы, поощрять желание ребенка получать новые знания, осуществлять деятельность в соответствии со своими интересами. Как развивать игровую деятельность детей? Игра является для ребенка самоценной, эмоционально-насыщенной формой жизнедеятельности. Развитие игры происходит не спонтанно, а зависит от условий жизни и воспитания ребенка. Развитие игровой деятельности детей осуществляется по следующим направлениям: Обогащение содержания игры. Игра носит отражательный характер, в ней ребенок отображает интересующие его стороны действительности, стремится разобраться в социальных отношениях. Такой опыт дети получают в процессе экскурсий, наблюдений, рассматривания картин, просмотра мультипликационных фильмов и кинофильмов, из книг и общения со взрослыми и сверстниками. Развитие игровых умений или способов построения игры. На протяжении дошкольного детства игра меняется, усложняется способ построения игры. Развитие игрового общения, способов игрового сотрудничества. Творческая игра по своей природе ориентирована на взаимодействие между детьми, связанное с распределением ролей, согласованием игрового замысла, разрешением спорных ситуаций. Практика игрового сотрудничества накапливается у детей в играх, которые носят совместный характер, требуют согласования в решении игровых задач. Основные приемы развития игровой деятельности детей:
  • включение в игру новых предметов;
  • включение в игру новых действий (показ, обсуждение);
  • наблюдение за окружающим миром и социальными явлениями и их обязательное обсуждение с выделением действия, содержания речевого взаимодействия;
  • смещение акцента от моделирования действий к моделированию отношений;
  • помощь в выборе сюжета, обозначении ролей; обсуждение правил, регулирующих отношения в игре;
  • организация РППС.
  • Как инициировать познавательную деятельность детей? В основе развития познавательной деятельности ребенка лежит поддержка познавательной активности. Она проявляется в самостоятельности выбора игр и занятий, участии ребенка в организации игры, стремлении к общению, формулировке высказывания и отношении к событию и т.д. Можно выделить следующие виды познавательной активности:
  • исполнительскую активность, которая состоит в принятии ребенком предъявленной задачи, выборе способа действий на основе высказанных взрослым общих требований, показе образца, схемы («Я жду помощи», «Я сомневаюсь», «Делаю так же»);
  • творческую (исследовательскую) активность, состоящую в самостоятельном выборе деятельности, постановке цели, выборе способа осуществления с высказыванием нескольких предположений, получением личностно-значимого результата («Я могу!», «У меня получится!», «Мне же нравится!», «Как интересно!»).
  • Практические приемы инициирования, повышения активности в поисковой деятельности состоят в том, чтобы заинтересовать ребенка предстоящей деятельностью, ее образностью, эмоциональностью, значимостью и необходимостью участия. Важно мотивировать ребенка к исследовательскому поведению в ходе поиска способа выполнения. Для этого следует обсуждать возможные варианты поиска, прогнозирование хода и результата («Если так …, то …», «Что изменится, если …»), составлять алгоритмы, уточнять правила и ограничения, использовать приемы творческой педагогики (элементы творческих игр, сюрпризы, превращения, одушевления персонажей и другие). Накопление ребенком опыта инициативного поведения в познавательной деятельности становится его личностным достижением и переносится в другие сферы. . Организация трудовой деятельности детей. Своеобразие трудовой деятельности детей определяет особенности ее организации в ДОО. Ребенок не создает в своем труде общественно значимые материальные ценности. Значение детской трудовой деятельности в ее развивающем воздействии на личность ребенка. Труд удовлетворяет потребность ребенка в самоутверждении, в познании своих возможностей, позволяет ощутить себя «взрослым». В процессе трудовой деятельности у детей формируется потребность быть аккуратным, содержать одежду в чистоте, поддерживать порядок в игровом уголке и групповой комнате, ухаживать за растениями, делать поделки для игры, украшения группы, помогать взрослым, эстетически привлекательно организовать свой быт (красиво расставить столовые приборы, игрушки, аккуратно застелить кровати) и другое. Трудовая деятельность связана с другими видами детской деятельности (познавательной, предметной деятельностью, общением). Особенно следует отметить близость детского труда к игре. Трудовая деятельность возникает и развивается в процессе игровой деятельности: дети отражают труд людей (готовят обед, стирают одежду, «ремонтируют машину» и другое), готовят атрибуты, необходимые для изображения взятых на себя ролей (бумажные кораблики, матросские шапочки, знаки дорожного движения, флажки и другое). Постепенно трудовая деятельность обособляется от игры и становится самостоятельной к концу дошкольного детства. Дети помогают поливать и убирать участок, расчищать дорожки от снега, ремонтируют игрушки и книги и другое. В трудовой деятельности особое значение имеет игровая мотивация. Например, чтобы играть в больницу – подготовить рецепты (нарезать из бумаги), для игры в моряков – нарисовать на листе бумаги синие полосы для использований их в качестве элементов тельняшек, для игры в космонавтов – подготовить баллоны с воздухом (надуть воздушные шарики) и другое. Только в старшем дошкольном возрасте к игровому мотиву добавляется осознанное желание получить одобрение, положительную оценку своих действий взрослыми, стремление помочь другим людям, доставить радость родным и друзьям (подготовить открытку для мамы, сестренки, бабушки; отремонтировать разорванную книгу и другое). Включение ребенка в трудовую деятельность представляет собой сложный процесс, требующий особой роли взрослого: взаимодействие педагога с детьми в трудовой деятельности, наблюдение за трудовой деятельностью детей, изучение детских возможностей и перспектив развития детской трудовой деятельности, организацию дежурств, поручений, коллективной трудовой деятельности детей. Педагогу при организации трудовой деятельности можно рекомендовать наблюдение за инициативой детей по осуществлению трудовых действий, проведение бесед и игровых проблемных ситуаций с детьми, направленных на выявление их интересов, предпочтений в разных видах детской деятельности, требующих умений в элементарной трудовой деятельности. При этом основная задача педагога при организации самостоятельной трудовой деятельности детей – наполнить повседневную жизнь группы интересными делами и событиями с включением каждого ребенка в содержательную деятельность, в соответствии с его интересами и активностью.