"Логопедические игры на кухне"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Логопедические игры на кухне"
Автор: Жанна Викторовна Попленкина

Мастер-​класс для родителей «Логопедические игры на кухне».Семья – это счастье, любовь и удача,Семья – это летом поездки на дачу.Семья – это праздник, семейные даты,Подарки, покупки, приятные траты.Рождение детей, первый шаг, первый лепет,Мечты о хорошем, волнение и трепет.Семья – это труд, друг о друге забота,Семья – это много домашней работы.Семья – это важно!Семья – это сложно!Но счастливо жить одному невозможно!Всегда будьте вместе, любовь берегите,Обиды и ссоры подальше гоните,Хочу, чтоб про нас говорили друзья:Какая хорошая Ваша семья!Мария Лангер.Цель: знакомство родителей с логопедическими играми и упражнениями, направленными на профилактику речевых нарушений у детей.Задачи:- сформировать у родителей представления о значении игры в развитии ребенка;- привлечь внимание родителей к детской игре, как деятельности, которая в условиях семьи наиболее полно удовлетворяет потребности ребенка в познавательном, развивающем и эмоциональном общении со взрослыми и сверстниками;- предоставить родителям практические рекомендации по использованию игр и упражнений в условиях семьи, направленных на развитие речевых процессов ребенка.Участники: родители, учитель-логопед.Материал и оборудование: экран, проектор, компьютерная презентация «Артикуляционная гимнастика для дошкольников»; столы, стулья; мячик; настольные зеркала и салфетки, листок бумаги с плодовым деревом, цветные карандаши на каждого участника; дидактическая игра «Сдуй бабочку с цветка» на каждого участника.Предварительный этап: Анкетирование родителей (выявление  запросов родителей по речевому развитию детей), беседы, индивидуальные консультации. Пригласительные открытки  родителям на собрание. Ход мероприятия:
  • Приветствие.
  • –Здравствуйте! Мне очень приятно  видеть Вас на нашей встрече. Сегодня она организована в рамках мастер-класса. И хочется сказать, что сегодня мы собрались для того, чтобы… (Родителям  предлагается закончить фразу по своему усмотрению).
  •  Вступительный этап.
  • Для продуктивного знакомства, чтобы снять напряжение и скованность, предлагаю познакомиться поближе. Каждый взрослый, называя свое имя и имя ребенка, передает мячик соседу.А теперь поиграем в игру «Слушай внимательно – выполняй старательно».-Поднять правую руку вверх, кто считает, что у его ребенка нет проблем в речевом развитии.-Поднять левую руку вверх, кто считает, что у его ребенка есть проблемы в речевом развитии.-Вытянуть правую руку вперед, кто считает речь своего ребенка эмоциональной, выразительной.-Вытянуть левую руку вперед, кто считает речь своего ребенка чистой с четким произношением.Это простое упражнение показывает не только, как вы понимаете речевую проблему своего ребенка, но и то, насколько трудно слушать и, в то же время выполнять задание. Теперь вы имеете представление, насколько это трудно делать нашим детям. Ваши ответы говорят о том, что тема нашего АКТУАЛЬНА и  ЗНАЧИМА. Заботливым и думающим родителям  в увлекательной игровой форме  поможет сегодняшняя информация заниматься с  детьми, так называемой речевой гимнастикой – артикуляционной. Мини-лекция «Логопедические игры на кухне».Под логопедическими играми имеются ввиду самые разнообразные задания и упражнения, прямо или косвенно способствующие развитию речевых навыков. Значительную часть времени мы проводим на кухне. И где же, как не на кухне, заниматься развитием речи. Постарайтесь использовать его для общения с ребенком. Да и различных «дидактических» материалов на кухне – более чем достаточно.Все игры разделены на группы: игры на развитие мелкой моторики, игры на развитие звукового восприятия, игры на развитие грамматического строя речи ,игры на обогащение словарного запаса. Конечно же, многие мамы знают о пользе развития мелкой моторики рук для развития речевых навыков и позволяют своим малышам поиграть на кухне с крупами. Крупу можно перебирать, пересыпать из одной емкости в другую с помощью ложки или просто так ,просеивать через сито, рисовать пальчиками на рассыпанной на плоском подносе манке, делать аппликации крупой, искать спрятанные в крупе мелкие игрушки, нанизывать макароны на шнурок и т.д. Разнообразие занятий с крупами ограничено лишь вашей фантазией, и каждое из них будет по-​своему полезно для крошечных пальчиков.Например, вы заняты приготовлением ужина, а ваш малыш крутится возле вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или даже пшено – тем самым малыш окажет вам посильную помощь, а заодно потренирует свои пальчики.Увлекательными могут быть игры с соленым тестом. Поделки из него хранятся очень долго, ими даже можно играть. Рецепт приготовления прост: два стакана муки, один стакан соли, один стакан воды (ее можно подкрасить), две столовые ложки растительного масла – все смешать, чуть подогреть и получится мягкий комок. Лепите на здоровье!Но логопедические игры дома – это не только повод «нейтрализовать» ребенка, пока мама занимается своими важными делами вроде приготовления обеда или мытья посуды. Это еще и замечательная возможность привлечь малыша к реальной помощи по хозяйству и сделать это занятие увлекательным и полезным для ребенка. Как думаете, справится ли Ваш кроха с намазыванием масла на хлеб, сможет ли очистить вареное яйцо к завтраку или сваренные в мундире овощи? Сомневаетесь? А вы попробуйте! Ребенку такие занятия вполне под силу. А сколько удовольствия доставят ему такие «взрослые» задания!Кухня – подходящее место и для развития звуковосприятия. Помешивая ложкой в стакане, закрывая крышкой кастрюлю, предложите отвернувшемуся ребенку отгадать, какие предметы могут издавать такие звуки. Прошуршите пакетиками со специями, погремите горохом или гречкой в стеклянной банке и т.д. А ребенок пусть попробует отгадать, закрыв глаза. Ребенку, который уже умеет говорить, предложите поучаствовать в составлении меню. Например, в понедельник будем готовить пирожки, печень и картофельное пюре, во вторник — ватрушки или вареники, суп с вермишелью; в среду – сырники, рассольник и спагетти и т.д. Заодно и дни недели выучите.Вместе с ребенком попробуйте приготовить ужин (в названии блюд должен быть звук [С]: салат, сырники, морс, суп). Не путайте твердые и мягкие согласные звуки! И если ребенок скажет «селедка», то похвалите его, но интонацией дайте почувствовать разницу между звучанием твердого и мягкого звука. По этому же принципу придумайте меню с названием блюд, где встречаются другие звуки. Предложите ребенку убрать или помыть посуду, в названии которой есть звук [Ч] – чашки, чайник, а затем со звуком [Л] – ложки, вилки, салатник и т.д. Покажите ребенку свои покупки. Пусть он перечислит те из них, в названии которых есть звук [Р]. Если ребенок затрудняется ответить, предложите наводящие вопросы:    - Кар-​р-р-тофель или капусту?    - Ар-​р-р-буз или дыню?    - Пер-​р-р-сики или бананы?    - Лук или огур-​р-р-цы?    - Помидор-​р-ры или баклажаны?Игра «Вкусные словечки» (по аналогии с игрой «Города»), Каждое последующее слово начинается со звука, на который заканчивается предыдущее слово.Разбирая сумку с покупками, не упускайте возможность позаниматься развитием речевых навыков ребенка. Например, можно повторить предлоги: Куда мы положим мясо? Правильно, в холодильник. Фрукты оставим на столе, а печенье уберем на полку возле шкафа…А еще поиграйте так. Ну-ка, кто больше вспомнит слов, подходящих к слову апельсин? Какой он? Вкусный, круглый, оранжевый, душистый, холодный (только что с улицы принесли), сладкий, большой, тяжелый, экзотический… А булка какая? Мягкая, сдобная, вкусная, сладкаяегкая… Научите ребенка использовать уменьшительно-​ласкательные суффиксы и получатся апельсинчик, булочка, хлебушек…«Варим варенье» - предложите варианты, например, из яблок варенье яблочное, а из смородины – смородиновое, из клубники – клубничное, из вишни – вишнёвое и т.д. и наоборот: черничное варенье из чего?Подборка игр на обогащение словарного запаса.«Закрой глаза - открой рот». Ребенок с закрытыми глазами должен рассказать, какой кусочек положила ему в рот мама (сочный, кислый, мягкий, вкусный…), а затем он называет, что это было (лимон).Можно организовать игру «Я дарю тебе словечко». Взрослый и ребенок по очереди дарят друг другу словечко, объясняя его значение, при этом ребенок может называть знакомое ему слово, а взрослый- незнакомое для ребенка слово и не просто объясняют значение этого слова. Но и составляют с ним предложение. В ходе таких упражнений обогащается словарный запас ребенка, развивается связная речь.«Давай искать на кухне слова». Попросите ребенка подумать и сказать, какие слова можно «вынуть» из борща? (свекла, капуста…). Из винегрета? Из холодильника? Плиты? Кухонного шкафа?«Угощаю». Малыш называет «вкусное» слово и «кладёт» его вам на ладошку, затем вы ему, до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «соленые», «сладкие», «кислые», «горькие», «холодные» слова (например, называйте только «сладкие» слова: мед, конфета, арбуз…). «Подбери слова». Мама просит малыша назвать «только посуду», «только овощи», «только фрукты», «только мебель» (можно дать задания сложнее: назвать «только молочные продукты», «только мясные продукты» и т. п.).Подборка игр на развитие грамматического строя.«Приготовим сок». Из яблок сок…(яблочный), из моркови…(морковный) и т. п. Справились?А затем наоборот: апельсиновый сок из чего? (из апельсина)…«Упрямые слова». Расскажите малышу, что на кухне есть «упрямые» слова, которые никогда не изменяются: кофе, какао. Попросите его придумать с ними предложения и следите, чтобы он не изменял эти слова.«Из двух – одно». Поучите малыша составлять из двух слов одно (кофе мелет - кофемолка, мясо рубит-​ мясорубка, сок выжимает соковыжималка…).«Где что спряталось?». Попросите малыша помочь найти «спрятавшиеся» предметы: кастрюлю, половник, табуретку… Оказывается, кастрюля «прячется» в шкафу, половник – на полке, табуретка – под столом, вилка лежит около ложки и т. д. А что висит на стене, стоит в холодильнике, лежит под шкафом, около стула?Игра «Один-два»- предложить ребенку стать волшебником, превратить два слова в одно или наоборот, например, большие глаза - большеглазый, длинный хвост - длиннохвостый и т.д.Надеюсь, вы поняли принцип, как играть в логопедические игры на кухне да и в любом другом месте. Обязательно используйте эти идеи и придумывайте свои варианты логопедических игр, ведь регулярные занятия на развитие речи и мелкой моторики – залог успешного и своевременного овладения ребенком этой важнейшей способностью.