Патриотическое воспитание на уроках истории


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Патриотическое воспитание на уроках истории
Автор: Левашова Яна Владимировна

На сегодняшний день одной из приоритетных государственных задач, осуществляемых средне-профессиональным воспитанием, является воспитание высоконравственной, патриотичной личности. В рабочей программе нового Федерального стандарта указываются следующие воспитательные цели: воспитание российской гражданской идентичности – патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед родиной. А также формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, и развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. Таким образом, можно сказать, что акцент, в основном, делается на воспитании гражданской идентичности, терпимости к другим и развитию морального сознания у студентов. Нравственное воспитание является стержнем гуманитарного образования, и история занимает основополагающее место в системе духовного воспитания личности. Рассматривая особенности патриотического воспитания, сначала определим, что такое патриотизм. В настоящее время нет четкости и однозначности в трактовке данного понятия, но в основном – это, прежде всего, любовь к Родине. В российской педагогической энциклопедии патриотизм определяется, как любовь к Родине, к своему народу. Патриотическое воспитание определяется как скоординированный процесс совместной деятельности государственных и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического долга и убеждения в необходимости выполнения конституционных обязанностей по защите интересов РодиныЦелью патриотического воспитания, определённого государственной концепцией «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», является развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития. Для того, чтобы патриотическое воспитание на уроках истории происходило эффективно, нужно использовать определенные методы и приемы. Непременным условием гражданско-патриотического воспитания является  изучение студентами истории своей семьи. В.А. Сухомлинский считает, что значительное воздействие производит использование познавательных исторических игр-путешествий. Применение фотографий  с изображением родной природы, написание сочинений о родном городе, знаменитых соотечественниках, знакомство с героями Отечества, культурными достижениями. Такие уроки требуют активного участия учащихся. Например, при изучении Великой Отечественной войны можно дать задание по определению роли своего города или поселка в достижении победы через рассказ о героях-земляках или фабриках и заводах, работавших на нужды фронта. Чтобы вызвать у студентов резонанс эмоций, нужно соблюдать следующие условия: эмоциональность самого преподавателя – переживание им самим тех идей, которые он передает учащимся; использование различных средств, направленных на возбуждение интереса к излагаемым знаниям; формирование определенного личностного отношения студентов, закрепленного гаммой эмоций, к различным явлениям общественной жизни. В процессе нравственного воспитания происходит раскрытие смысла многих нравственных категорий: добра и зла, равенства, чести и достоинства. Преподавателю необходимо сообщить ребятам о том, что общечеловеческие нравственные принципы и нормы являются условием человеческого общежития. Важно воспитать у подростков способность самостоятельно моделировать свое поведение. Задача историка – способствовать формированию нравственных качеств с помощью своего предмета. При этом преподаватель должен направлять студентов, вооружать их инструментарием оценки тех или иных событий, в нравственном плане должен апеллировать к лучшим качествам в человеке, опираясь на исторический материал. По мнению А.В. Елисова, существует несколько групп методов воспитания, которые необходимо использовать на уроках истории: 1) методы убеждения; 2) методы организации деятельности студентов; 3) возрастно-оценочные методы. Первая группа методов направлена на убеждение ребят в истинности и объективности исторического прошлого. Обратимся также к теме войны, поскольку именно уроки истории, связанные с военной тематикой, обладают высоким воспитательным потенциалом. Третий вид методов получил название возрастно-оценочных, сущность которых сводится к одобрению и осуждению. Их назначение - регулирующее через эмоционально-волевую сферу проявляющихся положительных и отрицательных качеств личности студентов. Вышеперечисленные методы способствуют воспитанию любви к своей Родине, формированию нравственных чувств и уважительного отношения к другим людям. По мнению многих современных педагогов для того, чтобы повысить нравственную значимость урока можно действовать в 3-х направлениях: через самого педагога, через саму историю и через форму подачи материала. Использование всех направлений в совокупности дает максимальную эффективность в реализации нравственно-воспитательных целей урока. Ведущую роль в этом направлении занимает личность педагога. Воспитание личностью есть воспитание своим примером. Педагог должен стремиться к максимальному раскрытию всех своих положительных сторон. Преподаватель сам должен любить свою Родину и уважительно относиться к окружающим его людям, обсуждать актуальные вопросы, связанные с современными событиями, совершать поездки в культурно-значимые места нашей Родины и т.д. Педагог может способствовать формированию нравственной личности ребят с помощью такой технологии обучения, как диалог, позволяющий развивать аналитические, синтетические и оценочные умения студентов. В учебный процесс важно включать такие познавательные задачи, при решении которых ученик бы размышлял над ситуацией, где участники событий стоят перед альтернативным выбором. Правильно подобранные исторические факты должны непременно присутствовать на уроках истории. Преподаватель должен с помощью материала показать ценность нравственного опыта народов, эпох, личностей. Для этого необходимо изучать шире и глубже моральные убеждения людей в процессе исторического развития; изучать деяния людей; излагать детальнее факты, носящие воспитательный характер; включать дополнительные тексты для анализа учениками; ставить нестандартные вопросы; нацеливать учеников на самостоятельный поиск трудных вопросов и ответов на них; составлять памятки-наставления, в которых систематизируется исторический опыт анализа нравственных качеств. Воспитание историей осуществляется на примерах героической борьбы, подвигов, талантов россиян. Раскрывая подвиги героев, важно, чтобы ребята подводились к осознанию, почему наши предки жертвовали состоянием, любовью, самой жизнью во имя интересов Отечества. Таким образом, уроки истории занимают основополагающее место в осуществлении нравственного и патриотического воспитания школьников, где гражданско-патриотическое воспитание  осуществляется на основе объективного изучения исторического прошлого.