рабочая программа по электротехнике и электронике


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: рабочая программа по электротехнике и электронике
Автор: Волощук Галина Владимировна

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИФилиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования«Мурманский арктический университет» в г. КировскеРАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫОП.02 Электротехника и электроникапрограммы подготовки специалистов среднего звена базовой подготовкипо специальности21.02.18 Обогащение полезных ископаемыхзаочной формы обученияКировск 2023
  • АННОТАЦИЯ К ПРОГРАММЕ
  • 1.1. Область применения программыПрограмма учебной дисциплины является частью основной программы подготовки специалистов среднего звена по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 21.02.18 Обогащение полезных ископаемых и разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС), утвержденного приказом Минобрнауки России от 05 декабря 2022 года № 1065.1.2 Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:Дисциплина ОП.02. Электротехника включена в профессиональный цикл образовательной программы и изучается на 1 курсе.Данная дисциплина относится к обязательным общепрофессиональным дисциплинам.
  • Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
  • Целью изучения дисциплины является приобретение знаний и умений для подготовки к освоению видов профессиональной деятельности, а также формирование общих компетенций в соответствии с требованиями ФГОС по специальности.В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
  • подбирать устройства электронной техники, электрические приборы и оборудование с определенными параметрами и характеристиками;
  • правильноэксплуатироватьэлектрооборудованиеимеханизмыпередачидвижения технологических машин и аппаратов;
  • рассчитывать параметры электрических, магнитных цепей;
  • снимать показания электроизмерительных приборов и приспособлений и пользоваться ими;
  • собирать электрические схемы;
  • читать принципиальные, электрические и монтажные схемы.
  • В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
  • классификацию электронных приборов, их устройство и область применения;
  • методы расчета и измерения основных параметров электрических, магнитных цепей;
  • основные законы электротехники;
  • основные правила эксплуатации электрооборудования и методы измерения электрических величин;
  • основы теории электрических машин, принцип работы типовых электрических устройств;
  • основы физических процессов в проводниках, полупроводниках и диэлектриках;
  • параметры электрических схем и единицы их измерения;
  • принципы выбора электрических и электронных устройств и приборов;
  • принципыдействия,устройство,основныехарактеристикиэлектротехническихи электронных устройств и приборов;
  • свойства проводников, полупроводников, электроизоляционных, магнитных материалов;
  • способы получения, передачи и использования электрической энергии;
  • устройство, принцип действия и основные характеристики электротехнических приборов;
  • характеристики и параметры электрических и магнитных полей.
  • ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ, СООТНЕСЕННЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
  • Содержание дисциплины должно быть ориентировано на подготовку обучающихся к освоению профессиональных модулей программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 21.02.18 Обогащение полезных ископаемых и овладению профессиональными компетенциями (ПК):ПК 1.2. Контролировать работу основных машин, параметрам механизмов и оборудования в соответствии с паспортными характеристиками и заданным технологическим режимом.В процессе освоения дисциплины у обучающихся должны формироваться общие компетенции (ОК):ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по правовой и финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;ОК 05. Осуществлять устную и письменную — коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
  • СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
  • Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
  • Тематический план и содержание учебной дисциплины
  • ФОНДОЦЕНОЧНЫХСРЕДСТВДЛЯПРОВЕДЕНИЯПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
  • Общие сведения
  • Перечень формируемых знаний, умений и компетенций
  • Показатели оценки результата освоения общих компетенций (ОК) по УД
  • Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке
  • Порядок и условия организации итоговой аттестации по дисциплине
  • Форма проведения аттестации дифференцированный зачет форме тестирования)
  • Требованиякстудентуподопускукитоговойаттестациивыполнитьвсе практические и лабораторные работы, выполнение домашних контрольных работ.
  • Количество экзаменационных вопросов 45.
  • Время выполнения заданий - 90 мин.
  • Литература для студентов, использование которой разрешено на зачете не предусматривается.
  • Краткая инструкция для обучающихся:Перед подготовкой к экзамену внимательно ознакомьтесь с критериями оценки. К экзамену допускаются обучающиеся, выполнившие все расчетно-графические работы, лабораторные работы, тестовые задания, домашние контрольные работы. Время выполнения заданий 90минут.Типовые задания для зачета (итогового теста).ВОПРОС: Формула обобщенного закона Ома.A.I=U/R B.I = (φa - φc - E) / R = (Uac - E) / R C.I*R=φa - φc - E D. Нет такого закона.Правильный ответ: BC.ВОПРОС: Определение электрической цепи.
  • Это упорядоченное направленное движение электрически заряженных частиц.
  • Это энергетическая характеристика электрического поля.
  • Совокупность различных устройств и соединяющих их проводников (или элементов электропроводящей среды), по которым может протекать электрический ток.
  • Группазаранееизготовленныхэлементов,соединенныхопределеннымобразоми предназначенных для протекания по ним электрического тока.
  • Правильный ответ: CD.ВОПРОС: Определение электрического тока.
  • Совокупность различных устройств и соединяющих их проводников.
  • Это упорядоченное направленное движение электрически заряженных частиц.
  • Это энергетическая характеристика электрического поля.
  • Это способность атомов проводника осуществлять перенос электрических зарядов, путём магнитной ориентации под воздействием энергии источника электрического тока
  • Правильный ответ: BD.ВОПРОС: Как соединены элементы?A. Последовательно,B.Параллельно,C.Смешанно,D.Не соединены.Правильный ответ: A.ВОПРОС: Формула обобщенного закона ОмаA.I=U/R B.I = (φa - φc - E) / R = (Uac - E) / R C.I*R=φa - φc - E D.Нет такого законаПравильный ответ: BCВОПРОС: Определение электрической цепи
  • Это упорядоченное направленное движение электрически заряженных частиц.
  • Это энергетическая характеристика электрического поля.
  • Совокупность различных устройств и соединяющих их проводников (или элементов электропроводящей среды), по которым может протекать электрический ток.
  • Группазаранееизготовленныхэлементов,соединенныхопределеннымобразоми предназначенных для протекания по ним электрического тока.
  • Правильный ответ: CDВОПРОС: Определение электрического тока
  • Совокупность различных устройств и соединяющих их проводников.
  • Это упорядоченное направленное движение электрически заряженных частиц.
  • Это энергетическая характеристика электрического поля.
  • Это способность атомов проводника осуществлять перенос электрических зарядов, путём магнитной ориентации под воздействием энергии источника электрического тока.
  • Правильный ответ: BD Критерии оценки
  • Типовыеконтрольныезаданияиметодическиематериалыдлятекущегои промежуточного контроля.
  • Примерные вопросы и задания для самостоятельного изучения:
  • Особенностей несимметричных конденсаторов.
  • Электрический ток в вакууме.
  • Однородные и неоднородные магнитные цепи.
  • Явление электромагнитной индукции.
  • Векторные диаграммы электрических цепей с различными видами сопротивлений.
  • Аналитические выражения несинусоидальных периодических токов, напряжений.
  • Изучить основы электробезопасности и методы оказания первой помощи при поражении электрическим током.
  • Построить схемы разветвленной электрической цепи.
  • Условное обозначение элементов.
  • Применение первого закона Кирхгофа.
  • Подготовка таблицы сравнения электрического и магнитного полей.
  • Составить таблицы сравнения электрической и магнитной цепей.
  • Построить векторных диаграмм электрических цепей с различными видами сопротивлений.
  • Подготовка сообщения «Резонанс напряжения».
  • Расчёт электрических цепей с помощью круговой диаграммы.
  • Вращающееся магнитное поле. Принцип действия асинхронного двигателя.
  • Высокочастотные трансформаторы.
  • Современные полупроводниковые материалы.
  • Лавинный пробой.
  • Однопереходные транзисторы.
  • IGB транзисторы.
  • Фотоприемные приборы.
  • Устройство отображения информации на электронно-лучевых трубках
  • Импульсные блоки питания.
  • Импульсных стабилизаторы.
  • Типовые решения задач.Краткая инструкция для обучающихся:Перед решением задачи внимательно ознакомьтесь с критериями оценки. Правильно оформите условие и решение задачи. Обязательно в конце решения должен быть ответ (вывод).ЗадачаРисунок 1 Электрическая цепьВ электрической цепи, показанной на рисунке 1, определить токи в ветвях, напряжения на всех элементах цепи, напряжение U13 между узлами 1-3, мощность источника ЭДС Е2, мощность приемника с сопротивлением R3, если известно, что Е1=12 В; Е2=13,5 В; R01=0,05 Ом; R02=0,1 Ом; R3=2 Ом; R4=R5=4 Ом.Решение задачи
  • Электрическая цепь имеет 3 узла и пять ветвей, следовательно, необходимо составить систему уравнений, состоящую из 5 уравнений, и решить ее:
  • Для узла 1I1+I2-I3=0Для узла 2I3-I4-I5=0Для контура IR01 I1-R02 I2=E1-E2Для контура IIR02 I2+R3 I3+R4 I4=E2Для контура III-R4 I4+R5 I5=0Решая систему уравнений относительно токов в ветвях, получаем:I1 =-7,93 A; I2=11,03 A; I3=3, 1 А; I4=I5=1,55 А.В результате расчета обнаружено, что ток I1 имеет отрицательное значение, что свидетельствует о том, что действительное направление протекания тока в этой ветви противоположно условно принятому.Напряжения на элементах электрической цепи согласно закону Ома U3=R3 I3=2*3,1=6,2 ВU4=R4 I4=4*1,55=6,2 В U5=R5 I5=4*1,55=6,2 В.Напряжение между узлами 1 и 3 находим, пользуясь вторым законом Кирхгофа. При обходе контура в направлении часовой стрелки имеемE2=U02+U13; U13=E2-U02=E2-R02 I2=13,5-0,1*11=12,4 В.Из электрической схемы следует, что напряжение на зажимах источников ЭДС E1 и E2 одинаково и равно U13, так как по отношению к узлам 1 и 3 они включены параллельно.Мощность источника ЭДС E2 P2=E2 I2=13.5*11=148,5 Вт.Мощность приемникаP3=R3 I23= U3 I3= 6,2*3,1=19,2 Вт.Ответ: токи в ветвях: I1 =-7,93 A; I2=11,03 A; I3=3, 1 А; I4=I5=1,55 А, напряжения на всех элементах цепи 6,3 В, напряжение U13=12,4 В, мощность источника ЭДС Е2=1,1 В, мощность приемника с сопротивлением R2 P3=19,2 Вт.Критерии оценки:Оценка «отлично» выставляется при правильном решении задачи.Оценка «хорошо» выставляется, если при решении задачи допущены неточности.Оценка «удовлетворительно» выставляется, если в решении задачи допущены неточности в вычислениях и преобразованиях исходной формулы.Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если в решении задачи смысловые ошибки, неточности, потеря информации.Типовые лабораторно-практические работы. Краткая инструкция для обучающихся:Перед подготовкой к лабораторной работе внимательно ознакомьтесь с критериями оценки. При выполнении лабораторной работы следует повторить теоретический материал по теме работы, внимательно ознакомиться с устройством лабораторной установки и принципом её работы и четко следовать порядку выполнения работы. Все необходимые вычисления производить с точностью до второго знака. При оформлении лабораторной работы руководствоваться методическими указаниями для студентов по оформлению обязательных учебных документов.ИССЛЕДОВАНИЕ РАБОТЫ БИПОЛЯРНЫХ ТРАНЗИСТОРОВЦель работы: Определение характеристик биполярных транзисторов, построение статических вольтамперных характеристик.Оборудование лаборатории: ПК, программный эмулятор.Краткое изложение темы.Транзисторы полупроводниковые приборы, служащие для генерации, усиления и преобразования сигналов электромагнитной природы. Увеличение мощности сигнала происходит за счет внешнего источника питания. По принципу действия они делятся на биполярные и полевые. Биполярным транзистор назван потому, что его работа обусловлена носителями обеих полярностей (электронами и дырками). В дальнейшем будем рассматривать только биполярные транзисторы.Конструктивно транзистор представляет собой кристалл трехслойной структуры pnp или npn, помещенный в герметичный корпус c тремя выводами, каждый из которых связан c определенной областью кристалла (рис. 1, а). Одна из крайних областей называется эмиттером (Э), другая -коллектором (К), а средняя базой (Б). Таким образом, в транзисторе существует два р-n перехода: эмиттерный (между Э и Б) и коллекторный (между Б и К). Условное обозначение транзисторов приведено на рис. 1, б.Рисунок 1 - Трехслойная структура (а) и условное обозначение транзисторов различных типовТрехслойная структура создается по сплавной или диффузной технологии. Один из слоев называется эмиттерны м, его функция — инжектирование носителей заряда в базу; другой слой называется коллекторным, его функция — сбор носителей заряда. Пластина полупроводника, на которую наплавляют коллектор и эмиттер называется базой. Чтобы носители заряда, инжектированные эмиттером и проходящие через базу, полнее собирались коллектором, площадь коллекторного перехода делают больше площади эмиттерного перехода.Принцип действия транзистора и его основные параметрыВнешнее напряжение подключают к транзистору таким образом, чтобы обеспечивалось смещение эмиттерного перехода в прямом направлении, a коллекторного перехода — в обратном направлении. Это достигается c помощью двух источников напряжения U э и U к (рис. 2).Поскольку в эмиттерном переходе внешнее напряжение U э действует в прямом направлении, потенциальный барьер для дырок основных носителей зарядов эмиттерного слоя уменьшается, и дырки из эмиттера под действием диффузии будут в большом количестве переходить (инжектировать) в область базы. Большинство дырок в последующем достигает коллектора и вызывает коллекторный ток транзистора I к. Наличие коллекторного перехода, включенного в обратном направлении, приводит к появлению дополнительной неуправляемой составляющей тока коллектора, обусловленной протеканием обратного тока коллекторного перехода I кт. От величины тока эмиттера ток I кт не зависит. Основное соотношение для токов транзистора составляется по первому закону Кирхгофа: I э =I к + I б,C учётом теплового тока I кт соотношение: I к I э + I ктРисунок 2 - Схема включения транзистора типа p-n-pРежимы работы.B зависимости от напряжений между выводами транзистора. различают три основных режима:
  • активный, в котором переход Э-Б включен в прямом направлении, a переход K-Б - в обратном (режим управления током коллектора);
  • режим отсечки, в котором оба перехода включены в обратном направлении (транзистор закрыт);
  • режим насыщения, в котором оба перехода включены в прямом направлении (транзистор полностью открыт).
  • Схемы включения транзисторов.Для усиления сигналов применяется три схемы включения транзисторов:
  • с общей базой (ОБ) (рис. 3, а);
  • с общим эмиттером (ОЭ) (рис. 3, б);
  • с общим коллектором (ОК) (рис. 3, в).
  • Рисунок 3 -Схемы включения транзистора, (а) c общей базой (ОБ); (б) c общим эмиттером (ОЭ); (в) c общим коллектором (ОК)Название схемы включения транзисторов совпадает с названием вывода, общего для входной и выходной цепей. Практически наиболее часто применяется схема c ОЭ, дающая наибольшее усиление сигнала по мощности.Вольтамперные характеристики транзистораНа практике чаще всего используются два семейства ВАХ транзисторов -входные и выходные (рис. 4, 5). Входные характеристики определяют зависимость входного тока (базы или эмиттера в зависимости от способа включения транзистора) от напряжения между базой и эмиттером при фиксированных значениях напряжения на коллекторе. Для схемы с общим эмиттером (ОЭ):I б = f(U бэ) при Uкэ = const.Выходные характеристики определяют зависимость тока коллектора от напряжения коллектор-эмиттер при фиксированных значениях тока базы или эмиттера зависимости от способа включения транзистора).Рисунок 4 - Подробные выходные (а) и входные (б) характеристики транзистора, включённого по схеме ОЭ (скопировано из справочника)Рисунок 5 - Иллюстрация входных (а) и выходных (б) характеристик транзистора, включенного по схеме с ОЭПараметры транзистора:h11=∆U1/∆I1 -входное сопротивление транзистора при неизменном выходном напряжении (∆U2=0);h21=∆I2/∆I1, - коэффициент передачи тока при неизменном выходном напряжении (∆U2=0); h12=∆U1/∆U2 -коэффициент обратной связи по напряжению при неизменном входном токе (∆I1=0);h22=∆I2/∆U2 -выходная проводимость транзистора при неизменном входном токе (∆I1=0).Цифра 1 соответствует входным параметрам. Цифра 2 - выходным параметрам токов и напряжений. При расчете h -параметров вместо цифр 1 и 2 подставляют индексы: Э, Б, K для значений токов и напряжений соответствующей схемы включения транзистора.Входные характеристики имеют вид, аналогичный характеристикам диодов: ток экспоненциально возрастает с увеличением напряжения база-эмиттер. При повышении и 'понижении температуры входные характеристики смещаются в сторону меньших и больших входных напряжений соответственно. Напряжение между базой и эмиттером для кремниевых транзисторов уменьшается примерно на 2 мВ при увеличении температуры на каждый градус Цельсия.Особенностью выходных характеристик транзистора, включенного пo схеме c ОБ, является слабая зависимость тока коллектора от напряжения коллектор-база U кб. При больших натяжениях U кб происходит пробой коллекторного перехода. При увеличении температуры выходные характеристики смещаются в сторону больших токов из-за увеличения обратного тока эко.У транзистора, включенного по схеме с ОЭ, ток коллектора более сильно зависит от напряжения коллектор-эмиттер. Резкое возрастание тока коллектора начинается при меньшем коллекторном напряжении, чем для включения транзистора по схеме c ОБ. При повышении температуры выходные характеристики значительно смещаются в сторону больших токов, их наклон сильно увеличивается.ВАХ транзисторов и диодов снимаются на постоянном токе (по точкам) или c помощью специальных приборов характериографов, позволяющих избежать сильного нагрева приборов.Входные и выходные характеристики транзисторов используются для расчета цепей смещения и стабилизации режима, расчета конечных состояний ключевых схем (режима отсечки, насыщения).Параметры транзистора в программе моделированияB состав параметров транзисторов включены следующие (собраны в пяти окнах-закладках): ТВ —обратный ток коллекторного перехода;F - коэффициент усиления тока в схеме с ОЭ;BR —коэффициент усиления тока в схеме с ОЭ при инверсном включении транзистора (эмиттер и коллектор меняются местами);RB —объемное сопротивление базы , Ом;RC объемное сопротивление коллектора, Ом;RE объемное сопротивление эмиттера. Ом;CJE — емкость эмиттерного перехода при нулевом напряжении, Ф; CJC —емкость коллекторного перехода при нулевом напряжении, Ф; CJS — емкость коллектор-подложка, Ф;TF —время переноса заряда через базу, c;TR — время переноса заряда через базу в инверсном включении, c; МЕ - коэффициент плавности эмиттерного перехода;МС— коэффициент плавности коллекторного перехода; VA —напряжение Эрли, близкое к параметру U k mах, B; ISЕ —обратный ток эмиттерного перехода, A;IKF — ток начала спада усиления по току, близкое к параметру I вп. вх, A; NE —коэффициент неидеальности эмиттерного перехода;VJC —контактная разность потенциалов перехода база-коллектор, B; VJE контактная разность потенциалов перехода база-эмиттер, B.Дополнительные параметры имеют следующее назначение:NF -коэффициент неидеальности в нормальном режиме; NR -коэффициент неидеальности в инверсном режиме;IKR —ток начала спада коэффициента усиления тока в инверсном режиме, NC —коэффициент неидеальности коллекторного перехода;RBM— минимальное сопротивление базы при больших токах, Oм;IRB —ток базы, при котором сопротивление базы уменьшается на 50°/о от разницы RB-RBM, A; XTF —коэффициент, определяющий зависимость времени TF переноса зарядов через базу от напряжения коллектор-база;VTF напряжение коллектор-база, при котором начинает сказываться его влияние на TF, B;PTF дополнительный фазовый сдвиг на граничной частоте транзистора град.; VJS контактная разность потенциалов перехода коллектор-подложка, B;MJS коэффициент плавности перехода коллектор-подложка; XCJC —коэффициент расщепления емкости база-коллектор; коэффициент нелинейности барьерной емкости прямо смещенных переходов; EG ширина запрещенной зоны, эВ;ХТВ температурный коэффициент усиления тока в нормальном и инверсном режимах; ХТI — температурный коэффициент тока насыщения;КF коэффициент фликкер-шума;AF — показатель степени в формуле для фликкер-шума; ТNОМ температура транзистора.Критерии оценивая:Оценка ʼʼотличноʼʼ ставится, в случае если обучаемый выполняет лабораторную работу в полном объёме с соблюдением крайне важной последовательности действий, самостоятельно и правильно выбирает крайне важное оборудование; все приемы проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности.Оценка ʼʼхорошоʼʼ ставится, в случае если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два-три недочета͵ не более одной негрубой ошибки и одного недочета.Оценка ʼʼудовлетворительноʼʼ ставится, в случае если работа выполнена не полностью, но объём выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе выполнения приема были допущены ошибки.Оценка ʼʼнеудовлетворительноʼʼ ставится, в случае если работа выполнена не полностью и объём выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов; если приемы выполнялись неправильно.Типовой пример теста:Краткая инструкция для обучающихся:Перед выполнением теста внимательно ознакомьтесь с критериями оценки. Тест состоит из двух вариантов по 20 вопросов в каждом. На каждый вопрос необходимо выбрать один вариант ответа из представленных. Время выполнения 60 минут. Оценка результатов производится по пятибалльной системе.
  • Выбрать схему соединения потребителей «звездой»:
  • а)б)в)
  • Амплитуда синусоидального напряжения 100 В, начальная фаза = - 60, частота 50 Гц. Запишите уравнение мгновенного значения этого напряжения.
  • а) u=100 * cos(-60t)б) u=100 * sin (50t - 60)в) u=100*sin (314t-60)г) u=100*cos (314t + 60)
  • При соединении потребителя «звездой»: а)Iл = Uл =
  • б)Iл = Iф Uл = в)Iл = =
  • Чему равен ток в нулевом проводе в симметричной трёхфазной цепи при соединении
  • нагрузки в звезду?а) Номинальному току одной фазыб) Нулюв) Сумме номинальных токов двух фазг) Сумме номинальных токов трёх фаз
  • Угол сдвига между тремя синусоидальными ЭДС, образующими трехфазную симметричную систему составляет:
  • а) 150°б) 120°в) 240°г) 90°Критерии оценки:не менее 91% (18 – 20 правильно выполненных заданий) – «отлично»; не менее 81% (16 17 правильно выполненных заданий) «хорошо»;не менее 61% (12-15правильно выполненных заданий) «удовлетворительно»;60% и менее (меньше 12 правильно выполненных заданий) «неудовлетворительно».
  • МЕТОДИЧЕСКИЕУКАЗАНИЯДЛЯОБУЧАЮЩИХСЯПООСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
  • Приступая к изучению дисциплины, студенту необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной литературы.Основными видами аудиторной работы студентов являются урок, лабораторные и практические занятия.В ходе урока преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы. Во время занятий необходимо вести конспект. Преподаватель дает на уроке задания для закрепления пройденного материала, организует и оказывает студенту помощь в самостоятельной работе во время урока, дает рекомендации на подготовку к практической (лабораторной) работе и указания на выполнение домашней работы. Во время урока преподаватель также проводит проверку теоретических знаний по теме прошлого урока. Активное участие студента во всех этапах занятия, позволит ему качественно усвоить необходимый теоретический и практический материал, разобраться в основных вопросах и получить дополнительные необходимые для понимания и дальнейшей практической деятельности рекомендации преподавателя.Целями выполнения как лабораторных, так и практических работ является:
  • обобщение, систематизация, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам;
  • формирование умений применять полученные знания на практике, реализация единства интеллектуальной и практической деятельности;
  • развитиеинтеллектуальныхуменийубудущихспециалистов;аналитических, проектировочных, конструктивных и др.
  • выработку при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.
  • Практические занятия вырабатывают у студентов навыки применения полученных знаний для решения профессиональных практических задач. На практических занятиях студенты выполняют тренировочные упражнения, решают задачи, разбирают производственные ситуации, занимаются построением графиков, сравнительных таблиц, схем, изготовлением макетов, моделированием и т. д.По своему содержанию лабораторные работы представляют собой наблюдения, измерения и опыты, тесно связанные с темой занятия. Лабораторные работы составлены по разделам и темам и выполняются на лабораторном оборудовании. Студент обязан выполнить весь перечень лабораторных работ.Для выполнения практических и лабораторных работ студентам выдается сборник лабораторных и практических работ или инструкция. Каждая инструкция содержит цель работы, перечень оборудования, ход выполнения работы и контрольные вопросы, обращающие внимание студентов на существенные стороны изучаемых явлений. Вопросы помогают глубже осмыслить производимые действия и полученные результаты и на их основе самостоятельно сделать необходимые выводы.В ходе работы необходимо строго соблюдать правила охраны труда; все измерения производить с максимальной тщательностью; для вычислений использовать микрокалькулятор.После окончания работы каждый студент составляет отчет. Небрежное оформление отчета, исправление уже написанного недопустимо.В конце занятия преподаватель ставит зачет, который складывается из результатов наблюдения за выполнением практической части работы, проверки отчета, беседы в ходе работы или после нее.Требования к оформлению отчетов к лабораторным и практическим работамОтчеты к выполненным лабораторным и практическим работам должны соответствовать требованиям Единой системы конструкторской документации (ЕСКД) и Единой системы технической документации (ЕСТД).Отчеты начинаются с титульного листа. Все последующие листы, текстового документа должны иметь рамку, выполненную в цвет текста. Рамку наносят сплошной основной линией (8=0,5...0,8 мм) на расстоянии 20 мм от левой границы формата и 5 мм от остальных границ формата.Текстовые документы выполняются рукописным способом на писчей бумаге на одной стороне листа формата А4 (297x210) с высотой букв не менее 2,5 мм. Буквы и цифры необходимо писать четко, пастой или чернилами одного цвета (черной, синей, фиолетовой).Все листы нумеруются сквозной нумерацией. Титульный лист входит в количество листов.На всех последующих листах нумерация проставляется в микро штампе (10х 15 мм).Текст располагается внутри рамки с соблюдением расстояний:
  • в начале строки не менее 5 мм;
  • в конце строки не менее 3 мм;
  • от верхней или нижней строки текста до верхней или нижней рамки должно быть не менее 10 мм;
  • новый абзац начинают, отступая 15 мм от границы текста;
  • между заголовком и последующим текстом должно быть не менее 15 мм.
  • Отчет к лабораторной работе разбивается на пункты, которые обозначаются арабскими цифрами. Пункты при необходимости могут быть разбиты на подпункты, которые нумеруются в пределах каждого пункта, например: 1.2., 1.3.,1.4.Цифровые материалы, помещаемые в отчете, оформляются в виде таблиц. Над правым верхним углом таблицы должна быть надпись "Таблица" с указанием ее порядкового номера. Каждая лабораторная работа начинается с нового листа (страницы).Типовая инструкция по охране труда для студентов
  • Будьте внимательны и дисциплинированы
  • Не приступайте к выполнению работы без разрешения преподавателя.
  • Размещайте приборы, материалы, оборудование на своем рабочем месте таким образом, чтобы исключить их падение или опрокидывание.
  • Перед выполнением работы необходимо внимательно изучить ее содержание и ход выполнения.
  • Для предотвращения падения при проведении опытов, стеклянные сосуды (пробирки, колбы) осторожно закрепляйте в лапке штатива.
  • При проведении опытов не допускайте предельных нагрузок измерительных приборов. При работе с приборами из стекла соблюдайте особую осторожность. Не вынимайте термометры из пробирок с затвердевшим веществом.
  • Следите за исправностью всех креплений в приборах и приспособлениях. Не прикасайтесь и не наклоняйтесь (особенно с неубранными волосами) к вращающимся частями машин.
  • При сборке экспериментальных установок используйте провода наконечниками и предохранительными чехлами) с прочной изоляцией без видимых повреждений.
  • При сборке электрической цепи избегайте пересечения проводов, запрещается пользоваться проводниками с изношенной изоляцией и выключателями открытого типа (при напряжении выше 42 В).
  • Источник тока в электрической цепи подключайте в последнюю очередь. Собранную цепь включайте только после проверки и с разрешения преподавателя, наличие напряжения в цепи можно проверять только .приборами или указателями напряжения.
  • Не прикасайтесь к находящимся под напряжением элементам цепей, лишенным изоляции. Не производите подключенных к току в цепях и смену предохранителей до отключения источника электропитания.
  • Следите за тем, чтобы во время работы случайно не коснуться вращающихся частей электрических машин до полной остановки якоря или ротора машины.
  • Не прикасайтесь к корпусам стационарного электрооборудования, к зажимам отключенных конденсаторов.
  • Пользуйтесь инструментами с изолирующими ручками.
  • По окончании работы отключите источник электропитания, после чего разберите электрическую цепь.
  • Не оставляйте рабочего места без разрешения преподавателя.
  • Обнаружив неисправность в электрических устройствах, находящихся под напряжением, немедленно отключите источник электропитания, сообщите об этом преподавателю.
  • Для присоединения потребителей к сети пользуйтесь штепсельными соединениями.
  • При ремонте и работе электроприборов пользуйтесь розетками, гнездами, зажимами, выключателями с не выступающими контактными поверхностями
  • Для успешной подготовки к практическим и лабораторным занятиям студенту необходима предварительная самостоятельная работа по теме планируемого занятия: работа над конспектом, учебником, учебным пособием, интернет -ресурсами, чтобы основательно овладеть теорией вопроса.В ходе изучения дисциплины предусмотрена внеаудиторная (домашняя) самостоятельная работа в объеме 147 часов.Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентами в целях:
  • углубление и расширение теоретических знаний;
  • формированиеуменийиспользоватьсправочнуюдокументациюиспециальную литературу;
  • развитие познавательных способностей и активности обучающихся;
  • формированиесамостоятельностимышления,способностейксаморазвитию, совершенствованию и самоорганизации;
  • развитие исследовательских умений;
  • умение использовать материал, собранный и полученный в ходе самостоятельных занятий для решения практических задач.
  • Внеаудиторная самостоятельная работа дополняет содержание аудиторных занятий, способствует закреплению, обобщению и систематизации полученных на уроках теоретических знаний и совершенствованию практических умений, а также развитию таких качеств личности, как ответственность и организованность.Объем времени для выполнения учебного задания определен эмпирически - на основании наблюдений за выполнением студентами аудиторной самостоятельной работы; на основе опроса студентов о затратах времени на выполнение того или иного внеаудиторного задания; на основе хронометража собственных затрат преподавателя на решение той или иной задачи с внесением поправочного коэффициента из расчета уровня знаний и умений студента по дисциплине.Оценка за выполнение домашнего задания выставляется в журнал учебных занятий.Дополнительные занятия и консультации позволяют студенту восполнить пробелы в знаниях под руководством преподавателя, выполнить пропущенную работу, за которую должна стоять оценка, повысить оценку, обсудить вопросы, направленные на углубленное изучение темы, получить консультацию преподавателя по теме научно-исследовательской работы.
  • Технологическая карта практических работ
  • Задания для самостоятельной работы обучающихся
  • УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
  • Требования к материально-техническому обеспечению
  • Информационное обеспечение обучения
  • Данилов, И. А. Общая электротехника в 2 ч. Часть 1: учебное пособие для академического бакалавриата / И. А. Данилов. – 2-е изд., испр, и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. 426 с. (Серия: Бакалавр. Академический курс). ISBN 978-5-534-01639-0. [Электронный ресурс]. URL: - 2B10331F04C9/ obschaya-elektrotehnika-v-2-ch-chast-1 Юрайт.
  • Данилов, И. А. Общая электротехника в 2 ч. Часть 2: учебное пособие для академического бакалавриата / И. А. Данилов. – 2-е изд., испр, и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 251 с. – (Серия: Бакалавр. Академический курс). – ISBN 978-5-534-01640-6: [Электронный ресурс]. - elektrotehnika-v-2-ch-chast-2 Юрайт.
  • Дополнительная литература:
  • Журнал «Электротехника»
  • Миленина, С. А. Электротехника: учебник и практикум для СПО / С. А. Миленина; под ред. Н. К. Миленина. – 2-е изд., пер. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 263 с. – (Серия: Профессиональноеобразование).ISBN978-5-534-05793-5.- online.ru/book/elektrotehnika-415282 Юрайт.
  • Миловзоров, О. В. Основы электроники: учебник для СПО / О. В. Миловзоров, И. Г. Панков. 6-е изд., перерубе, и доп. М.: Издательство Юрайт, 2018. 344 с. (Серия: Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-03249-9. Юрайт.
  • .Интернет-ресурсы:
  • Единаяколлекцияцифровыхобразовательныхресурсов.Режимдоступа:
  • Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам». Режим доступа:
  • Федеральный портал «Российское образование». – Режим доступа: http:// www.еdu.ru/.
  • Федеральный центр информационно образовательных ресурсов. Режим доступа:
  • ЭБС «Университетская библиотека ONLINE», ООО «НексМедиа» ЭБС «Юрайт» ООО «Электронная библиотечная система ЮРАЙТ»,
  • ИНЫЕ СВЕДЕНИЯ И МАТЕРИАЛЫ Не предусмотрено
  • ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
  • Содержание профессионального образования и условия организации обучения в Филиале ФГАОУ ВО «МАУ» в г. Кировске студентов (слушателей) с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой (при необходимости), а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.Обучение по образовательной программе среднего профессионального образования студентов (слушателей) с ограниченными возможностями здоровья осуществляется Филиале ФГАОУ ВО «МАУ» в г. Кировске с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких лиц.В Филиале ФГАОУ ВО «МАУ» в г. Кировске созданы специальные условия для получения высшего образования студентами (слушателями) с ограниченными возможностями здоровья.Под специальными условиями для получения среднего профессионального образования студентов (слушателей) с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких лиц, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего студентам (слушателям) необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания Филиала ФГАОУ ВО «МАУ» в г. Кировске и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ лицам с ограниченными возможностями здоровья.В целях доступности получения высшего образования студентам (слушателям) с ограниченными возможностями здоровья в Филиале ФГАОУ ВО «МАУ» в г. Кировске обеспечивается:
  • для слушателей с ограниченными возможностями здоровья по слуху услуги сурдопереводчика и обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации;
  • для студентов (слушателей), имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, материально-технические условия обеспечивают возможность беспрепятственного доступа в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения ФГБОУ ВО «МАГУ», а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений).
  • Образование студентов (слушателей) с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими студентами (слушателями), так и в отдельных группах. Численность лиц с ограниченными возможностями здоровья в учебной группе устанавливается до 15 человек.С учетом особых потребностей студентов (слушателей) с ограниченными возможностями здоровья в Филиале ФГАОУ ВО «МАУ» в г. Кировске обеспечивается предоставление учебных, лекционных материалов в электронном виде.С учетом особых потребностей студентов (слушателей) с ограниченными возможностями здоровья предусмотрена возможность обучения по индивидуальному плану.Приложение 1Календарно - тематический план