Диагностика и профилактика деструктивого поведения подрастающего поколения.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Диагностика и профилактика деструктивого поведения подрастающего поколения.
Автор: Бут Светлана Васильевна

Диагностика и профилактика деструктивого поведения подрастающего поколения. Деструктивное поведение формируется под влиянием социальной и культурной среды и направлено на разрушение материальных вещей, принятых норм и правил, причинение вреда себе и окружающим. В психологии деструктивное поведение делится на две большие группы: Делинквентное поведение (нарушение законодательства) Девиантное поведение (несоответствие общепринятым нормам морали и нравcтвенности) Деструктивное поведение имеет следующие формы выражения: - Агрессия по отношению к людям - Враждебность при общении - Вандализм - Желание расстроить уклад жизни близких - Отсутствие возможности испытывать эмоции - Угроза чужой и собственной жизни. В психологии выделяют следующие виды деструктивного поведения: 1.Суицидальный – когда человек хочет свести счеты с жизнью. 2.Конформистский – деструктивная личность подражает своему авторитету, попадая под его влияние. 3.Нарциссический – уверенность в своем совершенстве, завышенная самооценка. 4.Фанатический – слепое следование идеям, взглядам, что ведет к необратимым последствиям. 5.Аутистический – изоляция от жизни в своем собственном пространстве, самоизоляция от всех. Подростковый возраст, для которого характерны бурные нейро-эндокринные сдвиги, считается фактором, способствующим развитию деструктивного поведения. Исследователи Личко А.Е. и Битенский В.С. считают, что в подростковом возрасте, в период полового созревания, поведение зачастую определяется характерными для этого периода жизни реакциями эмансипации, группирования со сверстниками, увеличением имитации, а также формирующимся сексуальным влечением. Именно реакция группирования со сверстниками является основным фактором риска вовлечения подростка в сообщества деструктивной направленности. Большую роль в формировании поведения деструктивной направленности играет неблагополучное семейное окружение. «Воспитание – великое дело, им решается участь человека» - так справедливы слова профессора Л.Б. Шнейдер. Именно семья осуществляет основную воспитательную функцию ребенка. Родители являются для ребенка источником необходимого жизненного опыта. В семье ребенок вырабатывает собственные взгляды, установки и нормы поведения. А если семья неблагополучная? Как правило, подростки с деструктивным поведением – выходцы из неблагополучных семей. Деструктивное поведение несовершеннолетних может быть спровоцировано информацией негативного характера из сети Интернет. Современные молодые люди уже привыкли получать информацию из социальных сетей, неважно, какого она качества. Между тем, доступ к качественным образовательным материалам, по мнению председателя Межправительственного совета и Российского комитета программы ЮНЕСКО Е.И. Кузьмина, весьма затруднен. Социальные сети могут нести не просто бесполезную, но вредную, губительную информацию. Так, в настоящее время очень распространен и опасен в медиасреде кибербуллинг. Согласно статистике, каждый третий ребенок сталкивался с этим негативным явлением. Помимо буллинга опасность для неокрепшей психики подростка представляют суицидальные сайты, наркосайты, сайты, пропогандирующие экстремизм. Подросток зачастую не понимает, что сайт – медиатор, за которым стоит некто, стремящийся воздействовать на его психику, внушить неправильные взгляды на некоторые вещи. Так негативный поток информации, распространяемой в сети Интернет, формирует деструктивное поведение подрастающего поколения. Влияние шок-контентов, например, вызывает страшное эмоциональное запечатление у подростка и может привести к психической травме. Через сети Интернета происходит вовлечение молодежи в деструктивные группы (возраст 17-19 лет). Это так называемы группы смерти и другие деструктивные движения (АУЕ, АСАВ, Скулшутинг, нацистские сайты и другие), всевозможные челленджи, иногда очень опасные для жизни и здоровья. Несмотря на законодательный запрет этих сайтов, искоренить их окончательно пока невозможно. Сайты блокируют, но они появляются под новыми никами и продолжают свое разрушительное действие. Опыт показывает, что многие современные подростки очень доверчивы и безграмотны, завербовать их в ту или иную группировку при умелом подходе не составляет большого труда. Через молодежь в общественные массы можно нести эмоциональный хаос и дестабилизацию, разрушая моральные и нравственные устои, подвергая обесцениванию традиционные ценности, создавая ощущение общественной несправедливости. Статистика говорит о том, что в последние десять лет количество проявлений деструктивного характера в подростковой среде возросло в разы. Действенным методом профилактики деструктивного поведения среди подростков являются беседы, разъясняющие истинные причины возникновения подобных деструктивных объединений. Необходимо проводить дискуссионные клубы в стенах образовательного учреждения, пусть с критикой, но обязательной возможностью высказаться каждому желающему студенту по животрепещущим вопросам. Тогда молодежь почувствует свою причастность к происходящим в государстве событиям и не будет по первому зову выходить на демонстрации под такими якобы справедливыми лозунгами, как, например, «Мы против коррупции». Следующий момент - максимальная занятость молодежи, чтобы не оставалось времени на занятия экстремистски направленной деятельностью. Учебные занятия, спорт, творчество, волонтерская работа – все это наполнит жизнь приятными впечатлениями, положительными эмоциями, принесет пользу обществу. На эту тему великий педагог К.Д. Ушинский выказывался так: «Более всего необходимо, чтобы для воспитанника сделалось невозможным то лакейское препровождение времени, когда человек остается без работы в руках, без мысли в голове, потому что в эти именно минуты портится голова, сердце и нравственность». В образовательных учреждениях педагог (классный руководитель или куратор) обязательно должен вести наблюдения за обучающимися, подвергать мониторингу своих подопечных. Полезную информацию на этот счет можно получать от старосты группы, который общается со всеми ребятами. В случае необходимости следует прибегать к помощи психологов, которые окажут подростку психологическую поддержку. Согласно статистике, на сегодняшний день 10% студентов имеют отклоняющееся от нормы поведение, а 5% употребляют психотропные вещества. Деструктивное поведение не должно оставаться без внимания родителей. Кто, как не родители должны правильно отреагировать на проблемы, возникшие с их ребенком, и постараться ему помочь? Зачастую родители не замечают изменений, произошедших с их повзрослевшим ребенком, и о проблемах узнают последними. Порезы на теле, странные надписи на одежде, стремление к асоциальным поведенческим программам – ничто не должно остаться без внимания. Подросток может проявлять нервозность, избегать контакта взглядов при общении. Важным фактором диагностики являются прогулы занятий, конфликты с учителями, изоляция, угрозы окружающим. Об участии в деструктивных группировках могут свидетельствовать одежда с одинаковой символикой. Близких должны насторожить жуткие рисунки в личном блокноте, журнал с именами врагов, многочисленные пирсинги на теле. В этом случае следует обратиться к за помощью к специалисту - психологу. Важно, чтобы это был компетентный специалист, с оконченным высшим образованием, со стажем работы. Он назначит психологические тренинги, индивидуальные или групповые, общение с хорошим психотерапевтом поможет преодолеть проблемы деструктивного характера. Если же психолог выявит элементы психического расстройства, то с такими патологиями придется обратиться к психиатру, который назначит подростку необходимое медикаментозное лечение. Взрослые должны чаще общаться с подростками, стараться выстраивать доверительные отношения, интересоваться увлечениями детей, их кругом общения. Ответственные родители и педагоги должны увидеть детей, находящихся в группе риска. Яловол Ольга Яковлевна. Использованная литература: Шнейдр Л.Б. Психология девиантного и аддиктивного пведения детей и подростков. Москва. Юрайт. 2022 Абакумова Ирина Владимировна. Лекция «Диагностика и профилактика аддиктивного поведения школьников»