Самообразование воспитателя, как элемент совершенствования профессионального мастерства.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Самообразование воспитателя, как элемент совершенствования профессионального мастерства.
Автор: Бут Светлана Васильевна

Тема: «Самообразование воспитателя, как элемент совершенствования профессионального мастерства»Воспитатель ГКУСО РО Ростовский центр помощи детям№7Бут Светлана ВасильевнаНикогда не прекращайте вашей самообразовательной работы и не забывайте, что, сколько бы вы ни учились, сколько бы вы ни знали, знанию и образованию нет ни границ, ни пределов. Рубакин Н. А Самообразование – это целенаправленная работа воспитателя по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Саморазвитие воспитателей - необходимое условие профессиональной деятельности. Общество предъявляло и будет предъявлять самые высокие требования к воспитателям. Чтобы учить других, педагог должен знать больше, чем все остальные. Воспитатели должны постоянно учиться всему. Это связано с тем, что каждый год их воспитанники сталкиваются со сменой временного этапа, который углубляет и даже меняет их восприятие окружающего мира. Самообразовательная компетенция – это не то, что формируется у воспитателя с получением диплома. Эта компетенция определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого воспитателя, но в немалой степени развивается в процессе работы с источниками информации, анализа, самоанализа и наблюдения за деятельностью себя и своих коллег. Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является способность к самообразованию, стремление к профессиональному росту и способность к самосовершенствованию. Самообразование можно рассматривать в двух значениях: как «самообучение» (в узком смысле - как самонаучение) и как «самосозидание» (в широком - как «создание себя», «самостроительство»). Во втором случае самообразование выступает одним из механизмов превращения личности воспитателя в творческую личность. Поэтому профессиональный рост также можно назвать и поиском своего пути. При изучении практических рекомендаций по самообразованию, определились принципы планирования и организации самообразования: принцип системного подхода в самообразовании; принцип сознательности усвоения научных идей и практического педагогического опыта; принцип последовательности и непрерывности в самообразовании; принцип связи самообразования с практической деятельностью. Основными направлениями в системе самообразования воспитателя являются: ознакомление с нормативными документами по вопросам воспитания; изучение учебных и научно-методических источников литературы; ознакомление с новыми достижениями педагогики, возрастной психологии, анатомии, физиологии; изучение новых программ и педагогических технологии. Для реализации собственного самообразования использую разнообразные формы: 1) Специальная образовательная подготовка (получение высшего образования или второй специальности); 2) Повышение квалификации (на курсах, стажировка); 3) Курсы переподготовки воспитателей; 4) Индивидуальная самообразовательная работа с помощью: средств массовой информации; исследования; общения с компетентными, профессиональными специалистами; осмысления передового опыта и обобщения собственной практической деятельности. Процесс организации самообразования воспитателя состоит из следующих этапов: 1 этап – самосознание. Работа педагогов начинается с анализа их собственной деятельности. Необходимо самообразование, самооценка подготовки и осознание потребности в знаниях. 2 этап – планирование. Определяемся с темой самообразования. Воспитатели определяют цели, задачи, предполагаемые результаты своей работы и устанавливают сроки. При определении направления профессионального развития воспитателям необходимо выбрать темы, соответствующие его опыту и преподавательскому стажу, с учетом реализации дифференцированного подхода. 3 этап – теория. Исследовать проблему (понимание предмета, выборочное исследование, анализ и самооценка результатов). Понимать, анализировать и обобщать накопленные педагогические факты. 4 этап – практика. На этом этапе происходит освоение навыков и практика по темам самообразования. 5 этап – самоконтроль, на котором воспитатель должен подвести итоги своей самостоятельной работы, обобщить наблюдения, оформить результаты. При этом главным является описание проведенной работы, установленных фактов, их анализ, теоретическое обоснование результатов, формулирование общих выводов и определение перспектив в работе. Показателем эффективности педагогического самообразования является, прежде всего, качество организованного педагогом образовательного процесса - профессиональный и квалификационный рост. Профессиональное мастерство – это результат профессионального развития любого педагога - воспитателя. В Педагогической энциклопедии понятие "педагогическое мастерство" трактуется как усовершенствованные и постоянно совершенствующиеся методы обучения и воспитания. Ученые склонны считать, что можно развить в себе творческую компетентность, если делать это постоянно и целенаправленно. Чем большего воспитатели достигают в своем профессиональном развитии, тем больше они растут как личность.