«Применения пальчиковых игр как средства развития детей раннего возраста »


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Применения пальчиковых игр как средства развития детей раннего возраста »
Автор: Киямова Эльвера Рафаиловна

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ:«Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего и младшего дошкольного возраста».
  • Актуальность работы
  • Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторикой. В дошкольном возрасте основной вид деятельности - это игра. Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Игра и труд являются сильнейшими стимулами для проявления детской самостоятельности в области языка; они должны быть в первую очередь использованы в интересах развития речи детей. Хорошим средством для стимулирования речи являются игры и упражнения на мелкую моторику руки. Дело все в том, что развитие рук ребенка и развитие речи взаимосвязаны. Мелкая моторика и артикулирование звуков находятся в прямой зависимости. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Дело в том, что кисть руки имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Руки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения. Актуальность этой работы заключается в следующем: пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза»; имеют развивающее значение, так как наилучшим образом способствуют развитию не только мелкой моторики рук, но и речи.Цель: развивать мелкую моторику рук для развития речи детей раннего и младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.Задачи:1.Обучать детей пальчиковым играм в разных видах деятельности(на занятиях по лепке, рисованию, развитию речи, математике, и.т.д.).2.Развивать: речь, мышление, память, внимание, творческое воображение; обогащать словарный запас.3. Вызывать положительные эмоции; прививать устойчивый интерес к пальчиковым играм.Методы: - Разучивание потешек, стихов;- Использование атрибутов к пальчиковым играм;- Изобразительное творчество;- Применение пальчиковых игр на занятиях, во время прогулок и досуга.Значение пальчиковых игр для развития речи ребенка.
  • Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.
  • Игра — один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Интересно, что совсем маленькие дети, даже играя в одиночку, часто высказывают свои мысли вслух, тогда как ребята, более старшего возраста играют молча.
  • Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они увлекают малышей и приносят им радость. Со слов взрослых дети могут многое запомнить и воспроизвести, надо только несколько раз повторить текст.
  • Культура речи детей напрямую зависит от культуры и содержания речи взрослых — родителей и педагогов.
  • Пальчиковые игры могут стать прекрасным средством начального эстетического воспитания.
  • Необходимо, чтобы любая пальчиковая игра проходила весело, чтобы дети могли представить себя, например, в роле маленькой хрюшки, или веселой серенькой мышкой и т. д. Не стоит забывать, что все дети — фантазеры. Они легко перевоплощаются и свободно принимают все условности театрального действа. На основе своих собственных, еще небогатых, познаний о жизни малыши начинают судить о достоинствах и недостатках героев маленьких стихотворений, и это доставляет им удовольствие.
  • Если дети с помощью воспитателя уже в младшем дошкольном возрасте научатся веселиться, обретут бодрость, хороший настрой, это обязательно усилит их способность получать удовольствие от жизни в будущем. Состояние веселья пробуждает чувство радости от общения с другими ребятами, способствует укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.
  • Кроме того, пальчиковые игры сами по себе дарят нашим детям здоровье, так как при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами.
  • Большое значение в пальчиковых играх имеет разнообразие стихотворных строчек. Именно они помогают поддерживать интерес детей к веселым физкультминуткам.
  • Главная цель пальчиковых игр — переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.
  • Приемы, применяемые при пальчиковых играхЛюбые приемы — постукивания подушечками пальцев, растирание, поглаживание основания пальцев, круговые движения по ладоням, легкий массаж предплечья — несут ребенку только здоровье.
  • Разминание. Можно организовать пальчиковую игру таким образом, чтобы дети разминали руки друг другу. Некоторые упражнения требуют участия обеих рук, что позволяет малышам научиться ориентироваться в таких понятиях, как «вправо-влево», «вверх-вниз», «вперед-назад».
  • Массажные движения создают благоприятные условия для мышечной деятельности, ускоряя передачу нервного возбуждения от одних элементов к другим. В зависимости от темпа проведения массаж может быть быстрым, средним и медленным. В первом случае повышается возбудимость нервной системы. При медленном массаже она, напротив, снижается. Если приемы выполняются в среднем темпе, обеспечивается успокаивающий эффект. Любой массаж снимает утомление, повышает физическую и умственную активность, вызывает легкость и бодрость.
  • Поглаживание. Его следует выполнять ритмично, спокойно, свободно и легко скользя по коже кончиками пальцев или ладонью. Поглаживания могут быть прямолинейными, спиралевидными, зигзагообразными, попеременными, продольными, кругообразными и комбинированными. Кроме того, применяются щипцеобразные, гребнеобразные поглаживания и просто глажение.
  • Растирание. В отличие от поглаживания при этом производится определенное давление на поверхность и рука не скользит по ней, а как бы немного сдвигает кожу, образуя впереди складку. Растирание выполняется подушечками пальцев или ладонью и также бывает зигзагообразным, спиралевидным и прямолинейным.
  • Вибрация. Весьма полезным массажным приемом в пальчиковых играх является вибрация, к которой относятся похлопывание, рубление, поколачивание, встряхивание, потряхивание и т. д. Она оказывает сильное воздействие на нервную систему. Так, слабая вибрация повышает мышечный тонус, а сильная снижает повышенный тонус и снимает нервную возбудимость.
  • Массаж пальцев. В процессе пальчиковых игр большое внимание уделяется массажу самих пальцев. При этом применяется несколько видов растирания: кругообразное подушечками пальцев, кругообразное ребром ладони, спиралевидное основанием ладони, зигзагообразные и прямолинейные «щипцы». Кроме всех перечисленных массажных приемов, во время игр активно используются встряхивание и поглаживание пальцев.
  • К пальчиковым играм относятся, игры с пластилином, камешками и горошинами, игры с пуговками и шнуровкой. Наибольшее внимание ребёнка привлекают пальчиковые игры с говорилкой (проговариванием небольшого стихотворения, потешки) или с пением. Синтез движения, речи и музыки радует детей и позволяет проводить занятия наиболее эффективно. Все это помогает ребенку научиться быть настоящим хозяином своих ладошек и десяти пальчиков, совершать сложные манипуляции с предметами, а значит, подняться еще на одну ступеньку крутой лестницы, ведущей к вершинам знаний и умений.Основные принципы проведения пальчиковых игр:
  • Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.
  • При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
  • Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяются новыми.
  • Наиболее понравившиеся игры можно оставить в своей картотеке и возвращаться к ним по желанию ребёнка.
  • Не надо ставить перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может "отбить" интерес к игре.
  • Нельзя принуждать ребёнка к игре, а обязательно надо разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
  • Этапы разучивания игр:
  • Взрослый сначала показывает игру малышу сам.
  • Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и рукой ребёнка.
  • Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.
  • Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.
  • Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.
  • Рекомендации по проведению пальчиковых игр:Если в новой игре имеются не знакомые малышам персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.• Используйте максимально выразительную мимику и читать стихотворение выразительно, эмоционально.Виды пальчиковых игр Календарно-тематическое планирование пальчиковых игр на учебный годОсень. Сезонные изменения в природе. Зима. Сезонные изменения в природе.Весна. Сезонные изменения в природе.Мониторинг развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.Мониторинг проходил в виде поэтапного изучения результатов развития мелкой моторики кисти руки у детей первой младшей группы с использованием пальчиковых и дидактических игр. Начиная работу в группе детей младшего возраста, я обратила внимание на то, что не у всех детей в достаточной мере сформированы такие важные навыки, как координация, сенсорика, ловкость. Движения детей отличались неловкостью, плохой координацией движения, чрезмерной замедленностью или, напротив, импульсивностью. Большинство детей испытывали затруднения в овладении навыками самообслуживания. Недостаточное развитие мелкой моторики проявлялось в походке, ручной деятельности, развитии речи. Исходя из актуальности выбранной темы, мною определена проблема: выявление и создание условий для обеспечения эффективности работы по развитию мелкой моторики. Пальчиковые упражнения являются эффективным средством развития мелкой моторики кисти руки у детей младшего дошкольного возраста.Мною было проведено диагностическое исследование в период с 01.09.2016 по 31.05.2018 г.г. Количество испытуемых –18 человек в возрасте 2 - 4 лет (первая и вторая младшая группа). Диагностика проходила в 3 этапа. -Первый этап (констатирующий) - Второй этап (формирующий) -Третий этап (контрольный). Использовались 3 методики: - методика №1 («Перебор пальцев» Е.И. Рогов). - методика №2 (тестовой диагностики Т.В. Кабановой и О.В. Домниной «Обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 2-4 лет»). - методика №3 ("Одновременное и поочередное сжимание кистей" – Е.И. Рогов). Критерии определялись по следующим показаниям: - развитие координации и синхронизации движений мелких мышц обеих рук; - смены движений кистей рук по образцу и без; - точность движений с ускорением при повторениях. На 1 этапе было проведено диагностическое обследование каждого ребёнка, выявление исходного уровня развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста. Я применила методику «Перебор пальцев»: в ходе игры «Ловкие пальчики» нужно было поочередно прикоснуться большим пальцем ко 2-му, 3- му, 4-му и 5-му пальцам пять раз подряд (сделать 5 серий движений). Сначала – одновременно обеими руками в медленном темпе (показ и 2-3 серии движений). А потом – в максимально быстром темпе (5-7 серий движений). Дети испытывали трудности в сгибании и передвижении пальцев поочередно к друг другу. Не у всех детей получалось выполнить движения в многократном повторении. Много раз ошибались, путались пальчики. По наблюдениям низкий уровень оценивался у тех детей, у кого мелкая моторика отстаёт от возрастной нормы. Движения скованные, содружество пальцев, ловкость не наблюдаются. Координация движений рук нарушена. Дети затрудняются в подражательных движениях, в выполнении действий по образцу. Средний уровень – у детей общая и мелкая моторика развита достаточно хорошо. Но бывает, что дети испытывают не большие трудности при быстрой смене упражнений из пальчиков. Высокий уровень – у детей общая и мелкая моторика сформированы хорошо. Хорошо развита отчётливость и координация движений. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляются быстро и легко. На первом этапе высокий уровень не был выявлен у детей. Затем была проведена следующая методика тестовой диагностики Т.В. Кабановой и О.В. Домниной «Обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 2-4лет». Здесь выявлялось развитие координации движений мелкой моторики рук и синхронизации движений мелких мышц обеих рук. Выполнялись простые упражнения: покажи «Козу рогатую», «Ушки зайчика», покажи «Очки», «Игра на пианино». В процессе нескольких заданий дети выполняли движения с удовольствием, старались запомнить, какие движения при определенном задании нужно сделать. В принципе, успешность во второй диагностике есть, но темп выполнения задания пока еще средний, т.к. наблюдалась общая скованность и замедленность выполнения движений, нескоординированность движений, замедленность процесса освоения.По результатам третьей методики обнаружилась недостаточность таких двигательных качеств, как точность, координация, ловкость, сила, гибкость. Можно отметить общую моторную неловкость, мышечное напряжение или снижение мышечного тонуса, нарушение ручной моторики, общую скованность и замедленность выполнения движений, нескоординированность движений, замедленность процесса освоения новых движений. Таким образом, было выявлено, что у детей первой младшей группы не сформированы навыки мелкой моторики: преобладает низкий и средний уровень развития мелкой моторики, высокий уровень не диагностирован. Диаграмма развития речи и моторики рук в I младшей группе на начало годаЭтот факт указывает на необходимость проведения 2 этапа работы по формированию и развитию мелкой моторики у дошкольников. В группе была создана необходимая предметно-развивающая среда. Она представлена следующими компонентами: -пальчиковые бассейны с различными наполнителями;- игры-шнуровки;- контейнеры с разнообразным материалом: -трубочки для коктейля,- бусины, прищепки, шнурки с узелками; -природный материал: камешки, ракушки, различные семена, плоды, листья; -мозаика; -мелкий конструктор;- разрезные картинки;- дидактические игры с пуговицами, липучками, молниями;-пирамидки, вкладыши различного типа, - изготовлены информационные стенды для родителей. Составлен план работы с детьми, в который включены пальчиковые игры, а также игры с различными предметами. В работе с детьми использовались различные приемы, индивидуальная и групповая формы работы. Д ля повторного проведения обследования была использована та жедиагностика, что и в начале учебного года. В процессе проведения повторной диагностики на конец года прослеживается положительная динамика в развитии мелкой моторики рук детей: со средним уровнем и с высоким уровнем.Диаграмма развития речи и моторики рук в I младшей группе на конец года По итогам диагностики был определен план работы на следующий учебный год с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей. Во второй младшей группе мониторинг также проводился в начале и в конце года. Проведенный мониторинг в конце года показал, что процент детей группы слабо владеющих навыками развития мелкой моторики снизился, а также выявлена положительная динамика в речевом развитии детей. Работая над развитием мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста, я добилась определённых результатов. По моим наблюдениям у детей улучшилась координация артикуляционного аппарата, совершенствовалась общая координация движений детей. Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает их к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма. Систематическая работа в данном направлении позволила достигнуть положительных результатов.Диаграмма развития речи и моторики рук во II младшей группе начало года конец годаВывод: по результатам мониторинга за два учебных года прослеживается положительная динамика в развитии речи и мелкой моторики рук детей. Сводная таблица обследования детей за 2 года.выявленные уровни развития:1 – низкий уровень;2- средний уровень;3– высокий уровень. Таким образом, можно сделать вывод, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста способствует развитию речи, творческой деятельности. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрация внимания на одном виде деятельности.Календарно-тематическое планирование игр с предметами и упражнений для развития мелкой моторики на учебный год