ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Автор: Харитонова Елена Николаевна

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.
Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперированием информацией, творческим решением проблем науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ.
Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками.
В психолого-педагогическом плане основные тенденции совершенствования образовательных технологий характеризуются переходом
- от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющего использовать усвоенное;
- от чисто ассоциативной, статистической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий;
- от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным индивидуализированным программам обучения;
- от внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции.
Существует веер конкретных технологий с разными возможностями, разной проектной эффективностью, разной трудоемкостью, применяемым для разных целей…Массовое образование, образование непрерывное не может зависеть от индивидуальной одаренности учителей, их талантов и педагогического чутья. Массовое производство неизбежно требует технологий. Поэтому всегда будет оставаться элитарное образование у талантливых учителей в особых условиях и массовое, эгалитарное образование, все более похожее на технологический процесс (В.В.Гузеев). Исходя из сказанного, можем сделать вывод, что речь уже не идет о том, нужно или не нужно учителю овладевать умением работать в соответствии с определенным технологическим процессом. Речь идет о том, какая образовательная технология нужна, чтобы достигнуть компромисса между трудоемкостью процесса обучения и качеством результатов.
В данном методическом пособии рассматриваются ряд образовательных технологий, используемым в преподавании гуманитарных и математических дисциплин, определяются, какие возможности проявления познавательной самостоятельности учащегося в них заложены.
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ЛИТЕРАТУРЫ.
Привитие любви к чтению, повышение общей и читательской культуры учащихся, осмысление ими общечеловеческих и национально-культурных ценностей, воплощенных в художественных произведениях, формирование на этой основе высокой нравственности, эстетического вкуса, культуры речи и общения – задачи, которые ежедневно решает современный учитель литературы. Решение этих задач требует от него ясного представления о комплексе увязанных между собой мер, ведущих к получению качественных результатов обучения. Речь идет о технологическом решении задач обучения литературе на современном уроке. По мнению И.П.Подласого, в технологиях особым образом сплавлены ум, мастерство и дело – идеи, методы, формы, средства, результаты.
Технология развития критического мышления
Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения (Т.И.Шамова).
Развитие у учащихся критического мышления способствует взаимоуважению партнеров, пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми; облегчает понимание различных взглядов на мир; позволяет учащимся использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределенности; создавать базу для новых типов человеческой деятельности.
Критичность мышления может быть раскрыта через следующие показатели:
- оценка (где ошибка?);
- диагноз (в чем причина?);
- самоконтроль (каковы недостатки?);
- критика (согласны ли вы? Приведите контраргументы?);
- прогноз (постройте прогноз).
Технология развития критического мышления предполагает постоянную работу с любым текстом, извлекая из него максимум. Принцип – научить работать самому. Результат – самостоятельность мышления учащегося.
В технологии развития критического мышления (КМ) выделяются три стадии:
1) вызов;
2) осмысление новой информации;
3) рефлексия.
Технология КМ предлагает шесть типов взаимосвязанных уроков, в результате проведения которых раскрывается творческий потенциал учащихся (табл.1).
Кластеры – это графические систематизаторы, которые показывают несколько различных типов связи между объектами или явлениями.
В центре листа пишется слово (тема, проблема, имя персонажа произведения и т.д.) .Далее вокруг этого слова записываются слова или фразы, или предложения, которые являются первичными ассоциациями на данную запись. (Составление кластера возможно как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии.
Инсерт – прием маркировки текста (чтение с пометками). Учащимся предлагается система маркировки текста, включающая следующие значки:
V - отмечается то, что известно;
- помечается то, что противоречит представлениям читающего, вызывает сомнения;
+ - помечается то, что является для читателя интересным и неожиданным;
? - ставится, если у читателя возникло желание узнать о том, что описывается, более подробно.
Использование чтения с пометками (инсерт) позволяет научить внимательному чтению; индивидуализирует и дифференцирует дальнейшую самостоятельную работу учащегося на основании тех пометок, которые делает читающий.
Синквейн – наращивание слов по теме от 1 до 5. Самостоятельное составление по образцу. Этот прием позволяет отбирать самое важное, формулировать свою позицию.
Тонкие вопросы – требуют однозначного ответа.
Толстые вопросы – это проблемные вопросы, требующие неоднозначного ответа. Таблица тонких и толстых вопросов может быть использована на любой из трех фаз урока:
на стадии вызова – вопросы до изучения темы;
осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения или слушания;
рефлексии – демонстрация понимания пройденного.
Перекрестная дискуссия – разговор с самим собой (внутренний диалог);
Эссе (пятиминутное) - в конце урока 2 задания:
1) написать, что узнали по данной теме;
2) задать один вопрос, на который учащийся не получил ответа.
Чтение с остановками. Этот способ предполагает работу с небольшими текстами. Текст читается в классе и делится на смысловые части (от2 до 4). К каждому фрагменту составляются вопросы со словом почему:
- на воспроизведение;
- на понимание;
- как вы думаете, что будет дальше;
- на анализ.
Из цитат или близких к содержанию фрагментов текста выбирается самая значительная.
Чтение с остановками позволяет подготовиться к написанию рецензии.
Опорными фразами для написания рецензии могут служить следующие:
Я считаю, что…
Я понимаю, как…
Я принимаю во внимание, что…
Но, все-таки. Я считаю…
Чтение с суммированием в парах. На стадии вызова возможно использовать вопросы на повторение пройденного материала, предполагающие активизацию уже имеющихся знаний. Вопросы, сформулированные в парах, выносятся на доску. На некоторые из них отвечают ученики по просьбе учителя. Остается тот вопрос, в котором, по сути, содержится тема урока. Предлагается прочитать текст учебника.
На стадии осмысления для лучшего усвоения учащимися сложного текста каждому для детальной проработки предлагается небольшой фрагмент. То есть, небольшой текст делится на две части, каждая часть – на два фрагмента (1а, 1б; 2а, 2б). Каждый ученик получает один фрагмент текста.
При работе в парах каждый ученик должен пересказать товарищу свой фрагмент текста. Кроме того, он должен составить вопросы по своему тексту и задать их слушателю для проверки усвоения. Слушатель тоже должен задавать вопросы.
На стадии рефлексии каждая пара получает задание провести презентацию своей части текста, оформить на большом листе результаты своей работы. Возможно выписать самую важную цитату. Все записи заносятся в тетрадь. Далее домашнее задание по результатам.
Приведем пример использования данной технологии на уроке литературы в 5 классе.
Тема урока: жанровые особенности басни
Цель урока: ознакомить учащихся с особенностями басни как жанра.
Ход урока
Вызов Как вы думаете, если бы перед вами стояла задача написать басню. Какие вопросы вы бы задали, прежде чем её написать?
Работа в парах.
Вопросы, сформулированные в парах, выносятся на доску:
1. Можно ли писать басню не стихами?
2. Каким должен быть объем?
3. Что сначала: придумать мораль басни и потом писать текст или наоборот?
Вопрос учителя:
Может ли кто-либо из класса ответить на какие-нибудь из поставленных вопросов?
Ученик отвечает, что басня может быть как прозаической, так и стихотворной. Второй ученик отвечает, что басня – всегда короткий рассказ.
Таким образом, остается только один, третий вопрос. Учитель предлагает ознакомиться с секретами создания басни, прочитав текст учебника. Но вместе класс читает только два абзаца текста (учебник Литература, 5 класс, авторы-составители М.Б.Ладыгин, Н.А.Нефедова, Т.Г.Тренина, часть 2, стр.16-17).
Осмысление
Текст поделен на две части, каждая часть – на два фрагмента (1а, 1б; 2а, 2б).
Индивидуальная работа.
Каждый ученик получает один фрагмент текста, внимательно читает его.
При работе в парах каждый ученик должен пересказать товарищу свой фрагмент текста. Кроме того, он должен составить вопросы по своему тексту и задать их слушателю для проверки усвоения. Слушатель тоже задает вопросы.
Работа в парах
Так как текст довольно сложный, учитель участвует в работе пар, отвечая на вопросы учеников по их фрагментам текста, которые оказались им непонятны.
Рефлексия
Каждая пара получает задание провести презентацию своей части текста, оформив на большом листе результаты своей работы. Ученики 5 класса испытывают некоторое затруднение с оформлением презентации, и учитель может разрешить выписать самую важную цитату на большой лист. Все ученики эти цитаты заносят в свои тетради.
Группа №1:
Особенность характера, которой каждое животное отлично одно от другого.
Задача басни – на очень простом примере помочь читателю разобраться в сложных житейских ситуациях.
Группа №2 :
Басня есть нравственный урок.
Вместо людей в басне оживают животные и предметы и вместо людей начинают действовать.
Домашнее задание: используя полученные знания, написать басню.
Распределение времени:
Вызов – 7мин.;
Осмысление – 20мин.;
Рефлексия – 15мин.
Басня, написанная учеником 5 класса после такого урока.
Кошка в мышеловке
Жила-была на свете Кошка,
Ленивая была немножко.
Она мышей любила есть,
И съела столько, что не счесть.
Однажды Кошка, мышеловки расставляя,
Увидев мышку, глазками моргая,
Прыгнула за ней; но вот беда-
Она попала не туда.
Сама она попала в мышеловку,
Вот так была наказана плутовка.
Мораль сей басни такова-
Не желай другому зла.
Не будь таким, как кошка эта-
А то поплатишься за это.
Определенные затруднения испытывают учителя, работающие в старшей школе. Нежелание большинства учащихся прочитывать художественные тексты, особенно большого объема, общеизвестно. Есть и вторая проблема: к сожалению, три четверти старшеклассников не готовы к аналитическому чтению произведений любого жанра. Это результат сложившейся системы преподавания литературного чтения и литературы, начиная с начальной школы. Многие учителя прилагают огромные усилия для того, чтобы научить читать, воспринимать литературу как часть культуры человеческого сообщества, без знания которой не может состояться современный образованный человек. Так сложилось, что каждое произведение есть отражение проблем той или иной эпохи, того или иного поколения. Ситуация меняется, но общечеловеческие ценности остаются: они неподвластны времени.
Одним из наиболее сложных произведений первой половины ХХ века, в котором набатом звучит тема ценности человеческой жизни (детской жизни как основы сохранения человеческого сообщества и движения его в будущее), тема опасности, которую несет в себе агрессивный способ построения нового на обломках разрушенного, тема несовместимости человеческого и бесчеловечного в стремлении построить светлый город будущего, является повесть Платонова Котлован.
Мы предлагаем один из вариантов изучения этой повести, используя технологию развития критического мышления.
Тема: Персонажи повести. Их роль в развитии сюжета.
Цель: понять, какие главные жизненные линии свойственны каждому из персонажей повести.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА (бинарный урок).
Этап
Содержание
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Вводный
Стадия вызова (кластер)
Стадия осмысления
Стадия рефлексии
Заключительный
Постановка цели, формирование групп
Составление кластера
Чтение фрагментов повести группами
Отчет о работе каждой из групп. Заполнение общей таблицы
Создание эссе
Дача домашнего задания
Объяснение цели предстоящей работы. Постановка познавательной задачи.
Помощь учащимся в составлении кластера
Поочередное участие в работе групп. Контроль за ходом работы в группах
Оценивание работы каждой группы
Представление возможных тем. Оказание индивидуальной помощи учащимся. Консультирование по необходимости
Знакомство с целью урока, с поставленной задачей. Распределение заданий внутри группы.
Мозговой штурм
Индивидуальная и групповая работа по заполнению таблицы
Прослушивание выступлений представителей групп, перенесение общей таблицы в тетради
Составление текста эссе
Запись домашнего задания
СТАДИЯ ВЫЗОВА (КЛАСТЕР)
Девочка Настя
Пашкин Вощев
КОТЛОВАН Чиклин и
Прушевский
Сафронов Жачев
Сельский активист
Кластер составляется классом вместе с учителем.
СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ
Форма работы: групповая. Создаются 7 групп по 3-4 человека (в зависимости от количества учащихся в классе). Каждая группа работает с той частью повести, в которой рассказывается о персонаже, который выбрала группа (или учитель).
В результате работы групп заполняется общая таблица на большом листе бумаги фломастерами.
Таблица может иметь следующий вид:
Персонаж
Основная черта
особенности
Отношение к истине
Вощев
Чиклин и Прушевский
Жачев
Сафронов
Сельский активист
Пашкин
Девочка Настя
Думающий и чувствующий
Чувствующие
Фанатик революции
Идеологически замороченный
Идеолог
Типичный образец бюрократа советской эпохи
Участница и комментатор важнейших сюжетных ситуаций повести
С сердечной озадаченностью
Тоскующие герои
Страстный сокрушитель всего старого мира
Идейный антипод Вощева
Неистовый ревнитель коллективизации. Поглощен выполнением государственных постановлений и любых компаний
Ищет истину
Объединены общим чувством трагической отчужденности от смысла жизни, от истины
Истина вызывает испуг как несанкционированное властями понятие
Решительно распределяет кого в колхоз, кого на плот
Возможен вариант работы по изучению художественных особенностей повести: примеры сарказма, гротеска, пародирования малограмотного употребления политической лексики и т.д. Результаты возможно ввести в таблицу в качестве подтверждения особенностей персонажей.
Заключительная часть уроков – что же дало читателю понимание главных жизненных линий, свойственных каждому из персонажей повести?
РЕФЛЕКСИЯ
Написание эссе: Город счастья – утопия?
1
котлован