Распределение и разграничение доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Распределение и разграничение доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации
Автор: Степанова Светлана Валентиновна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждениевысшего образования«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВАи ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫпри ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»ЗАПАДНЫЙ ФИЛИАЛНаправление подготовки 38. 04. 04 “Государственное и муниципальное управление”Образовательная программа "Цифровое государство (стратегическое развитие информационного общества)”Рефератпо дисциплине (модулю) Управление государственными финансамина тему:«Разграничение и распределение доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.»Калининград2023ВведениеГосударственный бюджет является основным финансовым планом страны, обеспечивающим образование, распределение и использование централизованного фонда денежных средств как обязательного условия функционирования любого государства.Государственный бюджет для органов государственного управления возможность выполнения ими своих функций, включая воздействие на функционирование рынков товаров и услуг, финансовых рынков и распределение расходов в секторах экономики для проведения государственной внутренней и внешней политики. С помощью бюджета осуществляются межсекторальное, межотраслевое и межтерриториальное перераспределение ВВП, государственное регулирование и стимулирование экономики, финансирование социальной политики с учетом долгосрочных интересов страны. Таким образом, в бюджете отражаются финансовые взаимоотношения государства с плательщиками налоговых и неналоговых средств в бюджет и получателями бюджетных средств, т.е. взаимоотношения государства с населением и хозяйствующими субъектами по поводу формирования и расходования бюджетных средств.Аккумуляция средств в бюджете позволяет государству осуществлять социальные программы, направленные на развитие культуры, здравоохранения, образования, поддержку семей с низкими доходами, решение жилищной проблемы и др.Централизуя и распределяя денежные ресурсы, государство получает возможность корректировать действие саморегулирующегося рыночного механизма. Средства, мобилизуемые через государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды, используются для расходов на общегосударственные нужды, которые не могут быть удовлетворены за счет частного предпринимательства. К ним, в частности относятся государственное управление, общественная безопасность граждан, социальные программы, экология, оборона страны. Перераспределение ресурсов между секторами экономики, отраслями, социальными группами и территориями является важным рычагом реструктуризации экономики, реализации целевых и научно-технических программ.Благоприятное воздействие бюджета на экономику предполагает формирование эффективного механизма образования доходов и расходования бюджетных ресурсов в отношении экономики в целом на основе рационального налогообложения населения и предприятий, объема и структуры государственных расходов, обеспечивающих условия для экономического роста, надежного контроля за сменой стадий экономических циклов, стабильности производства и повышения материального уровня и условий жизни населения. Глава 1. Общее понятие о структуре бюджетаБюджетная система РФ, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, включает в себя три уровня: федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; местные бюджеты. Первый и второй уровни бюджетной системы, в соответствии с Бюджетным Кодексом, толкуются расширительно, т.е. включают в себя помимо непосредственно государственного бюджета бюджеты государственных внебюджетных фондов. Совокупность бюджета соответствующей территории с бюджетами государственных внебюджетных фондов принято называть бюджетом расширенного правительства.Бюджетным кодексом РФ регламентируются следующие принципы, в соответствии с которыми должна строиться и развиваться бюджетная система РФ: 1. Принцип единства бюджетной системы. 2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы. 3. Принцип самостоятельности бюджетов. 4. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов. 5. Принцип сбалансированности бюджета. 6. Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств. 7. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов. 8. Принцип гласности. 9. Принцип достоверности бюджета. 10. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств.Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 г. N 145-ФЗ введен в действие с 1.01.2000г. Устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.За последние годы произошли принципиальные изменения финансовых взаимоотношений бюджетов различных уровней на основе укрепления бюджетного федерализма, повышения бюджетной дисциплины, прозрачности и стабильности распределения финансовых ресурсов. Развитие межбюджетных отношений осуществлялось в рамках Концепции повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в РФ в 2006-2008 годах.В целях планирования, учета исполнения и анализа множества финансовых операций, осуществляемых органами государственного управления, и оценки воздействия государственных финансов на экономику страны, состояние финансов платежный баланс эти операции нуждаются в объединении в однородные группы на основе классификаторов, позволяющих агрегировать их в определенной экономической системе.В качестве основы систематизации финансовых операций, обеспечивающей концептуальную базу для решения наиболее широкого круга задач при рассмотрении государственных финансов, может быть использована природа потоков денежных средств, поступающих в органы государственного управления и выходящих из них. Основными критериями, позволяющими объединить финансовые операции в однородные группы, являются следующие: поступления или платежи; возвратные или невозвратные; возмездные или безвозмездные; текущие или капитальные; финансовые активы или обязательства и их подразделение на приобретаемые в целях проведения государственной политики или для управления ликвидностью.Составлению проектов бюджетов предшествуют разработка прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов. Проекты бюджетов составляются с учетом необходимости достижения минимальных государственных социальных стандартов на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг, а также в соответствии с другими нормами (нормативами), установленными законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления.Целью бюджетных расходов является финансовое обеспечение деятельности государства по исполнению его экономических функций - распределения ресурсов, перераспределения и стабилизации. Расходы бюджета направляются, в первую очередь, в общественный сектор экономики для финансирования деятельности органов государственного управления по производству общественных благ (оборона, охрана правопорядка, культура и искусство, здравоохранение, образование, наука и т.п.), а также поддержки предприятий, находящихся в государственной собственности. Часть расходов осуществляется и за пределы общественного сектора: за счет государственных средств предоставляются пособия малоимущим гражданам, выплачиваются пенсии и стипендии, оплачиваются государственные заказы, к исполнению которых были привлечены частные фирмы. Расходы бюджета, их объем и структура подвержены более частым изменениям, чем его доходы.Глава 2. Поступления в бюджет2.1. Доходы и полученные официальные трансфертыДоходные операции обеспечивают основу для удовлетворения потребностей в расходах и предоставления государственных кредитов за счет имеющихся ресурсов без привлечения заемных средств или средств, накопленных за предыдущие периоды. Доходы являются невозвратными поступлениями в бюджет независимо от того, относятся ли они к возмездным или безвозмездным.В соответствии с рекомендациями МВФ средства зачисляются в доходы бюджета по моменту их фактического поступления (по кассовому методу). В России порядок зачисления определен ст.40 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой «денежные средства считаются зачисленными в доход соответствующего бюджета, или кредитной организацией по зачислению (учету) денежных средств на счет органа, исполняющего бюджет, бюджет государственного бюджетного фонда.Средства органов государственного управления, образующиеся за счет доходных операций, состоят из общих доходов и полученных официальных трансфертов.К доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним.К неналоговым доходам бюджетов относятся:- доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;- доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;- доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;- средства самообложения граждан;- иные неналоговые доходы.К безвозмездным поступлениям относятся:- дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;- субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);- субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации;- иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;- безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, средства безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности при составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчетности о его исполнении включаются в состав доходов бюджета.Помимо федерального, региональных и местных бюджетов, в бюджетной практике также используется понятие «консолидированный бюджет». Консолидированный бюджет представляет собой свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории. В отличие от федерального и региональных бюджетов, которые принимаются законодательно, консолидированный бюджет законом не является. Основная его функция – информационная. Показатели доходов и расходов консолидированного бюджета используются при анализе экономической политики, они позволяют рассчитать совокупную налоговую нагрузку и ряд других сводных показателей, характеризующих уровень государственного вмешательства в экономику.2.2. Пути укрепления доходной базыДоходная часть бюджета формируется в основном за счет законодательно установленных налоговых и неналоговых платежей. Это обеспечивает стабильность поступлений, единые устойчивые условия для субъектов хозяйствования и возможности для проектирования поступлений в бюджет и развития хозяйственной деятельности. Увеличение доходов может быть получено за счет установления новых источников поступлений или расширения действующей базы доходов.Основная проблема налогообложения заключается в том, чтобы обеспечить финансовые потребности государства и при этом не лишить налогоплательщиков стимулов к продолжению и развитию своей деятельности.В условиях стабильно развивающейся экономики величина доходов бюджета зависит от роста ВВП и налоговой нагрузки, определяемой установленными ставками налогообложения. С ростом ВВП величина налогов возрастает даже при неизменном уровне налогообложения.Система налоговых ставок должна быть построена таким образом, чтобы стимулировать воспроизводственные процессы – расширение и обновление производства. Создание новых рабочих мест, способствовать планируемым структурным изменениям. Рост производства и доходов предприятий и населения, в свою очередь, ведет к увеличению поступлений в бюджет.Количественное выражение взаимосвязи между налогами и бюджетом во многом зависит от величины мультипликатора, отражающего влияние прироста доходов на объем потребительского спроса. Величина мультипликатора показывает воздействие прироста совокупного спроса (например, в связи с увеличением правительственных расходов) на равновесный уровень доходов.2.3. Расходы бюджета по функциональному назначениюВ более общем виде государственные расходы по своему функциональному назначению могут быть объединены в четыре группы:государственные услуги общего назначения, оборона, общественный порядок и безопасность (сюда входят расходы на законодательные и исполнительные органы власти, внешнюю политику, оборону, поддержание общественного порядка, безопасности и т.п.);общественные и социальные услуги (расходы на образование, здравоохранение, социальное страхование и обеспечение, жилищно-коммунальное хозяйство, средства массовой информации, культуру и т.п.);государственные услуги, связанные с экономической деятельностью (расходы на обеспечение более высокой эффективности хозяйственной деятельности, создание условий экономического роста, целевые программы экономического характера, новых рабочих мест и т.п.);прочие функции (выплаты процентов и расходы, связанные с обслуживании ем государственного долга, трансферты общего характера, передаваемые другим государственным органам).Наиболее существенными являются расходы на социальные программы (помощь престарелым, нетрудоспособным, безработным, нуждающимся в медицинской помощи и т.п.), расходы на оборону и обслуживание государственного долга.Группировка расходов бюджетов всех уровней в соответствии с направлениями бюджетных средств на выполнение основных функций государства производится на основе функциональной классификации расходов бюджетов. Функциональная классификация не зависит от организационно-структурных изменений в системе органов управления. Её использование позволяет анализировать динамику государственных расходов различного функционального назначения, прогнозировать расходы на перспективу и проводить международные сравнения с целью определения степени участия органов государственного управления отдельных стран в осуществлении экономических и социальных функций.Расходы бюджетов направляются либо на текущие цели (текущие расходы), либо на капитальные затраты (капитальные расходы). Экономические характеристики затрат отражаются с помощью экономической классификации расходов и чистого кредитования.2.4. Рационализация расходовОсуществляя расходы, государство обеспечивает реализацию своих функций и оказывает прямое воздействие на экономику. Государство воздействует на экономику всякий раз, когда оно осуществляет финансовые операции. Оно обеспечивает такие услуги, которые не в состоянии обеспечить частные рынки: общественную безопасность, правопорядок, оборону, проводит ту или иную финансовую политику и т.д.Основными направлениями сокращения бюджетных расходов являются следующие:- сокращение затрат на оборону;- снижение расходов на содержание аппарата органов государственного управления;- повышение эффективности и определение приоритетности направлений расходования бюджетных средств;- уменьшение непроизводительных расходов на дотации отдельным отраслям;- сокращение количества государственных программ и их рассредоточение во времени;- снижение расходов по обслуживанию государственного долга;- налаживание контроля за расходованием бюджетных средств.Решения о сокращении расходов принимаются с учетом значимости и эффективности отдельных видов затрат и приоритетов развития экономики. Глава 3. Понятие регулирующих доходов3.1. Механизм регулирования межбюджетных отношенийВ Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее – БК РФ) Федеральным законом от 20.08.2004 № 120 ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений» (далее – Федеральный закон №120 ФЗ) были внесены поправки (вступившие в силу с 01.01.2005, в части местных бюджетов – с 01.01.2006), направленные на введение нового механизма регулирования межбюджетных отношений, в том числе механизма разграничения и распределения доходов между бюджетами.Анализ изменений, внесенных в БК РФ, позволяет сделать вывод о том, что содержание разграничения и распределения доходов между бюджетами после принятия вышеуказанных поправок подлежит уточнению.Так, согласно редакции ст. 30 и 129 БК РФ, действовавшей до 01.01.2005, разграничение доходов означало закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) на постоянной основе за бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации. В соответствии с редакцией ст. 47 БК РФ (также действовавшей до 01.01.2005) виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством Российской Федерации, определялись как собственные доходы этих бюджетов. Следовательно, разграничение доходов представляло собой закрепление доходов за бюджетами в соответствии с законодательными актами Российской Федерации в качестве собственных.Однако согласно редакции ст. 47 БК РФ, вступившей в силу с 01.01.2005, принципиально изменен состав собственных доходов бюджетов.К собственным доходам отнесены все виды доходов, зачисляемых в бюджет, за исключением субвенций из Федерального фонда компенсаций и (или) региональных фондов компенсаций.Такое изменение состава собственных доходов бюджетов в связи с внесением поправок в БК РФ Федеральным законом № 120ФЗ позволяет констатировать, что виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством Российской Федерации, с 01.01.2005 являются только частью собственных доходов этих бюджетов.3.2. Распределение доходовРаспределение доходов до 01.01.2005 представляло собой передачу в бюджеты регионального и местного уровней бюджетной системы Российской Федерации федеральных и региональных налогов и других платежей в виде нормативных отчислений сроком на один финансовый год либо на долговременной основе. Федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года), в соответствии со ст. 48 БК РФ определялись как регулирующие доходы бюджетов.Таким образом, доходы, передаваемые согласно действовавшему до 01.01.2005 бюджетному законодательству Российской Федерации бюджетам нижестоящих уровней в порядке распределения, являлись регулирующими.С 01.01.2005 ст. 48 БК РФ признана утратившей силу, соответственно понятие регулирующих доходов отменено. Поэтому распределение доходов после внесения поправок в БК РФ нельзя определять как передачу в бюджеты иных уровней регулирующих доходов.Соответственно в настоящее время результатом как разграничения, так и распределения доходов между бюджетами являются собственные доходы бюджетов. Следует отметить, что с 01.01.2006 в связи с изменением согласно Федеральному закону от 06.10.2003 № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» территориальной организации местного самоуправления (образованиеммуниципальных образований различного уровня: поселений и муниципальных районов) вводится механизм распределения доходов, согласно которому органами местного самоуправления муниципального района могут быть установлены нормативы отчислений в бюджеты поселений от любых налогов (в том числе и от местных), подлежащих зачислению в бюджет муниципального района . Таким образом, если ранее распределение доходов осуществлялось установлением нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов, то с 01.01.2006 нормативы отчислений могут устанавливаться также и от местных налогов.До внесения поправок в БК РФ Федеральным законом № 120 ФЗ нормативы отчислений от налогов в нижестоящие бюджеты в порядке распределения доходов устанавливались на очередной финансовый год или на долговременной основе (не менее чем на три года). С 01.01.2006 единые для поселений и единые для муниципальных районов нормативы отчислений в бюджеты соответственно поселений и муниципальных районов от налогов, подлежащих зачислению в бюджет субъекта РФ, могут быть установлены законом субъекта РФ, принимаемым без указания срока действия . Помимо этого, законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год могут быть установлены дополнительныенормативы отчисленийвместные бюджеты от налога на доходы физических лиц, подлежащего зачислению в бюджет субъекта РФ . Следовательно, нормативы отчислений от налогов, распределяемых между бюджетами, теперь могут устанавливаться как на очередной финансовый год, так и на неогра ниченный срок действия. Таким образом, можно отметить, что после внесения поправок в БК РФ Федеральным законом № 120ФЗ не только разграничение, но и распределение доходовмежду бюджетами может осуществляться на постоянной основе.ДанныепоправкивБКРФбылипринятыврамках реализации положений Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 г., одобренной постановлением Правительства РФ от 15.08.2001 № 584, в соответствии с которой предполагалось существенное повышение роли собственных доходов региональных и местных бюджетов, в том числе и путем увеличения доли отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, зачисляемых в региональные и местные бюджеты на постоянной основе.3.3.Отличие между разграничением и распределением доходовСущественное отличие между разграничением и распределением доходов после внесения изменений в БК РФ определяется следующим: во первых, тем, в чьей компетенции они находятся; вовторых, какими нормативными правовыми актами регламентируются. Разграничение доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации относится к компетенции исключительно федеральных органов государственной власти. Данное положение было закреплено и до внесения изменений в БК РФ, вступивших в силу с 01.01.2005.Так, согласно редакции ст. 7 БК РФ, действовавшей до 01.01.2005, к компетенции органов государственной власти Российской Федерации относилось разграничение налогов и других доходов между уровнями бюджетной системы РФ. При этом до 01.01.2005 разграничение доходов между бюджетами осуществлялось в соответствии с законом РФ от 27.12.1991 № 2118 - 1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»; Налоговым кодексом РФ от 05.08.2000 № 117 - ФЗ; иными федеральными законами, регламентирующими закрепление налоговых и неналоговых доходов за бюджетами. С внесением поправок в БК РФ, вступивших в силу с 01.01.2005 (в части местных бюджетов – с 01.01.2006), закрепление налоговых и неналоговых доходов (полностью или частично) за бюджетами бюджетной системы РФ в порядке разграничения осуществляется в соответствии с самим БК РФ .Распределение доходов между бюджетами согласно ст. 7 и 8 редакции БК РФ, действовавшей до 01.01.2005, относилось к компетенции органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов РФ.Распределение доходов путем установления нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов в консолидированные бюджеты субъектовРФ осуществлялось согласно Федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в свою очередь законами субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ на очередной финансовый год устанавливались нормативы отчислений в местные бюджеты от федеральных и региональных налогов и сборов, поступающих в бюджеты субъектов РФ.С 01.01.2005 БК РФ устанавливается право органов государственной власти субъектов РФ осуществлять в соответствии с законами субъектов РФ распределение доходов путем установления нормативов отчислений в местные бюджеты от налогов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ. Аналогичное право устанавливать своими решениями нормативы отчислений в бюджеты поселений от налогов, подлежащих зачислению в бюджеты муниципальных районов, определено для органов местного самоуправления муниципальных районов.Таблица 1Разграничение доходов между бюджетами бюджетной системы Российской ФедерацииИсходя из вышеизложенного можно дать следующие определения разграничения и распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.Разграничение доходов означает законодательное закрепление федеральными органами государственной власти соответствующих видов доходов (полностью или частично) на постоянной основе за бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.Распределение доходов представляет собой передачу органамигосударственнойвластииорганами местного самоуправления доходов, закрепленных за бюджетами, в иные бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по нормативам отчислений, устанавливаемым на постоянной основе или на очередной финансовый год.Разграничение доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации с 01.01.2005 (в части местных налогов с 01.01.2006) согласно БК РФ характеризуется следующим: федеральные налоги и сборы, а также налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами, полностью или частично закрепляются за федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ, бюджетами муни ципальных районов, бюджетами городских округов и бюджетами городских и сельских поселений (при этом в городские бюджеты городов федерального значения Москвы и СанктПетербурга федеральные налоги и сборы, налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами, подлежат зачислению по нормативам, установленным для бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований) ; региональные налоги полностью закрепляются за бюджетами субъектов РФ10; местные налоги полностью закрепляются за бюджетами городских округов и бюджетами городских и сельских поселений, на территории которых они взимаются; за бюджетами муниципальных районов закрепляются местные налоги, взимаемые на межселенных территориях11; неналоговые доходы полностью или частично закрепляются за федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ, бюджетами муниципальных районов, бюджетами городских округов и бюджетами городских и сельских поселений.В соответствии с вышеизложенным разграничение доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации можно представить в виде табл. 1.ЗаключениеВлияние бюджетного регулирования на экономическое развитие страны является сложным и неоднозначным. Например, изъятие в бюджет части доходов граждан и организаций с помощью системы налогообложения сдерживает уровень экономической активности в стране. Однако, при этом расширяются возможности проведения государственных программ развития, финансируемых за счет бюджетных средств. Активное выравнивание доходов региональных бюджетов за счет финансовой поддержки центра, которое способствует улучшению положения более бедных территорий, может оцениваться как несправедливое с позиции богатых регионов, являющихся донорами таких программ. Таким образом, при формировании государственного бюджета необходима выработка таких подходов, которые учитывали бы баланс различных общественных интересов. В условиях рыночной экономики основным инструментом государственного регулирования является финансовая система, центральным звеном которой является бюджет. Любые значимые решения в области экономической политики должны иметь финансовое обеспечение, поэтому они подкрепляются соответствующими бюджетными расходами.Принципы разграничения расходных обязательств определяют единые требования к отраслевому законодательству, с одной стороны, гарантируя самостоятельность властей каждого уровня в определении обязательств по собственным предметам ведения и, с другой стороны, защищая бюджеты от «необеспеченных мандатов». В новой редакции гл. 11 БК РФ предложена типология оснований для возникновения расходных обязательств бюджетов каждого уровня. Обязательства, устанавливаемые в пределах собственных полномочий, не могут устанавливаться властями других уровней и исполняются за счет собственных доходов соответствующих бюджетов. В тех случаях, когда один уровень власти делегирует свои полномочия другому уровню власти, одновременно возникают «вмененные» расходные обязательства бюджета более низкого уровня и расходные обязательства по их финансовому обеспечению за счет субвенций из вышестоящего бюджета. В целях защиты региональных и местных бюджетов от «необеспеченных федеральных мандатов» предусматривается введение соответствующих законов в действие ежегодным законом о федеральном бюджете при условии их финансового обеспечения субвенциями.Библиографический список1. Сенчагов В.К., Архипов А.И. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник, - М., 2000.2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.98г. N 145-ФЗ (c изменениями и дополнениями).3. Борисов А.Н. Комментарии к Бюджетному кодексу РФ от 31.07.98г. N 145-ФЗ (в ред. федеральных законов … от 2.11.07г. № 247-ФЗ, от 8.11.07г. № 257-ФЗ); - М.4. Концепция повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в РФ в 2006-2008 годах (одобрена распоряжением Правительства РФ от 3.04.06г. N 467-р). 5. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ.6. Комментарии к Бюджетному кодексу РФ от 31.07.98г. N 145-ФЗ, авт. А.Н. Борисов, г.Москва.