Игровые технологии в работе учителя-дефектолога как средства развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями)


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Игровые технологии в работе учителя-дефектолога как средства развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями)
Автор: Багний Светлана Викторовна

Игровые технологии в работе учителя-дефектолога как средства развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями)Введение на современном этапе развития системы образования в России происходят коренные изменения как в содержании образования, так и в методической составляющей: на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательной деятельности обучающихся. В этих новых условиях педагогу необходимо уметь ориентироваться в многообразии современных технологий. При работе с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья, могут и должны применяться особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении  и воспитании. Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности, творческих  способностей, учебной мотивации.  Как заставить ребёнка учиться? Как приковать его неустойчивое внимание к уроку? Какие средства и методы  сделают обучение увлекательным? Этот вопрос встаёт перед многими учителями в современном, быстро изменяющемся мире. Но особенно волнует эта проблема нас, учителей, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья.       Учительский труд – это бесконечный поиск. Каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, направленные на обеспечение обучающихся необходимым багажом знаний и умений, подготовку к жизни в современных социально-экономических условиях.     Что же делать? Как сделать процесс обучения доступным и увлекательным, эффективным и творческим? Просто. Дарить детям интересные уроки.     Опыт работы в коррекционной школе убеждает в том, что занимательный материал оказывает большую помощь в привитии интереса к обучению, активизации познавательной деятельности на уроке, учит детей учиться. Занимательный материал на уроках не только увлекает, заставляет задуматься, но и развивает самостоятельность.      На своих занятиях я применяю многие  технологии, но особое внимание уделяю игре, потому что увлечённые игрой обучающиеся легче усваивают программный материал, приобретают определённые знания, умения и навыки.  Включение на занятиях игр и игровых ситуаций создаёт у детей рабочее настроение, способствует преодолению трудностей в усвоении материала, снимает утомляемость и поддерживает внимание.      Это приобретает особое значение в работе с детьми с ОВЗ, где очень трудно обучить детей оперировать имеющимися знаниями, где трудно длительное время удерживать внимание школьников на однообразной работе, вызвать их активную деятельность, волевое усилие, настойчивость в достижении цели.       Игровые технологии являются той  формой  обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными будничные шаги по изучению предмета. Игровые технологии способствуют повышению познавательного интереса, развитию мышления; способствуют применению знаний в новой ситуации: являются естественной формой труда ребенка, а также способствуют формированию ответственности.  Вовлечение обучающихся с ОВЗ в игру позволяет достичь эффекта раскрепощения, умения принимать решения, общаться, учит самостоятельному оцениванию результатов своего труда.       «Игровые педагогические технологии» -группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Технология — от греческих слов technl (искусство, ремесло, наука) и logos (понятие, учение).ИГРА - свободная деятельность, являющаяся формой самовыражения субъекта и направленная на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, снятии напряжений, а также на развитие определенных навыков и умений.Терминологический словарь современного педагогаИГРА - это средство воспитания, в котором воспитатель в качестве инструмента формирования личности воспитанника использует его свободную (игровую) деятельность в воображаемой и реальной ситуациях, направляя ее на развитие положительных качеств личности.Педагогический словарьИГРА - форма учебно-воспитательной деятельности, имитирующая те или иные практические ситуации; игра является одним из средств активизации учебного процесса, способствует умственному развитию. Характерной особенностью игры является ее двуплановость: с одной стороны, играющий выполняет реальную деятельность, осуществление которой требует действий, связанных с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач, с другой - ряд моментов этой деятельности носит условный характер, позволяющий отвлечься от реальной ситуации с ее ответственностью и многочисленными сопутствующими обстоятельствами. Функции игры в учебном процессе состоят в обеспечении эмоционально приподнятой обстановки, облегчающей усвоение материала, оказывающей внушающее воздействие.  Учебная игра выполняет несколько функций: - обучающую, воспитательную (оказывает воздействие на личность обучаемого, развивая его мышление, расширяя кругозор); - ориентационную (учит ориентироваться в конкретной ситуации и применять знания для решения нестандартной учебной задачи); - мотивационно-побудительную (мотивирует и стимулирует познавательную деятельность учащихся, способствует развитию познавательного интереса). Структура игровой деятельности: – образовательная задача; – игровые действия; – правила игры; – результат. Классификация игр по структурным элементам урока, в зависимости от дидактических целей игры:
  • игры для изучения нового материала;
  • игры для закрепления;
  • игры для проверки знаний;
  • обобщающие игры;
  • релаксационные игры - паузы.
  • Виды игр по содержанию: а) Игры – упражнения - используют при закреплении материала, проверке знаний. Пример: «Пятый лишний».б) Игра – поискв) Игры – соревнование - конкурсы, викторины, имитации телевизионных конкурсов и т.д.г) Сюжетно – ролевые игры – обучающиеся исполняют роли, а сами игры наполнены глубоким содержанием, соответствующим определенным задачам – это «Пресс-конференция», «Круглый стол» и др.д) Познавательные игры - путешествия.Общие принципы и правила работы с обучающимися с ОВЗ:   1. Индивидуальный подход к каждому обучающемуся.  2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).  3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность обучающихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.  4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.  5. Каждый ученик должен быть активным участником игры.6. Легкие и более трудные игры должны чередоваться, если на уроке проводится несколько игр.7. Игровой характер при проведении уроков должен иметь определенную меру.8. В процессе игры учащиеся должны грамотно проводить свои рассуждения, речь их должна быть правильной, четкой, краткой9. Игру нужно закончить на данном уроке, получить результат. Только в этом случае она сыграет положительную роль.Роль игровых технологий при работе с обучающимися с ОВЗ: - усиление эмоционального восприятия материала; - приобретение опыта речевого общения; - освоение лексики, расширение словарного запаса; - отработка умений слушать и думать, выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств общения; - перевод приобретаемых знаний в личностно-значимые, эмоционально-окрашенные. - развитие эмпатических способностей обучающихся. Функции игровой деятельности обучающихся с ОВЗ развлекательная развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес;коммуникативнаяигры способны оказать помощь обучающимся с ОВЗ помочь справиться с переживаниями, препятствующими их нормальному самочувствию и общению со сверстниками; самореализация- игротерапевтическаяпреодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности; - диагностическая выявление отклонений от нормативного поведения, реальное положение обучающегося в коллективе; коррекция внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей; социализация включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.Алгоритм реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятийдидактическая цель - ставится перед обучающимися в форме игровой задачиучебная деятельность подчиняется правилам игрыучебный материал используется в качестве ее средствав учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровуюуспешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом
  • Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными, а содержание предлагаемого материала – доступно пониманию обучающихся. В противном случае игра не вызовет интереса и будет проводиться формально.
  • Игра должна давать достаточно пищи для мыслительной деятельности, в противном случае она не будет содействовать выполнению педагогических целей.
  • При проведении игры, связанной с соревнованиями команд, должен быть обеспечен контроль за ее результатами со стороны всего коллектива учеников или выбранных лиц. Учет результатов должен быть открытым, ясным и справедливым.
  • При организации дидактических игр необходимо придерживаться следующих положений:Требования к организации дидактических игр:- игра должна основываться на свободном творчестве и самостоятельной деятельности обучающихся;- игра должна быть доступной для данного возраста, цель игры - достижимой, а оформление красочным и разнообразным;- обязательный элемент игры – ее эмоциональность. Игра должна вызывать удовольствие, веселое настроение, удовлетворение от удачного ответа;- присутствие элемента соревнования между командами или отдельными участниками;- роль активности обучающихся во время проведения игры;- воспитательное, познавательное значение игры.Список использованной литературы
  • Малюга, А.Н. Обзор методов и технологий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья / А.Н. Малюга // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - № 52-6. - С. 85-94.
  • Митькина, Е.И. Игротехники и игротехнологии в схемах и таблицах / Е.И. Митькина // Учебное пособие. – Элекстросталь: Филиал РГСУ, 2012, 72 с. (с. 17)
  • Соломахина, Т.Н. Социо-игровой стиль работы с детьми с ОВЗ как эффективная педагогическая технология / Т.Н. Соломахина, И.М. Михалева, Е.В. Шевченко. - Молодой ученый. - 2017. - № 16 (150). - С. 498-500.
  • Осокина, Г.М. Инновационные технологии производственного обучения лиц с особыми образовательными потребностями (из опыта работы) / Г.М. Осокина / Сб. Ценностные ориентации молодежи в условиях модернизации современного общества // Материалы Межрегиональной научной конференции / Под ред. Г. Ю. Лизуновой. - 2018. - С. 487-494.
  • Пикун, А.Г. Игровые технологии как здоровьесберегающий фактор в обучении и развитии детей с ОВЗ / Пикун А.Г. // Молодой ученый. -2017. - № 48 (182). - С. 208-210.
  •  ПРИЛОЖЕНИЕ Картотека развивающих игр для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) младшего школьного возраста Дидактические игры, направленные на развитие внимания, памяти, быстроты мыслительных операций, закрепление учебного материала.«Мальчики – Девочки»Цель: Развитие внимания, быстроты мыслительных операций, памяти.Описание: По щелчку на экране появляются кружки разного цвета с числовыми выражениями.Задание: Если кружок синего цвета, то ответ хором называют мальчики, если красного – девочки. Выигрывают, те, кто меньше допустил ошибок. Если кружок другого цвета, в классе тишина.«Помоги колобку перебраться на другой берег»Цель: Развитие внимания, зрительного восприятия, закрепление таблицы умножения и деления с помощью игровой мотивации.Описание: на экране числовое выражение на умножение и деление (при желании их можно заменить другими числовыми выражениями)Задание: колобок предлагает пример. Ученик решает, наводит курсор на правильный ответ и щёлкает мышкой. Если пример решен, верно, то появляется дощечка через речку. Если пример решён неверно, то дощечка меняет свой цвет.«Незадачливый математик»Цель: Развитие внимания, мышления, непроизвольное закрепление учебного материала.Описание: На карточках записаны числовые выражения с пропущенными цифрами. Чуть в стороне прикрепляются вырезанные из цветной бумаги кленовые листочки с записанными на них цифрами и фигурка ёжика.Задание: Учитель предлагает следующую ситуацию: ёжик решал примеры и ответы записывал на кленовых листочках. Подул ветер – и листочки разлетелись. Очень расстроился ёжик: как же теперь ему быть? «Математическая тучка»Цель: Развитие внимания, зрительного восприятия, закрепление учебного материала с помощью игровой мотивации.Описание: На экране изображение тучки и капельки с числом.Задание: Дети по вызову учителя выходят к доске и подбирают к тучке пару капельку с таким же числом. Нужно навести курсор на нужную капельку и щёлкнуть.Кто быстрей сосчитает?”Игра развивает зоркость, внимание.Содержание игры: на доске вывешиваются два одинаковых плаката, на которых записаны в произвольном порядке числа. Например, от 61 до 90 (от 11 до 30 и т.п.). Например, требуется назвать и указать на таблице по порядку все числа от 61 до 90. Можно соревноваться и двумя командами, по одному человеку от каждой. Затем победители соревнуются между собой, и определяется лучший счётчик.Примерный вид плаката:907571636667828668768761738981748865778480697862706483727985Дидактические игры, направленные на закрепление знаний по нумерации чисел в пределах 20.Стук-стук”Дидактическая цель: закрепление знаний по нумерации чисел в пределах 20.Средства обучения: на доске изображена таблица с двумя разрядами:ДесяткиЕдиницыСодержание игры: учитель, молча, стучит указкой один раз в разряде десятков и несколько раз в разряде единиц. Дети внимательно слушают и показывают учителю соответствующее число на карточке с цифрами.Слушай и считай”Содержание игры: у каждого из учеников набор карточек с числами от 1 до 10. У учителя палочка, которой он ударяет по какому-либо предмету, издающему громкий звук, определённое число раз. Все учащиеся должны немедленно поднять и показать карточку с числом, соответствующим количеству ударов.Можно условиться, что играющие, услышав удары, должны поднять карточку с числом, недостающим, например, до десяти (ударов было три, поднять карточку с числом 7). Затем устанавливается другое правило: показать надо не число, соответствующее числу ударов, а два соседних числа – меньшее и большее. Можно предложить и другой вариант игры: учитель сначала ударит палочкой по одному предмету 8 раз, а по другому – 3 раза. Это значит, что учащиеся должны от восьми отнять три и показать карточку с числом 5. Игра требует тишины и внимания, поэтому можно предложить ребятам, прислушиваясь к числу ударов, закрывать глаза.«Составим поезд»:Дидактическая цель: ознакомить детей с приёмом образования чисел путём прибавления единицы к предыдущему числу и вычитания единицы из последующего числа.Содержание игры: учитель вызывает к доске поочерёдно учеников. Каждый из них играет роль вагона, называет свой номер. Например, первый вызванный ученик говорит: «Я первый вагон». Второй ученик, играя роль второго вагона, цепляется к первому вагону (кладёт руку на плечо ученика, стоящего впереди). Называет свой порядковый номер, остальные составляют пример: «Один да один, получится два». Затем цепляется третий вагон, и все дети по сигналу составляют пример на сложение: «Два да один – это три».Потом вагоны (ученики) отцепляются по одному, а класс составляет примеры вида: «Три без одного – это два. Два без одного – это один».«Числа, бегущие навстречу друг другу»Дидактическая цель: знакомство с составом числа 10.Содержание игры: учитель предлагает детям записать в тетради числа от 1 до 10 по порядку и дугами показать два числа, которые бегут навстречу друг другу, образуя в сумме число 10. Затем просит записать примеры на сложение с этими числами.0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 100 +10 = 10 - 10 + 0 = 101 + 9 = 10 - 9 + 1 = 10«Математическая эстафета»Дидактическая цель: ознакомление с образованием чисел из десятка и единиц.Средства обучения: 10 кругов и 10 треугольников из приложенных к учебнику математики для 1 класса.Содержание игры: учитель делит класс на 3 команды по рядам и проводит игру-соревнование. Первый ученик из первой команды иллюстрирует число с помощью кругов и треугольников, второй из этой же команды называет обозначенной число, третий – его состав, четвертый показывает число на карточках.«Молчанка».Содержание игры: учитель иллюстрирует на абаке или карточках двузначные числа, а учащиеся обозначают их с помощью разрезных цифр и показывают их молча учителю или записывают в тетради.«Как запутался Сережа?»Сережа научился писать числа в пределах сотни. Однажды вечером отец положил перед Сережей на стол 4 палочки слева и один десяток связанных палочек справа и предложил мальчику написать, сколько палочек всего. Сережа написал число 41. Правильно ли написал число Сережа? Как он рассуждал?По порядку номеров”Дидактическая цель: закрепление порядка следования чисел при счёте.Содержание игры: две команды по 10 человек выстраиваются шеренгами лицом к классу. У ведущего – два комплекта карточек разного цвета с числами от 1 до 10 (можно использовать любые варианты чисел). Перед началом игры ведущий перемешивает карточки каждого комплекта и по одной прикрепляет на спины играющих. Ни один из играющих не знает, какое число на его карточке. Узнать это каждый может лишь у своего соседа. По сигналу игроки команд должны построится так, чтобы числа на их карточках были расположены по порядку. Команда, выполнившая задание быстрее и точнее, выигрывает.«Самый быстрый почтальон».Учитель раздает пяти ученикам по одинаковому числу карточек, на обратной стороне которых записано выражение на сложение и вычитание. Дети, сидящие за партами, изображают дома с номерами (они держат в руке разрезанные цифры, обозначающие числа от 0 до 10).Почтальоны должны быстро определить на конверте номер дома (найти значение выражения) и разнести письма в соответствующие дома (отдать детям, у которых карточки с цифрами, обозначающие ответы выражений, записанных на конвертах).Кто быстро и правильно разнесет письма по назначению, тот самый быстрый почтальон.«Сколько палочек в другой руке?»Дидактическая цель: закрепление знания десятичного состава двузначного чисел.Средства обучения: набор отдельных палочек и пучков палочек.Содержание игры: вызванный ученик берет пучок палочек в одну руку, а отдельные палочки – в другую руку и показывает их классу. Дети угадывают их количество и показывают карточку с соответствующим числом.Затем задание усложняется: надо угадать, сколько отдельных палочек в руке, если в другой – пучок, и составить пример на сложение. Например, ученик взял 15 палочек, положив пучок из 10 палочек в правую руку и 5 отдельных палочек в левую. Дети составляют пример на сложение 10+5=15.Сбежавшие числа”Дидактическая цель: усвоение порядка следования чисел в натуральном ряду.Материал игры: таблички с числами.136911131619261014Содержание игры: Учитель вывешивает на доску готовые таблицы (или чертит их на доске), в пустые клетки которых надо вписать пропущенные числа. Ученики должны определить закономерность в записи цифр и вписать нужные. Учитель говорит: “Здесь каждое число живет в своём домике. Но вы видите, что некоторые домики пусты - из них сбежали числа. Какие это числа? Надо подумать и вернуть беглецов в свои дома” Выигрывает тот, кто вставит числа правильно.Загадка”Дидактическая цель: закрепить нумерацию чисел в пределах 100; десятичный состав числа.Содержание игры: учитель загадывает загадку “Серебристая пила в небе ниточку вила. Кто же смелый нитью белой небо шил, да поспешил: хвост у нитки распушил?”. Замени число десятками и единицами и в таблице найди буквы. Прочитайте слово и запишите его.5ед. 6 ед. 8 ед.3 дес. К Д Ч 76, 98, 75, 38, 95, 357 дес. Т Л М9 дес. И Ю Ё (Ответ: лётчик)Гном”Дидактическая цель: закрепить умение детей заменять двузначное число суммой его разрядных слагаемых.Содержание игры: Помоги гному найти дорогу к дому. Куда идти: вперёд или назад – об этом числа говорят. Замени каждое число суммой разрядных слагаемых и в таблице найди букву. Составь слово, прочитай.45780ВЁП 84, 87, 27, 55, 85, 5450ДРМ20ООЕ (Ответ: вперёд)Средства обучения: иллюстрации Петрушки, Незнайки и Веселого Карандаша; воздушные шары, вырезанные из цветного картона.Содержание игры: учитель сообщает, что на урок в гости пришел Петрушка с воздушными шарами и с ним пришли его друзья. Незнайка и Веселый Карандаш (на доску крепятся иллюстрации с изображением сказочных героев). Петрушка решил подарить шары Незнайке и Веселому Карандашу. Как он может подарить их?Дети перечисляют возможные варианты состава числа пять, и иллюстрируют у доски и после записывают в тетрадь. В конце игры наиболее активные дети поощряются.«Украсим елку игрушками»Дидактическая цель: знакомство с составом числа 10.Средства обучения: рисунок елки; маленькие иллюстрации елочек для учащихся.Содержание игры: учитель сообщает, что скоро Новый год. И все будут наряжать елку. И нам с вами тоже надо нарядить елку. Наша елка – математическая. На доску вывешивается плакат с елкой. На верхушке – звезда с числом 10. Но не все ветки украшены игрушками, надо повесить еще недостающие шарики так, чтобы на каждом ярусе сумма чисел была равна 10. Дети выходят к доске и наряжают елку. Учитель должен поощрять слабых детей.«Контролеры»Дидактическая цель: закрепление знания состава чисел первого десятка.Содержание игры: учитель распределяет детей на две команды. Два контролера у доски следят за правильность ответов: один – первой команды, второй - другой команды. По сигналу учителя ученики первой команды делают несколько ритмических наклонов вправо, влево и считают про себя. По сигналу учителя они называют хором число наклонов первой команды до заданного числа и ведут счет про себя (например, 6 – прибавил, 1,7 – прибавил 2,8 – прибавил 3). Затем они называют число выполненных наклонов. По числу наклонов, выполненных учениками 1 и 2 группы, и называется состав числа. Учитель говорит: «Восемь – это…», ученики продолжают: «Пять и четыре». Контролеры показывают зеленые круги в правой руке, если согласны с ответом, красный - если нет. В случае ошибки упражнение повторяется. Потом учитель предлагает детям второй команды по сигналу делают несколько приседаний, а ученики первой команды дополняют приседания до заданного числа. Называется состав числа. Аналогично анализируется состав чисел на основе хлопков. Дидактические игры, направленные на нумерациюв пределах 100.Хлопки”Цель игры: закрепление знания десятичного состава двузначного числа.Средства обучения: набор определённых палочек и пучков палочек.Содержание игры: учитель вызывает двух детей к доске. Ученик, стоящий справа, обозначает единицы, а стоящий справа – десятки. Учитель называет двузначное число, правый ученик хлопками обозначает число единиц в этом числе, а левый – число десятков. Все остальные ученики выполняют роль контролёров. Они сигналят, если десятичный состав числа показан учениками неверно.Назови соседей числа”Эта игра даёт возможность каждое число первой сотни рассматривать не изолированно, а в связи с предыдущим и последующим числом.Средства обучения: мяч или два мяча – большой и маленький (или разного цвета).Содержание игры: учитель бросает мяч то одному, то другому участнику игры, а те, возвращая мяч, отвечают на вопрос учителя. Бросая мяч, учитель называет какое-либо число, например двадцать один, играющий должен назвать смежные числа – 20 и 22 (обязательно сначала меньшее, потом большее).Возможен и другой, более сложный вариант игры. Возвращая мяч, играющий должен сначала отнять от названного учителем числа единицу, потом прибавить к нему полученную разность. Например, учитель назвал число 11, а играющий должен назвать числа10 (11-1=10) и 21 (11+10=21).Эту игру можно провести и с двумя мячами: большим и маленьким (или разного цвета). Когда учитель бросает большой мяч, то отвечающий должен, к примеру, прибавить 9 и вернуть мяч обратно, а когда маленький – то отнять 3. Здесь дети не только считают, но и развивают внимание, чтобы не перепутать действия.Считай дальше с любого числа”Эта игра поможет избавиться от ошибки, когда ученик называет число с переходом через круглый десяток, например, 67, 68, 69, 70 (а не шестьдесят десять).Рыболовы”Дидактическая цель: анализ однозначных и двузначных чисел.Содержание игры: на наборном полотне изображен пруд; в прорези полотна вставлены изображения рыбок, на которых написаны двузначные и однозначные числа. Соревнуются две команды по 4 человека в каждой. Поочерёдно каждый член команды “ловит рыбку” (громко называет число) и проводит его анализ: сколько знаков в числе, его место в числовом ряду, разбор чисел по десятичному составу. Если все ответы правильны, то он поймал рыбку (берёт её), если нет – рыбка сорвалась. Выигрывает команда, поймавшая больше рыбок.Весёлый счёт”Дидактическая цель: закрепление порядка следования чисел.Средства обучения: два больших листа плотной бумаги, на которых написаны разным цветом цифры большого размера.Содержание игры: перед каждой таблицей становится один из учеников. Учитель предлагает громко назвать числа по порядку от 1 до 24 и от 52 до 75, одновременно показывая каждое из них на таблице. Тот, кто быстрее назовёт числа, считается победителем. Через каждую таблицу проходит несколько пар.Пример таблицы:148124655963551023115617452663172175468725819691170576062242162275536773132051864715669Дидактические игры, применяемые на урокахписьма и развития речиЦели: развитие слухового восприятия, умения выделять звуки в словах, их место, проводить сравнительный анализ слов, составлять слова из данных букв, изменяя их порядок в слове, активизация словаря учащихся, закрепление правописания слов на изученное правило. Игра «Чудесное превращение слов»Прослушивание стихов с «заблудившимися» буквами. В каждом стихотворении есть слово, которое не подходит по смыслу и в котором вместо одной буквы стоит другая. После чтения каждого стихотворения проводится анализ и новая пара слов записывается на доске.Игра «Два колодца»На таблице изображены два колодца. Рядом стоят ведра, на которых написаны буквы. Выберите ведро так, чтобы буква на нем подошла к тем словам, которые написаны на срубе. У вас должно получиться по четыре разных слова. отличающихся одной буквой.   Игра « Что перепутал художник»Ученики работают с карточками, на которых нарисованы: рак (подписано  мак), коза (подписано  роза), мышка (подписано  мишка), кот (подписано  кит), муха (подписано  мука). Исправь ошибку.  Игра «Спрятавшееся слово»На доске в столбик написаны слова: хлев, уточка, столб, щель, зубр, удочка, клещ. В каждом из этих слов спряталось еще одно слово. Какие слова спрятались? Найдите их в соседнем столбике и соедините.Новые слова: лев, точка, стол, ель, зуб, дочка, лещ.  Игра  «Впиши слова в пирамидку»Вписать слова, используя рисунки  с изображениями: баран, бусы, барабан, бык.Игра  «Перекрестки» ( отгадай загадки )По описанию догадайтесь, о каком предмете идет речь и впишите его в строки1. Инструмент, которым забивают гвозди.2. Инструмент, которым рубят дрова.3. Малина, черника, крыжовник – одним словом.4. Большой населенный пункт.5. Овощ красного цвета.(Молоток, топор, ягоды, город, помидор.)        Игра  «Угадай последнее слово и запиши» Угадать последнее слово и записать его, подчеркивая орфограммы.
  • Не поедет без бензина наша быстрая …  (машина).
  • Ты к обеду положи ложки, вилки и ….. (ножи).
  • Захотели малыши поточить….. (карандаши).
  • Наша Мурка спит и слышит, как в углу скребутся ….. (мыши).
  • Белокрылые хозяйки, над волной летают….. (чайки).
  • Стали звездочки кружиться,
  • Стали на землю ложиться,
  • Нет, не звезды, а пушинки,
  • Не пушинки, а …..  (снежинки).
  •            Удивляется наш Сашка:
  •  Блюдце есть, а где же….. (чашка)?
  •            Принесла нам дождь плакучий
  • Эта грозовая …..(туча).
  •            Я от досады чуть не плачу –
  •           Не решается….. (задача).  Игра  «Цепочка из слов»Попробуй составить цепочку из слов, меняя лишь одну букву, и превратить лук в сок, кошку в мышку, кита в сома. Игра «Собери слово»Вы сможете прочитать слово, если расставить буквы по росту Игра «Занимательные слова»Раздели каждый ряд букв так, чтобы получились слова. Запиши полученные слова.   Дидактические игры, используемые на уроках математики Игра «Математический бег по числовому ряду»Цель: обучение детей приёмам прибавления и вычитания числа 2 с опорой на числовой ряд.Оснащение: числовой ряд, указка, записанные на доске пары примеров                      4 + 2 =     8 + 2 =     6 + 2 =                      4 – 2 =     8 – 2 =     6 – 2 =        Содержание игры. Перед началом игры повторяем, что, прибавляя единицу, мы получаем следующее число.- С какой стороны в числовом ряду стоит следующее число от данного? (справа).-На сколько шагов мы продвигаемся вправо от числа, чтобы получить следующее число? (на 1)- Если прибавим к числу 2 единицы, то на сколько шагов продвинемся вправо? (показываю по числовому ряду каждое следующее число, дети хором считают шаги и отмечают, что их 2).- Давайте побегаем глазками по числовому ряду, прибавляя 2 к разным числам. (Учащиеся совершают игровые действия по заданию учителя.) Игра  «Было – стало»Цель. Ознакомление с переместительным законом сложения.Оснащение. На доске и у каждого ученика на парте рисунок ёлочки и игрушки.Содержание. Учитель закрепляет на магнитной доске рисунок ёлочки. На ветках «развешивает» слева 3 игрушки, а справа – 2. Дети повторяют те же действия на местах. По рисункам составляется и записывается на доске пример на сложение: 3 + 2. После того, как он будет решён, учитель просит детей закрыть глаза и переставляет рисунки игрушек. Открыв глаза, учащиеся замечают, что изменилось, и тоже меняют местами свои рисунки. По новой иллюстрации составляется ещё один пример на сложение: 2 + 3. Решив его дети получают тот же ответ: 5. Несколько раз поменяв местами различное число игрушек на левых и правых ветках ели и составив 3 – 4 пары примеров учащиеся подводятся к выводу: от перестановки слагаемых сумма не изменяется.         Игра «Диспетчер и контролёры»Цель. Ознакомление  с составом числа 10.Оснащение.  На доске схематически изображается аэропорт и самолеты. Ученик, выполняющий роль диспетчера, отправляет по 1 самолету из аэропорта (перемещает по 1 самолету). Контролёры (все остальные учащиеся класса) ведут учёт, сколько самолетов отправили и сколько их остаётся после отправления каждой машины.        Чтобы не забыть число отправленных и оставшихся самолетов, они выкладывают разрезные цифры из кассы таким образом:
  •  1   2   3   4   5    6   7   8   9   10
  •                    10    9   8   7   6   5   4    3    2   1    0В результате делается вывод о составе числа 10. Игра «Волшебная яблоня»Цель. Закрепление знания таблицы сложения и вычитания чисел первого десятка.Оснащение. Изображение яблони с кармашками для яблок.  Примеры на сложение и вычитание с пропущенными числами.    Содержание. На доске висит  изображение яблони. На этой яблоне «волшебные яблоки». На них написаны цифры. Сорвать яблоко может только тот, кто догадается, какое число пропущено в примере.2 + □ = 5        4 + 2 = □       □ – 3 = 6   и т. п.Ученики вспоминают примеры на сложение и вычитание чисел первого десятка. Догадавшись, какого числа не хватает, срывают яблоко с этим числом и вставляют в окошечки.Игра «Восстанови путь Карлсона»Цель. Закрепление знаний таблицы умножения и деления с числом 8.Оснащение. Изображение Карлсона, запись примеров на доске.Содержание. Записанными на доске примерами зашифрованы города. Учащимся нужно восстановить путь Карлсона, узнав города, в которых  он побывал. Код городов также зашифрован, узнать его можно, решив пример, записанный под Карлсоном. Узнав код (это число 8), учащиеся находят города с таким же кодом (ответом) и восстанавливают путь, проводя линию от одного примера к другому.        Игра «Незадачливый математик»Цель: обобщение знаний учащихся о замене числа суммой его разрядных слагаемых.Оснащение. Кленовые листья, вырезанные из бумаги, с записанными на них числами и знаками, фигура Медвежонка.Содержание игры: на доске записаны примеры с пропущенными числами и знаками.Немного в стороне крепятся вырезанные из бумаги кленовые листья с записанными на них цифрами и знаками и иллюстрация Медвежонка.Учитель предлагает следующую ситуацию: “Ребята, Медвежонок решил примеры на кленовых листочках. Подул ветер - и листочки разлетелись. Очень расстроился Медвежонок. Как же теперь быть? Надо помочь ему”. Ребята по очереди выходят к доске, ищут листочки с правильными ответами и заполняют ими пропуски. Данные игры помогают понять, насколько хорошо учащиеся усвоили пройденный материал.       Игра  «Вырастим сад»Цель. Обобщение любых вычислительных навыков.Оснащение. Изображения деревьев, ягодных кустарников, цветов. на обратной стороне картинок записаны примеры.Содержание игры. Ученик берёт понравившуюся картинку, выполняет задание и сажает растение в «школьном саду». Если играющий ошибся, картинка остаётся лежать на столе. Игра продолжается до тех пор, пока не закончатся саженцы.Учитель приглашает ребят полюбоваться выращенным садом, делается вывод о роли математических знаний в успешном выполнении задания.По такому же принципу можно запускать рыбок в аквариум, и расселять животных по местам их обитания и т. д.  Игра  «Что перепутал Незнайка?»Цель. Повторение таблицы умножения, формирование умения сравнивать числовые выражения.Оснащение. Изображение Незнайки и записанные на доске верные и неверные неравенства.Содержание. Учащимся предстоит проверить правильность постановки знаков в неравенствах в домашнем задании Незнайки. Учитель поочерёдно указывает на неравенство, учащиеся проверяют правильность выполнения задания. Нашедший ошибку, выходит к доске и исправляет её, доказывая свою правоту объяснением.  Игра «Проводи Красную Шапочку к бабушке»Цель. Повторение таблицы умножения.Оснащение. На магнитной доске – изображения домика бабушки, Красной шапочки, деревьев, кустов, цветов, под которыми записаны примеры на умножение и деление.Содержание. Игра построена по типу «круговых примеров». Ученики поочерёдно выходят и, решив пример. Передвигают девочку от одного объекта к другому. Игра продолжается до тех пор, пока Красная шапочка не окажется у домика бабушки.Эту игру можно проводить в форме соревнования. Одна команда будет искать тропинку волка, другая – Красной шапочки. Кто быстрее доберётся до бабушки, тот и победил. Игра «Составь поезд»Цель. Формирование вычислительных навыков. Проверка решения примеров с помощью составления слов.Оснащение.  Рисунки вагонов с отмеченными на них буквами алфавита – по одной на вагоне – и окошками для записи примеров.Содержание.   На рисунках вагонов  в пустые клетки записываются примеры на вычитание числа 4. Примерами зашифровываются номера вагонов.  Решив примеры и расставив вагоны по порядку, дети,  читают слово, получившееся из букв на вагоне.Например, на вагоне с буквой «В» написан пример (5 – 4),  с буквой «А» -(6 – 4), с буквой «Г» - (7 – 4),  с буквой «О» - (8 – 4), с буквой «Н»(9 – 4). Составив поезд, дети читают слово «вагон». Игра «Ну, погоди!»Цель: повторение порядкового счетаразвитие внимания, логического мышления.- Если расставим все числа правильно, то волк не догонит зайца.             Игра «Треугольники»Цель: развитие восприятия формы предметов.На рисунке изображены треугольники: Вопрос к ребятам: Сколько треугольников изображено на рисунке?      Дидактические игры, используемые на уроках окружающего мира Игра «Я на уроке в первый раз» ЦельЗакрепить представления детей о правилах поведения на уроке, упражнять детей в действиях, соответствующих требованиям Правил для учащихся.Оборудование. Кукла в ученической форме.Ход игры. Слышится стук в дверь. Учитель вводит куклу. Она здоровается с учителем и ребятами (за куклу, изменяя голос, говорит учитель). Педагог знакомит с новой ученицей и усаживает на свободное место за партой. Просит детей рассказать и по возможности показать новой ученице правила поведения на уроке. Игра «Что нам нужно для учебы»Цель. Закрепить представления школьников о названии и назначении учебных принадлежностей. Учить правильно, произносить слова.Оборудование. Кукла Буратино, портфель, в котором лежат учебные и не учебные вещи (на усмотрение учителя).Ход игры. Учитель знакомит детей с куклой Буратино. Потом, переводит взгляды детей на портфель Буратино. Под руководством педагога, дети рассматривают и называют содержимое портфеля. Отбирают предметы нужные для учебы. Объясняют, как этот предмет используется в процессе обучения. Игра «Собери картинку»Цель: закрепить знания детей об основных характерных признаках пор года; упражнять в складывании целого из частей; развивать восприятие, воображение, внимание, память; формировать интерес к игре.План игры:
  • Предложить ребятам поиграть, сообщить правила игры.
  • Рассмотреть с детьми картинки, с изображением пор года, уточнить, как дети определили, что это именно та пора года, используя вопросы: «Что изображено на картинке?», «Какая пора года?», «Как ты узнал, что это зима (весна, лето, осень)?».
  • Раздать детям разрезные картинки и предложить им сложить их, используя игровой приём: злая волшебница разорвала картинки и их надо сложить.
  • Подвести итог игры.
  • Игра «Осень»Цель. Закрепить представления детей о признаках осени. Учить показывать действиями и проговаривать признаки осени, подражая педагогу.Оборудование. Картинки с изображением отдельных признаков осени.Ход игры. Учитель показывает картинки с признаками осени. Дети, подражая ему, показывают движения и проговаривают то, что изображено. Аналогично можно провести игры: "Зима", "Весна", "Лето".Игра «Овощи и фрукты»Цель. Закрепить умения детей классифицировать и называть овощи и фрукты.Оборудование. Картинка с изображением сада и огорода, картинки из серии «Овощи и фрукты».Ход игры. Дети достают предметные картинки и называют то, что на них изображено. Определяют, где растет. Игра «Птицы»Цель. Учить узнавать птиц по словесному описанию.Оборудование. Картинки из серии «Птицы».Ход игры. На доске вывешиваются картинки с изображением птиц. Педагог вызывает кого-либо, приводит краткое описание одной из птиц и просит ее найти на картинке. Игра «Помоги домашним (диким) животным»Цель. Расширить и уточнить значение слов, связанных с названием домашних (диких) животных и с образом их жизни.Оборудование. Трафареты с изображением домашних (диких) животных. Картинка с изображением дома, сарая, конуры (леса, куста, берлоги, дупла).Ход игры. Дети по очереди достают трафареты с изображением домашних (диких) животных, называют их и помогают найти животному свой дом. Если ребенок при ответе допускает ошибку, то учитель призывает на помощь других детей. Игра «Покорми животных»Цель. Обогащать и уточнять представления о самих животных, о том, чем они питаются.Оборудование. Картинки из серии «Домашние (дикие) животные». Мелкие картинки с изображением ягод, орехов, грибов, кости, ветки с листьями, капусты, моркови...Ход игры. Учитель кратко описывает какое-либо животное. Дети отгадывают. Затем, учитель предлагает из мелких картинок выбрать ту, которая соответствует пище животного. Игра «Загадки Мудрого портфеля»Цель. Уточнить представления о значении учебных принадлежностей.Оборудование. Портфель, в котором находятся учебная книга, карандаш, тетрадь.Ход игры. В класс входит Мудрый портфель. Он приветствует детей, знакомится с каждым ребенком. В процессе беседы он сообщает детям то, что он знает загадки обо всем, что есть в школе и предлагает детям отгадать некоторые из них.Отгадывая загадку, дети четко проговаривают слово-отгадку. Мудрый портфель расспрашивает о нужности данных учебных вещей в процессе обучения.  СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  • Аксенова, А. К. Дидактические игры на уроках русского языка в 14 классах вспомогательной школы [Текст] / А. К. Аксенова, Э. В. Якубовская.   М. : Издательство «Просвещение», 1987. – 176 с.
  • Бгажнокова,  И. М. Обучение детей с выраженными нарушениями интеллекта. Программно – методические материалы [Текст] /                И. М. Бгажнокова. – М.: Гуманитарно – издательский центр Владос, 2007. – 181с.
  • Волина,  В. Учимся играя [Текст] / В. Волина. – М. : Издательство «Новая школа», 1994.  448 с.
  • Катаева,  А. А., Стребелева,  Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя  [Текст] /  А. А. Катаева, Е. А. Стреблева  М. : Владос, 2001. –  191 с.
  • Кутявина, С.Е. «Играем в слова» [Текст] / Е. С. Кутявина, Н. Г. Топоркова, И. Т. Щербинина.  – Ярославль. : Издательство «Академия развития», 1997.
  • Ушаков, И. Н.Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах [Текст] / И. Н. Ушаков.  –  М. : Издательство «Просвещение», 1971.  192 с.