"День неизвестного солдата"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "День неизвестного солдата"
Автор: Балашова Галина Петровна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 34 «Ивушка»Конспект занятия в старшей группе" День неизвестного солдата"Подготовила воспитатель                                                                    Балашова Г.П.Цель: воспитание патриотизма, любви к своей Родине, Отчизне.Задачи: раскрыть перед детьми значение празднования Дня Неизвестного солдата, воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Отчизне на примерах участников войны, помогать воспитывать в детях уважение ко всем, кто защищал Родину от врагов.Предварительная работа: Подготовить выставку книг, рассказывающих о памятниках воинам, погибшим в годы войны. Просмотр иллюстраций, картин, открыток, на которых изображены обелиски, монументы, памятники погибшим героям. Чтение рассказов о ВОВ, разучивание стихов о ВОВ.Материалы и оборудование: Плакаты с мемориалами, фотографии, книги о ВОВ; плакат с изображением вечного огня, цветная бумага, клей, ножницы, краски, кисточки.Ход занятия:Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня 3 декабря во всей нашей стране отмечается «День Неизвестного солдата».«Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен» — такие слова начертаны на сводах многих мемориальных комплексов во многих городах мира. Это простой, безымянный солдат, отдавший свою единственную и неповторимую жизнь за Родину. Памятники Неизвестным солдатам в каждой стране как раз и символизируют тихие и незаметные подвиги миллионов безымянных солдат, чьи останки были найдены на полях жестоких сражений. Эти солдаты совершили свой главный подвиг - до конца исполнили свой воинский долг. Не дрогнули, не побежали, но места их гибели до сих пор не известны.Если открыть любую изданную в нашей стране «Книгу памяти», то напротив огромного числа фамилий советских солдат, не вернувшихся с Великой Отечественной войны, написано – «пропал без вести». У многих, кто числится убитым, не указано место захоронения и их останки лежат в полях, лесах и болотах России. Лишь немногим героям удается вернуть имена, остальные так и остаются «неизвестными солдатами».В Москве, в Александровском саду расположен мемориал Могила Неизвестного Солдата. Это надгробная плита, а на ней покоится боевое знамя, созданное из бронзы. На нем, в свою очередь, лежит лавровая ветвь и солдатская каска. В самом центре мемориала расположена ниша. В ней горит Вечный огонь. А рядом есть надпись, автором которой является С.В.Михалков. Она гласит: «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен».Горит дрожащая свеча.Не дунь на пламя сгоряча.А ты, волшебный огонек,О чем бы нам поведать мог?Юрий Шмидт«Вечный огонь!Вечный огонь. Александровский сад.Вечная память героям.Кто же он был, неизвестный солдат,Чтимый Великой страною.Может, он был, еще юный курсант,Или простой ополченец.Может, убит потому, что не всталПеред врагом на колени.Может, в атаку он шел в полный рост,Пуля в излете достала.Или он был неизвестный матрос,Тот, что погиб у штурвала.Может, был летчик, а может танкист;Это сегодня не важно.Мы никогда не прочтем этот лист,Тот треугольник бумажный.Вечный огонь. Александровский сад.Памятник тысячам жизней.Вечный огонь, это память солдат,Честно служивших отчизне.Огонь на солдатской могиле будит в людях воспоминания и не дает забыть погибших во имя Отечества.Он горит зимой и летом, днем и ночью. И потому его называют вечным. Во многих городах мира установлены памятники Неизвестным солдатам, куда приходят, чтобы почтить память героям.Физкультминутка.«Я - патриот! »Я – патриот! Я – патриот!Я родину люблю.В дни испытаний и невзгодЯ жизнь отдам свою.Перед Российским флагомПройду я гордым шагом.Дети строятся друг за другом и маршируют. Садятся на стульчики.- Послушайте, какая история произошла во время войны: “… Во время боя, в Берлине, (это город в Германии) наш солдат увидел маленькую девочку, которая видно отстала от своих. Осталась одна-одинешенька посреди улицы, а кругом бой идет, бомбы рвутся, пули свистят. Видит наш солдат, вот-вот погибнет девочка, бросился он через улицу под пули, подхватил девочку на руки, прикрыл своим телом и вынес из огня…” (отрывок из рассказа Л.Кассиль “Памятник советскому солдату”)Когда война окончилась, установили памятник русскому солдату-богатырю, который спас маленькую девочку.И в Берлине, в праздничную дату,Был воздвигнут, чтоб стоять века,Памятник Советскому солдатуС девочкой спасенной на руках.Он стоит, как символ нашей славы,Как маяк, светящийся во мгле.Это он, солдат моей державы,Охраняет мир на всей земле.Создают не только памятники, но и фильмы, рисуют картины, пишут книги, сочиняют песни о Великой Отечественной войне.Звучит отрывок из песни «Алеша».2 часть.А сейчас ребята послушайте рассказ Надежды Ивановны Подлесовой “Бронзовый солдат”.Гулял однажды Андрейка с папой по городу и увидел на площади памятник солдату. Свежие цветы лежали у его ног.- Посмотри, папа, какой солдат, - сказал Андрейка. – это самый храбрый и самый главный солдат?- Да, - ответил папа.- У этого солдата своя история….- Расскажи, - попросил Андрейка.И вот, что рассказал папа.Жил на свете Человек. Ничем от других людей не отличался. Только немного крепче других любил свою землю. И чем старше становился, тем сильнее эта любовь была.Однажды напали на его землю враги. Начали жечь города. Убивать, угонять в неволю людей.Как узнал об этом тот Человек – не мог усидеть дома. Пошел в поле. Поклонился хлебам. Попрощался .и колосья ему в ответ закивали, словно тоже прощались.Повернулся человек к лесу и ему низко поклонился. Зашумели деревья листвой, будто сказать что-то хотели.Потом припал к земле и поцеловал ее:-прощай! Смерть приму за тебя, врагу не отдам.Развернул он платок и насыпал в него горсть земли. А утром простился с семьей и ушел на войну. Стал солдатом. Много лет воевал тот Человек. Несколько раз ранен был. А землю ту, в узелке, всегда с собой носил.Однажды был сильный бой. Всего несколько человек осталось в живых… и сказал один солдат:- Мало нас, не продержимся, видно, умереть суждено на этом месте.А Человек вынул узелок с землей и начал его развязывать.- Что это у тебя? – спросили товарищи.И развернул он узелок. Положил так, чтобы все эту землю видели.И случилось чудо. Каждый, кто посмотрел на эту землю, вдруг услышал свое. Самое дорогое.Рыбак услышал шум моря. Крестьянин - шелест трав и пастуший рожок. А молодой солдат – песню, что любимая девушка пела.И все вдруг такую силу в себе почуяли, что на другой день каждый за десятерых бился.И прогнали они врага.Но в одном из боев тяжело ранило этого Человека. Очнулся он в темном подвале. Понял: в плен попал.Стали допрашивать его враги:- Отвечай, сколько солдат на твоей земле? Какое у них оружие?Ни слова не сказал Человек. Стали пытать его, а он продолжал молчать.Решили убить солдата враги.Но еще много дней и ночей провел он в темном подвале с заветным узелком на коленях.Дотронется солдат до родной земли и вроде полегче на душе станет. А в последнюю ночь долго смотрел он на землю, да так и забылся, склонившись над ней. А очнувшись, увидел перед собой цветок. Такой красивый! Пять красных лепестков было у него, и по лепесткам – лучи желтые. И светил цветок, словно солнце.Удивился, откуда цветок взялся. Огляделся вокруг – никого нет. И подумалось вдруг, что сама матушка-земля одарила его за любовь к ней.Так и вышел солдат на казнь, прижимая к груди заветный узелок.Папа замолчал.- Ну, а дальше что? – заволновался Андрейка. – Они убили его? Он умер?- Нет, - успокоил его папа. – Такие не умирают. Он просто превратился в бронзового солдата. Видишь, сколько людей приходит к нему. Значит, он и теперь среди нас.Андрейка долго задумчиво смотрел на звезду у подножия памятника и вдруг сказал:- А я знаю, куда делся тот цветок! Он превратился в красную звезду. А желтые лучики на лепестках зажгли вечный огонь!” Кто главный герой этого рассказа? Почему Человек не смог усидеть дома? Что помогало солдату-Человеку в трудные минуты? Какими словами можно сказать о характере героя? Вот такие люди: смелые, отважные и сильные смогли победить врага, освободить нашу Родину и другие народы от фашистских захватчиков. Определите, какая пословица больше подходит к этому рассказу?o Всякому мила родная сторона.o Родная землица и во сне снится.А сейчас мы с вами вспомним, какими качествами обладает солдат.Физкультминутка: “Каким должен быть солдат?”Дети становятся в круг и предавая звезду по кругу, называют качества воина -защитника (Смелый, добрый, храбрый, отважный, умный, заботливый, сильный, умелый, защитник слабых, любит Родину, хитрый, мужественный, неустрашимый, бесстрашный, удалой, не робкий, крепкий, здоровый, могучий, героический и др.)Стихи о солдате.Что в слове кроется — «солдат»?Как в их сердцах огни горят,Как честь и слава впереди,Как жаждут мира и любви.В день неизвестного солдатаПусть души светят очень ярко,Покой и мир царит везде,Слава солдатам на Земле!В день неизвестного солдатаВозле немого обелискаПоложим мы букет цветов,К земле склонимся низко, низко.Пусть твое имя неизвестно,Но помним мы про подвиг твой,Как не жалея своей жизни,Ты Родину закрыл собой.Стоят кресты и обелиски,Фамилий нет на них и дат,Навечно ты остался в спискахПропавших на войне солдат.С Днем неизвестного солдата!Того, кто честно воевал,Погиб от рук врага когда-то,Но он Россию защищал!Его могила неизвестна,И имя кануло в века.Но мы его помянем честно,Его заслуга велика!Неизвестный солдатЯрко звезды горят,И в кремлевском садуНеизвестный солдатСпит у всех на виду.Над гранитной плитойВечный свет негасим.Вся страна сиротойНаклонилась над ним.Он не сдал автоматИ пилотку свою.Неизвестный солдатПал в жестоком бою.Неизвестный солдатЧей-то сын или брат, -Он с войны никогдаНе вернется назад.Ю. Коринец.Воспитатель: Вот такими красивыми стихами мы сегодня чтим память Неизвестных солдат. А сейчас ребята предлагаю нарисовать Вечный огонь, который будет напоминать нам о их подвиге .ФИЗМИНУТКАБойцы-молодцыПальцы эти - все бойцы, удалые молодцы. (Растопырить пальцы, потом сжать их в кулак)Два больших и крепких малых и солдат в боях бывалых. (Приподнять два больших пальца, другие крепко прижать к столу.)Два гвардейца-храбреца! (Приподнять указательные пальцы, другие крепко прижать к столу.)Два смышленых молодца! (Приподнять средние пальцы, другие крепко прижать к столу.)Два героя безымянных, но в работе очень рьяных! (приподнять безымянные пальцы, другие крепко прижать к столу.)Два мизинца-коротышки - очень славные мальчишки! (Приподнять мизинцы, хлопнуть ладонями по столу).По окончании работы рисунки размещаются на выставке или используются для оформления единого панно «Вечный огонь».Георгий Рублёв — Это было в мае на рассвете.Это было в мае, на рассвете.Нарастал у стен рейхстага бой.Девочку немецкую заметилНаш солдат на пыльной мостовой.У столба, дрожа, она стояла,В голубых глазах застыл испуг.И куски свистящего металлаСмерть и муки сеяли вокруг.Тут он вспомнил, как прощаясь летомОн свою дочурку целовал.Может быть отец девчонки этойДочь его родную расстрелял.Но тогда, в Берлине, под обстреломПолз боец, и телом заслоняДевочку в коротком платье беломОсторожно вынес из огня.И, погладив ласковой ладонью,Он её на землю опустил.Говорят, что утром маршал КоневСталину об этом доложил.Скольким детям возвратили детство,Подарили радость и веснуРядовые Армии СоветскойЛюди, победившие войну!И в Берлине, в праздничную дату,Был воздвигнут, чтоб стоять века,Памятник Советскому солдатуС девочкой спасенной на руках.Он стоит, как символ нашей славы,Как маяк, светящийся во мгле.Это он, солдат моей державы,Охраняет мир на всей земле.Памятник советскому солдату. Л.Кассиль«Долго шла война. Начали наши войска наступать по вражеской земле. Фашистам уже дальше и бежать некуда. Засели они в главном немецком городе Берлине. Ударили наши войска на Берлин. Начался последний бой войны. Как ни отбивались фашисты - не устояли. Стали брать солдаты Советской Армии в Берлине улицу за улицей, дом за домом. А фашисты всё не сдаются. И вдруг увидел один солдат наш, добрая душа, во время боя на улице маленькую немецкую девочку. Видно, отстала от своих. А те с перепугу о ней забыли... Осталась бедняга одна-одинёшенька посреди улицы. А деваться ей некуда. Кругом бой идёт. Изо всех окон огонь полыхает, бомбы рвутся, дома рушатся, со всех сторон пули свистят. Вот-вот камнем задавит, осколком пришибёт... Видит наш солдат - пропадает девчонка... «Ах ты, горюха, куда же тебя это занесло, неладную!..» Бросился солдат через улицу под самые пули, подхватил на руки немецкую девочку, прикрыл её своим плечом от огня и вынес из боя. А скоро и бойцы наши уже подняли красный флаг над самым главным домом немецкой столицы. Сдались фашисты. И война кончилась. Мы победили. Начался мир. И построили теперь в городе Берлине огромный памятник. Высоко над домами, на зелёном холме стоит богатырь из камня - солдат Советской Армии. В одной руке у него тяжёлый меч, которым он сразил врагов-фашистов, а в другой - маленькая девочка. Прижалась она к широкому плечу советского солдата. Спас её солдат от гибели, уберёг от фашистов всех на свете детей и грозно смотрит сегодня с высоты, не собираются ли злые враги снова затеять войну и нарушить мир.