"Играем пальчиками и развиваем речь"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Играем пальчиками и развиваем речь"
Автор: Пинигина Ольга Викторовна
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ «СКАЗКА»----------------------------------- (МАОУ ДОД детский сад «Сказка») ------------------------Тюменская область, село Омутинское, ул. Зятькова 36Родительское собрание №3«Играем пальчиками и развиваем речь» Воспитатель 1 мл. гр. Пинигина О.В«Играем пальчиками и развиваем речь»Цели:Дать родителям знания о значении пальчиковых игр в развитии речи ребёнка;Заинтересовать проблемой.Участники: родители и воспитатель.Оформление, оборудование и инвентарь:1. На доске помещается плакат со словами В.М. Бехтерева: «Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию.2. Выставка книг по теме собрания.Ход собрания.I. Информационная часть. Вступительное слово воспитателя.Уважаемые родители, сегодня мы с вами поговорим об пальчиковых играх и их влиянии на развитие речи. Известно: уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. На основе обследования детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.Проводя пальчиковую гимнастику и игры с предметами, мы убедились в следующем:Упражнения и ритмичные движения пальцами возбуждают речевые центры головного мозга, а значит, стимулируют развитие речи.Пальчиковые игры создают благоприятный эмоциональный фон, формируют умение подражать взрослому, вслушиваться в речь и понимать её смысл, концентрировать внимание и правильно его распределять.Сопровождение упражнений короткими стихотворными строчками улучшает четкость речи, совершенствует память и воображение.Пальчиковая гимнастика подразделяется на три группы.1. Упражнения для кистей (возраст 1,5 – 3 года) развивают подражательные способности, учат напрягать и расслаблять мышцы, развивают умение на некоторое время сохранять положение пальцев и в нужном темпе переключаться с одного движения на другое.2. Условно-статические упражнения для пальцев (возраст 3-4 года) служат отработке ранее полученных навыков.3. Динамические упражнения для пальцев (возраст 4-6 лет) развивают координацию движений, учат «противопоставлять» большой палец остальным.Вот некоторые рекомендации, которые следует соблюдать при проведении пальчиковых игр и упражнений:После каждого упражнения необходимо расслабить пальцы (потрясти кистями рук);Пальцы следует нагружать равномерно.II. Практическая часть.Предлагаю вниманию родителей пальчиковые игры и упражнения, способствующие развитию речи. Давайте поиграем!Упражнения для кистей«Шарик»Пальцы обеих рук в щепотке и соприкасаются кончиками.Надуваем быстро шарик –Он становится большим (дуть на ладонь и пальцы – они принимают форму, напоминающую шар).«Фонарики»Ладони, выпрямив и раздвинув пальцы, держать перед собой;Пальцы сжать (фонарики погасли), разжать (фонарики зажглись).Условно-статические упражнения для пальцев«Кошка»А у кошкиУшки на макушке (средний и безымянный пальцы упираются в большой, указательный и мизинец подняты),Чтобы лучше слышатьМышь в её норушке.«Петушок»Ладонь вверх, указательным пальцем упереться в большой; остальные растопырить и поднять.Петушок стоит весь яркий,Гребешок он чистит лапкой.Динамические упражнения для пальцев«Домик»Поочерёдно разгибать пальцы, начиная с большого.Раз, два, три, четыре, пять! (Разгибать пальцы).Вышли пальчики гулять (Сжимать и разжимать пальцы).Раз, два, три, четыре, пять!В домик спрятались опять.«В детский сад»Сжать пальцы в кулак; поочерёдно разгибать их, начиная с большого; при словах «Встали братцы все» широко расставить пальцы в стороны.Большой палец встал один,Указательный – за ним.Средний будит безымянный.Тот поднял мизинчик малый.Встали братцы все – ура!В детский сад идти пара.III. Заключительная часть. 1. Воспитатель подводит итоги собрания.Итак, пальчиковые игры представляют собой инсценировку стихов и потешек, рифмованных историй при помощи пальцев. Благодаря играм с пальчиками дети развивают мелкую моторику, что, в свою очередь, стимулирует развитие речевых центров. Ребёнок получает новые тактильные впечатления, учится концентрировать внимание и сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребенком.2. Минута благодарности. Воспитатель благодарит родителей за активное участие в проведении собрания и желает успехов в воспитании детей.В качестве решения родительского собрания родителям вручаются памятки с пальчиковыми играми.ПамяткаПальчиковые игры с детьми дома:Упражнения для кистей«Шарик»Пальцы обеих рук в щепотке и соприкасаются кончиками.Надуваем быстро шарик –Он становится большим (дуть на ладонь и пальцы – они принимают форму, напоминающую шар).«Фонарики»Ладони, выпрямив и раздвинув пальцы, держать перед собой;Пальцы сжать (фонарики погасли), разжать (фонарики зажглись).Условно-статические упражнения для пальцев«Кошка»А у кошкиУшки на макушке (средний и безымянный пальцы упираются в большой, указательный и мизинец подняты),Чтобы лучше слышатьМышь в её норушке.«Петушок»Ладонь вверх, указательным пальцем упереться в большой; остальные растопырить и поднять.Петушок стоит весь яркий,Гребешок он чистит лапкой.Динамические упражнения для пальцев«Домик»Поочерёдно разгибать пальцы, начиная с большого.Раз, два, три, четыре, пять! (Разгибать пальцы).Вышли пальчики гулять (Сжимать и разжимать пальцы).Раз, два, три, четыре, пять!В домик спрятались опять.«В детский сад»Сжать пальцы в кулак; поочерёдно разгибать их, начиная с большого; при словах «Встали братцы все» широко расставить пальцы в стороны.Большой палец встал один,Указательный – за ним.Средний будит безымянный.Тот поднял мизинчик малый.Встали братцы все – ура!В детский сад идти пара.