"Проект "Правильно дышим - красиво говорим"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Проект "Правильно дышим - красиво говорим"
Автор: Тюляпина Татьяна Александровна
Проект"Правильно дышим - красиво говорим"(Использование нетрадиционного оборудования для развития речевого дыхания и дыхательной системы у детей с ОНР) Тюляпина Татьяна Александровна Воспитатель МАДОУ города Мурманска №26 В древних писаниях говорится: «Физическая мощь человека, жизненные его проявления зависят не столько от пищи, сколько от правильного дыхания. Управляя дыханием, мы управляем всем телом».Актуальность В настоящее время отмечается нарастающее ухудшение здоровья детей. С каждым годом увеличивается количество детей с различными речевыми нарушениями. Правильное дыхание очень важно для развития речи. Речевое дыхание - основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Речь, как известно, является составляющей общего здоровья. У детей с речевыми нарушениями, а также у часто болеющих детей, необходимо развивать правильное физиологическое дыхание, увеличивать объём легких, формировать грудобрюшной тип дыхания, развивать речевое дыхание с помощью специальных дыхательных упражнений. Правильная, хорошо сформированная речь – это непременное условие готовности ребенка к школьному обучению.Цель - формирование у детей умений и навыков правильного физиологического и речевого дыхания без ущерба для здоровья.Задачи:Продолжать знакомить детей с актом дыхания.Расширять знания детей, родителей, педагогов о дыхании.Познакомить детей, родителей и педагогов с различными упражнениями для правильного дыхания во время подачи информации.Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение упражнений.Активизировать работу по пропаганде формирования правильного дыхания и здорового образа жизни среди родителей и педагогов.Информационная карта проекта: По методу: практико - ориентированныйПо характеру содержания: ребенок и его речевое и физическое развитиеПо характеру контактов: открытыйПо количеству участников: групповойПо продолжительности: долгосрочныйПо возрасту детей: 6-ой год жизниСрок реализации: 2022-2023 учебный годУчастники:детипедагогиродители Продолжительность: долгосрочный.Принципы:Дидактические принципы – наглядность, систематичность, последовательность, доступность.Принцип индивидуального и дифференцированного подхода (т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что развитие правильного дыхания это показатель как коррекции речи, так и снижение заболеваемости.Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи – родители должны выступать активными участниками педагогического процесса.Этапы работы над проектомПервый этап:- Анкетирование родителей.- Диагностика детей.- Составление плана работы.Второй этап:- Изготовление нестандартного оборудования.- Разработка правил речевого дыхания.- Родительское собрание.- Консультации и рекомендации для родителей.- Групповые и индивидуальные занятия с детьми.Третий этап:Итоговая диагностика.Разработка пакета рекомендаций по формированию правильного дыхания.Презентация проекта «Правильно дышим – красиво говорим»Для более успешной реализации проекта была создана здоровьесберегающая среда:Уголок для развития дыхания с нестандартным оборудованием.Подвесные конструкции в групповой комнате.Физкультурный уголок с современным игровым оборудованием. Последовательность проведения работы по формированию правильного речевого дыхания: Развитие грудобрюшного типа дыхания;Обучение длительному целенаправленному ротовому выдоху;Формирование таких качеств дыхания, как сила, продолжительность, постепенность, целенаправленность: - умение длительно и многократно произносить звук на одном выдохе; - на одном выдохе произносить 3-4 слога; - правильно произносить фразу из 2-3 слов; - слитно, на одном выдохе, произносить фразу из 4 слов; - слитно, на одном выдохе, произносить фразу из 5-6 слов; - слитно, на одном выдохе, произносить 1-2 стихотворные фразы; - сочетать дыхание с проговариванием стихотворных текстов.Для более эффективной работы по развитию речевого дыхания у детей с ОНР изготовили нестандартное оборудование и дыхательные тренажеры. Дыхательные тренажеры и нестандартное оборудование использовали на занятиях c подгруппой детей и индивидуально. Они вызывают у детей положительные эмоции, повышают интерес к дыхательной гимнастике, а также развивают творческое воображение и фантазию. Свою работу по развитию речевого дыхания, начинали с формирования сильного плавного ротового выдоха. При этом старались научить детей контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно, делать каждый вдох и каждый выдох осознанно, а не как получится.В ходе проекта тесно сотрудничали с родителями. Проводили групповые родительские собрания в форме семейных встреч.Чтобы дети не утратили полученные навыки речевого дыхания, необходимо их закрепить. Для этого нам нужна помощь родителей. На родительском собрании "Дышим, играя" ознакомили родителей с дыхательной гимнастикой.Провели интегрированное физкультурно-речевое занятие для детей и родителей "Цветик-семицветик", на котором использовали нестандартное оборудование для развития речевого дыхания и укрепления здоровья детей.Делились опытом с педагогами.Свой инновационный опыт успешно распространяем среди педагогов города, области и России. Провел семинары-практикумы, презентации, мастер-классы для студентов МГПУ.Результаты.Проект «Правильно дышим - красиво говорим» разрешил проблему и реализовал поставленные задачи. 90% родителей с большим желанием приняли участие в родительских собраниях и семинарах-практикумах, заинтересовались нестандартным оборудованием, изготовленным из бросового материала, выразили желание принять участие в его изготовлении для группы и дома. Изготовили картотеку игр и упражнений «Дышите, играя!». Оформили консультацию для родителей «Дыхательная гимнастика».