ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К КУЛЬТУРНЫМ ТРАДИЦИЯМ РУССКОГО НАРОДА


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К КУЛЬТУРНЫМ ТРАДИЦИЯМ РУССКОГО НАРОДА
Автор: Алла Алексеевна Жигальцова

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К КУЛЬТУРНЫМ ТРАДИЦИЯМ РУССКОГО НАРОДА Наша страна сейчас находится на одном из самых важных этапов развития. Будем смотреть вперед, и строить свою жизнь – такую, какая нам нужна. А построить ее сможем только мы – граждане и патриоты России. Сегодняшние дети – это наше будущие. От нас зависит, какими они вырастут, будут ли гордиться страной, в которой родились, заботиться о ее процветании. А гордиться нам есть чем. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры. Педагогический процессе рассматривается как фактор создания эмоционального благополучия ребенка в детском саду, как важнейшее условие его целостного развития, первых творческих проявлений и становления индивидуальности. Ознакомление дошкольников с родным городом может стать тем стержнем, вокруг которого интегрируются все виды детской деятельности. Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет то, что его непосредственно окружает. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами. Любой край, область, город, неповторимы, своей природой, традициями и бытом. Краеведческий материала позволяет сформировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Надо показать ребенку, что родной город живет своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками. Важно привлечь внимание детей к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей. Диапазон объектов, с которыми знакомим старших дошкольников, расширяется — это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняем, в честь кого они воздвигнуты. Ребёнок должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Объясняем, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Это его малая родина. Она познается через экскурсии по городу, наблюдения в природе, за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами. В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей, том числе дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, которые помнят своих предков, рассказывают о них детям. Бережно хранят старые фотографии, семейные реликвии. Всей семьей 9 мая возлагают цветы у памятников и братских могил. Всей семьей читают и обсуждают книги и фильмы. Важно подвести ребенка к пониманию, что люди нашей страны победили потому, что её сыны и дочери любили свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники. Организованная таким образом работа будет способствовать воспитанию у детей любви к своей стране, к малой родине. Воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием уважительного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания. Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые находятся рядом с ним, особенно это актуально в наши дни, когда среди какой-то части взрослого населения возникают противостояния по данным проблемам. Поэтому особенно важно в детском саду поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии природы и климатических условий, от которых зависит его быт, характер труда. Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства. Сегодняшний герб России отражает разные этапы отечественной истории, и продолжает их в преддверье третьего тысячелетия. Золотой двуглавый орел на красном поле сохраняет историческую преемственность в цветовой гамме гербов конца XV - XVII века. Рисунок орла восходит к изображениям на памятниках эпохи Петра Великого. Над головами орла изображены три исторические короны Петра Великого, символизирующие в новых условиях суверенитет, как всей Российской Федерации, так и ее частей, субъектов Федерации; в лапах – скипетр и держава, олицетворяющие государственную власть и единое государство; на груди – изображение всадника, поражающего копьем дракона. Это один из древних символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества. Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из трех горизонтальных равновеликих полос: верхней - белого, средней - синего, нижней - красного цветов. Что означают цвета флага России? Официально бело-сине-красный флаг был утвержден как официальный (государственный) флаг России только накануне коронации Николая II в 1896 г. (до этого государственным флагом Российской империи считался черно-желто-белый флаг, который в настоящее время используется различными монархическими движениями, а белосине -красный флаг со времен Петра I был торговым или коммерческим флагом России). Тогда красный цвет означал державность, синий – цвет Богоматери, под покровительством которой находилась Россия, белый - цвет свободы и независимости. Существует и еще одна "державная" трактовка значений цветов флага, которая означает единство трех братских восточно - славянских народов: белый – цвет Белой Руси (Белоруссии), синий - Малороссии (Украины), красный - Великороссии. В настоящее время чаще всего (неофициально) используется следующая трактовка значений цветов флага России. Белый цвет означает мир, чистоту, непорочность, совершенство. Синий - цвет веры и верности, постоянства. Красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество. К концу дошкольного периода ребенок должен знать: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа есть свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т.д. Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение. Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов: - корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны; - семья - ячейка общества, хранительница национальных традиций; - счастье семьи - счастье и благополучие народа, общества, государства. Большое значение имеют семейные экскурсии по району, городу или селу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений района и т.д. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении или снятом фильме. Не менее интересно провести «мини-исследование». Причем воспитатель вместе с родителями должен выбрать и определить тему исследования, разумно ограничивая ее «территориальные» и «временные рамки», например, исследование не истории города вообще, а истории улицы (на которой находится детский сад или живут дети), или прошлого дома и судеб его жителей, истории шефствующего предприятия и т.д. Хорошо, когда данная деятельность включают в себя разрисовку глиняных игрушек, народное плетение и т.д. Безусловно, все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине. Важнейшими воспитательными средствами дошкольников служат разные формы устного народного творчества. Народная педагогика использует в качестве основных средств воспитания все компоненты народной культуры. Ведущим компонентом народной культуры является – фольклор. Обращение к фольклору в воспитании дошкольников открывает широкие возможности педагогическому творчеству, смелому поиску инновационных методов обучения и воспитания. Фольклор развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное развитие, на его фантазию. Каждый жанр детского фольклора учит определённым нравственным нормам. Так, например, сказка, путём уподобления животных людям, показывает ребёнку нормы поведения в обществе, а волшебные сказки развивают не только фантазию, но и смекалку. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопонимание, трудолюбие. Пословицы, поговорки учат детей народной мудрости, испытанной веками и не потерявшей своей актуальности в наше время. Былинный эпос – это героическое повествование о событиях, которые происходили в древности. Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре происходит с детства, начиная через ознакомление с малой родиной, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие передаётся из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребёнка ко всему чистому, доброму, вечному не приходящему и бесконечному. К Родине великой. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад№1»Доклад на тему: «ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К КУЛЬТУРНЫМ ТРАДИЦИЯМ РУССКОГО НАРОДА Подготовила воспитатель МБДОУ «Детский сад №1»: Жигальцова А.А. г. Обоянь 2023