ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПОМОЩИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПОМОЩИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ
Автор: Якунина Ольга Евгеньевна

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПОМОЩИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ1. Понятия о творческих способностях и их развитиеВо времена стремительных изменений, подобных нашему, обществу нужен человек, уверенный в себе, способный ориентироваться в постоянно изменяющемся мире, обладающий гибкостью и независимостью мышления, верой в свои силы и идеи, мужеством пробовать и ошибаться, пока решение не будет найдено. Именно эти качества являются определяющими показателями творческих способностей, или креативности, и необходимым условием адаптации к окружающему миру и комфортному существованию в нем.Что же такое способности? Как они определяются психологами?Известный советский психолог С. Л. Рубинштейн считал, что способности — это сложное образование, включающее ряд качеств, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, которые вырабатываются лишь в процессе деятельности. Он показал связь способностей и умений: «Формирование способности к определенной деятельности предполагает освоение связанных с ней умений, знаний и т. д. Умения, знания остаются чем-то совершенно внешним для способностей человека, лишь пока они не освоены. По мере того как они осваиваются, т. е. превращаются в личное достояние, они перестают быть только знаниями, умениями, полученными извне, а ведут к развитию способностей» [Рубинштейн 2011:523]. В итоге способность — сложная синтетическая особенность личности, которая определяет ее пригодность к той или иной деятельности.Ученые Б. М. Теплов и В. С. Кузин, изучавшие художественные способности детей, подчеркивали, что способности — это не только знания, навыки и умения, вместе с тем, они проявляются через знания, навыки и умения, и отсутствие этих психических образований не позволит реализоваться способностям. Способности реализуются через знания, навыки и умения. Особенно это характерно для способностей детей дошкольного возраста.Психологи подчеркивают индивидуальную природу способностей. Проявляясь и формируясь в деятельности, способности социально определены, так как их проявление стимулируется или подавляется.Для формирования и полной реализации одних способностей и психических качеств и свойств личности, непосредственно с ними связанных, недостаточно. Надо сформировать и такие личностные образования, как самостоятельность, воля, трудолюбие и т.д.Б. М. Теплов писал, что если бы художественная деятельность только «предполагала» наличие этих способностей, если бы она была только ареной для их проявления, то воспитательное значение ее было бы невелико. На самом же деле всякая способность формируется и развивается лишь в процессе деятельности и, в первую очередь, такой деятельности, которая этой способности требуется и не может без нее осуществляться. Значит, и те способности, которые нужны для занятия искусством, формируются и развиваются в процессе художественной деятельности. Можно точнее сказать: эти способности создаются художественной деятельностью; конечно, они создаются на основе имеющихся у ребенка задатков, вследствие чего и при одинаковом пути художественного воспитания у разных детей эти способности оказываются и качественно, и количественно различными [Комарова 2013:9].Педагоги и психологи в работе по формированию способностей основываются на положении о роли воспитания и обучения в развитии и формировании способностей. А. Г. Ковалев отмечал, что способности могут стихийно развиваться и формироваться в процессе деятельности, когда индивид путем проб и ошибок находит наиболее эффективный способ подхода к задаче и ее решения, затем обобщает и закрепляет способ, превращая его в свойство способности. Но этот путь требует много сил и времени. При этом индивид не всегда находит наилучший способ. Вот почему самоучки, хотя и достигают иногда значительных успехов, все же по уровню достижений остаются почти всегда ниже тех, кто собственные усилия и опыт умножает, опираясь на культуру и знания, выработанные великими предшественниками и современниками. Обучение и воспитание призваны ускорить процесс формирования самых рациональных способов решения теоретических и практических задач [Ковалев 2014:27].Что же касается детей дошкольного возраста, то они развиваются путем общечеловеческого опыта, накопленного в процессе исторического развития общества. Усвоить этот опыт ребенок может посредством взрослого, который систематически передает ему этот опыт, сообразуясь с возрастными психофизиологическими и индивидуальными особенностями ребенка. Наиболее оптимальной формой передачи этого опыта является обучение и воспитание.Выдающиеся психологи А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Б. М. Теплов большое внимание уделяли продуктивной деятельности, выделяя в ней компоненты, тесно взаимосвязанные между собой: мотивационный, целевой, операционный. Исследователи детского изобразительного творчества В. С. Кузин, Н. Н. Ростовцев, Н. П. Сакулина, Е. А. Флерина экспериментально доказали, что создание изображения требует, чтобы дети отчетливо представляли те предметы и объекты, которые им следует изобразить. Все эти представления формируются на основе воспитания, но обязательно эмоционально - эстетически окрашенного. Исследования и практика свидетельствуют о том, что с раннего детства надо развивать у ребенка восприятие. Сам ребенок не может овладеть образным, эстетическим восприятием. Без правильного руководства взрослого малыш, как правило, не воспринимает красоту окружающего мира. Это одно из условий образного отражения предметов и явлений, выражения своего отношения к изображаемому [Комарова 2013:10].Эмоционально-эстетическое восприятие развивается в процессе наблюдений и рисования с натуры, по памяти декоративных композиций. На этой основе в процессе изобразительной деятельности развивается воображение, обогащается разнообразие впечатлений. Важнейший компонент любой деятельности, по мнению А. Н.Леонтьева, — операции, т. е. способы осуществления деятельности.Итак, три стороны деятельности, находящиеся в тесной взаимосвязи, очевидны. Каждая из выделенных сторон обеспечивает целостный процесс деятельности. Исключение какого-либо из них приводит к разрушению целостного в процессе изображения. И наоборот, фетишизация одного может «засушить» детское творчество.Анализируя исследования по проблеме способностей детей к изобразительной деятельности, мы обнаружили, что многие ученые (и отечественные, и зарубежные) так или иначе за основу берут компоненты, которые обеспечивают либо все, либо одну из сторон изобразительной деятельности. Однако, чтобы успешно управлять процессом формирования способностей к изобразительной деятельности, прежде всего надо разобраться в том, что собой представляют способности, какова их структура, определить, какие компоненты способностей должны быть сформированы. Способности здесь трактуются как индивидуально-психологические особенности человека, имеющие отношение к успешности выполнения той или иной деятельности. В отечественной психологии утвердилось следующее положение: способности — это психические свойства, которые необходимы для той или иной человеческой деятельности и которые формируются в этой деятельности. Так, С. Л. Рубинштейн в своем капитальном труде «Основы общей психологии» писал: «Будучи пригодной для деятельности, способность в деятельности формируется» [Рубинштейн]. Б. М. Теплов также подчеркивал, что способности не существуют без соответствующей конкретной деятельности человека. Всякая способность возникает и развивается в процессе такой деятельности, которая с необходимостью требует этой способности и которая без нее осуществляться не может [Теплов].Высказанные С. Л. Рубинштейном и Б. М. Тепловым принципиальные положения характеризуют все способности вообще, в том числе и способности к изобразительной деятельности. Вместе с тем, все специальные способности (математические, музыкальные, изобразительные и пр.) имеют свою структуру, определяемую спецификой деятельности. Поэтому остановимся на анализе специальных способностей к изобразительной деятельности.В связи с проблемой формирования способностей к изобразительной деятельности, прежде всего, следует разобраться в структуре этих способностей, чтобы определить, какие компоненты должны быть сформированы.Что касается творчества то, оно является основой жизни, источником всех материальных и духовных благ, созданных человечеством. Его предпосылки содержатся в самой человеческой природе, что и обеспечивает процесс социализации, присвоения подрастающим поколением общечеловеческой культуры. Творчество - способность продуцировать необычные идеи, быстро и нетрадиционно решать проблемные ситуации. Творческие возможности могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, различных видах деятельности и характеризовать мыслительные и личностные качества, а также продукты деятельности и процесс их создания [Никитин 2014: 45].Творчество характеризуется рядом особенностей мышления.1. Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей (важно не их качество, а их количество).2. Гибкость - многообразие идей, легкость ассоциирования.3.Оригинальность - способность порождать нестандартные идеи (ответы, решения, не совпадающие с общепринятыми).4. Разработанность - умение совершенствовать свой «продукт» или придавать ему законченный вид [Дружинин 20013:254].Творческие способности относятся к познавательным способностям. Они связаны с воображением и позволяют ребёнку находить оригинальные способы и средства решение задач, придумать сказку или историю, создать замысел игры или рисунка.У ребенка проявляются такие способности как изобразительные, декоративно-прикладные, включающие чувство композиции, цвета, формы. Любая специальная способность включает основные составляющие: определенный уровень развития познавательных процессов, технических умений, а также эмоциональной отзывчивости и восприимчивости [Флерина 2010:294]. Таким образом, творческие способности - компонент общей структуры личности. Они определяются как индивидуальные особенности, качества человека, от которых зависит успешность его творческой деятельности в различных областях. Развитие их способствует развитию личности в целом: происходит развитие психических, нравственных качеств, эстетических чувств, интеллектуальных способностей человека и др. Поэтому творчество является неотъемлемым элементом гармоничного развития личности, необходимым в первую очередь для саморазвития.Формирование творческой личности, способной нестандартно решать любые проблемы, по мнению ученых, необходимо начинать в дошкольном детстве. Это обеспечит успешную творческую деятельность в последующем [Никитин 2014:46].Детское творчество - одна из разновидностей самостоятельной деятельности ребенка, в процессе которой он отходит от знакомых ему способов действий, экспериментирует и создает нечто новое для себя. Главной его особенностью с точки зрения развивающего эффекта является то, что, прежде всего, важен творческий процесс, а не его результат. При этом накопление опыта и знаний определяется как необходимая предпосылка для творческой деятельности и главное условие для ее возникновения.Исследователи утверждают, что с психологической точки зрения дошкольное детство - сенситивный период для развития творческих способностей. Это объясняется тем, что мышление дошкольников еще не задавлено стереотипами и более независимо, чем мышление взрослых. И оттого, насколько данный потенциал будет использован, зависят творческие возможности взрослого человека [Гусева 2015:55]. Отечественный педагог Б.П. Никитин в связи с этим вводит понятие «Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей» (НУВЭРС) [Никитин 2014:46].Поэтому перед педагогами встает важная задача развития творческого потенциала личности именно с дошкольного возраста. Решая ее, мы ищем новые подходы к воспитанию дошкольников, формированию творчески активной личности, стремясь совместить их с существующими программами, с образовательным стандартом.Сточки зрения психологии и педагогики особенно ценным для развития ребенка является процесс (а не результат) творческой работы, а также изучение процесса подготовки к творчеству, выявление форм, методов и средств его развития. По словам Л.С. Выготского, творчество существует не только там, где создаются великие произведения, но и везде, где присутствует создание чего-то нового. Поэтому под творческой деятельностью понимается такая деятельность, когда создается что-то новое. Это может быть предмет окружающего мира, или продукт мыслительной деятельности в виде нового знания, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.Следовательно, необходимо эту деятельность организовать. Педагог здесь должен выступать не как взрослый, который учит, а как искренне увлеченный творческий человек, привлекающий к творчеству младшего коллегу, создающий для него оптимальные педагогические условия.2. Нетрадиционные техники рисования как способ развития творческих способностей дошкольниковДошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребёнка в собственное творчество.Н.П. Сакулина говорила, что нужен и возможен поиск таких путей взаимодействия, которые с одной стороны сохраняют преимущества детского творчества, а с другой помогут ребенку овладеть средствами самовыражения. Т.е. надо использовать на занятии разные техники рисования: традиционную (карандаши, краски) и нетрадиционную (мыльной пеной, свечой и т.д.) [Никитин 2014:48].В процессе всех видов изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации) ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное - создавая изображение, ребенок приобретает различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем, в процессе работы он осмысливает новые качества предметов, овладевает изонавыками, умениями, учится осознанно их использовать.Свобода творческого выражения дошкольника определяется не только образными представлениями и желанием передать их в рисунке, но и тем, как он владеет средствами изображения. Усвоение детьми в процессе обучения различных вариантов изображения, технических приемов будет способствовать их творческому развитию.На занятиях по изобразительной деятельности нетрадиционные техники изображения используются редко, не учитывается их коррекционная значимость, между тем, применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании; материалах, их свойствах, способов действий с ними.Нетрадиционная техника не позволяет копировать образец, что дает ещё больший толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности.Ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы.А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности.Рассмотрим различные способы рисования, предусматривающих доступное использование нетрадиционных материалов, которые позволят расширить творческие занятия с детьми, разнообразить развивающую среду, дизайн групп и детского сада.Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.Так для детей младшего дошкольного возраста подходит пальцевая живопись. Если говорить научным языком, это один из видов нетрадиционных техник   рисования, представляющий собой рисование красками при помощи пальцев (одного или нескольких) или всей ладони [Дьяченко 2009:17].Автором картины может стать любой человек, не зависимо от возраста, пола, профессии и социального статуса. Раскрытие творческих способностей идет в обход сознания человека по короткому пути – «сердце - кончики пальцев».Наукой доказано, что пальцевая живопись оказывает терапевтический эффект. Это, безусловно, так, творческие люди меньше болеют, легче справляются со стрессовыми ситуациями, так как во время творческого акта происходит трансформация негативных мыслей и эмоций в созидательные чувства, которые находят материальное воплощение в картине. Терапевтический эффект наблюдается не только в момент создания полотна (нормализация пульса и артериального давления, антистрессорный эффект, гармонизация внутреннего состояния), но и в последующем, являясь мощной позитивной доминантой [Казакова 2014:9].Как заверяют психологи, у ребенка этот процесс стимулирует развитие свободы мысли, воображения. Дети в большей степени стремятся заявить о себе, показать свое «Я» окружающим, преодолевать препятствия и решать разнообразные проблемы.В процессе работы активизируется развитие психических процессов, совершенствуется моторика (дифференцируются мелкие движения пальцев, кисти), зрительно-двигательная координация, раскрывается творческий потенциал детей.Существует несколько приемов рисования в технике пальцевой живописи: рисование ребром ладони, ладошкой, пальчиком. Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками.В этом возрасте они легко справляются с рисованием методом тычка.Для этого достаточно взять любой подходящий предмет, например ватную палочку, опустить в краску и точным движением сверху вниз делать тычки по альбомному листу, в соответствие с задуманным рисунком. Осенью, гуляя с ребенком в парке, можно собрать листья с разных деревьев, отличающиеся по форме, размеру и окраске. Используя технику печати листьями, можно создать целые картины – букеты из листьев, деревья, насекомых и животных и т.д.Эта техника исполнения хороша своим разнообразием приемов. Если лист смазать краской тоном выше чем фон, то отпечаток получится более выразительным. Прикладывание чистого листика, дает плавные, мягкие очертания.Нужно нанести на листок немного краски, положить его окрашенной стороной вниз на чистый лист бумаги и плотно прижать, стараясь не двигать, иначе изображение получится смазанным. Аккуратно взять листок за черенок и плавным движением вверх постепенно отклеить его с альбомного листа. Когда рисунок заполнится отпечатками листиков, кистью дорисовать недостающие детали.В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные техники, такие как кляксографиякогда в отпечатке обычной кляксы можно увидеть разнообразие сюжетов и образов.Далее следует предложить технику монотипии (получения изображения путем перевода его с одной поверхности на другую, т.е. оттиск изображения).Монотипия – уникальная техника, сочетающая в себе качества эстампа (оттиска на бумаге с печатной формы - матрицы), живописи и рисунка. Её можно назвать и графической живописью, и живописной графикой.Чтобы нарисовать картину в технике монотипия, нужно, нанести краски на гладкую ровную поверхность, следуя задуманному сюжету. Делать это нужно свободно и раскрепощенно. Необходимо работать быстро, чтобы краска не успела высохнуть ко времени печати. Когда картина готова, на расписанную поверхность накладывается белый лист бумаги и аккуратно прижимается руками, затем его тщательно разглаживают [Лыкова 2014:21].Теперь необходимо аккуратно снять лист с поверхности. Делать это можно в одно плавное движение, или в несколько, отрывая плавными рывками, каждый раз припуская лист обратно. Получается очень неожиданный эффект – словно изображение состоит из нескольких слоёв.Когда отпечаток слегка подсохнет, его дополняют несколькими деталями – рисунками водорослей, камешков, наиболее яркие пятна несколькими движениями превращают в морских рыбок. С удовольствием и нескрываемым восторгом дети выполняют рисунки в технике граттаж (рисование на восковой основе).Граттаж – это очень интересная техника царапания. На плотную бумагу наносится парафин или толстый слой цветных восковых мелков. Затем на поверхность наносится слой туши. Когда всё подсохнет, ребёнок палочкой процарапывает рисунок – получается очень интересная композиция.Ниткопись – при работе удобнее использовать толстые нитки. В краску опускается нить, затем её нужно положить между двумя листами, стараясь не сдвинуть листы, вытянуть нить. Посмотреть, что получилось и дорисовать изображение.Раздувание пятна – это замечательное упражнение на дыхание. Понадобиться обыкновенная трубочка для коктейля. Нанести небольшое количество краски на бумагу. Держать один конец трубочки около пятна, а в другой дуть. Затем угадать, что (или кого) «нарисовал» ребёнок.При обучении нетрадиционным техникам рисования необходимо соблюдать возрастные особенности детей.Таким образом, овладение нетрадиционными техниками для дошкольников способствует повышению выразительности художественных образов, поддержанию их положительного отношения к изобразительной деятельности, способствует развитию творчества, воображения.Педагогу необходимо помочь каждому ребёнку найти себя, предложить как можно больше разных способов самовыражения. Детей необходимо знакомить с самыми разнообразными изобразительными технологиями.Художественная деятельность ребёнка станет ещё более успешной, если опытные взрослые, педагоги, родители будут оценивать её положительно. Помнить, что каждый ребёнок – это отдельный мир со своими правилами поведения, своими чувствами. И чем богаче и разнообразнее жизненные впечатления, тем ярче и веселее жизнь детей. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫАльтшуллер Г. С. Использование нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности. /Г. С. Альтшуллер // Работа с дошкольниками. 2007. №6. С.28-32.Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. / Н.А. Ветлугина. М.: ВАКО, 2014. 268с.Гербова В.В. Занятия по изобразительному искусству. / В.В. Гербова. М.: Просвещение, 1998. 234с.Глазкова Н.Н. Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей / Н.Н. Глазкова // Работа с дошкольниками. 2009. №2. С.54-58.Григорович Л.А. Развитие творческого воображения. / Л.А. Григорович. М.: Просвещение, 2010. 144с.Гусева С., Гончарова О. Развитие творческих способностей дошкольников. / С. Гусева, О. Гончарова. // Дошкольное воспитание. 2014. №9. С. 54-64.Дьяченко О.М. Развитие воображения у дошкольников. / О.М. Дьяченко. М.: АСТ-ПРЕСС, 2009. 188с.Дьяченко И. Так ли важно рисование в жизни ребенка? / И. Дьяченко. // Дошкольное воспитание. 2009. №8. С.27-33.Дыбина О.В. Занятия по изобразительному искусству в старшей группе детского сада. / О.В. Дыбина. М.: Сфера, 2009. 138с. Изобразительная деятельность: конспекты занятий в подготовительной группе / авт.-сост. Т.А. Николкина. Волгоград: Учитель, 2013. 147с.Ильина А. Рисование нетрадиционными способами / А. Ильина // Дошкольное воспитание. 2004. №2. С.26-29.Ильницкая И., Остапенко Л. Творческая деятельность и психическое развитие ребенка. / И. Ильницкая, Л. Остапенко. // Дошкольное воспитание. 2009. №5. С. 49-53.Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. / Р.Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова. М.: Сфера, 2014. 114с.Комарова Т.С. Развитие художественных способностей дошкольников. Монография. / Т.С. Комарова. М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014. 144с.Кузнецова Е. Изодеятельность – это творчество. / Е. Кузнецова. // Дошкольное воспитание. 2015. №4. С.62-64.Лыкова И.А. «Цветные ладошки». Парциальная программа художественно – эстетического развития детей в изобразительной деятельности. / И.А. Лыкова. М.: ИД «Цветной мир», 2014. 144с.Лыкова И.А. Методические рекомендации к программе «Цветные ладошки» (изобразительная деятельность). / И.А. Лыкова. М.: ИД «Цветной мир», 2014. 122с.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, проектирование содержания. / И.А. Лыкова. М.: ИД «Цветной мир», 2014. 148с. Никитин Б., Никитина Л. Мы, наши дети и внуки. / Б. Никитин, Л. Никитина. М.: Просвещение. 2014. 214с.Никольская О.А. Волшебные краски: Книга для детей и родителей. / О. А. Никольская. М.:АСТ – ПРЕСС, 2014. 96с.Погодина С.В. Шаг в искусство. Парциальная программа по изобразительному творчеству дошкольников. / С.В. Погодина. М.: ВАКО, 2015. 144с.Погодина С.В. Роль изобразительного творчества в становлении ребенка как личности. / С.В. Погодина. // Дошкольное воспитание. 2009. №9. С.74-80.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. / С.Л. Рубинштейн. М.: Сфера, 2009. 654с.Солоненко Л. Стружка от карандаша очень даже хороша. / Л. Солоненко. // Дошкольное воспитание. 2014. №9. С. 65-68.Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. / Б.М. Теплов. М.: АРТ – ПРЕСС, 2010. 234с.Флорина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. / Е.А. Флорина. М.: Просвещение, 2010. 124с.Цквитария Т. Нетрадиционные техники рисования. / Т. Цквитария. М.: Сфера. 2011. 128с.Ярыгина А. Творчество и выразительность (нетрадиционные изобразительные техники). / А. Ярыгина. // Дошкольное воспитание. 2009. №6. С. 57 – 61.