"Уход из дома"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Уход из дома"
Автор: Коломыцева Алина Григорьевна
Программа профилактики самовольных уходов несовершеннолетних «Побег в никудаАКТУАЛЬНОСТЬ «Самовольные уходы и побеги» несовершеннолетних относят к девиантным формам поведения, не соответствующим общепринятым или официально установленным рамкам. Первым в России ввел термин «девиантное поведение», который в настоящее время употребляется наравне с термином «отклоняющееся поведение», Я.И. Гилинский, говоря о том, что такое поведение не соответствует социальным нормам – ожиданиям. Под самовольным уходом воспитанника из интернатного учреждения подразумевают его безвестное отсутствие с момента установления факта его отсутствия. Проблема самовольных уходов, бродяжничества среди воспитанников наших образовательных учреждений очень актуальна т.к. у наших воспитанников повышенная склонность к отрицательным формам поведения, к бродяжничеству. И в целом, поведение наших детей бывает непредсказуемым. Анализ показывает, что причинами наибольшего числа самовольных уходов являются: склонность детей к бродяжничеству, желание вернуться к родителям (пусть даже лишенным родительских прав), аномалии в психическом развитии несовершеннолетних, нежелании соблюдения режима предусмотренного учреждением. А также отсутствие специально подготовленных, профессионально обученных педагогов, психологов и правильно организованной профилактической работы в учреждении. Особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих отягощающие факторы становления, наследственную патологию, многочисленные отклонения, заложенные еще в раннем возрасте, обуславливают необходимость проведения с ними активной профилактической работы по предупреждению правонарушений, преступлений и самовольных уходов. Таким образом, не вызывает сомнений, что чем раньше будет начата работа по профилактике самовольных уходов подростков, тем легче корректировать и предупреждать их проявление.Цель: профилактика самовольных уходов подростков, в условиях школы - интерната.Задачи:оптимизация общения подростка с ближайшим окружением.создание положительного эмоционального фона в различных видах деятельности.снятие эмоционального напряжения во взаимодействии.выявление подростков, склонных к самовольным уходам.профилактика самовольных уходов подростков при проведении воспитательной работы.организация занятости подростков склонных к самовольным уходам.Форма работы:Группы по 5-8 человек, в возрасте 13 – 17 лет.Затраченное время:Программа занятий рассчитана на 10,5 часов (21 занятие). Занятия проводятся с группой 1-2 раза в неделю. Продолжительность каждого занятия 30-35 минут. Оборудование:Большой просторный кабинет психолога.ВатманКраски акварельные, гуашь.Карточки с проблемными ситуациями.Игрушки.МячМузыкальное сопровождениеОсновные направления реализации программы:Нормативно-правовое обеспечение программыОрганизационно-методическое обеспечение программыИнформационно-аналитическое обеспечение программыСодержательная частьВзаимодействие с общественными организациямиМатериально-техническое обеспечениеКритерии эффективности программы:Снижение уровня агрессивности.Умение контролировать поведение.Умение решать проблемные ситуации.Повышение коммуникативных навыков.Формирование новых стереотипов поведения.Активизация деятельности школы-интерната по профилактике самовольных уходов подростков.Снижение количества воспитанников, склонных самовольным уходам и других форм негативного социального поведения.Повышение коммуникативных навыков.Умение контролировать свое поведение, умение решать проблемные ситуации.ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙПРИЛОЖЕНИЕ 1Упражнения для развития ассертивности у несовершеннолетних«Мои сильные стороны»Цель: развитие саморефлексии; формирование установки на активную жизненную позицию. Группа разбивается на пары, кто – то один из пары начинает перечислять свои положительные качества, начиная каждую фразу следующим образом: «Мне нравится в себе…». Второй партнёр внимательно слушает, не перебивая и не уточняя. Затем по команде руководителя партнёры меняются ролями. После того как все высказались, руководитель раздаёт листы бумаги и карандаши, предлагая всем написать свои сильные стороны на листочке. Затем группа обсуждает, как, опираясь на свои сильные стороны, сделать что – то по – настоящему ценное. Затем участники рассказывают друг другу о том, как они собираются использовать свои сильные стороны для достижения своих целей. «Три имени»Цель: развитие саморефлексии; формирование установки на самопознание. Каждому участнику выдается по три карточки. На карточках нужно написать три варианта своего имени (например, как вас называют родственники, сослуживцы и близкие друзья). Затем каждый член группы представляется, используя эти имена и описывая ту сторону своего характера, которая соответствует этому имени, а может быть послужила причиной возникновения этого имени. « Хвастовство»Цель: создание условий и формирование навыков самораскрытия. Участники садятся в большой круг и получают задание (время для подготовки 2-3 минуты). «Каждый должен похвастаться перед группой каким-либо своим качеством, умением, способностью, рассказать о своих сильных сторонах - о том, что он любит и ценит в себе». На выступление отводится - 1 минута. По окончании всех выступлений группа обсуждает ощущения, возникшие в процессе выполнения упражнения. «Неуверенные и уверенные ответы»Цель: формирование адекватных реакций в различных ситуациях и формирование необходимых «ролевых» пристроек. Каждому члену группы предлагается продемонстрировать в заданной ситуации неуверенный, уверенный и агрессивный типы ответов. Ситуации: Друг разговаривает с вами, а вы хотите уйти. Ваш товарищ устроил вам встречу с незнакомым человеком, не предупредив вас об этом обстоятельстве. Люди, сидящие сзади вас в кинотеатре, мешают вам громким разговором. Ваш сосед отвлекает вас от интересного выступления, задавая глупые, на ваш взгляд, вопросы. Вы терпеть этого не можете. • Учитель говорит, что ваша прическа не соответствует внешнему виду ученика. Друг просит вас одолжить ему вашу какую-либо дорогостоящую вещь, а вы считаете его человеком не аккуратным, не совсем ответственным. Для каждого участника используется только одна ситуация. Можно разыграть данные ситуации в парах. Группа должна обсудить ответ каждого участника. На упражнение отводится 40-50 минут. ПРИЛОЖЕНИЕ 2Игры и упражнения по работе с агрессией и проявлениями эмоцийУпражнение «Давайте поздороваемся»Цель: снятие мышечного напряжения, переключение внимания.Дети по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути (а возможно, что кто-либо из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом:1 хлопок — здороваемся за руку;2 хлопка — здороваемся плечиками;3 хлопка — здороваемся спинками.Смена партнеров по игре поможет избавиться от ощущения отчужденности. Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время этой игры.Упражнение «Я есть, Я буду»Ребенку предлагается рассказать, какой он сейчас: внешность, чувства, качества, поведение. По желанию ребенка он может использовать для рассказа свои рисунки, предметы в комнате, иллюстрации в книжках, игрушки и другой вспомогательный материал. Психолог может использовать аудио- или видеозапись рассказа.Затем ребенку предлагается рассказать, каким он хочет стать: также внешность, поведение, чувства, качества. Здесь также могут использоваться вспомогательные средства для составления рассказа. Желательно, чтобы психолог использовал и на этом этапе аудио- или видеозапись. После этого ребенку предлагается прослушать (просмотреть) два рассказа и сравнить их. Если присутствуют отличия, то ребенку самому представляется возможность придумать, что нужно делать, чтобы стать таким, каким он хочет.Игра «Угадай голоса»Участники могут сидеть в классе на своих местах. Кто-то из участников становится водящим.Условия игры: водящий становится спиной к остальным участникам игры. В это время кто-то произносит 2-3 слова (это может быть очень короткое предложение: «Сегодня жарко» и др.). Водящий должен узнать по голосу, кто это сказал. Для каждого водящего предлагается 2-3 таких задания. В роли водящего должны побывать все участники игры.«Замри-отомри» «Замри-отомри» - подвижная и веселая игра для самых маленьких ребят. Играть в нее можно в группе детского сада, на переменке в начальной школе или просто в любой компании, где есть маленькие дети. Проводить игру можно на свежем воздухе или в закрытом помещении.Перед началом игры дети выбирают водящего. Водящим может быть и взрослый организатор игры. Например, воспитатель в детском саду.По команде дети начинают двигаться, бегать, подпрыгивать или изображать что-либо. Водящий дает команду «Замри!». Все игроки должны остановиться и замереть в той позе, в которой их застала команда. Тот, кто не справился с задачей и продолжил движение, становится новым водящим или выбывает до начала следующей партии.Водящий командует «Отомри!». Дети снова начинают произвольное (или заранее оговоренное) движение до следующей команды «Замри!».Игра продолжается до тех пор, пока не будет выявлен победитель или пока не надоест.Упражнение «Цветок»Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит:«Сядьте на корточки, опустите голову и руки. Представьте, что вы семечки, из которых вырастут прекрасные цветы. Вот теплый луч солнца достиг земли и согрел в ней семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Встаньте, поднимите и разведите руки в стороны. Нежится цветок на солнышке. Подставляет теплу и свету каждый лепесток, поворачивая головку вслед за солнцем. Приподнимите подбородок, представьте, что вы смотрите на солнышко из-под опущенных век, улыбнитесь, медленно поворачивайте голову вправо-влево. А теперь расскажите, что вы почувствовали, когда были цветком».Упражнение «Снежная баба»Из этого упражнения можно сделать небольшую игру, катая при этом по полу воображаемые комья снега. Затем вместе с ребёнком вы лепите снежную бабу.Итак, «слепили мы во дворе снежную бабу. Красивая снежная баба получилась (нужно попросить ребёнка изобразить сн. бабу). Есть у неё голова, туловище, две руки, которые чуть торчат в стороны, и стоит она на двух крепких ножках… Ночью подул ветер холодный-холодный, и стала наша баба замерзать. Сначала у неё замерзла голова (попросить ребёнка напрячь голову и шею), потом плечи (напрячь плечи), потом туловище (ребёнок напрягает туловище). А ветер дует всё сильнее, хочет разрушить сн. бабу. Уперлась сн. баба своими ножками (сильно напрягает ноги), и не удалось ветру разрушить сн. бабу. Улетел ветер, наступило утро, выглянуло солнышко, увидело снежную бабу, решило её отогреть. Стало солнышко припекать, и начала наша баба таять. Сначала начала таять голова (ребёнок свободно опускает голову), потом плечи (расслабляет и опускает плечи), потом руки (мягко опускает руки), потом туловище (ребёнок, как бы оседая, наклоняется вперёд), а потом и ноги (ноги мягко сгибаются в коленях). Ребёнок сначала садится, потом ложится на пол. Солнышко греет, снежная баба тает и превращается в лужицу, растекается по земле».Игра «Сороконожки»«Игроки становятся в ряд, друг за другом и каждый держится за пояс игрока, стоящего впереди него. Ведущий дает «сороконожке» различные задания, которые она должна выполнять. Так же можно проводить соревнования между несколькими «сороконожками». При этом выигрывает та команда, которая выполнит больше всех заданий, прежде чем их «сороконожка» развалится. Примеры заданий, которые может давать ведущий «сороконожке»:— Сороконожка поднимает все свои правые (левые) ножки.— Сороконожка прыгает. — Сороконожка садится (игроки должны присесть на корточки).— Сороконожка ползет сидя (игроки передвигаются на корточках).— Сороконожка встала и побежала.— Сороконожка чешет передней ножкой самую заднюю пятку.Игра «Гармоничный танец»В игре участвуют двое. Один закрывает глаза (Лучше надеть повязку). Встают друг против друга, прикасаются легко ладонями. Звучит плавная музыка. Ведущий делает плавные движения руками, телом, приседает, слегка отходит в стороны, вперед, назад. Задача ведомого следовать за руками ведущего и повторять его движения, не потеряться.Игра – упражнение «Передай улыбку»Психолог. Я предлагаю поиграть в игру «Передай улыбку». Мы будем улыбаться и называть друг друга ласково по имени. Что вы чувствуете сейчас?Ответы детей.Упражнение «Ласковый мелок»Цель: Развитие навыков общения, снятие агрессивности.Проведение: Дети делятся на пары. Один ложится на пол. Другой – пальчиком на его спине рисует солнышко, цифру, дождик, букву. Первый должен догадаться, что нарисовано. После окончания рисования – нежным жестом руки «стереть» все нарисованноеУпражнение «Мы клоуны»Дети изображают клоунов, грустных, веселых, с шарами и тд.Упражнение «Отражение в зеркале»Дети играют парами. Роли распределяются так: один ребенок – зеркало, другой – смотрящийся в зеркало. Задача играющих – синхронно выполнять любые движения, запрещается лишь дотрагиваться друг до друга. Инициатива придумывать движения принадлежит смотрящему в зеркало. Через одну-две минуты дети в паре меняются ролями.Упражнение «Апельсин»Ребенок лежит на спине, голова чуть набок, руки и ноги слегка расставлены в стороны. Попросите ребёнка представить, что к его правой руке подкатился апельсин, пусть он возьмет апельсин в руку и начнёт выжимать из него сок (рука должна быть сжата в кулак и очень сильно напряжена 8 – 10 сек.).«Разожмите кулачок, откатите апельсин, ручка тёплая…, мягкая…, отдыхает…» Затем апельсин подкатился к левой руке. И та же процедура повторяется с левой рукой. Желательно делать упражнение 2 раза (при этом поменять фрукты).ПРИЛОЖЕНИЕ 3Цикл занятий с целью профилактики последующих самовольных уходовЗанятие на установление контакта с подростками, создание доверительной атмосферы и на достижение взаимопонимания.«Поиск общего» Группа делится на «двойки», и два человека находят определенное количество общих признаков, затем «двойки» объединяются в «четверки» с той же целью и т.д. «Вася-вася» Вся группа задаст определенный ритм с помощью хлопков по коленям. Во время первого хлопка называют свое имя, во время второго - имя другого человека, на которого смотрит, не сбиваясь с ритма. «Что было бы, если...» На отдельных карточках описывают различные проблемные ситуации (это могут быть сложные ситуации, связанные с общением в группе). Участники вытягивают карточки как жребий и говорят в круг - что они чувствуют и что делают в такой ситуации. «Законодательное собрание» Участники делятся на «палаты» (каждая группа придумывает себе имя). «Палаты» в порядке жребия получают «закон» (из списка правил группы) и задание выступить с ним на собрании. В выступлении «палата» должна объяснить присутствующим смысл закона, преимущества, которые он дает группе. Другие палаты могут выступить оппонентами, то есть сформулировать недостатки законопроекта и предложить изменения. Можно ввести фигуру секретаря, его задача - контролировать очередность и регламент выступлений, а также следить за выполнением правил группы. «Дракон»Все участники встают в цепочку. Первый - «голова дракона», последний - «хвост». Голова должна поймать хвост. Голова после этого становится хвостом, а головой - участник, следующий в цепочке за головой. «Телетайп» Участники встают в круг, держась за руки. Один из участников посылает телеграмму, называя имя адресата. Телеграмма передается по кругу незаметными пожатиями рук. Задача ведущего, стоящего в центре - заметить пожатия рук. Тот, кого заметили, становится ведущим. Рисунок «я-ты-мы»Большой лист бумаги делится на несколько секторов. Каждый участник выбирает себе сектор, не имеющий общих границ с другими, и рисует там свой рисунок. В соседних секторах рисунок делается вместе с соседом. Центральное пространство листа оформляется всеми участниками. Занятие на фокусировку внимания на собственной личности, на осознание своих границ (ограничение меня и защита меня), на осознание своего отношения к запретам. «Я-игра»Карточки с описаниями ситуаций раскладываются на ковре «рубашками» вверх так, чтобы составилась дорожка, по которой могут «ходить» фишки Участники по очереди бросают кубик и переставляют спою фишку на выпавшее количество «шагов», открывают соответствующую карточку и выражают свое мнение о ситуации, которая там описана. «Атомы-молекулы» Вся группа хаотично и быстро движется по комнате. По сигналу ведущего они должны составить пары - атомы превратиться в молекулы. Затем они снова движутся хаотично, уже в парах. По сигналу ведущего образуются тройки. Вариант: после каждого соединения группа снова распадается на «атомы», то есть движутся только одиночки.«Стоп-граница»Участники по очереди подходят друг к другу, можно разными способами. Тот, к кому подходят, должен сказать «Стоп», когда, на его взгляд, партнер подойдет слишком близко. «Воздушный шарик» Участники стоят. Каждому предлагается прочувствовать, какое пространство ему нужно, если он: воздушный шарик, костер, метатель диска перед броском, балерина, костер, муравей, снежный барс, таракан, опасный вирус, орел и т.д. Участник должен изобразить предлагаемое существо или вещь и обозначить вокруг себя необходимое ему пространство - руками, дистанцией по отношению к другим ребятам. «Мой дом в нашей деревне» Групповая скульптура. Условно ограничивается некое пространство в комнате. Участники по очереди входят в это пространство - останавливаются в определенном месте (на определенном расстоянии от других участников) и занимают определенную позу - так чтобы чувствовать себя максимально комфортно, «Жмурки» Водящий с завязанными глазами должен поймать кого-нибудь из участников. Пойманный, становится водящим. «Табу»Ведущий ставит в центре небольшую коробку, в которой что-то лежит. «Там лежит то, чего нельзя». Каждому предлагается проявить себя в отношении предмета. Участники могут вставать, оставаться на месте, выражать отношение мимикой или жестами, подходить к коробке, брать в руки, заглядывать - каждый как считает нужным. Если кто-то ничего не предпримет - это тоже будет его способом реагирования на ситуацию.ПРИЛОЖЕНИЕ 4Примеры техник игротерапииУпражнение «Я открываю себе себя»Цель: активизировать внимание на внутреннем чувстве собственной личной власти над собой, способности свободно руководить собой. Почувствовать свежесть и уникальность своих переживаний данного момента своей жизни, как отличного оттого, что было ранее и что будет потом. Упражнение проводится индивидуально или в группе. Участники рассаживаются свободно в удобном для них положении. В предварительной беседе идет обсуждение субъективных ощущений на данном этапе коррекционной работы. Можно провести параллель между ощущениями: в школе, дома, в общественных местах, в группе участников данных занятий. Рекомендуется использовать музыку без вербального материала. Возможно, заранее обсудить с участниками характер используемой музыки. Очень полезно использовать музыку, которую они предложат сами, особенно при индивидуальной работе. Инструкция к выполнению заданий: (Все задания выполняются под музыку) 1. «Попробуйте представить себя единственным и уникальным в своем роде, абсолютно самодостаточным космическим кораблем в космосе Вселенной. Жизнь Ваша – это всегда быть в этом пространстве, не встречая аналогов! Вокруг нет планет, на которых можно сделать остановку! Что Вы чувствуете, когда представляете такое?» 2. «Если представить, что звучащая музыка указывает на пульсацию жизни в Вас (космическом корабле), т.е. – это Вы сами, что тогда Вы чувствуете? Какие мысли появляются у Вас?» 3. «Представьте, что все пространство космоса начинает резонировать с Вашей музыкальной пульсацией и становится таким же как вы – то есть ЧАСТЬЮ ВАС! Как Вы чувствуете себя после этого? Попробуйте выразить Ваши чувства любым приемлемым на данный момент для Вас способом!» 4. «Попытайтесь представить, такую картину, что на работе (в школе, училище, институте ...) Вы – такой же космический корабль, наполненный пульсацией жизненной музыки, а все что окружает Вас (люди, обстановка, и т. д. ) – это космос, который пульсирует вместе с Вами. Вы ведь знаете, что так может быть! Как Вы будете себя чувствовать после того, как подумаете об этом?» Упражнение «Мифы об одиночестве»Цель: развитие саморефликсии. Инструкция: Разделиться на 4 подгруппы, каждая подгруппа вытягивает себе один, отпечатанный заранее, миф. Далее, в течении 10 минут, обсуждают полученный миф, каждый высказывает свое мнение. Затем все возвращаются в общий круг, и начинают дискуссию: кто-то доказывает правильность мифа, а кто-то дает опровержение. На обсуждение дается 40 минут. Миф 1: Одинокие люди одиноки по собственной вине, «с вами что-то не так, что-то в вас надо исправить» Миф 2: Нужная встреча произойдет сама по себе, главное не пропустить, «любовь нечаянно нагрянет, когда её совсем не ждешь...» Миф 3: Вы одиноки, потому что: слишком стары, слишком худы, слишком толсты, слишком бедны или богаты, потому, что у вас есть дети и т.д. Упражнение «На доверии»Цель: повышение доверия друг к другу. Ход упражнения.Участникам тренинга предлагается разделиться на две, три команды по 5-6 человек. Затем даётся задание каждому из группы попробовать упасть на руки своих сверстников. Задание остальных удержать этого человека в своих руках. Далее происходит обсуждение в кругу, что каждый почувствовал. Упражнение «Ладошки»Цель: использование тактильных ощущений для характеристики того или иного человека. Ход упражнения. Участникам предлагается по очереди закрыть глаза и ладони развернуть так чтобы можно было положить на них руки другому участнику, а остальные участники тренинга тихонько подходят к нему и кладут свои ладони на ладони этого участника, его задача заключается в том, что бы запомнить у какого какие руки были на ощупь. Обсуждение по кругу, что каждый почувствовал при этом. Упражнение «Твоя жизнь»Цель: осознание своей жизни, работа над актуальными на данный момент проблемами и трудностями. Нарисовать что-то, что символизировало бы Вас маленького и Вас взрослого. Похожи ли эти два символа? Что себе сегодняшнему можешь дать ты маленький и ты взрослый? Упражнение «Волшебная рука»Цель: самораскрытие, получение обратной связи. Повышение сплоченности группы. Обвести ладонь и на каждом пальце написать свое качество. Листы передаются по кругу. Каждый может дописать качество, которое присуще обладателю ладони. Упражнение «Качества»Цель: Самораскрытие, получение обратной связи. Повышение сплоченности группы. По кругу, каждому участнику тренинга, на отдельном листочке пишутся 2 качества, которые Вы цените в этом человеке и 2 качества, которые Вы хотели бы видеть более развитыми. Листочки, пройдя полный круг, возвращаются к автору. Проводится обсуждение Ролевая игра «Беседа с вымогателем»Цель: отработка умений и навыков реагирования в стрессовой ситуации. Ведущий предлагает участникам тренинга «поупражняться в беседах с вымогателями». Следует сразу отметить, что предмет и обстоятельства шантажа могут быть самыми разными, и в этом упражнении не будет рецептов того, как вообще уйти от вымогательства. Будет рассмотрена лишь психологическая составляющая. Разыгрывается сцена вымогательства. Для этого вызывается два добровольца. Им озвучивается краткий сценарий ролевой игры, который они должны разыграть. Выбор сценария сильно зависит от категории участников. Ведущему, конечно, следует сразу и особо подчеркнуть, что это - всего лишь ролевая игра, она не должна затрагивать чьи-то чувства (если кому-то будет неприятна сцена, то игра сразу прекратится). В ней не происходит обучение «правильному вымогательству». Эта ролевая игра - модель предельно напряженной ситуации общения, в которой имеют значение малейшие нюансы. Ведущий для «актеров» лишь очерчивает общий сценарий «вымогательства». В процессе игры участники сами додумывают остальное. Всего разыгрывается несколько сценок. После каждой производится обсуждение: - Какие чувства испытывали играющие? - Как проявляется волнение собеседника? - Какие интересные нюансы заметили наблюдатели? - Как можно «вытянуть» из собеседника дополнительную информацию? - Если бы это происходило в реальной жизни, как следовало бы отвечать вымогателю? почему? Ролевая игра «Сглаживание конфликтов»Цель упражнения: отработка умений и навыков сглаживания конфликтов. Ведущий рассказывает о важности такого умения как умение быстро и эффективно сглаживать конфликты; объявляет о том, что сейчас опытным путем стоит попытаться выяснить основные методы урегулирования конфликтов. Участники разбиваются на тройки. На протяжении 5 минут каждая тройка придумывает сценарий, по которому двое участников представляют конфликтующие стороны, а третий - играет миротворца, арбитра. На обсуждение ведущий выносит следующие вопросы: - Какие методы сглаживания конфликтов были продемонстрированы? - Какие, на ваш взгляд, интересные находки использовали участники во время игры? - Как стоило повести себя тем участникам, кому не удалось сгладить конфликт? ПРИЛОЖЕНИЯ 5Примеры техник сказкотерапииСказка про маленького ужонка, который научился плаватьЦель: повышение уверенности в себе. Около болота жила семья ужей: уж-папа, ужиха-мама и маленький ужонок. И все было у них хорошо, но только маленький ужонок не умел плавать, а ведь жить на болоте и не уметь плавать – это очень плохо. Все ужата, которые родились у соседей, уже могли плавать и ловить лягушек, а наш ужонок все сидел на кочке и ждал, когда родители принесут ему поесть. Соседка, старая ужиха, не раз говорила маме: «Надо вам его научить плавать. Как же он будет добывать себе пищу? Что же, соседка, ты всегда его кормить будешь?» Но мама отвечала: «Да как его научишь, если он даже к воде не подходит?» Но это было не совсем так. Когда никто не видел ужонка, он подходил к воде и даже опускал в воду хвост. Заметила это старая соседка ужиха. Притаилась она как-то за большим камнем и стала ждать ужонка. Приполз ужонок и только опустил хвост в воду, как старая ужиха выскочила из-под камня и столкнула его. Камнем пошел ужонок на дно, а старая ужиха тут как тут, подхватила его голову и на поверхность воды вытащила. Вдохнул ужонок воздух, взмахнул хвостом и поплыл, а старая ужиха плыла рядом и присматривала за ним, чтобы с ним ничего не случилось. Понял ужонок, что не так страшно плавать, как это казалось ему с берега. На следующий день ужонок сам с удовольствием нырял в воду, а вскоре научился самостоятельно ловить лягушек. Сказка про таинственную пещеруЦель: работа со страхами. Под высокой горой, поросшей дремучим лесом, была пещера. Никто никогда не ходил туда, потому что когда-то там жил грозный дракон. Только самые смелые отваживались подойти поближе и заглянуть внутрь, но в пещере было так темно и страшно, что храбрецы убегали без оглядки и больше не подходили к пещере никогда. Однажды мимо высокой горы по дремучему лесу ехал царевич, а рядом с ним бежал его лучший друг: собака Арчи. Царевич и собака уже много лет были большими друзьями, они вместе охотились и отдыхали, грустили и радовались. Когда царевич проезжал мимо пещеры, Арчи громко залаял и бросился внутрь пещеры, и темнота поглотила его. Царевич спрыгнул с коня и побежал за собакой. Он был очень храбрым, но подойдя к пещере и заглянув в нее, царевич вздрогнул, сделал несколько неуверенных шагов внутрь и выбежал оттуда, весь дрожа от страха. Когда сильный страх прошел, царевич опять подошел к пещере и стал звать своего друга, но Арчи не отзывался, тогда царевич пошел в ближайшую деревню и стал расспрашивать людей, об этой пещере. Местные жители рассказали много страшных историй про эту пещеру, и царевичу не захотелось туда возвращаться, но бросить Арчи в беде он не мог. Он попытался собрать жителей деревни и пойти всем вместе в пещеру, но никто не пошел с ним. Царевич вернулся к пещере и долго сидел около нее. Он никак не мог отважиться войти в темноту. Так он просидел до самого вечера, когда же солнце село и страшно стало даже в лесу, царевич встал, глубоко вздохнул и подошел к пещере. Сердце его было готово разорваться от страха на части, челюсти были сильно сжаты, а руки дрожали. Царевич сделал первый шаг, второй, третий… А потом решительно зашагал в темноту. Так он все шел и шел, и вот вдалеке показался выход из пещеры. Когда царевич подошел к выходу, оказалось, что там начинается ярко освещенная поляна, а на ней красивый замок, а около замка сидел грозный дракон и играл с Арчи. Дракон оказался не таким грозным, как на первый взгляд. Он долго жил в своем замке и ему было скучно и одиноко, люди не любили его и боялись, поэтому не ходили к нему в гости, через темную пещеру. Теперь царевич и Арчи стали частыми гостями дракона и совсем не боялись ходить в таинственную пещеру в дремучем лесу, потому что знали, что за темнотой их ждет верный друг. Сказка про фею ИскоркуЦель: развитие адекватной самооценки. Старый волшебный лес населяли маленькие феи. Каждая фея была наделена каким-нибудь даром: одна могла прорастить цветок, другая — оживить бабочку, третья делала воду прозрачной и чистой. Только одна фея по имени Искорка не могла сделать ничего волшебного. Остальные феи не хотели дружить с Искоркой. Обижали ее и дразнили, не брали в свои игры. Одиноко жилось Искорке в большом старом лесу. Часто гуляла она одна и тихонько плакала. Однажды Искорка не спеша шла по лесу, как всегда грустила и не весело оглядывалась по сторонам. Вдруг она заметила, что от маленькой тропинки, по которой она шла, в чащу леса ведут необычные следы: огромные и глубокие. Искорке стало очень любопытно, чьи это следы. Такого огромного зверя, который мог бы их оставить, фея еще ни разу не встречала. Искорка пошла по следам и скоро зашла так далеко в лес, что испугалась. Она хотела даже вернуться, но решила все-таки посмотреть, чьи же это следы. А следы это были огромного тролля, забредшего в волшебный лес. Он любил ловить и мучить маленьких фей. Тролль привязывал их на длинные веревки и заставлял показывать чудеса, какие они умели делать. Феи не могли убежать, потому что веревки, которыми их привязывал тролль, были не простые, а заколдованные и не одна фея не могла их разорвать или развязать. Искорка по следам пришла к самой пещере, где жил тролль, и заглянула внутрь, там она увидела нескольких фей, которых уже поймал и привязал на волшебные веревки злой тролль. Самого тролля не было, он бродил по лесу в поисках новой феи. Искорка осторожно вошла в пещеру, она очень испугалась за других фей, и захотела помочь им освободиться. - Уходи отсюда, — говорили ей феи. – Веревки волшебные, тебе не развязать их. Но Искорка подошла к одной веревке, попробовала потянуть узел и, чудо, — узел развязался, и маленькая фея оказалась на свободе. Тогда Искорка быстро стала развязывать остальные веревки и спасла всех фей. Все вместе они выбежали из пещеры злого тролля и убежали к себе домой. С тех пор феи всегда брали Искорку в свои игры. Ее дар развязывать волшебные веревки оказался очень редким, его нельзя было показать в любой момент, но все феи помнили, что именно Искорка спасла их из лап злого тролля и были очень ей благодарны.ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Примеры арттерапевтических упражнений«Скульптуры» Участники воспроизводят известные персонажи изобразительного искусства, стремясь наиболее точно передать их позы и выражения лиц. Вариант: Скульптор выбирает подходящий материал для своего замысла и молча «лепит» свое произведение. Группа и затем сама Скульптура угадывает, что это такое. Скульптор может также слепить групповую композицию на любую тему. «Психорисунки»: «Настроение в группе», «Я и группа», «Группа, превратившаяся в животных», «Чего я боюсь», «Счастье», «Жизнь продолжается!». «Парный рисунок». Партнеры, не договариваясь, сообща рисуют обстановку, в которой им хотелось находиться вместе. «Спор цветов». Каждый участник выбирает себе цвет и затем – партнера с подходящим для будущей работы цветом. Партнеры проводят на общем листе бумаги свои цветные линии или изображают пятна, точки и определенные формы, имитируя ссору. «Проблема и ее решение»Один рисует на своей половине листа проблему, другой на своей половине – ее разрешение. «Опасное путешествие» Один рисует путь с препятствиями, другой – способы их преодоления. «Поочередное рисование» Первый участник рисует в течение двух минут, затем передает другому и т.д., пока рисунок по кругу не вернется к первому участнику. Обсуждается, кому, что понравилось в получившемся рисунке, и что – нет. «Чей это портрет?»Члены группы рисуют абстрактно-символические или метафорические портреты друг друга, перемешивают их и затем пытаются определить, кто на каком рисунке изображен. Для сохранения анонимности автор рисунка высказывает свои впечатления о нем, не признаваясь в авторстве. «Обсуждение рисунков человека»Участники анонимно рисуют человека, перемешивают рисунки и затем обсуждают их, отвечая на вопросы: что хотел изобразить автор? Какие чувства этот рисунок вызывает? Затем группа пытается угадать автора и просит его поделиться своим замыслом. Автор с помощью группы может заметить в своем рисунке моменты, которые сам не осознавал. С другой стороны члены группы могут выявить свои проекции, когда понимают, что приписывали автору собственные проблемы. «Остановка в пути»Группа разбивается на две подгруппы, каждая рисует картину, символически отражающую маршрут группы и место, где она сейчас находится. Это может быть географическая карта, пейзаж, здание и т.п. Важно, чтобы на рисунке был изображен каждый член группы и было ясно, к чему он стремится. Затем происходит общая дискуссия. «История конфликта» Одна подгруппа рисует историю возникновения конфликта и передает рисунок другой подгруппе, которая пытается определить содержание рисунка, роли отдельных участников и их позиции в конфликте. «Развить замысел» Одна подгруппа начинает создавать свою композицию, а затем передает ее для продолжения другой подгруппе. Затем обсуждается, насколько удачно вторая подгруппа развила замысел первой. «Возмещение ущерба»Одна подгруппа создает свой рисунок и передает его другой подгруппе, которая пытается представить его в ироническом виде и затем возвращает рисунок первой подгруппе. Во время общего обсуждения насмешникам предстоит искупать вину. «Городок» Каждый участник находит на большом листе ватмана место и рисует домик. Когда все рисунки готовы, участники рассказывают о том, кто мог бы жить в таком доме (характер, привычки, любимые занятия). Затем каждый участник выбирает 3—4 наиболее привлекательных домика и рисует к ним дорожки. Ведущий одним из последних проводит дорожки от своего домика к тем участникам, которые получили меньше всего выборов. Группа придумывает и записывает название получившегося населенного пункта, дорисовывает в городке все, что необходимо «для жизни» (парки, деревья, магазины и т. д.). Во время рефлексии после упражнения отмечаются самые понравившиеся «местечки городка». Таким образом, развивается чувство «мы», группового единства, закрепляются навыки взаимодействия в группе.ЗАКЛЮЧЕНИЕТехнология работы с несовершеннолетними, совершающими самовольные уходы, опирается на ряд факторов, среди которых наиболее важное место занимает взаимоотношение несовершеннолетнего с интернатным учреждением, в котором он проживает. Главная причина самовольных уходов всегда кроется в неудовлетворённости воспитанника своим местонахождением, невозможности жить в нормальных условиях, отсутствии контакта с родителями, недостатке их любви и заботы, стремлении к нахождению в типичной субкультуре. Поэтому, как восполнение данных проблем, необходимо наполнить жизнь несовершеннолетних в интернатном учреждении такими мероприятиями и событиями, появление которых поможет заглушить переживаемые чувства, забыться в какой-либо интересной деятельности, особенно связанной с риском, приключениями, ведь всем этим требованиям и отвечает побег, где переживания несовершеннолетних носят экстремальный, яркий характер.Важно понять, что профилактика самовольных уходов детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является частью общей системы работы в интернатном учреждении, направленной на ликвидацию асоциального поведения подростков. Профилактическая работа по предупреждению самовольных уходов несовершеннолетних должна проводиться системно, совместно со всеми субъектами профилактики.ЛИТЕРАТУРАБубер К. Жизнь с агрессивными детьми. – М.: Педагогика, 1991.Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. – СПб.: Питер, 1999.Вежевич, Е. Помощь детям оказавшимся в трудной жизненной ситуации// Социальная педагогика –2012 –№3 –с.57-66.Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: Речь, .Змановская, Е.В. Девиантология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Е. В. Змановская. – 5-е изд., стер. М.: Академия, 2008. – 288с. К.Э. Комаров. – М.: Генезис, 2009. – 224с.Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб., . Мамайчук, И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии/ И.И. Мамайчук. – СПб.: Речь, 2008. — 224с. «Методический центр развития социального обслуживания» Методические рекомендации по работе с несовершеннолетними, склонными к самовольным уходам / сост.: Н. А. Разнадежина. – Сургут, 2010. – 46с. Олифреенко Л.Я. и др. Социально-педагогическая поддержка детей «группы риска». – М.: Академия, 2002, с. 110-112 Осипова, А.А. Общая психокоррекция: Учеб. пособие./ А.А. Осипова. – М.: СФЕРА, 2007. –510с. Райс, Ф., Долджин, К. Психология подросткового и юношеского возраста: учеб. пособие / Ф. Райс, К. Долджин. – 12-е изд. – СПб.: под ред. Николаевой Е.И. 2010. - 816с.Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия. – М., .Степанов, С. Статья «Охота к перемене мест». Журнала "Школьный психолог" № 27/2000 издательского дома "Первое сентября". Шнейдер, Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков/ Л.Б. Шнейдер. — М.: Академический Проект; Трикста, 2005. — 336с. Работа с семьей по профилактикесамовольных уходов детей из дома.По статистике, основной возраст уходов детей и подростков из семьи - 10-17 лет.Дети уходят не только из неблагополучных семей. Как показывает практика, около 70 процентов – это дети, воспитывающиеся в относительно благополучных семьях. Они уходят из дома в поисках приключений, в знак протеста против чрезмерной опеки родителей или, наоборот, пытаясь привлечь их внимание.Конечно, это не самый лучший способ реагирования, но если подросток реагирует именно так, то значит, он не научился применять другие стратегии реагирования в конфликтных ситуациях и использует стратегию избегания.На фоне постоянной стрессовой ситуации уходы становятся привычными (стереотипными) - т.е. формируется "привычка", когда подросток привычно реагирует уходом даже тогда, когда стресс не настолько выражен, чтобы убегать. Иногда, внезапный уход может произойти на фоне сниженного настроения, причём это изменение в настроении никак невозможно объяснить ситуацией.Семья внешне может быть вполне благополучной и даже обеспеченной. И тогда чаще всего поводом уйти из дома становится конфликт, в основе которого лежит отсутствие взаимопонимания с родителями. Требовательность родителей вызывает у него сильное разочарование, нарушает искренность отношений и может даже привести к враждебности несовершеннолетнего.Побег из дома во многом зависит от обстановки, которая складывается в среде неформального общения (на улице). Для того чтобы ребенок самостоятельно порвал свою связь с семьей, ему, как правило, хотя бы на первых порах нужны товарищи. Решительный момент наступает, когда у кого-либо из них ситуация в семье резко ухудшается. Первый побег прорывает психологический барьер, удерживающий от ухода из дома, и ориентации детей резко меняются.При первом уходе ребенка из дома важно правильное поведение родителей, которое на начальном этапе еще может исправить положение, восстановить отношение в семье.Психологический климат семьи имеет для ребенка очень большое значение. Дискомфорт в отношениях с родителями воспринимается очень остро. Психологи побег из дома рассматривают как один из вариантов защитного поведения. Вот несколько причин, которые могут заставить ребенка уйти из дома:крупная ссора с родителями или постоянные «выяснения отношений»;агрессия со стороны кого-нибудь из членов семьи (физическиенаказания);безразличие взрослых к проблемам подростка;развод родителей;появление в доме отчима или мачехи;чрезмерная опека, вызывающая раздражениеРассмотрим основные проблемы детско-родительских отношений, определяемые как фактор риска уходов детей из семей.К числу наиболее часто встречающихся нарушений в детско-родительских отношениях относятся следующие:Отвергающая позиция:Родители воспринимают ребенка как «тяжелую обязанность», стремятся освободиться от этой «обузы», постоянно порицают и критикуют недостатки ребенка, не проявляют терпение.Позиция уклонения:Эта позиция свойственна родителям эмоционально холодным, равнодушным; контакты с ребенком носят случайный и редкий характер; ребенку предоставляется полная свобода и бесконтрольность.Позиция доминирования по отношению к детям:Для этой позиции характерны: непреклонность, суровость взрослого по отношению к ребенку, тенденции к ограничению его потребностей, социальной свободы, независимости. Ведущие методы этого семейного воспитания — дисциплина, режим, угрозы, наказания.Отвергающе-принуждающая позиция:Родители приспосабливают ребенка к выработанному ими образцу поведения, не считаясь с его индивидуальными особенностями. Взрослые предъявляют завышенные требования к ребенку, навязывают ему собственный авторитет. При этом они не признают прав ребенка на самостоятельность. Отношение взрослых к детям носит оценивающий характер.С целью недопущения пропусков занятий учащимися без уважительных причин и самовольных уходов из дома классный руководитель или социальный педагог ежедневно регистрирует информацию об отсутствующих школьниках.В случае отсутствия несовершеннолетнего в учреждении в течение одного дня незамедлительно устанавливают причины отсутствия. В случае установления факта самовольного ухода из семьи, безвестного отсутствия несовершеннолетнего администрация школы оказывает содействие родителям (законным представителям) в передаче заявления (сообщения) о происшествии в милицию.В качестве ключевых задач, которые определяют психологическую помощь, рассматриваются:преодоление внутрисемейного кризиса;изменение родительских установок и позиций; расширение сферы социального взаимодействия ребенка;формирование у ребенка адекватного отношения к себе и к другим.Исследование проводилось с учащимися школы, у которых наблюдаются нарушения детско-родительских установок и которые совершали уходы из дома. Это несовершеннолетние 10-15 лет, в количестве 12 человек. Для изучения детско-родительских отношений, социально-психологической адаптированности ребенка в семье использовались:Опросник «Подростки о родителях» (JI. И. Вассерман, И. А. Горьковая, Е. Е. Ромицына). Цель: изучение установок, поведения и тактики воспитания родителей с позиции детей. По результатам диагностики характерные различия в оценках воспитательной практики матерей и отцов подростками выглядят следующим образом. У девочек, при позитивном интересе и психологическом принятии матерей, на первый план выступает доверие и подчиняемость. У отцов же доминирует уверенность в себе и отсутствие жесткости, авторитарности в отношениях с дочерью, что исключает воспитание посредством силового давления.У мальчиков-подростков, которые воспитываются матерями доминирует отсутствие тенденции к лидерству, поскольку они стремятся достичь расположения и почитания их авторитета, не прибегая к силе. В то же время у матерей в качестве позитивного интереса мальчики отмечают критический подход к ним и сверхопеку. По шкале директивности у матерей на первый план выступает тенденция к покровительству. Также матери готовы пойти на компромисс ради достижения своей цели, замечен акцент на отсутствии требований-запретов в отношении подростков.Полученные результаты позволяют говорить о наличии у большинства испытуемых установки на социальную значимость, способности к волевому контролю эмоциональных реакций, но вместе с тем достаточно высокий процент склонности к преодолению норм и правил.Данные диагностические материалы могут быть использованы в практике психологического консультирования родителей, подростков по проблемам семейной ситуации, детско-родительских отношений.Основные формы работы с родителями составляют выступления специалистов на родительских собраниях и университетах, тематические консультации.Основная цель: научить родителей быть родителями - воспитателями, друзьями своим детям, рассказать родителям о многообразии мира ребенка, о его особенностях. Просвещение дает родителям учащихся необходимые знания не только о возрастных особенностях детей, но и психологическом состоянии ребенка, о путях взаимодействия с ребенком, особенно с детьми асоциального поведения, учит родителей любить своих детей, вне зависимости от их поведения или состояния их учебы, находить прекрасное и отталкивать все недоброжелательные явления. Родителям предлагаются способы действия по предупреждению самовольных уходов детей из дома:- располагать информацией о местонахождении ребенка в течение дня;- не разрешать несовершеннолетним находиться без присмотра взрослых позднее 22 часов в зимнее время, и не позднее 23 часов летнее время;- обращать внимание на окружение ребенка, а также контактировать с егодрузьями и знакомыми, знать их адреса и телефоны;- планировать и организовывать досуг несовершеннолетних.А также, алгоритм действий родителей в случаях самовольных уходов, в том числе пропажи детей:При задержке ребенка более часа от назначенного времени возвращения:обзвонить друзей, знакомых, родных, к которым мог пойти ребенок, позвонить классному руководителю;обзвонить близлежащие больницы, справочную «Скорой помощи», органы милиции.В случае не обнаружения ребенка после выполнения действий п. 1 сделать письменное заявление в органы милиции, по месту проживания.При обнаружении пропавшего ребенка сообщить в органы милиции об его возвращении и в школу (классному руководителю).В целом, сущность профилактики ранних побегов из дома состоит в правильной ориентации родителей. Необходимо разъяснить взрослым, что ребенок нуждается в поддержке, сочувствии, в возможности личностного самовыражения, не в авторитарном давлении.Особое место занимает коррекционно-развивающая работа, включающая семинары-практикумы, тренинги для родителей и учащихся. Используется следующая примерная тематика таких занятий: «Профилактика, управление и разрешение конфликтов в семье подростков», «Правовая компетентность родителей: ответственность родителей за воспитание ребенка», «Формирование навыков уверенного поведения, общения, разрешения конфликтных ситуаций со сверстниками и взрослыми» и другие.С учащимися, состоящими на разных формах учета, используются различные виды индивидуальной профилактической работы:изучение особенностей личности подростков и коррекция их поведения;посещение на дому с целью контроля над подростками, их занятостью в свободное от занятий, а также каникулярное время, подготовкой к урокам;посещение уроков с целью выяснения уровня подготовки учащихся к занятиям;индивидуальные и коллективные профилактические беседы с подростками;вовлечение подростков в общественно - значимую деятельность через реализацию воспитательных акций и проектов. Результатами развивающей и профилактической работы являются:Для семьи:оптимизация детско-родительских отношений;формирование социальных навыков по эффективному взаимодействию с ребенком на разных этапах его развития;повышение уровня семейной культуры.Для родителей:формирование навыков конструктивного поведения;осознание родительской роли и обязанностей;совершенствование родительской эффективности;безусловное принятие ребенка;освоение роли поддерживающего родителя.Для ребенка:готовность к позитивным контактам со взрослыми;овладение навыками сотрудничества, эффективного взаимодействия;формирование позитивного образа семьи;решение актуальных проблем развития.Памятка для родителейпо предупреждению самовольных уходов детей из домаКак бы Вы не были заняты на работе, личными делами, ПОМНИТЕ, что дети – это отражение и продолжение родителей. Все, чему ребенок когда-то научился (и хорошему, и плохому) во многом зависит от Вас. Ведь именно Вы несете полную ответственность за своего ребенка до достижения им совершеннолетия!!!Для достижения гармонии в Вашей семье и с Вашим ребенком мы предлагаем несколько простых советов:1)Старайтесь ежедневно общаться с ребенком, узнавать новости со школы, его успехи и проблемы в учебе, интересоваться взаимоотношениями в классе;2) Обращайте внимание на настроение ребенка, когда он пришел со школы. Стоит насторожиться, если он приходит поникшим и грустным, а утренний поход в школу сопровождается слезами и нежеланием учиться.3) Выслушайте своего ребенка, даже если Вы очень устали! Ведь именно Вы тот человек, от которого Ваши сын или дочь хотят услышать доброе слово и совет.4) Помните! Уход из дома – это протест ребенка, его защитная реакция. А в некоторых случаях и манимулирование родителями! Задумайтесь, что же Вы сделали не так?5) Уделяйте больше внимания Вашему чаду. Говорите с ним. Займитесь общим делом. Это сближает…6) Организуйте занятость ребенка в свободное время: запишите его на кружки, секции. При этом ОБЯЗАТЕЛЬНО учитывая его желания!!! Если это будет против воли ребенка, то все ваши усилия будут тщетны.7) Узнайте, с кем дружит Ваш ребенок. Подружитесь с ними и Вы. Приглашайте в гости, разговаривайте с ними о делах в школе и за ее пределами.8) Никогда не бейте своего ребенка!!! Вместо физического наказания используйте слова, с помощью которых можно донести любую информацию до провинившегося.Родитель должен помнить, если в семье случилось несчастье, ваш ребенок ушел из дома, то необходимо организовать первоначальные розыскные мероприятия: созвониться с друзьями и знакомыми своего ребенка, а также родственниками;посетить их по месту жительства; проверить места возможного его нахождения, где обычно гуляет.Если первоначальные поиски не принесут положительного результата, необходимо обратиться в милицию с заявлением о розыске.Родители имеют право обратиться в правоохранительные органы по истечению 2 часов с момента исчезновения ребенка.Профилактика самовольных уходов из семейОтсутствие доверия и взаимопонимания родных людей, равнодушие – это причины, которые могут стать уходом ребенка из дома. В последнее время данная проблема все чаще стала касаться многих семей. Что же происходит с нами и нашими детьми? Как можно изменить эту ситуацию, что мы, взрослые люди делаем не так? Дети очень восприимчивы к неблагоприятным обстоятельствам жизни, поэтому уход из дома это очень сильная эмоциональная реакция на ситуацию, которая им может показаться безвыходной. Самое главное для родителей вовремя принять сторону ребенка, уверить его в том, что он способен преодолеть возникающие трудности, не убегая из дома.Рекомендации для родителей по предупреждению уходов ребенка из дома:Говорите с ребенком!Начните с малого – спросите у ребенка, как прошел день, что было хорошего, какие проблемы; расскажите про свой день, свои успехи и трудности.Все, что для взрослых – полная бессмыслица, для ребенка очень важно!Подросток хочет, чтобы к нему относились серьезно, воспринимали его как взрослого и самостоятельного человека, уважали его личность, поэтому любое необдуманное слово или действие могут нанести тяжелую рану его душе. Впоследствии ребенок будет воспроизводить свои психологические проблемы во взрослой жизни.Попробуйте найти время, чтобы всей семьей сходить в кафе, кинотеатр или парк.Запишитесь вместе с сыном или дочкой в спортивный зал или бассейн.Ни в коем случае нельзя применять меры физического воздействия!Только усугубите ситуацию! А когда вы были в школе последний раз? Сами? (родительское собрание не в счет). Поинтересуйтесь, как учится в школе ваш ребенок? Что нового в школе? быть может, планируется проведение семейного праздника, на который ваш ребенок, боясь отказа, вас не пригласил? Согласитесь, ведь это не требует больших затрат. И вот такие маленькие шаги в сторону вашего дорогого и замечательного чада в конечном итоге приведут вас к тому, что вы обретете самого настоящего и преданного друга.Не забывайте, что в преодоление кризисных ситуаций, коснувшихся, вас и вашего ребенка вам всегда помогут, специалисты. Чем раньше вы обратитесь за помощью психолога или психиатра, тем больше шансов разрешить проблему ребенка и предотвратить его уход из дома. Хорошие родители – это те родители, которые способны построить отношение с ребенком, так чтобы избавить его от разочарований!Уходы ребенка из дома влекут за собой серьезные последствия: проживая без надзора, дети привыкают лгать, бездельничать, воровать. Ребенок легко попадает под опасное влияние и нередко втягивается в преступные и аморальные действия. Попрошайничество, пьянство, токсикомания, ранние и беспорядочные половые связи. В дальнейшем – серьезные правонарушения, асоциальный образ жизни. Кроме того, ребенок сам может стать жертвой насилия.Угроза сбежать из дома это тоже сигнал, который не должен быть проигнорирован! Когда дети уходят первый раз это еще не болезнь. Но потом желание бродяжничать станет уже необратимым – с ним ребенок не сможет справиться самостоятельно без вашего прямого вмешательства и участия в его жизни.ПОМНИТЕ!Ваш ребенок не сможет самостоятельно преодолеть трудности без вашей ЛЮБВИ и ПОНИМАНИЯ!Что могут сделать родители, чтобы предупредить ситуацию уходов и побегов подростков из дома1. Примите факт, что ваш сын или дочь - уже не ребёнок (по крайней мере, он или она хочет, чтобы все вокруг так думали), поэтому и отношения с подростком нужно строить ПАРТНЕРСКИЕ.Это значит, что директивный стиль взаимоотношений типа «как я сказал, так и будет», можно «с почестями похоронить». Важно предоставлять информацию и факты, а выводы подросток будет делать сам. Многие «капризы» подростков можно понять и принять, если знать особенности их поведения.2. Общение со сверстниками необходимо подросткам как дыхание, и они чувствуют себя неполноценными, если это стремление остается не реализованным. Очень важно, чтобы у сына или дочери была возможность встречаться с друзьями дома. Даже если у подростка нет собственной комнаты, предоставьте ему «крышу» для общения со сверстниками. И тогда дом для детей станет самым притягательным местом.3. Никогда не угрожайте подростку, что выгоните его из дома, если он сделает что-то не так. К примеру, заявления родителей, чтобы дочь не переступала порог дома, если она совершит ошибку (ранняя беременность, опыт употребления наркотиков), могут обернуться трагедией. Вообще, подросток воспринимает любые угрозы как руководство к действию.Боясь, что его действительно выгонят, он уходит сам.4. Старайтесь вместе решать, как проводить досуг. Если свободное время заполнить интересными и полезными занятиями, многие проблемы будут решены. Подростки готовы посещать любые секции за компанию с приятелем или одноклассником.5. Старайтесь принимать любые откровения сына или дочери как признак огромного доверия к вам. Выслушивайте подростка всегда, особенно если он хочет поделиться чем-то сокровенным. Ни в коем случае не высказывайте категоричных суждений в его адрес вроде: «Я предупреждала тебя, что так получится!» Не отбивайте у подростка желания советоваться с вами. И тогда с любой проблемой он прибежит именно к вам, зная, что его поддержат и не осудят.Родители обязаны:1. Располагать информацией о местонахождении ребенка в любое время суток;2. Не разрешать несовершеннолетним находиться без присмотра взрослых позднее 22 часов;3. Обращать внимание на окружение ребенка, а также контактировать с его друзьями и знакомыми, знать адреса и телефоны;4. Планировать и организовывать досуг несовершеннолетних;5. Провести с детьми разъяснительные беседы на следующие темы: безопасность на дороге; что необходимо делать, если возник пожар; безопасность в лесу, на воде, болотистой местности; безопасность при террористических актах; общение с незнакомыми людьми и т.п.Что делать если всё-таки подросток ушел:При задержке ребенка более часа от назначенного времени возращения: обзвонить друзей, знакомых, родных, к которым мог пойти ребенок; уточнить в администрации образовательного учреждения, в котором обучается ребенок; обзвонить близлежащие лечебные учреждения, справочную «Скорой помощи».В случае не обнаружения ребенка:1. Ведите себя спокойно и уравновешено.2. Заявите в полицию о пропаже ребенка, сразу же, как только вы поняли, что ребенок не просто задержался, а действительно ушел из дома. Далее действуйте согласно полученным указаниям от сотрудников полиции.