Самостоятельная работа воспитанников вспомогательных школ – одна из самых актуальных задач олигофренопедагогики
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Самостоятельная работа воспитанников вспомогательных школ – одна из самых актуальных задач олигофренопедагогики
Автор: Хаустова Вера Ивановна
Краевое государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Тиличикская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»Самостоятельная работа воспитанников вспомогательныхшкол – одна из самых актуальных задач олигофренопедагогики Выступление на МО: Хаустова Вера Ивановна учитель трудового обучения первой категорииТиличики2023Основной задачей вспомогательной школы является подготовка умственно отсталых детей к трудовой деятельности. На данном этапе в школе еще неудовлетворительно справляются с этой задачей. Предприятия, на которые направляются окончившие школу дети, предъявляют к последним серьезные претензии, подчеркивая, что воспитанники вспомогательной школы не подготовлены в достаточной мере к самостоятельному труду. Выяснение причин слабой подготовки учащихся вспомогательной школы к практической деятельности и определение эффективных путей формирования у воспитанников этих школ умения работать самостоятельно является одной из самых актуальных задач олигофренопедагогики, положительное решение которой имеет важное теоретическое и практическое значение.В данной работе на основании длительного изучения состояния профессионально-трудового обучения по швейному делу во вспомогательной школе и проведение экспериментальных исследований делается попытка выяснить причины недостаточной подготовки учащихся к самостоятельному труду и определить методику работы учителей профессионально-трудового обучения, в наибольшей мере способствующей формированию у детей умения самостоятельно выполнять трудовое задание.Данная работа состоит из введения, трех глав и приложения.В первой главе рассматривается проблема воспитания у детей самостоятельности в процессе профессионально-трудового обучения и определяются задачи исследования.Обучение и воспитание подрастающего поколения должно быть тесно связано с жизнью, с производительным трудом. Необходимо добиваться того, чтобы труд, как создатель всех культурных и материальных благ, превратился в первейшую жизненную потребность.Определение эффективных путей формирования у воспитанников вспомогательных школ умения работать самостоятельно является одной из самых актуальных задач олигофренопедагогики, положительное решение которой имеет важное теоретическое и практическое значение.Трудовое воспитание детей и подростков в той или иной мере осуществляется в современной школе на протяжении всей истории. Педагогическая наука всесторонне разрабатывает такую систему трудового обучения школьников, которая обеспечивает успех в подготовке подрастающего поколения к трудовой деятельности. В связи с этим педагогические работники направляют свои силы на научное и практическое обоснование содержания и выработку наиболее эффективных методов трудового обучения. При этом большое внимание уделяется такому важному вопросу как развитие самостоятельности и активности учащихся.Современные школы успешно решают задачи трудового обучения, дают учащимся широкий круг знаний, осуществляют производственное обучение. Лучший опыт их работы обобщается педагогической наукой и распространяется на другие школы.Изучение и умелое использование передового опыта учителей других школ при подготовке молодежи к трудовой деятельности в массовой школе имеет весьма важное значение и для организации системы трудового обучения в спецшколах. Но в отношении учащихся вспомогательной школы, имеющих нарушения в умственном и физическом развитии, требуется применять особые и более специфические методы воспитания и обучения.Перед современной вспомогательной школой стоит задача подготовить учащихся к трудовой деятельности, к общественно - полезному производительному труду. Воспитанники вспомогательной школы обязательно должны овладеть определенной специальностью, т. е. должны быть подготовлены к работе на производстве.Во вспомогательной школе обучаются дети с грубыми нарушениями интеллектуальной и познавательной видами деятельности. Резкое умственное недоразвитие является основной причиной того, что вспомогательная школа дает самые элементарные знания по общеобразовательным предметам, примерно в пределах начальной массовой школы.Общеобразовательное обучение во вспомогательной школе не может обеспечить непосредственного включения учащихся в производство. Оно служит скорее целям коррекции недостатков общего развития аномального ребенка.Однако, несмотря на узость и элементарность общеобразовательного обучения, оно может и должно отвечать целям подготовки учащихся к труду. Главным средством подготовки умственно отсталых детей к производственному труду является система обучения и воспитания, которая практикуется в отечественной вспомогательной школе.Система трудового обучения во вспомогательной школе складывается из таких разделов:ручной труд (1-3 классы);профессионально-трудовое обучение (4-9 классы).На уроках ручного труда учащиеся 1-3 классов знакомятся с основными свойствами бумаги, картона, ткани и др. материалов, приобретают навыки их элементарной обработки, а также простейшие навыки выращивания растений и ухода за ними.В процессе профессионально-трудового обучения в 4-9 классе учащиеся, обучаясь по специальной программе, получают определенную специальность. Во время обучения во вспомогательной школе учащиеся приобщаются к производительному труду в школьных мастерских, а также во время прохождения производственной практики.Программы профессионально-трудового обучения (швейное дело, столярное дело), построены по операционно-предметной системе, т. е. обучение учащихся различным производственным операциям (умениям и навыкам) осуществляется в процессе изготовления ими полезных вещей.Одним из условий успешного включения умственно отсталых учащихся в трудовую деятельность является выбор доступных для них элементарных видов труда. Однако, как показывает опыт, этого еще недостаточно. Одним из решающих условий включения выпускников вспомогательной школы в производственный труд является воспитание у них достаточной самостоятельности в выполнении трудовых заданий.Воспитание у учащихся умения самостоятельно выполнять трудовые задания является одной из самых главных задач вспомогательной школы. Между тем, как показывает практика, уровень самостоятельности при выполнении заданий по труду учащимися является весьма низким.Выполняя практические работы, я показываю как выполняется та или иная трудная операция и вместе с ними выполняю ее и учу их самостоятельно проделывать комплекс операций по изготовлению изделий. Приходится констатировать, что есть такие выпускники, которые, не полностью подготовлены к трудовой деятельности, главным образом потому что они не умеют самостоятельно работать, не могут сразу включаться в производственный процесс, долгое время не могут выполнять самостоятельно трудовые операции, не проявляют инициативы, активности. К ним относятся: Росита Корышева, Арина Ласточкина, Настя Инынно. Конечно, они могут самостоятельно выполнять, по окончании школы, не сложные виды работ: ремонт одежды, пошив всех изделий по программе швейного дела, но они относятся к лицам с низкими интеллектуальными и физическими возможностями. Для таких более отстающих учащихся я допускаю упрощение самостоятельной работы.Проблема воспитания у учащихся самостоятельности в процессе профессионально-трудового обучения является общедидактической и методической проблемой олигофренопедагогики. Кроме того, эта проблема непосредственно связана с проблемой развития (навыков) познавательных процессов учащихся в трудовом обучении. Наконец, воспитание самостоятельности у учащихся связано с общей проблемой воспитания личности, в частности воспитания у них таких качеств, как трудолюбие, настойчивость, уверенность в своих силах.В настоящее время делается попытка определить наиболее целесообразные педагогические пути воспитания у учащихся вспомогательной школы самостоятельности во время выполнения трудового задания.Программа профессионально-трудового обучения предлагает формирование у учащихся определенной системы производственных, операционных навыков по швейному делу. В основном огромное внимание уделяется воспитанию у учащихся определенного отношения к труду, формирование профессионально- трудовых навыков и умений. Но гораздо меньше внимания уделялось формированию самостоятельности у детей при выполнении трудовых заданий.Проблема воспитания у умственно отсталых школьников навыков самостоятельной работы рассматривается в различной методической литературе, применительно к задачам различных предметов (М.Ф. Гнездилов, Н.Ф. Кузьмина-Сыромятникова, А.А. Поставская), а также в отдельных работах, посвященных дидактическим вопросам обучения во вспомогательной школе (А.Н. Граборов, Г.Н. Дульнев).Имеются так же специальные исследования, в которых рассматриваются вопросы воспитания у учащихся самостоятельности в процессе преподавания некоторых общеобразовательных дисциплин. Однако очень мало освещается вопрос воспитания у школьников вспомогательной школы самостоятельности в процессе трудового обучения.Мой опыт и опыт учителей других вспомогательных школ, а так же результаты исследований показывают, что самостоятельное выполнение практических заданий для умственно отсталых детей представляет большую трудность. Как правило, забываешь о необходимости воспитания у учащихся навыков самостоятельности в работе, часто спешишь к ним на помощь, не даешь возможности им самим разобраться в задании и самостоятельно выйти из затруднительной ситуации. Но я стараюсь не упускать из виду именно то, что учащимся надо показать, как выполняется трудная операция и вместе с ними выполнить её и научить их самостоятельно выполнять весь комплекс операций по изготовлению изделий.Многие учащиеся хотя и усваивают технологические знания, хорошо овладевают комплексом производственных навыков, но испытывают большие трудности в применении этих знаний, умений и навыков на практике. Это Мария Григорьева, Клара Кияв, Лидия Шмагина, Зоя Вантулян, Елена Тнельхут. Изучив технологический процесс изготовления изделия, они испытывают трудности в применении своих знаний на практики.Таким образом, ни приобретение производственных навыков, ни усвоение технологических сведений, сами по себе еще не обеспечивают самостоятельность в работе учащихся.Отсутствие у учащихся самостоятельности в выполнении задания по труду, возникает в силу того, что они не умеют целенаправленно использовать в работе свои навыки и знания. Это выражается в неумении пользоваться инструкциями /устными и письменными/, чертежами, образцами и моделями, в неумении планировать свою работу, выполнять ее в определенной последовательности.Таким образом, мои наработки направлены на поиск и обоснование конкретных педагогических путей решения проблемы воспитания у учащихся вспомогательной школы самостоятельности в выполнении трудовых заданий.В данной работе проводится:Анализ литературных источников, посвященных вопросу о самостоятельной работе учащихся в процессе выполнения трудовых заданий.Изучение состояния профессионально-трудового обучения по швейному делу путем:а) наблюдения на уроках;б) проведения специальных контрольных работ для определения степени самостоятельности у учащихся спец. школы.Обучающий эксперимент, т. е. эксперимент, ставящий своей целью воспитание у учащихся самостоятельности во время выполнения практических заданий по швейному делу.Изучение постановки профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе показывает, что за последние годы произошли значительные перемены. Производственный класс, в котором учащиеся обучаются швейному делу, имеет достаточное оснащение. Однако такие учащиеся, как Елена Тнельхут, Клара Кияв, Мария Григорьева не могут сразу включиться в производственный процесс, долгое время не проявляют нужной самостоятельности при выполнении трудовых заданий, чувствуют себя не очень уверенно. При объяснении нового материала они могут отвлекаться, заниматься своими делами и упорно не реагировать на объяснения учителя. Но практическую работу по программе должны выполнить все; и когда идет процесс выполнения, те, кто "занимались своими делами", понимают, что выглядят "белыми воронами" так как им приходится все переспрашивать, отвлекая от работы учителя и других учеников. На таких воспитанников я обращаю внимание в первую очередь, так как потом будет упущено время, а это не должно войти в систему.Отстающие ученики владеют швейной машиной в пределах требований, знают технологию обработки деталей программных изделий, умеют пользоваться измерительными инструментами (сантиметровой лентой, линейкой). Но в тоже время из-за невнимания на уроках, у них проявляется масса недостатков. Они затрудняются определять лицевую и изнаночную сторону ткани, особенно гладкокрашеной, совсем не разбираются в свойствах ткани, с большим трудом выполняют задания по инструкции. Но особенно большие трудности для учащихся вспомогательной школы представляет определение последовательности изготовления изделий. Еще большую сложность для них представляет описание процесса выполнения задания. Учащиеся подчас не могут разобраться в чертеже данного изделия, не знают контурные срезы изделия. Такие пробелы в знаниях ограничивают их возможности выполнять трудовые задания самостоятельно.Чтобы правильно осветить поставленный в данной работе вопрос, в частности выяснить причины неумения воспитанников вспомогательной школы работать самостоятельно, я изучила программные требования и способы, которыми пользуются учителя трудового обучения на уроках для достижения цели.Программой по швейному делу предусмотрено все необходимое для подготовки учащихся к работе с точки зрения трудовых умений и навыков. Есть указания и на то, что учащиеся должны разбираться в чертеже, уметь планировать последовательность технологического процесса при изготовлении изделия, что обеспечивает сознательное, а значит и самостоятельное выполнение соответствующих операций. В объяснительной записке к программе сказано, что учащиеся должны не только научиться выполнять определенные задания, но и уметь объяснить как они выполняются. Далее говорится о том, что необходимо научить учащихся самостоятельно выполнять несложные работы и т. д.Таким образом, в целом, программой предусмотрено воспитание у учащихся умения самостоятельно работать. Но воспитание этого умения, в наибольшей мере зависит от учителя, от того какими методами и приемами он пользуется. От способов объяснения учителем процесса выполнения задания зависит осознанность выполнения учащимися этого задания, что в свою очередь является одним из условий воспитания самостоятельности у учащихся в процессе профессионально-трудового обучения.Весьма важным фактором в воспитании у учащихся самостоятельности в труде является также привитие им навыков планирования предстоящей работы, главным образом в отношении установления последовательности выполнения отдельных операций по изготовлению изделия.Для самостоятельного выполнения трудового задания по швейному делу выпускники вспомогательной школы, кроме умения выполнять ручные и машинные швы должны:разбираться в чертежах и рисунках программного изделия;знать контурные срезы изделий и их названия;уметь определять лицевую и изнаночную сторону (изделия) ткани;определять последовательность выполнения задания;выполнять задания по инструкции /письменной и устной/ и по образцу.Объясняя учащимся процесс выполнения предстоящих изделий, я провожу, в достаточной степени, анализ этого процесса; показываю готовые изделия-образцы, их рисунки или чертежи; приучаю учащихся выполнять задания по образцу и рисунку; привлекаю их к организации планирования предстоящей работы, а также учу работать по готовому плану, данному учителем.Такая организация работы по выполнению учащимися вспомогательной школы конкретных практических заданий способствует воспитанию у детей самостоятельности в труде.Профессиональное обучение должно строиться таким образом, чтобы обеспечивались наиболее благоприятные условия для активной сознательной, а не механической работы детей при выполнении ими практических заданий по труду, чтобы учащиеся обдумывали и осмысливали процесс изготовления вещи или ее детали. Сознательно выполняя практические задания по труду, дети приучаются работать самостоятельно.При обучении я выделяю следующие вопросы: В какой мере воспитанию самостоятельности у детей способствует обучение их умению давать словесный отчет о проделанной работе и рассказывать о способе выполнения предстоящей.Как помогает воспитанию самостоятельности у учащихся умение планировать работу.Обеспечивается ли самостоятельность в работе учащихся показом образца или рисунка.При определении и построении моей системы обучения в основу положены, с одной стороны, важнейшие требования производства, которые в конечном счете определяют всю методику обучения: необходимость уметь определить последовательность обработки изделия, выполнить задание, руководствуясь словесной инструкцией (устной и письменной), образом, рисунком или чертежом, уметь организовать свою работу, с другой стороны, учитываются характерологические черты личности аномального ребенка: нарушение и снижение регулирующей роли слова в его деятельности, затруднения в установлении причинных зависимостей, слабость активных процессов памяти.В моей работе предусмотрено:Воспитать у учащихся умение давать словесный отчет о проделанной работе после выполнения задания и рассказывать о способе выполнения предстоящей работы.Привить учащимся навыки составления плана выполнения предстоящего задания (устно, письменно).Научить их умению выполнять задания по образцу ( готовому изделию) и рисунку.Остановимся на некоторых из указанных пунктах.Обучение учащихся умению давать словесный отчет о проделанной и рассказать, о предстоящей работе.Требуя от учащихся описания трудовых операций, я приучаю их сознательно подходить к выполнению заданий. Вначале дети должны были научиться рассказывать о способе выполнения задания непосредственно после его окончания – в конце урока (как закрепление того, что они делали на уроке) или в начале следующего урока (как повторение предыдущего задания).Вот как мы учились выполнять стачной шов. На первом уроке перед объяснением способа выполнения стачного шва им сообщалось, как называется шов (название записывалось на доске), где он применяется, (демонстрировалось изделия с этим швом - юбка). Я показывала и объясняла способ выполнения шва. После предварительной работы учащимся разрешалось приступить к выполнению задания.Мои вопросы и ответы учеников выглядели примерно так:Какой шов вы сегодня выполняли?Стачной.Вспомните, где применяется стачной шов?Им сшивают отдельные части юбки, блузки и т. д.Какой ширины нужно было сделать шов?Один сантиметр.Что надо было сделать перед тем, как начать шить?Определить лицо и изнанку ткани.Какие стежки применялись при выполнении этого шва?Стежки "вперед иголку" при сметывании и "назад иголку" при сшивании.Как вы выполняли стачной шов?Сложили два кусочка ткани, отметили 1см, наметили карандашом линию, на этой линии стежками "вперед иголку", затем сшили стежками "назад иголку", вынули наметку, расправили шов.На следующем уроке перед выполнением этого же шва от учащихся требовалось по той же схеме рассказать о способе выполнения предстоящего задания, т.е. выполнения того же стачного шва.Далее ставилась задача научить их рассказывать о способе выполнения предстоящего задания, знакомого или лишь частично, т.е. когда была известна технология выполнения отдельных операций, но незнаком порядок изготовления всего задания. После этого они учились словесно описывать процесс выполнения нового задания.Обучение учащихся давать словесный отчет о проделанной работе и рассказывать о предстоящей проходило по следующим этапам:Внимание учащихся направлялось на осознание ими цели задания - что они будут делать и для чего.Учащиеся учились умению производить анализ готового изделия, т.е. описывать его внешний вид.От них требовался словесный отчет о способе выполнения задания.Они должны были рассказывать о том, как они будут выполнять предстоящее, частично знакомое задание.Рассказывать о способе выполнения предстоящего нового задания.Составление плана после выполнения задания.После объяснения способа выполнения стачного шва ученикам было предложено рассказать о том, как они думают выполнять это задание, с чего начнут, как будут переходить от одной операции к другой и т.д. Только после того, как они дали подробные ответы на поставленные мною вопросы, им было предложено приступить к непосредственному выполнению шва.Сразу же после окончания работы ученикам было предложено составить план выполнения законченного задания. Составлялся план так: ученики коллективно называли порядок изготовления шва, я записывала на доске устанавливаемую ими последовательность операций, соответственно нумеруя их.В результате получился такой план:Определить лицевую и изнаночную стороны ткани.Сложить кусочки ткани лицевыми сторонами во внутрь один к другому.Отметить ширину шва 1 сантиметр.Сметать кусочки ткани стежками "вперед иголку".Прошить по наметке стежками "назад иголку".Вынуть наметку.Этот план, составленный коллективно, ученики переписали в свои тетради по труду.Воспитание у учащихся умения давать словесный отчет о проделанной работе способствует запоминанию детьми программного материала, а значит, способствует воспитанию у них умения быть самостоятельными при выполнении трудовых операций.Для меня, как и для многих других учителей, за плечами у которых не один десяток лет обучения детей труду, переход к технологическому образованию оказался не простым делом. С одной стороны, опыт — большое подспорье, но с другой — сложившиеся шаблоны, привычки, наработки мешают восприятию нового. Конечно, между вчерашним трудовым обучением и сегодняшней технологией немало общего, но есть и принципиальные различия.На первый взгляд, мы вроде бы продолжаем в основном делать то, что и раньше, — знакомим учащихся в теории и по возможности на практике с широко распространенными технологиями обработки материалов, организацией современного производства и культурой труда, требованиями профессий к человеку и основными методами профессионального самоопределения. В чем же тогда смысл происходящих перемен? Источник и суть их, на мой взгляд, в демократизации образования, преодолении единообразия и казенщины, в переносе акцента с безликого коллектива учащихся на личность каждого из них с ее индивидуальными возможностями и интересами, создание условий для развития познавательной и созидательной активности и самостоятельности.Попробую показать, как я реализую эти общие положения в своей практической работе.Начну с того, что обучение технологии осуществляется на базе школьных мастерских, которые находятся в надлежащем состоянии. Здесь имеется необходимое оборудование, инструмент, наглядные пособия и дидактический материал, учебная и справочная литература. Несмотря на трудности удается обеспечить учащихся материалами для практических работ.В своей учебно-воспитательной работе я добиваюсь комплексного решения задач умственного, нравственного, эстетического и физического развития учащихся, приобщения их к общечеловеческим ценностям, формирования готовности к труду для себя и общества, осознанному выбору будущей профессии. Трудовое начало в изучении технологии позволяет формировать у детей такие важные качества личности, как привычка к труду и трудолюбие, добросовестное и творческое отношение к делу, трудовая культура, совестливость и порядочность, предприимчивость и деловитость, инициативность и высокая дисциплина труда, и конечно, прочные знания и умения в области основ технологии, экономики и организации производства, представление об основных направлениях научно-технического прогресса и сопутствующих ему экономических и экологических проблем, а также о мире профессий, путях профессиональной подготовки, трудоустройства. Этими аспектами я руководствуюсь при определении целей учебно-воспитательного процесса в целом и каждого урока в отдельности.Следующим этапом для меня стала разработка календарно-тематического плана для 5-7-го классов, упор в котором сделан на самостоятельную работу учащихся с учебником и справочной литературой и последовательную реализацию метода проектов. Наряду с традиционными темами предусмотрено изучение информационных технологий, вопросов экономики и экологии.Учитывая важность использования тестов для улучшения контроля качества знаний и умений, учащихся по технологии, я разработала тестовые задания по труду. Проверка их показывает, что тесты сокращают время и повышают объективность оценки, теоретических знаний и ряда умений учащихся. Поэтому я продолжаю разработку тестовых заданий.АЛГОРИТМ РАБОТЫ С УЧЕБНИКОМПри использовании материалов учебника на занятиях перед учителем возникает три основные задачи: научить школьников понимать прочитанное;отбирать наиболее существенную;запоминать ее. Для их решения использую такую схему работы с текстом.РАБОТА С ЗАГОЛОВКОМЗдесь возможно использование различных приемов. Один из них — обсуждение заголовка до чтения текста и дальнейшее сопоставление его с последним. Другой прием — придумывание заголовков к частям текста, причем они могут быть разными по форме: заголовок-вопрос, заголовок-загадка, заголовок-символ. Прочитав заголовок, ученик обязан сформулировать для себя то, о чем пойдет речь; вспомнить все, что он уже знает на эту тему; поставить вопросы, на которые, по его мнению, в тексте будут даны ответы, и попытаться ответить на них, не читая учебник.РАБОТА С ТЕКСТОМЧитая новый материал, ученик должен ставить перед собой задачу уяснения прочитанного, выделять в нем главную мысль. Если текст прочитан, и общий смысл его схвачен, приходит понимание прочитанного как единого целого. Учащийся в состоянии ответить на вопросы: о чем, для чего и как рассказывается в тексте. Это и есть его главная мысль.По ходу чтения учащиеся ставят к тексту вопросы и составляют свое мнение о дальнейшем его содержании, проверяют правильность предположения, выделяют ключевые понятия, словосочетания и т.д. При этом используются вопросы: что это означает? Как это понять? Ответы на них находят с помощью словарей и справочников, обращаются за помощью к учителю.РАБОТА ПО ЗАПОМИНАНИЮ ТЕКСТАПонимание текста имеет решающее значение для его усвоения и запоминания. Этому помогает и самоконтроль — заключительный этап работы с текстом. Сюда относятся составление краткого плана или конспекта прочитанного; ответы на вопросы, помещенные в конце текста или составленные самим учеником; решение заданий учебника, составление схем, чертежей, таблиц, отображающих наиболее существенные моменты текста, пересказ его в соответствии с планом.Использование предлагаемой схемы работы с учеником дисциплинирует учеников, вынуждает их внимательно читать и изучать материал, осмысливать технико-технологические термины, выделять главное, вести контроль прочитанного.Интересу к изучаемому материалу, изготовлению: изделий способствует привязка работы к какому-либо значимому для учащихся событию, например проведению школьной выставки-ярмарки. Надо помнить и о том, что чем младше школьники, тем быстрее охладевают они к выполняемой работе, начинают скучать.В то же время год от года должны возрастать требования к качеству выполнения изделий, соблюдению трудовой и технологической дисциплиныПри подборе заданий я исхожу из того, что они должны быть посильными для учащихся, как в физическом, так и в умственном плане. Непосильность задания порождает неверие в свои силы, его излишняя простота — самоуверенность. К сожалению, в настоящее время нет научно-обоснованных рекомендаций, как определить сложность трудового задания. Многое зависит в решении этого вопроса от личного опыта учителя и его кругозора. Содержание задания должно быть ясно учащимся не только с точки зрения того, что и как предстоит делать, но и почему именно так, а не иначе. Такой подход к делу формирует у школьников правильное понимание значения технологической дисциплины и ее требований. Этому способствует и организация работы побригадно или по технологической цепочке, когда над изготовлением сравнительно сложных изделий трудятся по возрастающей учащиеся нескольких классов.И еще. В жизни люди постоянно общаются, обмениваются опытом, мнениями. Уроки не должны быть исключением. Пусть дети вместе решают возникающие проблемы, оказывают друг другу взаимопомощь, переживают не только за свои личные, но и за общие успехи и неудачи. И если мои ученики, заканчивая обучение, сожалеют, что больше не будут приходить ко мне в мастерскую, мой труд не пропал даром.Я же в своей работе стараюсь опираться на подходы, которые способствуют активизации процесса обучения, реализации развивающих задач урока (поисковых, проблемных, исследовательских), вырабатываю у школьников умение самостоятельно продумывать алгоритм выполнения практических заданий. Большим подспорьем в этом является работа с технологическими картами. Конечно, сначала необходимо сформировать умение их составления, научить построению чертежей простых изделий.