Проблема формирования образа семьи у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проблема формирования образа семьи у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Автор: Науменко Юлия Александровна
Проблема формирования образа семьи у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителейНауменко Ю.А., воспитательГКУСО РО Таганрогский центр помощи детям № 5«Только то в человеке прочно и надежно, что всосалось в природу его в его первую пору жизни»Антон Павлович Чехов Известно, что воспитание ребенка продуктивно с младенчества и детского возраста до пяти лет. При дальнейшем развитии личности важен и действенен только личный пример, а не наставления или хуже требования. Со взрослеющими детьми нужно разговаривать и более, слушать, незаметно корректировать и направлять ребенка мягким, уравновешенным тоном и интонациями. Это все возможно, любому родителю или лицу, замещающему его, если он искренне заинтересован в воспитании ребенка. Оказываясь в центре помощи, попадая в трудную жизненную ситуацию - дети из неблагополучных семей, уже имеют пласт из вредных привычек на фоне социально-педагогической запущенности: отклоняющееся поведение, сквернословие, табакокурение, алкогольная или уже наркотическая зависимость. Социализация ребенка по нормам и социально приемлемым установкам осложнено отсутствием привычки трудиться, несформированным навыки=ами учебно-познавательной деятельности и школьной мотивации. Здоровье детей из неблагополучных семей имеет тоже отклонение, которое обозначено рядом медицинских заключений и диагнозов: пограничные психические расстройства, задержка психического развития, нарушение центральной нервной системы и др. Весь этот «букет» собран их родителями с младенчества. В таких семьях кроме пьющих родителей в компаниях, где допустимо сквернословие и рукоприкладство, где родители оскорбляют и опускают достоинство друг друга, где вместо хлеба пахнет водкой и прокуренными стенами, а на столе бутылки и сигаретные «бычки», где мать не спросит, как прошел день и не расскажет сказку на ночь… Чего можно ожидать от ребенка, который приходит в центр помощи? Ведь для него жизнь начинается с чистого листа. Первые правила для воспитателя, который вступает в общение с ребенком и сопровождает его гласят о том, что:– Необходимо, незамедлительно принять ребенка таким, какой он есть! – Необходимо всегда помнить, при использовании любого педагогического приема о том, что ребенок не виноват в том, что он такой…Таким его сделали его родители! – Необходимо всегда желать помочь, спасти маленькому человеку жизнь! В центре помощи детям начинается жизнь по новым для ребенка правилам. Что становится трудным периодом первичной адаптации к новым условиям проживания. Детям, не соблюдавшим норм и систем – очень трудно это принять и еще труднее, жить соблюдая новые требования. И стоит помнить, научить возможно, но даже научившись жить по-другому – трудно им будет всегда. Задача педагога, воспитателя создать благоприятные условия и возможности для развития полноценной личности. Метод, способ – должен быть доступен с учетом проблемы, а она у этих детей одна – не освоено чувство семейности, не знание семейных ценностей и традиций. Дом всегда занимал важное место в жизни человека и общества в целом. Дом – это крыша над головой и общество близких по духу людей, место удовлетворения самых разнообразных человеческих потребностей, место отдыха и восстановления сил. Жизнь в доме – это, в общем случае, взаимодействие многих людей с использованием имеющихся в их расположении ресурсов. Как известно, эффективное взаимодействие как минимум двух человек требует осуществления функций управления домом и семьей. Создание своей семьи – одно из заветных мечтаний детей, воспитывающихся в центре помощи детям. Семья оказывает то влияние на ребенка, которое не заменят специальные и искусственно создаваемые условия для развития полноценной социально адаптированной личности. Дети воспитывающиеся в центре помощи детям лишены настоящей семьи. Они не имеют четких представлений, достаточного объема знаний, умений и навыков о самостоятельной жизни, способах взаимодействия с окружающим миром. Поэтому задачей педагогов является необходимым поиск педагогических средств, которые создают условия для социального развития, несмотря на отсутствие семьи и развитие умений применять полученные знания на практике. В нашей практике, исходя из опыта работы – используем разработанную программу «Домовед», по семейному воспитанию доступную воспитанникам для освоения и развития. От умения домоведения во многом зависит достаток и счастье в любой семье. Так было во все времена, так есть и в настоящее время. Целью программы «Домовед» является, семейное воспитание средствами совокупности теоретических и практических занятий курса домоведения в условиях центра помощи детям. Задачи позволяют социально сориентировать воспитанников в жизни, без проблем вести домашнее хозяйство, приобрести элементарные бытовые навыки: приготовления пищи и умения шить, ориентироваться в элементарных правовых вопросах и способствуют формированию семейности. Программа «Домовед» составлена для детей школьного возраста и выпускников центра и рассчитана на 108 часов – 1 год обучения. Занятия распланированы 7 раз (9 часов) в 1 месяц. Основная задача – передать детям, воспитывающимся в центре знания и умения, необходимые им в сегодняшней повседневной практике и будущей самостоятельной жизни. Особое внимание уделено технике безопасности при ремонтных работах и эксплуатации электроприборов. Материал рассчитан на альтернативный вариант обучения для мальчиков и девочек.Структура и содержание программы состоит из 4-х разделов: В разделе «Семейная этика», взята за основу программа Демениной Т.С. – «Сокровища семьи». Программа построена в рамках гендерного воспитания целью, которой является формирование у детей стойкого положительного отношения к семье и семейным ценностям, готовности к построению семейных отношений на основе социального партнерства. Предполагаемый результат теоретических занятий направлен:– на наличие у воспитанников теоретических знаний и сформированность практических навыков о семье, ее функциях, взаимоотношениях между членами семьи, о роли отца и матери, о домашнем труде, хозяйстве семьи и ее бюджете и т.п.;– иметь основу для оптимального включения в обычную жизнь, самостоятельно решать проблемы и ориентироваться в ситуациях в постинтернатный период;– создание собственной благополучной семьи и ее сохранение, глубокая любовь к собственным детям, ответственность за их воспитание, иными словами подготовка к будущей семейной жизни. В разделе «Хозяйство» занятия нацелены на освоение практических навыков необходимых в быту. Воспитанники знакомятся с видами электробытовой техники, с инструкциями по применению и техникой безопасности, а также с наиболее безопасными и практичными средствами химических и косметических средств, применяемых в каждодневном пользовании. Детям представлено элементарное обучение при починке электроприборов. Познавая хитрости хозяйственных секретов, способов и техник, воспитанники обучаются логической последовательности при ведении хозяйства. Подросткам дана возможность попробовать себя в роли садоводов и огородников. Осваивая сельскохозяйственный инвентарь, технику и методику посадки растений, ухода за ними – дети перенимают опыт народной мудрости, «Что посеешь, то и пожнешь». Обрабатывая участки с целью эстетического оформления, воспитанники развивают навыки и опыт дизайнерских способностей. Вопросы дизайнерских умений пригождаются при оформлении уюта в помещении и, даже в выборе профессии. В данном разделе отведено несколько занятий по вопросам капитального и косметического ремонта. Воспитанники имеют возможность не только заниматься теоретически, но и в конце учебного года поучаствовать в косметическом ремонте учреждения. Также включены занятия по декорированию. Воспитанникам предложено преображать старую мебель и даже осуществлять сборку мебели самостоятельно. Раздел «Шитье», рассчитан на освоение технологий, связанных с рукоделием. Обучающимся, предоставлена возможность получить уроки шитья и конструирования, простых и необходимых для семьи изделий, их обработке. Также познание азов материаловедения, обработки тканей и изучение приемов работы на швейной машине позволяет правильно использовать знания и при ремонте одежды. Занятия вязанием, включают в себя элементарное обучение провязывания простых изделий необходимых для семьи. Воспитанники осваивают особенности пряжи и технику вязания 2-мя, 5-ю спицами и крючком. Техника крючком, помогает обучающимся воплотить замыслы декоративно – прикладного искусства. Несколько занятий отведено креативному рукоделию, где воспитанники имеют возможность сшить себе изделие для интерьера. В разделе «Кулинрия» представлены практические советы по кулинарии, по технике приготовления пищи простых, полезных, домашних блюд. Задачей этого раздела является «взять за правило» воспитанникам – питаться правильно, приготовленной, здоровой пищей, а не покупными полуфабрикатами. Рассматриваются вопросы о полезности овощей, фруктов и продуктов, их хранении и обработке. По мнению автора, важным, является приобщить обучающихся к национальной русской кухне. Русские женщины всегда во все времена умели готовить сытно и полезно, а главное, из простых ингредиентов. Представлены традиционные рецепты, приготовляемые к русским праздникам: пасхальный кулич, кутя, масленичные блины, новогодний гусь и т.п. Также засолка, квашение овощей и фруктов к зиме, прекрасная возможность приобщить детей к здоровой и полезной, а главное не дорогой пищи. Отдельно несколько занятий отведено технике консервирования основных овощей и фруктов. К программе, разработали вариативную авторскую «Рабочую тетрадь». В ней по каждому разделу имеются памятки, отведено место для записей и примечаний. В каждом разделе предусмотрено оценивание воспитанников по пройденному материалу в виде конкурсов, викторин, а также тестов и мини – сочинений, записываемых в рабочую тетрадь. В качестве поощрения воспитанникам вручаются дипломы, сертификаты. В конце года, к моменту выпуска из учреждения, воспитанники получают сертификат об окончании курса «Домовед». Рабочая тетрадь остается выпускнику на память и в качестве шпаргалки по ведению домашнего хозяйства и обустройству быта при создании собственной семьи и содержании дома, что является важной помогающей информацией для наших воспитанников.