«Иван Грозный – великий реформатор или великий тиран?»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Иван Грозный – великий реформатор или великий тиран?»
Автор: Маловичко Елена Викторовна
Урок истории в 10 классе по теме
�Иван Грозный – великий реформатор или великий тиран?�
Тип урока: урок обобщающего повторения
Цель: обобщить и систематизировать знания об эпохе Ивана Грозного, оценить его роль в истории.
Задачи:
1. Воспитательная: продолжить формирование у учащихся ценностно –
смысловой компетентности: через анализ личности и деятельности Ивана Грозного оценить его деятельность с позиции исторической необходимости и общечеловеческих нравственных ценностей.
2. Образовательная: обобщить, систематизировать знания об Иване Грозном,
провести анализ его деятельности, выделить положительные и отрицательные стороны, определить её влияние на дальнейшую судьбу России.
3. Развивающая: развивать у учащихся универсальные способы учебных действий, личностный творческий потенциал в предметно - продуктивной деятельности.
План урока
1. Мотивационно-целевой этап. Актуализация темы.
Постановка проблемы и учебной задачи занятия.
2. Процессуальный этап. Обобщение, повторение и систематизация знаний.
Дискуссия �сторонников� и �противников� Ивана Грозного по плану:
реформы Ивана IV;
внешняя политика;
опричнина;
личность Ивана Грозного.
3.Рефлексивно- оценочный этап. Синквейн. Выводы и обобщения.
4. Домашнее задание.
Оборудование. Карта �Россия в ХVI веке�. Ноутбук, проектор, презентация
Ход урока.
Слайд 1. 1.Мотивационно-целевой этап. Актуализация темы.
Иван Грозный – величайшая загадка русской истории. Личность, о которой уже более 400 лет не умолкают споры. Одни считают его личностью прогрессивной для своего времени и даже гениальной, удвоившей владения России и впервые создавшей на славянских землях крепкую государственную власть. Другие, наоборот, считают его душевнобольным человеком, превзошедшим по своей жестокости Нерона и Калигулу. Третьи, говорят о том, что это была личность, не понятая своим временем
Слайд 2 А.М.Курбский автор концепции �двух Иванов�:
в первый период правления (1550-1560- е г.г.) – благочестивого православного царя, участника создания Святорусского царства
во второй период (1560-1570-е г.г.) – предателя христианских истин, разрушителя Святорусского государства, тирана и убийцу.
Интерес к личности Ивана Грозного был всегда. Это нашло отражение в произведениях живописи, литературы, скульптуры, кинематографа.
Слайд № 3. А таким увидел Ивана Грозного скульптор Марк Матвеевич Антокольский (обращается внимание на это изображение), создавший этот образ
в конце 19 века. Здесь перед нами не монарх, а человек с очень сложным и противоречивым внутренним миром. Хорошо на этот образ ложатся строки великого Пушкина:
�…Здесь видел я царя,
Уставшего от гневных дум и казней.
Задумчив, тих сидел меж нами Грозный
И плавно речь из уст его лилась,
И плакал он,
А мы в слезах молились-
Да ниспошлёт Господь любовь и мир
Его душе страдающей и бурной!�
А сейчас я предлагаю вам познакомиться с различными оценками эпохи и деятельности Ивана Грозного:
Слайд 4. В. Ключевский обвиняет царя в �бесцельной и неразборчивой резне, сыноубийстве, гибели своей династии.. А в государственной политике Грозный больше задумывал, чем сделал..:
А. Толстой: Иван Грозный �тиран и диктатор�.
Слайд 5. Н.М. Карамзин: �Герой в первый период и тиран во второй�. В осуждение ему ставит опричные казни, разорение городов и деревень.
Слайд 6. И.В. Сталин видел в Грозном прогрессивного исторического деятеля, мудрого правителя. А �безудержный террор опричнины объяснял выражением интереса народных масс�
О.Шмидт: �Иван грозный много сделал для укрепления централизованного государства, упрочения внешней политики…человек смелых помыслов. Он же – убежденный деспот�.
Какое противоречие во взглядах исторических деятелей на эпоху и личность Ивана Грозного вы можете
Наверное, наилучшее отражение облика любого человека, а тем более государственного деятеля, нужно искать в делах его. Сегодня на уроке мы проведём анализ государственной деятельности Иван Грозного и попытаемся дать свою оценку этой личности.
Слайд 7. Цель и задачи урока. Провести анализ деятельности Ивана Грозного с точки зрения государственной пользы и нравственности.
Выделить положительные и отрицательные стороны его политики и деятельности. Дать объективную оценку правления Ивана IV Грозного.
Слайд 7. Ответить на вопрос: �Кто он Иван Грозный – великий реформатор или великий тиран в истории России�.
2. Процессуальный этап. Обобщение, повторение и систематизация знаний.
Класс делится на �сторонников� и �противников� Ивана Грозного. Каждая из сторон должна представить свой взгляд на деятельность царя.
Внутренняя политика Ивана Грозного. Реформы Избранной рады..
Слайд № 8. Учащимся предлагается охарактеризовать реформы Ивана Грозного.
Выводы �сторонников� Ивана Грозного:
Интенсивно начинают развиваться товарно-денежные отношения, растут города, складываются династии крупных купцов, крепнут торговые связи России с восточными и западными державами; реформы способствовали укреплению Российского централизованного государства, усилили власть царя, привели к реорганизации местного и центрального управления, укрепили военную мощь страны.
Слайд № 9 (1) обобщение Выводов �сторонников� Ивана Грозного
Выводы �противников�: кратко характеризуют политические последствия, главное из
которых – формирование самодержавно-государственного крепостнического типа
общества. Обращают внимание на закрепощение крестьян и их бедственное положение.
Слайд № 9 (2) обобщение Выводов �противников� Ивана Грозного
Внешняя политика при Иване Грозном.
Слайд № 10.Учащиеся характеризуют основные направления внешней политики (восток, юг, запад).
Выводы �сторонников� Ивана Грозного:
Ставят акценты на расширении территории государства, причём за счет плодородных земель, на укреплении рубежей страны, на значении процесса присоединения для нерусских народов (избавление от набегов и разорений воинственных соседей, развитие земледелия, оседлого животноводства, ремесла, торговли, городов)
Слайд № 11(1) обобщение Выводов �сторонников� Ивана Грозного
Выводы �противников�: подчёркивают отрицательные моменты в присоединении восточных земель (насилие и гнёт русской администрации, насильная христианизация, захват земель русскими феодалами, жестокое подавление народных выступлений).
Заостряют внимание на безрезультатности и разорительности Ливонской войны.
Слайд № 11(2) обобщение Выводов �противников� Ивана Грозного
Вывод: Вместе с новыми землями Россия получила межнациональную рознь, регионы
политической нестабильности, которые ослабляли государство изнутри.
Слайд № 12. Задание ЕГЭ. Прочтите отрывок из Никоновской летописи назовите событие, о котором идёт речь: �…Тоя же зимы, в 3 день, царь и великий князь Иван Васильевич со своей царицей и своими детьми поехал из Москвы в село Коломенское: а от Троицы из Сергиева монастыря поехал в Слободу; 3 день прислал из Слободы митрополиту всея Руси список, а в нём писаны измены боярские и воеводские и всех приказных людей, которые измены делали и убытки государству. И на них царь великий гнев свой положил.. Царь повелел учинити ему на своём государстве двор особый…�
Опричнина.
Слайд № 13. Учащимся предлагается характеризовать понятие, сущность, цели опричнины.
Выводы �сторонников� Ивана Грозного: обращают внимание на сложную внутриполитическую ситуацию в стране (сохранение пережитков раздробленности, удельный сепаратизм князей, вольности отдельных городов и земель).
Учитель: Что же касается жестокостей, в том числе и опричного террора, то нельзя рассматривать Россию этого периода в отрыве от других государств. Жестокость характерна для этой эпохи становления централизованных государств (достаточно вспомнить хотя бы о Варфоломеевской ночи во Франции в 1572г., когда за 2 недели по всей стране вырезали более 30 тыс. человек), другого опыта укрепления и возвышения государства просто не было.
Слайд № 14 (1) обобщение Выводов �сторонников� Ивана Грозного
Выводы �противников�: утверждают, что поговорка �Цель оправдывает средства� неприменима, когда речь идёт о жизнях людей. Пытаясь добиться полного подчинения, царь не брезговал никакими методами, что в конечном итоге, привело к плачевным результатам его правления.
Слайд № 14(2) обобщение Выводов �противников� Ивана Грозного
Общий вывод: геноцид против собственного народа никогда не приносит желаемых результатов, какие бы благие цели при этом не ставились, а ведёт страну к упадку, разорению, гибели; моральные и нравственные критерии человечества не допускают подобного варварского отношения к человеческой жизни.
Личность Ивана Грозного.
Слайд № 15. Много было разговоров и о личности московского царя. Суждения были крайне противоречивы.
Кто сравнивал его с Чингисханом, говорил о нем, как о человеке, стремящемся к завоеванию всей Европы, окружившем себя льстецами, искателями приключений, всякого рода дельцами.
Другие, сравнивая его с Нероном, утверждали, что он кровожадный тиран, которому доставляет удовольствие мучить людей.
Третьи называли его сумасшедшим развратником, жертвою беспробудного пьянства и звериной похотливости.
Четвертые, напротив, утверждали обратное: московский царь - умный, трезвый государственный деятель, добрый, приветливый и слишком доверчивый, его часто
обманывают собственные же, отечественные князья. Они стесняют его действия, мешают ему .
Великий историк С.М. Соловьёв писал о маленьком Иване IV: “Ребёнок родился с блестящими дарованиями; может быть, он родился также с восприимчивостью, легко увлекающегося, страстною природою, но, без сомнения, эта восприимчивость, раздражительность, если не были произведены, то по крайней мере, были развиты до высшей степени воспитанием, обстоятельствами детства его”.
???? Какие факторы повлияли на становление личности будущего царя?
Отпечаток на Грозного отложило время или Грозный на время?
�Какой отпечаток наложило время на Грозного?�
На основе анализа конкретных фактов (детство, особенности воспитания, борьба боярских группировок за власть, болезнь 1553 года, измена бояр), делают выводы о том, что тяжёлая окружающая обстановка и окружающая действительность породили столь жестокую и противоречивую личность, какой была личность Ивана Грозного. То есть �жестокий век рождает жестокие нравы�.
Выводы �сторонников� обращают внимание на детство и юность царя, на условия, в которых формировалась личность будущего правителя. В качестве примера можно привести отрывки из писем:
�Вы ведь ещё с юности, подобно бесам, поколебали моё благочестие и державу, полученную мною от Бога и от моих прародителей, взяли под свою власть…� (из письма А. Курбскому)
�Что лучше – настоящий порядок вещей, когда государство успокоилось, пришедши в упадок при едином государе, или прежнее время, когда усобицы терзали землю?� (из письма А. Курбскому).
Обобщение Выводов �сторонников� Ивана Грозного
Вывод: Сложные условия, в которых рос Иван IV, личные трагедии (смерть матери и любимой жены, которые были предположительно отравлены, смерть наследников, трагическая гибель сына Ивана), обстановка враждебности и подозрительности вокруг царя оставили глубокий след в его душе, вызвали душевный надлом. Кроме того, царь был твёрдо убеждён, что своими деяниями приносит стране благо.
�Какой отпечаток наложил Грозный на время?�
Выводы �противников�: �характеризуют Ивана Грозного, опираясь на документы
�Наконец загремели трубы, зазвенели дворцовые колокола, и медленным шагом вошёл сам царь Иван Васильевич.(…) Страшную перемену увидел в Иоанне Никита Романович. Правильное лицо всё ещё было прекрасно, но черты обозначились резче, орлиный нос стал как-то круче, глаза горели мрачным огнём, и на челе явились морщины, которых не было прежде. Всего более поразили князя редкие волосы в бороде и усах. Иоанну было от роду 35 лет, но ему казалось далеко за 40. Выражение лица его совершенно изменилось. Так изменяются здания после пожара. Ещё стоят хоромы, но украшения упали, мрачные окна глядят зловещим взором, в пустых покоях поселилось недоброе� (А.К. Толстой)
�Народ жалел о невинных, проклиная ласкателей, новых советников царских; а царь озлобился и хотел мерами жестокими унять дерзость. Жена знатная, именем Мария, славилась в Москве христианскими добродетелями и дружбою Адашева: сказали, что она ненавидит и мыслит чародейством извести царя; её казнили вместе с 5 сыновьями. Князь Дмитрий Оболенский-Овчинин, сын воеводы, умершего пленником в Литве, погиб за нескромное слово. Оскорблённый надменностью юного любимца государева Фёдора
Басманова, князь Дмитрий сказал ему: �Мы служим царю трудами полезными, а ты – гнусными делами содомскими!� Басманов принёс жалобу царю, который в исступлении гнева, за обедом вонзил несчастному князю нож в сердце…� (Н.М. Карамзин)
Обобщение Выводов �противников� Ивана Грозного
Вывод: Иван Грозный достиг высшей степени безумства, уничтожая неповинных людей. Его ненависть, подозрительность, жестокость ставят его в один ряд с величайшими тиранами мировой истории.
Слайд 16. Рефлексия: Учащимся предлагается небольшая творческая работа: составить синквейн, в котором отразится сущность политики Ивана Грозного и ваше к ней отношение. Правила написания Синквейна – творческого задания по итогам урока.
Слайд 17. Для первого существительного предлагаю взять слово: Иван IV
1стр.- существительное Иван IV
2 стр.- 2 прилагательных Грозный, умный, дальновидный, жестокий
3стр.-3 глагола Реформировал, завоёвывал, казнил
4стр.- существительное, сочетающееся с первым Царь
5стр.-краткий вывод. Реформатор и тиран в одном лице
Противоречивая, спорная личность
Итог урока: 18 марта 1584г. умирает великий царь Иван Грозный. Смерть его была страшной. Перед встречей со Всевышним обычно вспоминают свою жизнь, каются в грехах. Оглядываясь на содеянное во время опричнины, царь боялся �суда Господня�. Ему мерещились кошмары, виделись убитые по его приказу люди. О чём думал Иван IV в эти минуты?
Слайд 18. Общие выводы
Личность Ивана Грозного сложна и многогранна. Это был человек большого и сильного ума. Он был одним из лучших ораторов и писателей 16 века. Многие летописные своды составлены при его личном участии. Он ввел книгопечатание. Он не основал академии, но способствовал народному образованию – строил церковные школы. Ценил искусство и видел в нем возможность подчеркнуть величие свое и государства. При нем построены замечательные памятники архитектуры: Покровский собор в Москве, церковь Вознесения в селе Коломенском. В его царствование было построено много городов, в том числе
Чебоксары, Алатырь, Свияжск. Иван Грозный знаменит в истории как законодатель и строитель государства. Все это уживалось с такими чертами как мнительность, недоверчивость, жестокость.
- Иван Грозный, безусловно, является великой и трагической фигурой отечественной истории. Кровавый террор, которым сопровождалось становление Российского государства, не оправдывается высокой целью создания мощного и сильного государства. Но не надо забывать, что царь Иван сын своего жестокого времени и, стремясь принести пользу государству, пользовался общепринятыми тогда методами. Иван Грозный – реформатор и тиран в одном лице, что для российской истории является весьма характерным.
Домашнее задание: Выполнение заданий ЕГЭ
Маловичко Елена Викторовна, учитель истории МКОУ СОШ № 8 с.Благодатное Петровского района Ставропольского края
HYPER13PAGE HYPER15
3