Воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с использованием ресурсов живой и неживой природы (из опыта работы)
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с использованием ресурсов живой и неживой природы (из опыта работы)
Автор: Белова Альбина Викторовна, Алексеева Елена Викторовна
Воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с использованием ресурсов живой и неживой природы(из опыта работы)Белова А.В., воспитатель ГКУСО РО Таганрогский центр помощи детям № 5Алексеева Е.В., воспитательГКУСО РО Таганрогский центр помощи детям № 5«Образование только развивает нравственные силычеловека, но не даёт их; даёт их человеку природа»В. Г. БелинскийГоворя о воспитании детей любого возраста родители и педагоги так или иначе используют ресурсы живой и неживой природы – закаливание, воздушные ванны, обтирание, водные процедуры, прогулки в парке, посещение живого уголка, забота о домашних питомца и т.д., – все эти моменты входят в жизнь ребенка, привнося в нее правила доброго и заботливого отношения к живому, бережного и аккуратного отношения к окружающей природе, создающей неповторимый пейзаж растительности каждого уголка нашей планеты. Взрослый является проводником в это великое таинство природы, раскрывая ее секреты через рассказы, просмотр картин, иллюстраций, изучение биологических материалов или посещение зоопарка. Однако, в мире не всех детей все это происходит последовательно, поэтапно, информативно. Опыт работы с детьми, оставшимися без попечения родителей показывает, что у многих из них пониженная познавательная активность, безразличное отношение к окружающему, они не знают правил поведения в природе, никак не осознают свою личную значимость и представления о явлениях природы и помощи окружающей среде, которую могли бы сами выполнить, а уж опыт взаимодействия с окружающей средой как правило вообще отсутствует. От воспитателей, организующих жизнь и развитие воспитанников в условиях семейно-воспитательной группы, требуется целенаправленная работа по экологическому воспитанию детей и подростков, для коррекции и компенсации последствий негативного опыта прошлой жизни – помочь детям развить такие личностные качества, как доброта, сочувствие, заботливость. Мир природы в воспитании и образовании детей – это закономерной явление, к которому надо научиться правильно относиться, чтобы суметь внести собственную лепту в охрану окружающей нас среды поскольку неправильное вмешательство человека в природу приводит катастрофам, несущим угрозу жизни, например, неаккуратное поведение в лесу с огнем, а более глобально в профессиональном масштабе – с угрозой для всего человечества в целом. Современному человеку необходимо знать элементарные экологические правила. У воспитанников важно развивать мышление и формировать установки, направленные на экологическую безопасность и рациональное использование природных ресурсов. В нашей конституции прописаны обязанности граждан по сохранению природы и её компонентов, включая природные богатства (ст. 58).Чтобы сформировать экологическую культуру и экологическое сознание воспитанников была разработана программа для клуба «Юный эколог», в которой поставлены следующие основные задачи:- Образовательные:1) формировать навыки экологически безопасного, правильного поведения по отношению к природе;2) научить ребят видеть и понимать явления живой природы;3) ознакомить с основными экологическими правилами;4) познакомить детей с жизнью в природе (растения, животные, человек);- Воспитательные:1) беречь и защищать природу;2) ответственность по отношению к окружающей среде и её обитателях;3) необходимо знать и соблюдать определённые правила;- Развивающие:1) развитие способности принять верное решение по участию в охране и улучшении окружающей среды;2) развитие нравственных и эстетических чувств.Приводя ниже свой календарно-тематический план работы по экологическому воспитанию детей, хотим отразить выбранные темы и используемые теоретические и практические виды, формы занятий.Календарно-тематический учебный график программы клуба «Юный эколог» на учебный годОжидаемый результат:Повышение и пропаганда экологической культуры и экологического сознания детей;Повышение уровня осознания в защите мира природы;Постоянная помощь в озеленении нашего двора;Развитие деловых и организаторских способностей у ребят Центра;Привлечение внимания взрослых друзей нашего Центра к проблеме озеленения и благоустройства территории нашего двора. Помощь в приобретении зелёных насаждений (кусты можжевельника, саженцы плодовых деревьев, цветы).Таким образом экологическое воспитание является значимой составной частью нравственного воспитания, восполняя тем самым дефицит информационного и эмоционального компонента в их развитии. Воспитателю целесообразно использовать различные формы мероприятий. Замечено, что ребятам нравятся экскурсии, которые позволяют им, во-первых, выйти восполнить потребность «свободного» передвижения по пространству вне территории, где они проводят большую часть своего времени. Именно в условиях, которое они воспринимаю своим естественным, педагогу гораздо легче научить детей правилам поведения в окружающей среде и заботе о ней. Для этого надо тщательно продумать тему, цель, организационную форму деятельности, распределить обязанности между детьми. Рассказ воспитателя должен быть настолько интересным, чтобы побудить ребят выражать своё отношение к происходящему в природе. Это помогает понять, насколько каждый воспитанник готов сопоставить действительность и ярче чувствовать красоту природных явлений. Ребята очень любят слушать и цитировать стихи о временах года наших русских классиков: А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева и т. д. В своих творческих работах они изображают природу, животных; делают поделки из природного материала, создают презентации и проектные работы, имеющие информационно-познавательное содержание. Однако, без соответствующего уровня экологической культуры человек может обладать нужными знаниями, но практически не владеть ими, поэтому в нашей практико-ориентированной деятельности мы обращаем внимание на воспитание детей и подростков через ресурсы живой и неживой природы.Фраза Г.Х. Андерсена о том, что чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок, обращает внимание на взаимосвязь жизни человека и природы, что важно для понимания и осознания подрастающего поколения.