"Звуковая культура речи"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Звуковая культура речи"
Автор: Горкунова Нелля Михайловна

Ход образовательной деятельности:Придумано кем-то, просто и мудро,При встрече здороваться:«Доб-р-ое ут-ро-Доброе утро солнцу и птицам!-Доброе утро улыбчивым лицам!Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в волшебный мир звуков. Но сначала разогреем наши язычки, сделаем артикуляционную гимнастику.Раз –окошечко открылиДва – мы дудочку купилиТри – в улыбке наши губкиНа четыре – чистим зубки.А в гости к каким звукам мы с вами отправимся, вы узнаете из загадок.Всю ночь летаетМышей добываетСтанет светлоСпать летит в дупло.Дети: Это сова.Воспитатель: Правильно, это сова. С какого звука начинается слово-сова?Дети: Слово сова начинается со звука –с.Воспитатель: Правильно, мы отправимся в гости к звуку –с. но одному в волшебном царстве скучно, поэтому вместе со звуком сживет еще один звук слушайте загадку.2.Это что за зверь леснойВстал как столбик под соснойИ стоит среди травыУши больше головы.Правильно, это заяц. С какого звука начинается слово заяц?Дети: Слово заяц начинается со звука –з.Воспитатель: Мы с вами отправимся в царство звуков–с- и –з. Давайте произнесем эти звуки. А какие это звуки, гласные или согласные? Почему согласные? (потому что во рту образуется преграда, нам мешают зубки).А теперь определите, звонкие это звуки или глухие.Посмотрите ребята, это замок звуков. Но почему он такой мрачный? (ответы детей).Слайд № 1 (мрачный замок)Воспитатель: Оказывается этот замок заколдовал злой волшебник Звукоед. И теперь в этом царстве звуки пропали и все слова стали непонятными. Ребята, зайка и сова просят вас расколдовать замок, а для этого нам надо выполнить несколько заданий.Я вам сейчас буду называть слова, из которых пропали звуки –с- или –з-, а вы должны восстановить слово и сказать его правильно.агадка (загадка), …ыр (сыр), …онт (зонт), …такан (стакан), …неговик (снеговик), …айчик (зайчик), меду…а (медуза), …, …амовар (самовар), во…дух (воздух), ..олушка (золушка).Воспитатель: Молодцы, задание вы выполнили, вы расколдовали одну часть замка. Второе задание.«Игра: Послушай и узнай звук»Воспитатель: вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите в слове звук с, а если его там не будет, то поднимаем ладошки вверх.Слова со звуком с: слон, юрта, велосипед, самовар, улитка, пылесос, люстра, кукла, поросенок, занос. Сад, салат, лес, нос, фокус, роса, песок, колбаса, волосы, кактус, минус, соль, совет, сом, судно, самолёт, листва, ребус, суп, сын.- Хорошо, а теперь хлопаем, если услышим звук –з (бегемот, зебра, лопата, зубочистка, заноза, мыщка, паровозик, яблоко, кузов, гнездо, изба, мимоза.Воспитатель: Молодцы, вы помогли расколдовать еще одну часть замка. Ребята, сова говорит, что она очень любит чистоговорки, потому, что они помогаю красиво и правильно говорить. Она предлагает поиграть. Я буду говорить, а вы по очереди будите повторять.Са-са-са – в окно летит оса.Со-со-со - лиса катит колесоЗа-за-за – в огороде коза.Зу-зу-зу- ручеек течет внизу.Са-са-са - на траве роса.За-за-за - вот летает стрекоза.Са-са-са - в сказке были чудеса.За-за-за - у куклы синие глаза.Су-су-су – не боюсь осу.Зу-зу-зу - я яблоко грызу.Су-су-су - заплету косу.Зу-зу-зу - накормлю козу.Су-су-су - я гулял вчера в лесуЗы-зы-зы – язык длинный у козы.Сы-сы-сы - есть лисята у лисы.Зы-зы-зы - у меня две козы.За-за-за, надвигается гроза.Зы-зы-зы, не боимся мы грозы.Зы-зы-зы, вымыли тазы. За-за-за, у Нины карие глазаВоспитатель: А зайчик любит разучивать скороговорки. Давайте и мы с вами разучим-У киски в миске рис и сосиски.Воспитатель: Сначала повторим медленно, а потом быстро.(Хоровые и индивидуальные ответы детей). Воспитатель:- На завалинке Зоя и заинька. Воспитатель: Смотрите, ребята, мы с вами расколдовали еще одну часть замка. Мы выполнили уже много заданий, нам надо немного размяться (выходим на ковер)Физминутка:Зайка по лесу скакал (прыжки)Зайка корм себе искал (повороты влево и вправо)Вдруг у зайки на макушкеПоднялись как стрелки ушки (ладошки у головы)Шорох тихий раздается (прислушиваются)Кто-то по лесу крадется.Может ежик здесь шуршит (трут ладошками)Может мышка прочь бежит (перебирают пальцами)Может мишка здесь гуляет (ходят в перевалочку)Может птица пролетает (движения скрещенными ладонями)Заяц путает следы (легкий бег)Убегает от бедыПрыгнул в бок и повернулсяИ под кустиком свернулся (присесть)Словно беленький клубокЧтоб никто найти не мог.Воспитатель: Ребята, вам осталось расколдовать последнюю часть замка и выполнить еще одно задание. Вот я вижу конверт, а в нем написаны слова. Ребята, вам надо определить где стоит звук в слове и вы расколдуете еще одну часть замка. Давайте вспомним, где может стоять нужный нам звук в слове.Дети: Звук в слове может стоять в начале, середине или в конце (проходите за столы).Воспитатель: Возьмите карточки с окошечками и ставьте фишку в первое, среднее или последнее окошечко, определяя место звука в слове.(дети самостоятельно выполняют задания, воспитатель осуществляет контроль).-Озеро, заря, воздух, мимоза, гнездо, грязный; нос, колосок, осина, волос, сырник, оса, папуас.В: Молодцы, вы расколдовали весь замок. Посмотрите, какой он красивый и яркий. Здесь, наверное живут все слова со звуками –с- и -з- .Интеграция.Но в замке кроме наших героев живут и другие жители, а кто еще там живет мы сейчас узнаем выполнив графический диктант. (Пес по кличке «Задира».-Вам понравилось наше волшебное приключение?-Какие звуки мы сегодня выручали?-Какие задания вам понравились?- Что вам показалось трудным?