"Тела, вещества, частицы"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Тела, вещества, частицы"
Автор: Сучкова Лариса Анатольевна
Урок окружающего мира
в 3классе
Перспективная начальная школа
Учитель: Сучкова Л.А.
Тип урока: урок овладения новыми знаниями, умениями, навыками
Форма проведения урока: индивидуально-групповая
Методы обучения: словесные, наглядные, практические
Тема урока: Тела, вещества, частицы
Цель урока: создание условий для формирования метапредметных умений средствами урока "окружающий мир".
Задачи урока:
1. Проверить знания обучающихся об объектах живой и неживой природы..
2. Познакомить с новыми терминами тела, вещества, частицы.
3. Дать первоначальное представление о телах искусственных и природных, о мельчайших частицах, из которых состоят вещества.
4. Продолжить формирование умений учащихся проводить опыты и навыка устного составления рассказа, работать с различными источниками информации.
5. Формировать коммуникативную компетенцию: умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнера по совместной деятельности.
6. Развивать самостоятельность мышления, познавательный интерес к окружающему миру.
Планируемые результаты
Предметные: уметь объяснять значение терминов тело, вещество, частица, расширить знания об объектах живой и неживой природы.
Метапредметные:
Коммуникативные: навыки делового партнёрского общения; умения находить и исправлять ошибки в работе соседа и при коллективном обсуждении.
Регулятивные:
Рефлексивные умения: осмыслить практическую задачу, для решения которой недостаточно имеющихся знаний.
Оценочные умения: сравнивать полученные результаты с поставленной задачей; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.
Познавательные:
Общеучебные действия: умение строить речевое высказывание в устной форме по вопросам; извлекать необходимую информацию из текста
Логические действия: умение строить логическую цепь рассуждений
Личностные: формирование позитивной самооценки.
Оборудование и наглядные пособия: учебники, хрестоматии, тетради для самостоятельной работы, карточки для самостоятельной работы, клубни картофеля, тёрка, миски, стаканы, ложки, тарелки, бутылочки с настойкой йода, пипетки, салфетки для рук., ИТК, раздаточный материал.
№
Этап урока
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Методический комментарий
Формирование УУД
I
1.Орг. момент
2.Мотивация к учебной деятельности
Цель:
создать условия для доброжелательной рабочей обстановки на уроке.
Учащиеся в группах показывают готовность работать совместно.
Прозвенел веселый звонок.
Мы начинаем наш урок.
Любознательные в классе дети
Обо всем хотят знать на свете.
Слайд 2
- Сегодня на уроке ребята вы будете работать в группах.
-Давайте вспомним правила работы в группах. Слайд 3
Пожелайте друг другу успеха и удачной работы всей группе.
Личностные
- мотивирование к уроку
II
Актуализация знаний
Цель: установить уровень усвоения предыдущего учебного материала и активизировать деятельность учащихся к дальнейшему изучению темы
Учащиеся называют – природа
Учащиеся отвечают-природа
- Из объектов живой и неживой природы.
Ответы учащихся
-Машина и мяч
Это то, что сделано руками человека.
– А начнём мы работу со стихотворения. Я читаю, а в конце стихотворения вы должны ответить хором что это
Слайд 4
Посмотри, мой милый друг,Что находится вокруг? Небо светло – голубое, Солнце светит золотое. Ветер листьями играет, Туча в небе проплывает.
Поле, речка и трава, Горы, воздух и листва,Птицы, звери и леса,Гром, туманы и роса.Человек и время года – Это всё вокруг ….
– Из каких объектов состоит природа?
-Назовите признаки живой природы?
- А признаки неживой?
-Посмотрите внимательно на экран какие объекты не относится к природе? Слайд 5
Почему, поясните свой ответ
Личностные УУД
На данном этапе учащиеся учатся обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, осознавать ценность природы, нести ответственность за её сохранение. Формирование эстетических ценностей(представление о красоте и целостности окружающего мира)
Пользуясь своими жизненными наблюдениями и услышанным на уроке, учатся делать вывод.
III
Создание проблемной ситуации.
-Телами
-Каким же общим понятием можно объединить все эти слова?
-Объекты живой и неживой природы, изделия и постройки созданные руками человека это всё называют… Слайд 5
Познавательные УУД
Развитие умения классифицировать по определённым признакам.
IV
Формулирование темы и целей урока
Учащиеся называют тему: Тела, вещества, частицы.
- Узнать на какие группы можно разделить все тела?
- Из чего состоят тела?
- В результате опытов выяснить из чего состоят вещества.
- Определите тему урока. Предположите, почему в такой последовательности записаны понятия в теме нашего урока?
Слайд 6
- Сформулируйте задачи урока.
Тема и цели уточняются учителем
Познавательные УУД
Развитие умения классифицировать по определённым признакам.
Регулятивные УУД
Развитие умения определять тему урока, формулировать цели, составлять план действий.
V
Открытие новых знаний
1. Работа в тетради для самостоятельной работы.
2.Работа по учебнику.
-Все тела можно разделить на несколько групп.
Учащиеся, работая в
группах , дополняют схему Маши.
Работают в тетради для самостоятельной работы с.18
Предположения детей.
Для точного определения работают с учебником методом инсерт
V – информация мне известна
+ – узнал что-то новое
– – думал иначе
? – хочу уточнить (спросить)
Ответы учащихся
- Маша предлагает вам подумать над вопросом:
-Можно ли все тела разделить на разные группы по тем или иным признакам? Слайд 7
-Маша, начала составлять схему и предлагает вам дополнить её.
-Откройте тетради для самостоятельной работы на с.18
Обсуждение в группах.
На основе высказываний и обсуждений каждая группа дополняет схему. Слайд 8
-Из чего же состоят все тела?
-Прочитайте об этом на с. 44
Слайд 9
(предложенный материал частично известен ребятам) чтение текста с пометами методом инсерт Слайд 10
– Какая информация вам уже была известна?
– Что нового узнали?
– О чем думали иначе?
– Что хотели бы уточнить?
Коммуникативные УУД
Умение работать в группе, распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы, высказывать свою точку зрения, аргументировать её или мотивированно присоединяться к другой точке
зрения.
VI
Динамическая пауза
- Если я называю тело, вы поднимаете руки вверх, если вещество, то приседаете: лампа, стекло, кусок сахара, сахар, вода, сосулька, игрушка, пластилин, глина, матрешка, труба, железо крупинка соли, соль. Слайд 11
4. Работа в группах
- Мыльные пузыри.
-Мыльный пузырь –тело, а мыло, вода и газы –вещества.
-Все эти вещества распались на мелкие частицы.
-Все вещества состоят из мельчайших частиц.
-Каждое тело состоит из одного или нескольких веществ.
Учащиеся называют правила работы с лабораторным оборудованием.
Учащиеся договариваются, кто какую работу будет выполнять.
- Это крахмал
- При попадании капли настойки йода на крахмал, настойка меняет цвет.
- На дне тарелки находится крахмал.
- У Миши к вам вопрос: А какое тело можно сделать из мыла, воды и воздуха? Слайд 12
-Определите тело и вещества?
-Почему же в мыльном пузыре мы не видим всех веществ?
-В старших классах эти частицы вы будете называть молекулами, а ещё более мелкие частицы – атомами. Атомы нельзя увидеть даже с помощью увеличительного прибора. Один из таких опытов мы проводили с вами во втором классе. Слайд 13
-Вспомним его Слайд 14
- Как только кубик сахара растворился в стакане с водой, сахар стал невидимым. Кусочек сахара распался на мельчайшие частицы, из которых состоял.
-Какой вывод сделал Миша? Слайд 15
Проведите опыт и попытайтесь доказать, что клубень картофеля состоит из нескольких веществ.
-Познакомьтесь с ходом проведения опыта на с.48
- Какие правила безопасности нужно соблюдать при проведении опыта?
- Приступаем к проведению опыта. Слайд 16
План действий:
1.Проведение опыта.
2.Наблюдение за результатами опыта.
3.По результатам наблюдения сделать вывод.
- Слейте картофельный сок в стакан.
-Аккуратно ложечкой сними верхний слой отстоявшейся массы.
-Скажите, что за белая масса осталась на дне тарелки?
-Что это за веществ?
- Если капнуть настойку йода на природное тело, содержащее крахмал, настойка приобретёт сине-фиолетовый цвет.
-Завершите опыт. Докажите, что на дне миски крахмал.
Познавательные УУД
Учатся проводить несложные опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, следовать инструкциям и правилам при проведении эксперимента, делать выводы на основе полученных результатов.
Регулятивные УУД
Развитие умения осуществлять
контроль процесса и результата
деятельности.
VII
VIII
Закрепление изученного материала
Цель:
закрепить изученный материал.
В ходе работы в тетрадях на печатной основе работы с учебным текстом и в ходе беседы выявить степень усвоения новых
знаний.
Подведение итогов
(рефлексия)
Цель:формирование умения проводить самоанализ, позволяющий зафиксировать достигнутый результат и оценить свою работу.
Домашнее задание
Цель: закрепить изученный материал, используя научный текст учебника. Расширить знания по данной теме, пользуясь дополнительными источниками информации.
Работа в тетради для самостоятельной работы.
Зачитывают ответы на вопросы
- Узнать из чего состоят тела.
- Да
- Мы сделали открытие о том, что в картофеле содержится крахмал.
- Наблюдения в ходе проводимого опыта и дружной работы в группах.
Оценивание работы в группе и своё участие в открытии новых знаний.
- Для закрепления полученных знаний выполните задание в тетради для самостоятельной работы на с.19-20 Слайд 17
На основе высказываний и обсуждений каждая группа формулирует ответ на вопрос
Игра Сигнальщики
- Я зачитываю высказывания. Если оно верное, то вы поднимаете зелёную карточку, если ложное – красную.
- Какие задачи были поставлены в начале урока?
- Успешно ли выполнили план?
- Какое открытие сделали на уроке?
- Что помогло достичь поставленной цели?
- Оцените работу в группах и свой вклад в достижении поставленной цели. Слайд 18
Домашнее задание:
- На следующих уроках мы продолжим изучение веществ, жидкостей и газов
Учебник стр. 43-47. Слайд 19
Дополнительное чтение текстов по данной теме в хрестоматии.
Личностные УУД
Развитие умения работать самостоятельно и осуществлять самоконтроль.
Регулятивные УУД
Проводить анализ работы, выполненной на уроке, поводить итоги, давать оценку работе группы и своего вклада в достижение общей цели.
Познавательные УУД
Формирование умения работать с учебным текстом, ориентироваться и в других книгах комплекта, в корпусе учебных словарей. Находить нужную информацию и использовать её в учебных целях.