Психологическая готовность выпускников СПО к трудовой деятельности
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Психологическая готовность выпускников СПО к трудовой деятельности
Автор: Рудкина Татьяна Николаевна
Приложение 1
Удачно избранная профессия - счастливая судьба(вводное занятие)
Цель:
ознакомить учеников с составными психологического портрета мастера маляра-штукатура, маляра-реставратора, плиточника, работодателя-заказчика; причинами, по поводу которых можно отказаться от дальнейших услуг мастера или его наградить.
Выяснить, какие психологические черты помогают ученику стать мастером своего дела, какие еще нужно совершенствовать.
Развивать творчество, критическое отношение к выполненной работе, умению работать в группе (бригаде).
Формировать профессиональное восприятие цветов, художественный вкус, творчество, способности.
Ориентировочное время занятия: 90 мин.
Оборудование: на стенах класса развешенные таблички с выражениями философов, научных работников, литераторов о работе и профессии, мячик, пять четырехугольных столов для пяти подгрупп учеников, листы чистой бумаги на столах, простые карандаши, на столе педагога пять конвертов с наглядностью и отдельными задачами для каждой из подгрупп, пять схем рисунка комнаты (листы А3), пять пачек разноцветных карандашей (6 цветов).
Ход занятия
Стулья в классе расположены по периметру. Ученики заходят в помещение и садятся. Педагог сообщает название занятия, его цель, выясняет мысли учеников по поводу актуальности темы, предлагает начать занятие и принять общие правила работы
Упражнения для учеников
Знакомство
Ученикам предлагается поочередно, передавая мячик, назвать свое имя и сказать название любой профессии, дела, которое бы начиналось на первую букву собственного имени. Например: Юра - юрист, Петр - почтальон, Мария - маляр и т.п. По окончании педагог предлагает ученикам поделиться на пять подгрупп. Ученики садятся за столом. Все первые образовывают первую "бригаду", все вторые - вторую и т.д. Педагог подходит к каждой бригаде с конвертами, в которых есть наглядный материал и задачи, и предлагает каждой группе выбрать себе конверт, достать из него название их импровизированной бригады. Предложенные названия бригад: "Профессиональные способности и знания", "Практические умения", "Творчество", "Хорошее выполнение заказа", "Положительные черты характера".
Презентуй название
Каждая бригада выбирает бригадира. Бригадиру предлагается, посоветовавшись со своей бригадой, продолжить предложение: "Моя бригада названа так (назвать название) потому, что при овладении профессией важно...".
Педагог показывает две таблички "Психологические признаки работы", "Путь к профессионализму" и обрабатывает вместе с учениками каждый пункт этих таблиц, строит заключения.
Составляющие успеха
Преподаватель предлагает каждой бригаде достать из конверта задачи и пакет с нарезанными полосками бумаги, на которых написаны соответствующие составляющие психологических портретов и успеха в работе. Потом просит прочитать все, что написано на полосках, и поделить на группы по признакам:
качество выполнения работы;
творчество;
человеческие черты.
Согласно своей задаче, бригадир или выбранный им член бригады, рассказывает всем, как они справились с задачей, о чем узнали, какие выводы сделали. Выводы зачитать.
- Каким хотел бы видеть мастера, чтобы доверить ему ремонт своего помещения, офиса, квартиры, дома, заказчик-работодатель?
- Какого мастера не пригласят к выполнению ремонтных или отделочных работ?
- Каким бы хотел мастер видеть заказчика-работодателя?
- За что заказчик-работодатель может уволить мастера, отказаться от его дальнейших услуг, не заплатить или принудить переработать заказ за счет мастера?
- За что заказчик-работодатель может наградить мастера?
Ученики выясняют составляющие профессионализма, успеха в работе. Выводы записывают. (Физкультурная минутка.)
Я о себе знаю...
Из конверта достается перечень психологических черт, ученики выясняют для себя, какие именно личностные черты помогают им овладеть профессией и какие нужно еще развивать и совершенствовать. Каждый ученик делает для себя небольшие заметки, а бригадиры, каждый за свою бригаду, делает общий вывод. (По результатам анкет, ученикам сложнее дается восприятие цветов, критическое отношение к выполняемой работе, художественный вкус.) Педагог тактично подсказывает ученикам попробовать поработать над формированием именно этих черт.
Побели комнату
Ученикам раздается схематический рисунок комнаты (лист А3) и предлагается всей бригадой раскрасить ее стены. Задача усложняется тем, что есть всего шесть цветных карандашей, и каждая бригада имеет свою схему рисунка комнат - спальня, которая расположена окнами на юг, гостиная - на север, кабинет - на запад, детская комната - на восток, кухня - на север. По окончании каждая бригада защищает свою работу, другие бригады задают вопрос, оценивают. По необходимости дискутируют. При защите нужно указать, что помогало хорошо выполнить работу, что мешало, определяется роль бригадира в распределении работы и результате ее выполнение. Каждый ученик делает для себя небольшие выводы и записывает их.
План реализации
Ученикам предлагается пересмотреть заметки и на этой основе составить индивидуальный план своего становления в профессии. Посоветовавшись, составить из трех пунктов план целой бригады. Сделать выводы.
Результаты работы
Мастер предлагает, передавая мячик друг другу, каждому из учеников высказать свои чувства, которые возникают, когда заданная работа выполнена им на отлично.
В завершение занятия каждому из бригадиров предлагается снять со стены табличку с выражениями философов, научных работников, литераторов... о работе, профессиях и зачитать их вслух. Преподаватель подытоживает результативность занятия. Желает ученикам успеха на пути формирования профессионала-мастера.