Ранняя профориентация как элемент социально-коммуникативного и познавательного развития детей младшего дошкольного возраста


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Ранняя профориентация как элемент социально-коммуникативного и познавательного развития детей младшего дошкольного возраста
Автор: Ланскова Дарья Сергеевна

Доклад Ранняя профориентация как элемент социально-коммуникативного и познавательного развития детей младшего дошкольного возрастаПодготовила: ВоспитательЛанскова Д.С.2023       Одной из важнейших составляющих процесса социализации ребёнка является его профессиональное самоопределение – процесс сознательного и самостоятельного выбора своего профессионального пути.Профессиональное самоопределение – это не единовременное событие, а дело всей жизни человека, и начинается оно ещё в дошкольном детстве.Что такое профессиональная ориентация?(слайд 2)Традиционно выделяют несколько этапов этого процесса:I этап: развитие конкретно-наглядных представлений о мире профессий. Этот этап берёт своё начало в возрасте становления самосознания как такового – в 2,5–3 года и продолжается вплоть до начала подросткового возраста (10–12 лет). II этап: профессиональное самопознание. Ориентировочные границы этого этапа – 5-9 класс. III этап: собственно профессиональное самоопределение. Здесь выделяют три под этапа: уточнение социально-профессионального статуса (характерен для учащихся 10-11 классов), вхождение в профессию (характерен для студентов) и развитие профессионализма в процессе трудовой деятельности (характерен для работающей части населения).       Первый и второй этапы профессионального самоопределения называют допрофессиональным самоопределением, так как они не связаны непосредственно с выбором и освоением профессиональной деятельности, а являются подготовительными к ней. Главная цель допрофессионального самоопределения задаётся взрослым и заключается в том, чтобы постепенно сформировать у ребёнка внутреннюю готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать шаги своего профессионального развития.       Профессиональное становление неразрывно связано с возрастным развитием человека, и периоду дошкольного детства соответствует I этап профессионального развития: этап формирования конкретно-наглядных представлений о мире профессий. На этом этапе у ребёнка должна сформироваться определённая наглядная основа, на которой будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания, а также положительное отношение к профессиональному миру, людям труда, их занятиям.       Профориентационные занятия и мероприятия для детей дошкольного возраста являются составляющими ранней профориентации.Цель ранней профориентации( слайд 3)
  • дать ребёнку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях;
  • сформировать у ребёнка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру;
  • предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности; с тем, чтобы позже, в подростковом возрасте, ребёнок смог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя при выборе профессии более уверенно.
  • Основными направлениями ранней профориентации являются: (слайд 4)
  • профессиональное воспитание (формирование у детей интереса к труду, трудолюбия);
  • профессиональное информирование (обеспечение детей информацией о мире профессий).
  •         Оба эти процесса нуждаются в руководстве со стороны взрослых, и оба эти процесса могут быть реализованы в условиях дошкольной образовательной организации.         Большую роль в формировании представлений дошкольников о профессиональной деятельности взрослых играют игры профориентационной направленности. В играх дети учатся комбинировать непосредственные жизненные впечатления со знаниями, приобретенными из рассказов, фильмов, книг. Постепенно дошкольники начинают повторять действия людей разных специальностей, моделируют их профессиональное поведение.        Игровые технологии в значительной мере способны реализовать эту задачу и являются фундаментом всего дошкольного образования. Они способствуют расширению знаний дошкольников о разнообразии профессий, обогащают представления действиях представителей той или иной профессии.Ранняя профориентация осуществляется на протяжении всего периода получения воспитанниками дошкольного образования и реализуются: (слайд 5)1) в присущих дошкольному возрасту видах детской деятельности (игровой, изобразительной, трудовой, музыкальной, коммуникативной, физической);2) в процессе специально организованных педагогическими работниками форм работы: занятий, экскурсий, праздников, развлечений.Наша работа по ранней профориентации имеет несколько этапов, следуя которым дети знакомятся с профессией .1.Знакомство с профессией (беседа ;рассматривание сюжетных картинок; чтение художественной литературы. Подбор стихотворений; рассказов; сказок о данной профессии.)2.Просмотр видео- материала3.Экскурсия4.Сюжетно-ролевая игра5.Дидактические игры (для проверки и усвоения знаний об изученной профессии).С малышами (группой раннего возраста) на данный момент мы уже начали знакомство с профессиями. Знакомство проходит в формате сюжетно-ролевой игры; рассматривании сюжетных картинок; чтении художественной литературы.Таким образом, ранняя профориентация дошкольников – это необходимое направление деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Помочь ребёнку сделать правильный выбор – непростая задача для педагогов и родителей. Всё это поможет их дальнейшему успешному обучению в школе, в будущем сделать правильный выбор профессии, которая будет приносить удовольствие и радость.Мы готовим детей к тому, чтобы они в свое время- каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось- могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Значит, мы хотим, чтобы наши дети: - понимали, что труд, работа, занимает в жизни людей очень важное место ,что труд- это, по сути основа жизни;-уважали всех ,кто трудится, и ценили плоды их труда;-познакомились бы с тем, что делают люди разных профессий;-были готовы трудиться сами- по причине ,что это им нравится и интересно