Авторская сказка как средство развития связной речи детей 5-6 лет с ЗПР
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Авторская сказка как средство развития связной речи детей 5-6 лет с ЗПР
Автор: Умарова Екатерина Мураталиевна
Умарова Екатерина Мураталиевна
МК ДОУ д/с Колокольчик
г.Зуевка
Сказка открывает и объясняет ребенку жизнь природы и общества, сложный мир человеческих отношений, способствует речевому развитию ребенка, давая ему образцы правильного литературного языка. Н.С. Карпинская.
Авторская сказка как средство развития связной речи детей 5-6 лет с ЗПР.
Развитие связной речи детей становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. В настоящее время в школах растет число неуспевающих детей. Они с большим трудом адаптируются в школьном коллективе, испытывают трудности при овладении письмом, родным языком, чтением. Одна из причин стойкой неуспеваемости –ЗПР. Развитие связной речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе, т.к. помогает усвоению родного языка, грамоты, культуры речи, является необходимым условием в общении с другими людьми.
По мнению таких исследователей как Т.А. Власова, О.П. Гаврилушкина, В.И. Лубовский, Е.С. Слепович, Н.В. Серебрякова, У.В. Ульенкова, к числу важнейших задач коррекционной работы с дошкольниками, имеющими ЗПР, относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо как для наиболее полного речевого развития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи.
Актуальность темызаключается в том, что сказка является эффективным развивающим и коррекционным средством для развития всех сторон речи в работе с детьми, имеющими речевые нарушения.О влиянии сказки на ребенка говорили такие ученые, как Б.Беттельхейм, Р. Гарднер, В.Пропп, К.Юнг и другие.
Помощь в овладении связной речью могут оказать авторские сказки о животных. Их можно успешно использовать для занятий по формированию связной речи детей с ЗПР. Роль художественной литературы во всестороннем воспитании детей раскрывается в работах Н.С. Карпинской, М.М. Кониной, Е.А. Флериной.
Цель: выявить эффективность влияния авторской сказки на развитие связной речи детей 5-6 лет с задержкой психического развития (ЗПР).
Задачи исследования:
1.Раскрыть теоретические основы развития связной речи детей 5-6 лет с ЗПР посредством авторской сказки.
2. Провести опытно – экспериментальную работу по развитию связной речи детей 5–6 лет с ЗПР посредством авторской сказки.
Гипотеза: мы предполагаем, что авторская сказка может оказать положительное влияние на развитие связной речи детей 5-6 лет с ЗПР при условии:
- постепенного усложнения заданий по составлению рассказов;
- сохранения интереса у детей к данному виду деятельности.
Связная речь детей с ЗПР имеет ряд особенностей. Они не используют фразовую речь, для них более приемлема диалогическая форма общения. Ребенок строит многословные предложения, повторяет одни и те же фразы, часто соскальзывает с одной темы на другую. В разговорной речи дети мало используют прилагательные, обобщающие слова. В основном это простое перечисление существительных, местоимений, наречий. Им трудно самостоятельно пересказывать и составлять рассказы, описывать предметы.
Одним из средств развития связной речи детей с ЗПР является художественная литература, в том числе авторские сказки. Они оказывают заметное влияние на речевую деятельность дошкольников. Дети приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают образные слова, учатся строить связные высказывания. Сказки о животных – это благодатный материал для развития речи детей. Из сказок дети получают первые представления о времени и пространстве; о животном мире.
По проблеме развития связной речи нами был изучен опыт работы воспитателя детского сада г.Новосибирска Колгашкиной Екатерины Васильевны. ОН использовала для развития связной речи детей 5-6 лет с ЗПР. сказки В.Г. Сутеева: Полезные колеса (2 занятия), Кораблик Скорлупка (2 занятия), Палочка-выручалочка (2 занятия).На первом занятии воспитатель рассказывает детям сказку и проводит беседу по ее содержанию. В конце занятия дается задание творческого характера. На втором занятии детям предлагается серия дидактических игр и упражнений, направленных на развитие связной речи, а также основных психических процессов (памяти, мышления, внимания и т.д.). Далее следуют задания на выкладывание последовательности и пересказ сказки. Прием моделирования.
Педагоги г. Москвы Михалина Н.Ф., Полтавцева В.Н. для развития связной речи детей с ЗПР используют театрализованные игры по сказкам. В целях погружения ребёнка в мир театра в условиях детского сада, была сделана сцена, различные ширмы и декорации для разных видов театра, сшиты театральные костюмы, куклы. Для организации театрализованных игр используем фланелеграф и демонстрационный стол, мелкий наглядный и плоскостной материал (персонажи знакомых сказок, ёлочки, деревья, кубики с изображением дома, школы и т.д.)
Мацокина Тамара Михайловна, воспитатель МДОУ Центр развития ребенка – детский сад № 2 г. Шебекино Белгородской области. Для того чтобы научить детей запоминать, пересказывать, выработать навыки связного высказывания использует приемы наглядного моделирования В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера: геометрические фигуры, символические изображения предметов (силуэты, контуры, пиктограммы), контрастная рамка, коллаж – приемы фрагментарного рассказывания. сериационного вида моделирования. На первых порах дети учатся составлять модели, выкладывая из картинок с изображением персонажей эпизоды. После этого этапа работы в качестве символов-заместителей используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет. Например, зеленый треугольник – елочка, двигательный. Добавляя или убирая заместителей героев сказки, дети угадывают происходящие эпизоды: кот пошел на охоту – поэтому квадратик убрали; Такое моделирование обеспечивает запоминание последовательности происходящих событий и умение передавать точный ход. временно-пространственное моделирование, посредством которого временные события могут быть наглядно представлены в виде модели: цветных рамок со стрелками, гранями кубика.
Гладкова Евгения Владимировна, учитель-логопед г.Москвы,Игры-занятия по развитию связной речи у детей с ЗПР через сказки с использованием видеоматериала Цель: обучение рассказыванию сказки с использованием видеоматериала и предметных картинок.
Дружинина Инна Вячеславовна Пермь МАДОУ "Детский сад № 319".Сочетает занятия по развитию связной речи с нравственным воспитанием "По дорогам сказок". В занятии по нравственному воспитанию даются различные проблемные ситуации, которые необходимо решить, чтобы продолжить путь дальше. Занятие учит детей оказывать помощь сказочным героям, находить выход из сложившихся ситуаций.Учить детей приветливо здороваться, прощаться, вежливо обращаться с просьбой к окружающим. Закрепить правила поведения в общественном транспорте. Формировать умение оценивать свои поступки и поступки сказочных героев. Развивать стремление выражать своё отношение к окружающей обстановке, самостоятельно находить для этого различные речевые средства. Дети учатся обсуждать, выражать свое мнение.
Опытно – экспериментальная работа проводилась на базе д/с Колокольчик г. Зуевка. В старшей группе с ЗПР Звездочки.
В эксперименте была использована диагностическая методика В.П.Глухова выявления связности речи, где для оценки успешности выполнения использована балльная система. Для выявления уровня развития связной речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития был проведен констатирующий эксперимент.
Цель: При проведении констатирующего эксперимента детям были даны задания: составление рассказа по заданному началу, пересказ.
Для того, чтобы выявить как смысловую сторону, так и качество лексико – грамматического оформления связного высказывания, выполнение заданий оценивалось по пяти критериям.
В методике определены четыре уровня развития связной речи. Результаты, полученные за каждое задание - баллы, суммируются и на основе этого разработаны критерии уровня развития связной речи.
Результаты были занесены в таблицу 1,2, диаграммы 1,2.Исходя из данных у детей были выявлены 3 уровня сформированности связной речи при составлении рассказа по заданному началу:
50% со средним уровнем развития связной речи. У этих детей наблюдались отдельные нарушения связности текста, наблюдается стереотипность грамматического оформления высказываний.
20% выявлен уровень ниже среднего. Их рассказы составлены с помощью наводящих вопросов, связность изложения сильно нарушена, встречаются повторы.
30% низкий уровень. Рассказы составлены по наводящим вопросам, пропущены части текста, связность нарушена, встречаются аграмматизмы.
Исходя из данных (таблица 2) у детей были выявлены 3 уровня сформированности связной речи при составлении пересказа:
60% средний уровень пересказ составили с небольшой помощью, полностью передали содержание, отмечаются отдельные нарушения связного восприятия текста, единичные нарушения структуры предложений.
20% уровень ниже-среднего пересказ составлен по повторным наводящим вопросам, отмечается существенное искажение смысла, встречаются аграмматизмы, повторы.
20% с низкий уровень пересказ составлен по наводящим вопросам, отмечаются пропуски частей текста, связность изложения значительно нарушена, присутствуют аграмматизмы, повторы.
Таким образом, результаты диагностики показали, что требуется дальнейшая работа по формированию связной монологической речи.
Для этого нами был составлен план формирующего эксперимента. План формирующего эксперимента составлен нами с учетом постепенного усложнения задания. В начале плана даны тексты художественных произведений на пересказ текста с использованием наглядной схемы, а затем творческие задания на самостоятельность составления рассказа без наглядной схемы.
Обучение пересказу на материале каждого произведения проводилось на двух занятиях, при усложнении заданий – на трех. В общую структуру занятий входит: организационная часть чтение произведения, разбор текста (языковой и содержательный); пересказ текста, упражнения на усвоение и закрепление языкового материала, и анализ детских рассказов. Текст читался дважды в медленном темпе. При повторном чтении использовался прием завершения детьми отдельных, не законченных педагогом предложений. Разбор содержания сказки производился в вопросно-ответной форме. В процессе разбора применялся иллюстрированный материал, изображающий персонажей сказки в статике и динамике, место действия и др.
Проводился и специальный языковой (лексический) разбор сказки (в вопросно-ответной форме, с использованием наглядного материала). ОН включал выделение из текста слов-определений, сравнительных конструкций, служащих для характеристики предметов, персонажей.
Работа по развитию словаря осуществляется при разборе текста. Детям объясняется значение малознакомых и новых слов, словосочетаний; внимание детей акцентируется на словах, служащих для выражения временной и пространственной связи событий (сначала, потом, утром, вечером, назад и т.д.), на употреблении предлогов с пространственным значением (в, на, над, под и т.д.) на слова, указывающие на характер действия: (скоро, дома, громко и др.) Усвоение таких слов маркеров значительно облегчает детям составление связных высказываний.
В начале формирующего эксперимента мы провели занятие по пересказу сказки В,Сутеева Кораблик. В ходе проведения у Димы П., Левы Б., Вани Д., Владика Ш. возникли трудности при пересказе, поэтому мы использовали раскрывающие содержание иллюстрации к сказке. А Диме и Ваня была необходима помощь в виде наводящих вопросов. А при составлении пересказа по сказке Б.Н.Сергуненкова Козел эти дети уже лучше справились с заданием, им достаточно было небольшая помощь наводящих вопросов. В конце формирующего эксперимента было дано задание пересказать сказку Б.Н.Сергуненкова Медведь и придумать продолжение. Это задание показалось трудным Жене К., Владику Л., Леве Б. им был предложен образец продолжения сказки. В пересказах проявлялась характерная для детей импульсивность. Они иногда замечали свои ошибки и с возгласом "Ой!" исправляли, например: Владик Ш. " Пошли Петушок, Ежик, Лягушка, Муха-Цокотуха Ой! Просто Муха за грибами, за ягодами ".
Будучи невнимательны к "авторской" речи, дети употребляют в пересказе и другие замены: вместо веревочку-ниточку, вместо ПО ЯГОДЫ - ПО ГРИБЫ, вместо волки выли-волки кричали, вместо телега-карета.
Неряшливость речи проявлялась и в изобилии у детей слов-сорняков ВОТ; ЭТО; НУ ВОТ.
При построении предложений у детей встречаются иногда единичные неправильные согласования слов: Пошли гулять Цыпленок, Мышь, Жучок и паучок. И лягушка пошел. Мы его искаем ЯГОДОВ МНОГО, бытовой аграмматизм: бежут волки, без дела ходют, у евона дома, разные колесы.
Следует отметить, что все дети слушали двухкратное чтение сказки с интересом, у большинства детей при этом отмечалось двигательное беспокойство (ерзанье на стуле, навязчивые движения рук), которое заметно усиливалось от напряжения при воспроизведении сказки. На протяжении всего эксперимента дошкольники занимались с желанием.
Трудности: удержать внимание, большая помощь в виде наводящих вопросов, испытывают трудности при пересказе большого по объему текста.
Улучшения: к концу формирующего эксперимента появилась большая самостоятельность при пересказе, меньше искажений, смысловых замен.
Данные выводы не являлись окончательными, эффективность проведенной работы мы выяснили только после проведения контрольного эксперимента.
Завершающим этапом нашей работы стал контрольный эксперимент, Результаты контрольного эксперимента представлены в таблице 3,4, в диаграммах 3,4. Анализ данных сформированности связной речи по составлению рассказа по заданному началу и при пересказе результаты получились одинаковыми:
60% средний уровень (Женя К., Маша М., Андрей В., Владик Л., Владик Ш., Карина М.) В этой группе дети показали хорошие результаты: Маша М. и Владик Л., Карина М. остались на среднем уровне, но их рассказы стали более качественными. Женя К. и Владик Ш. поднялись с ниже-среднего уровня на средний, они рассказывали более самостоятельно. Пересказ для Владика Ш. был труднее он опустился на уровень ниже-среднего. Андрей В. улучшил свои результаты, в своих рассказах он стал воспроизводить смысловые звенья практически без сокращений.
30% ниже - среднего уровень (Лев Б., Ваня Д., Андрей Ш.) На прежнем уровне ниже среднего остался Андрей Ш., но если в констатирующем эксперименте он отвечал только по наводящим вопросам, то в контрольном эксперименте он пытался ответить сам, правда, со значительными нарушениями. А при пересказе он улучшил свои показатели перешел с ниже-среднего уровня на средний. Его пересказ составлен более самостоятельно, с небольшой помощью.
Лев Б. и Ваня Д. остались на уровне ниже-среднего, в их пересказе встречаются повторы, сокращения, текст составлен по наводящим вопросам. Единичные ситуации поиска слов.
10% низкий уровень Дима П. его рассказы составлены по наводящим вопросам, он не может описать ситуацию сказки, отвечает на вопросы однословными ответами.
Для сравнения результатов мы приведем диагностики констатирующего и контрольного эксперимента. Результаты представлены в диаграммы 5,6,7,8. (см.рис. 5,6,7,8.) Анализ данных группы показал следующее. Средний уровень сформированности связной речи при составлении рассказа по заданному началу увеличился на 10% (был 50% стал 60%); ниже-среднего увеличился на 10 % (был 20% стал 30%); низкий уровень ниже стал меньше на 10 % (был 20% стал 10%). Вследствие перехода одного ребенка на уровень выше.
Уровень сформированности связной речи по пересказу текста средний уровень остался прежним 60%, но у некоторых детей появились улучшенные показатели.
Уровень ниже-среднего увеличился на 10% (был 20% стал 30%) так как один ребенок перешел на уровень выше. Низкий уровень уменьшился на 10 % (был 20% стал 10%).
Сравнительный анализ констатирующего и контрольного эксперимента показал, что показатели развития связной речи детей улучшились. Из анализа проведенной нами работы можно сделать вывод, что при систематическом проведении занятий по формированию связной речи детей 5-6 лет с задержкой психического развития, при сохранении интереса к деятельности у детей можно достичь желаемых результатов, что и прослеживается в контрольном эксперименте. Таким образом, проведенная экспериментальная работа подтвердила выдвинутую нами гипотезу о развитии связной речи детей 5-6 лет посредством авторской сказки.
1