"Применение метапредметных технологий в современном образовании"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Применение метапредметных технологий в современном образовании"
Автор: Меньшенина Ирина Михайловна

Возможности применения метапредметных технологий как средства развития познавательной мотивации младших школьниковПрименение метапредметных технологий в современном образовании не является нововведением в российском образовании. В послереволюционном российском образовании уже повсюду внедрялся метод проектов. Суть этого обучения, как и в условиях современного образования, состояла в метапредметности, в формировании целостной картины мира [19]. В период становления советской педагогики данный метод не был принят педагогическим сообществом, так как не имел достаточной концептуальной проработки.Однако, образовательный потенциал метапредметных технологий имеет большое значение, поэтому проектные методы являются на сегодняшний день систематизирующим элементом ФГОС, что свидетельствует о обширных возможностях метапредметных технологий в концепции современного образования: научить человека учиться [19].Познавательная мотивация формируется во время изучения учебных предметов, имеющих целью расширение и углубление знаний, умений и навыков.Л.И. Божович предложила следующую классификацию учебных мотивов, имеющих различное происхождение и различное содержание. К познавательной мотивации она предлагает относить следующие виды мотивов [13]:
  • Широкие познавательные мотивы. Они направлены на желание учащегося получать новые знания.
  • Учебно-познавательные мотивы. Характеризуются освоением новых методов добывания знаний.
  • Мотивы самообразования. Заключаются в стремлении учащегося самостоятельно добывать знания при помощи использования новых методов.
  • В процессе реализации познавательных мотивов формируется познавательная активность младшего школьника.И.П. Подласый считает, что в формировании познавательной мотивации младших школьников следует обеспечить выполнение ряда условий: удовлетворение познавательных запросов и потребностей учеников, организацию усвоения личностно-ориентированного материала, организацию общения детей между собой, поддержание детской инициативы, внедрение разнообразных методов и приемов обучения и т.д. [26].Формирование познавательной мотивации не ограничивается рамками какого-либо одного школьного предмета, что требует применения межпредметных технологий, направленных на системное и комплексное формирование познавательной мотивации младших школьников. Метапредметный подход в образовании и, соответственно, метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов.Учитель начальных классов, как универсальный специалист, учитывая большие потенциальные возможности интеллектуального развития детей младшего школьного возраста, может при планировании и организации учебных занятий по разным предметам выявить характерные предметные взаимосвязи, определить необходимые средства обучения и развития обучающихся, а также спроектировать идентичные результаты учебной деятельности в нескольких учебных областях. Теоретико-методологическая база конструирования урока в начальных классах в контексте метапредметного образования основывается на положениях двух концептуальных подходов:
  • метапредметное обучение, как результат, представляет собой овладение универсальными учебными действиями» (А.Г. Асмолов) [14];
  • метапредметный подход основывается на принципе человеко-сообразности – выявить, раскрыть и реализовать потенциал каждого человека. Метапредметное содержание образования и метапредметная деятельность ученика рассматривается в связке с соответствующим предметным содержанием и предметной деятельностью. Метапредметность характеризует выход за предметы, но не уход от них (А. В. Хуторской) [40].
  • Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что метапредметный подход к уроку определяется такими параметрами:
  • целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка;
  • преемственность всех ступеней образовательного процесса;
  • организация и регулирование любой деятельности ученика независимо от ее специально-предметного содержания.
  • Тогда метапредметный урок – это урок, который предполагает:
  • обучение переносу теоретических знаний по предметам в практическую жизнедеятельность субъекта обучения;
  • подготовку к реальной жизни и тесную связь обучения с непосредственными жизненными потребностями, интересами и социокультурным опытом младшего школьника;
  • формирование ключевых компетенций: ценностно-смысловой, общекультурной, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, социально-трудовой и компетенции личностного самосовершенствования;
  • формирование метапредметных и универсальных учебных действий с учетом реальных потребностей и интересов общения и познания;
  • формирование умения учиться, то есть способности обучающегося к самосовершенствованию и саморазвитию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
  • Предметная цель – формирование конкретных знаний, умений применять эти знания, действовать продуктивно в изучаемой области.Метапредметная цель – развитие всех типов мышления, расширение опыта творческой деятельности младших школьников, формирование мировоззренческих установок, ценностных, культурологических позиций.Методическая цель – овладение навыками самоорганизации, умениями целеполагания и планирования, рефлексивными действиями, освоение приемов кооперативного обучения, техники ведения дискуссий.Признаки метапредметного урока:
  • Целеполагание и овладение знаниями в процессе решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации на базе какого-либо вида деятельности (исследовательской, эвристической, проектной, коммуникативно-диалоговой, дискуссионной, игровой).
  • Создание проблемных ситуаций, требующих личностного самоуправления (т.е. регулятивных универсальных действий): учитель создает условия, в которых дети могут самостоятельно найти решения тех или иных поставленных задач.
  • Активизация интереса и мотивация обучения учащихся путем привлечения к предмету урока других областей знаний и опоры на личный практический опыт каждого ученика.
  • Выведение учителя и ученика к надпредметному основанию, которым является их деятельность.
  • Способы деятельности на уроке являются универсальными, то есть применяемыми к различным предметным областям.
  • Рефлексия, перевод теоретических представлений в плоскость личностных рассуждений и выводов.
  • Метапредметность также имеет проявление и в педагогических технологиях обучения.В педагогической науке существует ряд подходов к определению дефиниции «педагогическая технология». Приведем некоторые из них (таблица 3).Таблица 3 – Педагогическая технология: определение и характеристикиДля определения и выбора технологий, способствующих формированию познавательной мотивации, проведен анализ психолого-педагогической литературы [20, 30, 44, 45] и выделены педагогические условия формирования познавательной мотивации у младших школьников:
  • индивидуальный подход к учащимся, предполагающий знание и учет возрастных и индивидуальных особенностей личности каждого ребенка;
  • комплекс заданий проблемно-творческого характера, направленный на личностное развитие каждого учащегося и отвечающий специфике изучаемого предмета;
  • использование содержательной оценки;
  • развивающая образовательная среда, стимулирующая целостное развитие учащихся.
  • Таким образом, были выбраны технологии:
  • технологии личностно-ориентированного, адаптивного и дифференцированного обучения для соблюдения условия индивидуализации обучения;
  • технология проблемного обучения, технология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), технология проектной деятельности, игровые технологии – технологии проблемно-творческого характера, направленные на личностное развитие каждого учащегося;
  • технологии концентрированного обучения, блочно-модульного обучения, компьютерные, интерактивные технологии обеспечивают создание развивающей образовательная среды, стимулирующей целостное развитие учащихся;
  • технология «портфолио» направлена на использование содержательной оценки.
  • Рассмотрим подробнее каждую технологию.Технология дифференцированного (разноуровневого) обучения [26, 33].Значительный вклад в разработку теоретических основ процесса дифференцированного обучения учащихся внесли психологи Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Л.С. Рубинштейн, Ю.К. Бабанский, Б.П. Есипов, Л.В. Занков и др.Дифференцированное (разноуровневое) обучение – это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна, что дает возможность каждому обучающемуся овладевать учебным материалом на разном уровне, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого обучающегося.Цель дифференциации процесса обучения – обеспечить каждому учащемуся условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных интересов, потребностей в процессе освоения содержания образования. Под дифференциацией понимается способ организации учебного процесса, при котором учитываются индивидуально-типологические особенности личности; создаются группы учащихся, в которых элементы дидактической системы (цели, содержание, методы, формы, результаты) различаются.Обеспечение разноуровневого обучения предусматривает, в частности, решение:1. Психологических задач (определение индивидуально-личностных особенностей учащихся, типов их развития на основе выявления качеств внимания, памяти, мышления, работоспособности, сформированности компонентов учебной деятельности и т. п.).2. Предметно-дидактических задач (разработка учебного материала, его гибкое структурирование), обеспечивающих изоморфизм структур содержания и типологического пространства учебно-познавательных возможностей учащихся.3. Реализации принципа «воспитывающего обучения».Причины, позволяющие считать этот метод продуктивным в системе образования: 1.Повышается активность; 2.Повышается работоспособность; 3.Повышается мотивация к изучению; 4.Улучшается качество знаний.Технология адаптивного обученияРазработана и внедрена в учебный процесс А.С. Границкой [9].Технология адаптивного обучения – разновидность технологии разноуровневого обучения, предполагающая гибкую систему организации учебных занятий с учетом индивидуальных особенностей обучаемых. Центральное место в этой технологии отводится обучаемому, его деятельности, качествам его личности. Особое внимание уделяется формированию у них учебных умений.Используя технологию адаптивного обучения, педагог работает со всей группой (сообщает новое, объясняет, показывает и т. д.) и индивидуально (управляет самостоятельной работой обучающихся, осуществляет контроль и т.д.). Деятельность обучающихся совершается совместно с педагогом, индивидуально с педагогом и самостоятельно под руководством педагога.Так как приоритет при использовании технологии адаптивного обучения отдается самостоятельной работе, то это требует оптимизации этапа объяснения нового учебного материала. Необходимо выделить тот материал, которому учитель будет обучать фронтально; разделить его на укрупненные блоки; по всему учебному курсу спланировать систему занятий обучения всех учащихся; определить необходимые средства наглядности.Динамические пары образуются в рамках микрогруппы, которую составляют более чем два ученика. Микрогруппе дается одно общее задание, имеющее несколько частей для каждого ученика. После выполнения своей части задания и контроля выполненной работы со стороны учителя или самоконтроля школьник обсуждает задание с каждым партнером по микрогруппе. При работе в вариационных (сменных) парах каждый член группы получает свое задание, выполняет его, анализирует результаты вместе с учителем. После этого ученик может проводить по данному вопросу взаимообучение и взаимоконтроль. Организация обучения в вариационных парах создает комфортную обстановку и ситуацию успеха, которые стимулируют познавательный интерес учащихся и способствуют развитию у них учебных и коммуникативных умений и навыков.Технология «ТРИЗ».ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), которая создана ученым-изобретателем Г.С. Альтшуллером [1].Целью использования данной технологии является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.Личностно - ориентированная технология. Автор разработки технологии И.С. Якиманская [46].Личностно-ориентированные технологии представляют собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. В центре внимания педагога – уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей, открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Специфика технологического подхода состоит в том, что образовательный процесс должен гарантировать достижение поставленных целей. В соответствии с этим в технологическом подходе к обучению выделяются:
  • постановка целей и их максимальное уточнение (воспитание и обучение с ориентацией на достижение результата);
  • подготовка методических пособий (демонстрационный и раздаточный) в соответствии с учебными целями и задачами;
  • оценка актуального развития ученика, коррекция отклонений, направленная на достижение целей;
  • заключительная оценка результата – уровень развития ученика.
  • Игровые технологии. Педагогику игры, место игры в педагогическом процессе разрабатывали Н.А. Аникеева, Н.Н. Богомолова, В.Д. Пономарев и др. [26].Включение игры в учебный процесс повышает интерес к предметам, т. к. в процессе игры мышление протекает более активно под воздействием положительных эмоций, соревнования, желания выиграть. Использование игровых моментов на уроках – один из вариантов повышения мотивационной составляющей, а также создание условий для самореализации, самораскрытия творческих возможностей учащихся, проявления ими личностных функций.Технология проектного обучения.Метод проектов – технология моделирования и организации образовательных ситуаций, в которых обучающиеся выполняют комплекс действий по решению значимой для себя проблемы. Основные идеи Дж. Дьюи – основоположника метода проектов (в России педагогика Дж. Дьюи стала известна в 20-е годы XX века.): с помощью «метода проектов» достигается главная цель образования – развитие личности ребенка как непрерывная перестройка его жизненного опыта; «метод проектов» – путь интеллектуального развития, становления научного мышления. Проектная технология направлена:
  • на осознание детьми своих интересов и формирование умений их реализовывать;
  • приобретение детьми опыта собственной исследовательской деятельности, включая умение ее планировать;
  • формирование таких личностных качеств, как умение договариваться и работать в команде;
  • применение и приобретение детьми новых знаний (чаще путем самообразования).
  • В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности детей на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Применение метода проектов способствует вовлечению родителей учеников в образовательный процесс.Технология модульного обученияВопросы разработки и использования технологии модульного обучения отражены в работах таких исследователей, как П.И. Третьяков, Г.В. Лаврентьев, И.Б. Сенновский, М. А. Чошанов, П. А. Юцевичене, Дж. Рассел и др.. В отечественной дидактике наиболее полно основы модульного обучения изучались и разрабатывались П. Юцявичене и Т.И. Шамовой [33]. Модульное обучение – это способ организации учебного процесса на основе блочно-модульного представления учебной информацииМодульную технологию отличают такие характеристики, как:
  • гибкость (адаптация к индивидуальным особенностям обучаемых);
  • динамичность (обучение видам и способам деятельности);
  • мобильность (взаимосвязь, взаимозаменяемость и подвижность модулей внутри отдельной темы);
  • возможности проводить модульные занятия на разных этапах учебного процесса (изучение, закрепление, обобщение);
  • изменение форм общения преподавателем и обучающимся.
  • Технология концентрированного обученияТехнология концентрированного обучения (технология «погружения) дает преподавателю возможность, наблюдая деятельность практически каждого обучающегося в течение каждого занятия, помочь им в кратчайшие сроки адаптироваться в новых условиях. Оно требует от преподавателя многосторонней подготовки, владения активными формами и методами обучения, глубокими знаниями психологии. Технология концентрированного обучения позволяет интенсифицировать учебный процесс, предполагает реорганизацию традиционного обучения. В технологии «погружения» обучение «концентрируется» на определенном предмете.Идею концентрированного обучения впервые высказал Я.А. Коменский; эту идею поддерживали многие ученые (К.Д. Ушинский, В.В. Розанов, П.П. Блонский). Данная технология разрабатывалась и использовалась П. Блонским, В.Ф. Шаталовым, М.П. Щетининым, А. Тубельским. Замысел метода концентрированного обучения был актуализирован отсутствием у большинства учащихся системы знаний и умений по отдельным учебным дисциплинам, отсутствием мотивации и привязанностей к изучаемым предметам, быстрым забыванием изученного материала, невостребованностью знаний на практике, повышенной утомляемостью в процессе изучения разных предметов [26].Концентрированное обучение – технология организации обучения, при которой осуществляется концентрация познавательной энергии учащихся и их рабочего времени за счет объединения уроков в блоки, сокращения числа параллельно изучаемых дисциплин в течение учебного дня, недели.Интерактивные технологии – это новый, наиболее прогрессивный метод организации образовательного процесса, позволяющий значительно улучшить качество преподносимого материала.Интерактивная модель обучения подразумевает активное взаимодействие не только с учителем, но и непосредственно между учениками. Здесь обязательны интерактивные формы уроков: моделирование различных жизненных ситуаций, ролевые игры, решение вопросов в группах и другие всевозможные виды обучения. Интерактивные технологии напрямую связаны с внедрением инновационных инструментов: электронных досок, проекторов, игровых комплексов. Современное оборудование позволяет разнообразить материал яркими графическими презентациями и увлекательными мультимедийными сюжетами. Без них достаточно сложно добиться высокой результативности в учебе.Основные плюсы использования интерактивных технологий:
  • Повышается качество преподносимого материала. Внедрение интерактивных технологий позволяет использовать на уроках различные схемы, графики, картинки, красочные презентации и многое другое для эффективного усвоения изучаемой темы. Без наглядности обучающимся бывает сложно понять абстрактные элементы, например, вписанный в пирамиду шар или описанную около цилиндра призму.
  • Пробуждается интерес к учебе. Обучение с применением ИТ поощряет активное участие каждого ребенка в ходе преподавания. Помогает задействовать чувства каждого обучающегося, сформировать интерес к изучаемой теме. Облегченная форма подачи материала при помощи элементов анимации и компьютерного конструирования способствует вовлечению в обсуждение.
  • Устанавливаются доверительные отношения. Интерактивные средства обучения позволяют выступать преподавателю больше не в роли учителя, а в роли организатора. Все это помогает наладить взаимодействие с окружением и позволяет поддерживать хороший контакт с аудиторией, что в конечном итоге повышает мотивацию обучающегося и способствует высокому проценту усвоения знаний.
  • Многие преподаватели отмечают, что внедрение ИТ в образовательный процесс способствует развитию детского творчества, помогает выявлять различные точки зрения и прекрасно активизирует умственные способности каждого ученика. В сравнении с обычными методиками обучения, все это способствует интеллектуальному развитию ребенка [20].
  • Технология «Портфолио»Концептуальная основа: Концепцией общероссийской системы оценки качества образования [15] определены объекты оценки в системе образования, которые представлены тремя основными элементами: образовательными программами, образовательными организациями, индивидуальными образовательными достижениями обучающихся. Следовательно, последний элемент наиболее значим в условиях современного подхода к образованию. Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений ребенка в определенный период его развития, важнейшая точка соприкосновения во взаимодействии «педагог - ребенок - родитель». Цель портфолио – увидеть картину значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ребенка в широком образовательном контексте, показать его способность практически применять приобретенные знания и умения. Портфолио ученика может быть, как формой эффективного оценивания достижений ребенка, так и способом мотивации его познавательной деятельности.Технология проблемного обученияВ России проблемным обучением занимались отечественные психологи И.Я. Лернер, Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин [14].Одной из технологий организации учебного сотрудничества является проблемное обучение. Проблемная ситуация – это спланированное специально задуманное средство, направленное на пробуждение у обучающихся интереса к обсуждаемой теме [18]. По мнению Е.Л. Мельниковой, существует три основных метода поиска решения учебной проблемы: побуждающий к гипотезам диалог; подводящий от проблемы диалог; подводящий без проблемы диалог. Все три метода эффективны для формирования познавательной мотивации при решении проблемы.Таким образом, метапредметные технологии способствуют такой организации образовательного процесса, при котором создаются оптимальные педагогические условия для формирования познавательной мотивации младших школьников: индивидуальный подход к учащимся, задания проблемно-творческого характера, использование содержательной оценки, развивающая образовательная среда, стимулирующая целостное развитие учащихся, взаимодействие с родителями. Метапредметность технологий позволяет использовать их на любом уроке, что будет способствовать поддержанию познавательной мотивации при изучении различного по сложности материала. Динамичность, вызов на решение актуальной проблемы, взаимодействие на уроке в микрогруппах способствуют удовлетворению познавательных запросов и потребностей учеников, организации личностно-ориентированного подхода к усвоению материала, организацию общения детей между собой, поддержанию детской инициативы, внедрению разнообразных методов и приемов обучения и т.д.