Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Иркутска детский сад №41
Консультация для родителей первой младшей группы
«Развитие речи детей»
Выполнил воспитатель
Кустова Зоя Александровна
2023 год
Консультация для родителей
«Развитие речи детей в первой младшей группе»
Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.
Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей.
Самыми важными элементами в развитие ребенка младшего возраста являются речь и моторика, которые, кстати, очень тесно взаимосвязаны друг с другом. Игры на развитие речи всегда сочетаются с пальчиковой гимнастикой, так как, по мнению ведущих ученных из разных стран, кисти рук напрямую влияют на проекцию всего головного мозга. Поэтому строить занятия нужно по принципу совмещения: речь + мелкая моторика. И не забудьте о познании окружающего мира и двигательной активности, ведь чем более подвижен малыш, тем больше знаний он получает в процессе.
Существует несколько типов игр, которые можно смело использовать и дома, продолжая начатое воспитателями.
Игры по типу вопрос/ответ
Обсуждайте с малышом все, что видите вокруг на прогулке, в магазине, дома. Спрашивайте его, и пусть поначалу ответы будут односложными. Чем больше практики, тем лучше результат! Очень скоро ребенок привыкнет к тому, что вопросы и ответы – это часть его жизни, и начнет интересоваться окружающим миром уже сам.
Игры на звукоподражание и имитацию
Используйте для этого специальные карточки с изображениями животных, обращайте внимание на такие мелочи в книжках, читайте больше стихотворений и сказок.
Пальчиковые игры
Их огромное множество, и в свет вышли даже несколько очень полезных книг с таким типом игр. Кстати, взрослым тоже не помешает размять ручки, чтобы они были красивыми и гибкими
Шнурки как игра на все случаи жизни. Казалось бы, обычный шнурок, но Вы еще не знаете, что с его помощью можно:
• просто шнуровать;
• использовать его в сюжетно-ролевых играх;
• изучать цвета;
• познакомиться с такими понятиями, как длиннее, короче.
• Шнуровка способствует развитию логического мышления, мелкой моторики рук, вследствие чего происходит прямое влияние на речевой аппарат. То же самое можно сказать о таких играх, как пирамидка или конструктор – простых, но в то же время очень полезных.
Подбирайте игры для детей. Заниматься нужно и в выходные дни, и даже во время болезни. Вот один из примеров, который можно использовать хоть каждый день:
1. Мозаика. С ее помощью Вы повторите основные цвета, научитесь соединять детали.
2. Карточки на совмещение. Ребенку необходимо совместить лошадку с лошадкой, киску с киской и так далее. Таким образом, малыш закрепит знания о животных, познакомится с новыми, научится подражать звукам, которые они издают.
3. Лепка. Теперь пришло время слепить что-то, и это может быть та же кошечка или улитка.
Играйте с интересом! Играйте с увлечением! Играйте с пользой!
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Иркутск детский сад № 41
Консультация для родителей первой младшей группы
«Пальчиковые игры для малышей»
Выполнил воспитатель
Кустова Зоя Александровна
2023 год
Консультация для родителей в 1 младшей группе
Пальчиковые игры для малышей
"Ум ребенка находится на кончиках его пальцев"
В. Сухомлинский
Дети раннего возраста отличаются повышенной эмоциональной впечатлительностью, внушаемостью. Сосредоточение короткое, внимание малого объема и непроизвольное, и распределить его в силу возрастных особенностей дети не могут. Малышам приемлемы небольшие по времени занятия, игры, сопровождаемые эмоциональной речью взрослого. В нашей группе большое внимание уделяется пальчиковым играм.
Пальчиковые игры очень полезны малышам, потому что улучшают координацию мелких движений, а развитие мелкой моторики стимулирует развитие речевых центров в головном мозге. Малыши, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, быстро учатся писать, рисовать, обладают хорошей памятью. Если у ребенка ловкие и подвижные пальчики, то научиться говорить ему не составит труда. Ведь те слова, которые проговаривают взрослые в такт движения пальчиков малыша, легко запоминаются. Для ребенка пальчиковые игры - это мостик между ним и окружающим миром, ведь героями гимнастики обычно являются люди, животные, явления природы и т. д.
Заниматься пальчиковыми играми нужно с самого рождения. Играть с ребенком можно дома, в поликлинике, в очереди, на отдыхе. Ведь они не требуют особого реквизита. А еще один важный момент пальчиковых игр - дети быстро успокаиваются после стресса.
Этапы разучивания игр:
1. Взрослый сначала показывает игру малышу сам.
2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.
3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.
4. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.
5. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.
Рекомендации:
Не проводите игру холодными руками. Руки можно согреть в тёплой воде или растерев ладони.
Если в новой игре имеются не знакомые малышам персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.
Пальчиковые игры с детьми до 1,5 лет проводите как показ или как пассивную гимнастику руки и пальцев ребёнка.
Детям старше 1,5 лет можно время от времени предлагать выполнить движения вместе.
Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или спине ребёнка, щекотать, гладить и др.
Используйте максимально выразительную мимику.
Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста.
Выбрав две-три игры, постепенно заменяйте их новыми.
Проводите занятия весело, «не замечайте», если малыш на первых порах делает что-то неправильно, поощряйте успехи.
Деткам нашей группы очень нравятся пальчиковые игры. Мы играем с ними в любую свободную минутку. Вот некоторые из них. Попробуем? Тогда готовьтесь!
Ладушки
Ладушки, ладушки, (хлопаем в ладоши)
Где были у бабушки.
Испекла нам бабушка вкусные оладушки, (прихлопываем левую ладошку сверху правой, затем меняем руки)
Маслом поливала (большими пальцами водим по всем пальцам, делаем круговые движения руками)
Деткам всем давала (руки от себя, ладони вверх)
Зайчики
Жили-были (кистями рук покрутить перед собой-«фонарики»)
зайчики (показываем ушки)
На лесной (прямые руки вверх, пальцы врозь - «дерево») опушке, (ладонями нарисовать плоскость)
Жили-были («фонарики»)
зайчики (ушки)
в беленькой избушке. («домик»)
Мыли (пальцами правой руки провести по указательному пальчику)
свои ушки, (то же по среднему)
Мыли (потереть правой рукой левую)
свои лапочки, (потереть левой рукой правую)
Наряжались (покрутить кистями рук внизу)
зайчики, («ушки»)
Надевали (потопать правой ногой)
тапочки (потопать левой ногой)
Капустка
Мы капустку рубим-рубим,(двигаем ладошками вверх-вниз)
Мы морковку трем-трем, (потираем один кулачок о другой)
Мы капустку солим-солим (собираем пальчики).
Мы капустку жмем-жмем.(сжимаем и разжимаем кулачки)
Замок
На стене висит замок (пальчики в замок)
Кто его открыть бы смог?
Мы замочком постучали ( кулачок о кулачок)
Мы замочек повертели (повертели ручками в одну сторону)
Мы замочек покрутили (повертели ручками в другую сторону)
И потом его открыли (разжали пальчики)
Мышка
Раз, два, три, четыре, пять (перебираем пальчики)
Вышла мышка погулять (постукивание пальчиками по бедрам)
Мышка лапками скребет (пальчиками скрести по коленкам )
Сыра корочку найдет.
Съела мышка корку (пальчиками пошевелить около рта)
Убежала в норку. (спрятали ручки за спину)
Моя семья
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я,
Вот и вся моя семья!
(Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого. По окончании покрутить кулачком)
Апельсин
Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
Образовать перед собой круг руками,
Широко раздвинуть пальцы обеих рук,
Показать один пальчик.
Повстречались
Повстречались два котенка: "Мяу-мяу!",
Два щенка: "Ав-ав!",
Два жеребенка: Иго-го!",
Два тигренка: "Рр-р!"
Два быка,
Смотри, какие рога."Му-у!"
(На каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. На последнюю строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы).
Пальчиковые игры для детей раннего возраста
Игра - один из лучших способов развития речи и мышления детей. Они доставляют ребёнку удовольствие и радость.
Пальчиковые игры – это массаж и гимнастика для рук. Они дарят нашим детям здоровье, так как происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами.
В пальчиковых играх существует множество приёмов – это и постукивание подушечками пальцев, и растирание, поглаживание основания пальцев, круговые движения по ладоням , - все они несут ребёнку только здоровье.
Главная цель пальчиковых игр – это развитие у детей :
Внимания;
Воздействуют на умственное развитие ребёнка;
Развивают мелкую моторику рук;
Формируют правильное звукопроизношение;
Умение быстро и чётко говорить;
Совершенствуют память;
Такие игры понравятся вашим детям, подарят им радость общения и принесут ощутимую пользу.
Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок хорошо разговаривал – начинайте с раннего возраста развивать его руки: кисти и пальцы.
Такие игры полезно проводить ежедневно в течение 5 – 10 минут. Это весело, увлекательно и полезно.
Желаем успехов!