Мастер-класс «Друдлы как способ развития воображения и творческих способностей у детей дошкольного возраста»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Мастер-класс «Друдлы как способ развития воображения и творческих способностей у детей дошкольного возраста»
Автор: Пинегина Светлана Владимировна
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Родничок» г. Зуевка Кировской областиМастер-класс«Друдлы как способ развития воображения и творческих способностей у детей дошкольного возраста» Автор: воспитатель высшей категории Пинегина С.В. 2023г. Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встаёт важная задача развития творческого потенциала дошкольника.Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формой творческой деятельности ребёнка. Цель: - Передача коллегам профессионального опыта в сфере творческой и педагогической деятельности через использование техники «Друдл».Задачи мастер-класса:-Познакомить участников мастер-класса с различными методами использования техники «Друдл»;- Создавать условия для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития творческого мышления, воображения педагогов;- Способствовать повышению мотивации у педагогов к использованию технологии для развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.Оборудование: столы- 4, стулья -4, мультимедийное оборудование, магнитная доска.Ход мастер – класса Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром - одна из задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада вас всех приветствовать. Меня зовут Пинегина Светлана Владимировна. Я работаю воспитателем детского сада «Родничок» города Зуевка. Тема нашего мастер – класса «Друдлы как способ развития воображения и творческих способностей у детей дошкольного возраста». Решая задачу федерального государственного образовательного стандарта, мы придерживаемся специфических для детей дошкольного возраста видов деятельности, прежде всего игры в форме творческой активности. Развитие воображения, альтернативного мышления, творческих способностей детей является важной задачей современного образования. И прежде чем мы начнём работу, давайте с вами познакомимся. Приглашаю всех в круг. Вы назовёте своё имя и какое-либо качество на первую букву вашего имени. Начну я: Светлана – самостоятельная…(Участники встают в круг, называют свои имена.)- Замечательно! Теперь мы с вами знакомы, но прежде чем начнём работать, я пошлю вам импульс хорошего настроения и позитивного настроя на работу. (Участники передают светящийся шар друг другу) Всё! Теперь мы готовы работать! Нам нужно разделиться на группы по 2 человека. Присаживайтесь пожалуйста за столы.Теоретическая часть - Давайте вспомним, что такое воображение? (Ответы участников)По мнению Петровского А.В. «Воображение, фантазия- это отражение реальной действительности, но в иных, необычных, неожиданных сочетаниях и связях»Воображение– это неотъемлемая часть любой творческой деятельности на всех этапах жизни: от младенчества до глубокой старости.Творческое воображение дошкольника–это почва, на которой вырастает позже профессионально развитое воображение ученого, художника, изобретателя. Ведь от того насколько развито воображение у ребёнка, зависит его успешное дальнейшее обучение в школе. Именно поэтому так важно развитие у дошкольников творческого воображения.В своей работе с детьми использую разнообразные способы и приемы для развития воображения. И одним из них является современная техника игры – друдлы, главная цель, которой: «Учиться видеть необычное в обычном».(Участники сидят за столами, на столах конверты. В конвертах готовые друдлы (для составления рассказа), незаконченные друды (для дорисовывания), друдлы- конструктор (для составления друдлов)(друдлы- нарисуй сказку))Что же такое - друдлы?Друдлы – это интересное изобретение американского автора-юмориста Роджера Прайса и креативного продюсера Леонарда Стерна, предложенное ими в 1950-х годах.Название «Друдл» происходит, как комбинация трех слов: «doodle» (каракули), «drawing» (рисунок) «riddle» (загадка). По сути друдл - это графическая головоломка, которая имеет множество вариантов ответов и все они верны. Как правило, она изображается в виде квадрата с условными начертаниями, а задача сводится к тому, чтобы увидеть в изображении самые разные предметыЧем полезна техника друдлы?Друдлы обладают удивительной способностью расширять сознание и воображение. Они заставляют мозг перерабатывать массу информации, чтобы соотнести образ с тем, который человек видит на картинке. В итоге друдлы учат нас смотреть на мир без ярлыков и подходить ко всему креативно. Технологию друдлы рекомендуют использовать в работе с дошкольниками с 5 лет. Значение использования друдлов в работе с детьми переоценить трудно. Применяя данную технику у детей происходит:— развитие образного мышления,— развитие воображения «Я учусь видеть необычное в обычном»;— развитие речи, «когда я рисую, я думаю и проговариваю то, что рисую».Данная работа проводится в несколько этапов. Этапы работы с техникой «Друдлы»:1.Знакомство детей с данной техникой я начинала с игры «На что похожа геометрическая фигура?», где дети называют свои варианты (детали), а я дорисовываю эти недостающие детали.2. Игра «Дорисуй», где детям предлагается самим закончить рисунок.3. После того как дети научатся видеть в недорисованной фигуре, какой-либо предмет, можно приступать к следующему этапу – карточкам- друдлам.4.Следующий этап в освоении друдлов– придумывание рассказов по уже известным (отгаданным) друдлам.5. И последний этап работы – это дети самостоятельно рисуют друдлы на заданную тему.Для поддержания интереса к данной технике мы придумали друдлы- конструктор. Для создания его можно использовать бумагу, картон, фетр, линолеум, фоамиран и любой другой подходящий материал.Практическая часть.А сейчас я вам предлагаю игру на воображение. Отгадайте несколько друдлов. Кто или что это? Ваши версии? (на экране друдлы: медвежонок, горка, зайчонок, солнце, грибы, домики)Предполагаемые ответы участников:- медведь выглядывает из – за угла, будильник, миньон.- туфли, горка, половина холма.- ушки зайца, лыжи, пальцы.- солнце встаёт, ёжик, кактус.- грибы, зонтики на пляже, леденцы на палочке.- домики, воронка, дорожка.Замечательно! Молодцы!Сколько много можно придумать вариантов и каждый интересен по-своему.Для продолжения работы мы разделились на 4 группы. Предлагаю сделать так:У кого красный конверт – дорисуйте незаконченный друдл, откройте ваш конверт, там вы найдёте всё необходимое (незаконченный друдл, фломастеры чёрного цвета)Кому достался жёлтый конверт будут составлять рассказ. Перед вами лежит конверт в нём находятся друдлы, из которых вам следует составить рассказ (медвежонок, заяц, солнце, грибы, домики, холм).У кого зелёный конверт – вам задание нарисовать друдл на заданную тему. (снеговик- вид сверху, ёжик лежит на коврике- вид сверху, медведь лезет по дереву, кот выглядывает из-за угла).У кого синий конверт – составят друдлы из конструктора.(матрёшки - вид снизу, карандаши в стакане - вид сверху)(Участники выполняют задания)- Итак, давайте посмотрим, что получилось у нашей красной команды. (Участники показывают дорисованные ими друдлы.)- А сейчас я прошу участников жёлтой команды рассказать, что у вас получилось.Примерный рассказ: «В одном лесу жили друзья медвежонок и зайка. Они ходили, друг другу в гости, вместе собирали грибы ягоды. А вечерами любовались закатом с лесного холма»- Посмотрим что нарисовала команда зелёных.Что получилось у команды синих. Молодцы! Хорошо!У меня для вас есть ещё одно задание.Я задумала сказку. В этой сказке 7 персонажей. Вы должны, посмотрев на эту картинку подумать, какая эта сказка и дорисовать сказку в виде друдлов. Начну я. (рисую репку) (Желающие участники выходят и по очереди рисуют элементы персонажей сказки из друдлов, не прорисовывая мелкие детали ) (Репку)-Какая сказка у нас получилась?Правильно! Молодцы!Здорово! Вы замечательно справились со всеми заданиями!Сейчас вы увидели разные способы применения техники «Друдлы» Работая в данном направлении, сделала выводы, что использование техники «Друдлы» способствует развитию образного мышления, развивает воображение, творческие способности моих воспитанников и учит их мыслить нестандартно. Вместе с тем, мне как педагогу, техника так же позволяет лучше осознать психологию ребенка (на картинках можно увидеть то, что он чувствует и что близко ему по духу, по настроению на данный момент). А еще, «друдл» – это веселое занятие, головоломка для ребенка.Друдлы - это такая игра, которая не только развивает, но и объединяет детей и взрослых, помогает вместе думать, фантазировать и радоваться.Рефлексия: На этом наш мастер - класс подходит к концу. Я бы хотела узнать ваше мнение о моём мастер – классе, для этого предлагаю использовать друдлы, которые лежат у вас на столе. Готовы? Озвучьте ваш выбор (участники мастер- класса показывают картинки - друдлы и говорят (весело, интересно, позитивно, здорово и т.д.)) Спасибо!- В заключение хотелось бы отметить – учитесь у детей иногда быть детьми. Дети, как никто видят самые оригинальные картины в окружающем нас мире. - Я рада была с вами поделиться своим мастерством.Спасибо вам за работу!