"Роль народного искусства в воспитании дошкольников"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Роль народного искусства в воспитании дошкольников"
Автор: Абрамова Татьяна Валерьевна
Роль народного искусства в воспитании дошкольников. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину - задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа - народной культуры. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как говорится в народном выражении: « С молоком матери». Ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, потешки, игры - забавы, пословицы, поговорки, сказки, произведения народного декоративного искусства. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие – всё это маленькие дети познают во время знакомства с подлинными произведениями народных мастеров. Народное искусство имеет одну из самых важных функций - воспитательную. Здесь заложены большие возможности, которые, реализуя целенаправленную педагогическую деятельность на материале народного искусства (музыкального, художественного, изобразительного), будут способствовать повышению интеллектуального и эстетического развития детей раннего и дошкольного возраста. Эффективным путём развития художественно - творческих способностей детей определяется цикличное интегрирование различных средств и видов художественной деятельности. Познавательная деятельность в различных видах народного искусства используется не только в ходе интегрированной образовательной деятельности, но и в процессе самостоятельной детской и совместной деятельности со взрослыми в различных моментах жизни детей (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты) Активное включение народного искусства в педагогическую деятельность, начиная с младшей группы, не только становится доступно для детей, но и развивает у них постоянно растущий интерес к этому виду искусства. Наиболее высокая степень интегрирования художественного материала применяется при организации музыкально - театрализованных представлений, основу которых составляют традиционно- обрядовые действия ( святки, масленица, веснянка, ярмарки). А театрализованные постановки по русским народным сказкам позволяют развить речевую активность, повторяя русские народные выражения, песенки, пословицы. Это является одним из наиболее эффективных путей развития детского творчества на основе народного искусства, взаимосвязь музыкального и изобразительного искусства, а точнее - народной музыки и декоративно - прикладного народного искусства и взаимосвязь художественного слова и изобразительной деятельности. Предлагаемый детям художественный материал, способствующий повышению образности и мелодике родной речи, понятен и доступен. В результате такой деятельности у дошкольников пополняется запас эмоциональных сопереживаний и словарный запас, появляется опыт эстетической оценки произведений народного искусства. Развивая художественно - творческие способности в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста средствами народного искусства, необходимо учитывать следующие принципы: - создавать эстетическую развивающую среду в группах и в дошкольном учреждении, в оформлении праздников и досугов; осуществлять тщательный отбор художественного материала по различным видам народного искусства (музыкального, художественно - речевого, декоративно- прикладного) в соответствии возрастными особенностями и возможностями детей;- использовать возможности интегративного подхода в различных видах образовательной деятельности ( познавательной, речевой, художественно- продуктивной);-активизировать включение детей в разнообразные виды художественно - творческой деятельности: музыкальную, игровую, театрализованную;- на основе личностно - ориентированного взаимодействия учитывать индивидуальные предпочтения, интересы, склонности, уровни развития художественной деятельности; использовать индивидуальный подход к каждому ребёнку в процессе выполнения коллективных работ;-бережно и уважительно относится к детскому творчеству, в каком бы виде оно не проявлялось. Разнообразие народного художественного материала, интегрирование его в различных видах доступной детям художественно - творческой деятельности, позволяет с успехом решать задачи не только эстетического восприятия, но и патриотического воспитания. Абрамова Татьяна Валерьевна, воспитатель МАОУ «СШ №1 им. М. Аверина г. Валдай» до «Алёнушка» с. Едрово.