«Профилактика рискованного поведения подростков. Причины и профилактика самовольных уходов и бродяжничества»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Профилактика рискованного поведения подростков. Причины и профилактика самовольных уходов и бродяжничества»
Автор: Малахова Алла Александровна
Тема: Профилактика рискованного поведения подростков. Причины и профилактика самовольных уходов и бродяжничества.
Основными задачами по предупреждению самовольных уходов и организации розыска несовершеннолетних являются:
1.Защита прав и законных интересов несовершеннолетних.
2.Предупреждение ситуаций, угрожающих жизни и здоровью несовершеннолетних.
3.Проведение социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, склонных к самовольным уходам, и оказание им медицинской помощи.
Первый побег(самовольный уход)совершается после определенного проступка, ссоры, психической травмы, жестокого обращения, а затем такая форма реагирования закрепляется, и ребенок на любую фрустрирующую ситуацию отвечает побегом из дома. Естественно, что причину побега не следует искать лишь только во внешней среде. Многие побеги обусловлены возрастными, характерологическими, личностными особенностями, различными нарушениями психического развития.
По мере повторения самовольныхуходов у подростков отмечается появление асоциальных форм поведения, связанных чаще с необходимостью приобретения продуктов питания, – мелкое воровство, попрошайничество. Со временем присоединяются правонарушения, обусловленные влиянием на подростков взрослых с асоциальным поведением. Более или менее длительное проявление самовольных уходов постепенно ведёт к закреплению таких черт, как неискренность, лживость, стремление к прижимным удовольствиям, отрицательное отношение к систематическому труду, оппозиция всякой регламентации; в ряде случаев формируются или заостряются патологические черты характера – эмоционально-волевая неустойчивость, аффективная возбудимость, иногда замкнутость и отгороженность от окружающих.
Поведенческая реакция в виде уходов из дома может быть мотивированной,планируемойи немотивированной.
Мотивированнаяповеденческая реакция обусловлена психологически понятными причинами и вытекает из самой ситуации, в которой оказался несовершеннолетний.
Если подросток реагирует именно так, то значит, что он не научился применять другие стратегии реагирования в конфликтных ситуациях и использует стратегию избегания.
Мотивированные уходына фоне острой стрессовой ситуации возникают у детей по-разному:
•у слабых, эмоционально-ведомых, чувствительных, податливых детей мотивированные уходы проявляются как обдуманные или импульсивные и могут быть проявлением пассивного протеста;
•у подвижных, эмоциональных и импульсивных детей мотивированные уходы проявляются как реакция эмансипации;
•у эмоционально холодных, сдержанных, замкнутых мотивированные уходы проявляются как реакция избегания общения;
•у ярких, артистичных, активных детей мотивированные уходы проявляются как демонстративная реакция.
У подростков, особенно с преобладанием неустойчивых и гипертимных черт характера (приподнятое настроение, энергичность, стремление к лидерству), первые уходы могут быть выражением свойственного данному возрасту стремления освободиться от излишней опеки
воспитателей, выйти из-под их контроля. Иногда первые уходы и побеги у подростков с истероидными чертами личности (эгоцентричность, стремление к похвалам, славе, лидерству) носят характер демонстративного поведения, связанного со стремлением привлечь к себе внимание, вызвать жалость и сочувствие, добиться удовлетворения каких-либо желаний.
Планируемые уходычаще наблюдаются у детей и подростков с выраженной эмоционально-волевой неустойчивостью и с повышением влечений. Они тесно связаны с особой потребностью в новых, постоянно меняющихся впечатлениях, а также с усиленным стремлением к удовольствиям и развлечениям. Непосредственными ситуационными факторами, приводящими к появлению уходов, в этом случае могут быть:
•случайно услышанное сообщение о каком-либо происшествии, случившемся неподалеку (пожар, драка и т.д.);
•телевизионная передача или художественный фильм определенного содержания;
•предложение товарища пойти куда-либо, заняться чем-то увлекательным и т.п.
К этому типу уходов близко примыкают уходы, связанные с жаждой приключений, свойственные подросткам, особенно с неустойчивыми чертами характера. В этом случае подростки нередко убегают из дома вдвоем или даже небольшой группой, могут уезжать на далекое расстояние с целью побывать в далеком городе и т.д.
На фоне постоянной стрессовой ситуации мотивированные уходы становятся привычными (стереотипными) – т.е. формируется привычка, когда подросток привычно реагирует уходом даже тогда, когда стресс не настолько выражен, чтобы убегать. Когда это происходит, то можно говорить о том, что мотивированные уходы начинают превращаться в немотивированные.
Немотивированные уходывстречаются значительно реже. Они возникают без понятных психологических мотивов. В этих случаях возможны разные варианты поведения несовершеннолетних. Более частым из таких безмотивных уходов является вариант, обусловленный возникающим время от времени настроением дисфорического характера (негативным эмоциональным состоянием раздражительности или озлобленности) и появлением острого стремления к освобождению от стесняющего режима, к перемене обстановки. Уходы данного типа могут наблюдаться уже в возрасте 7 - 8 лет.
Другой вариант немотивированных уходов характеризуется импульсивностью. В отличие от предыдущего варианта, стремление к уходу в этом случае непреодолимо и реализуется вне зависимости от ситуации, причем ребенок всегда уходит один. В основе ухода лежит импульсивное неодолимое влечение. Иногда такие уходы возникают и в дошкольном возрасте.
Дети старшего возраста нередко осознают болезненный характер стремления к уходам, говорят, что на них внезапно находит желание куда-то уйти, стесняются этого. По наблюдениям, импульсивное влечение к уходам и бродяжничеству чаще наблюдается у детей хмурых, недовольных, нередко злобных, склонных к сильному и относительно кратковременному нервно-психическому возбуждению, негативным эмоциональным состояниям.
Особое место среди безмотивных уходов занимают случаи, когда уходы возникают без всякого внешнего повода. При этом дети уходят всегда в одиночку, неожиданно для близких, бесцельно блуждают, вступая в случайные, нередко вынужденные контакты, не проявляя отчетливого интереса к ярким зрелищам, не стремясь к новым впечатлениям. Часто они часами катаются в автобусе, электричках, блуждают по лесу, заходят в магазины и другие общественные места, подолгу не испытывая усталости, голода, ночуют в случайных местах – на чердаках, в подвалах, подъездах. Спустя некоторое время они возвращаются самостоятельно или их приводят взрослые, в том числе сотрудники полиции. Приэтом дети ведут себя так, как будто они никуда не уходили. При подобном варианте уходов очень велика вероятность наличия у несовершеннолетнего психического заболевания и поэтому они нуждаются в помощи психиатра.
К основным причинам самовольного ухода из дома можно отнести:
1. Любопытство, стремление познать и испытать как можно больше.
2. Переживание драйва.
3. Скука.
4. Принадлежность к социальной группе(Я как мои друзья).
5. Протест против взрослых.
Для профилактической работы со случаями самовольных уходов несовершеннолетних из учреждения необходимо разрабатывать программы профилактики, направленные на сокращение риска самовольных уходов.
Различают первичную, вторичную и третичную профилактику.
Термин первичная профилактика применяется к мерам, направленным на всех детей,
проживающих в учреждении. Для решения задач первичной профилактики, можно рассматривать широкий спектр программ просвещения детей о рискованном поведении.
Например, программы направленные на преодоление: различных личностных дефицитов (развитие уверенного поведения), жизненных трудностей (программы развития навыков конструктивного взаимодействия в сложных жизненных ситуациях).
Термин вторичная профилактика означает меры, направленные на тех, кто еще не совершал самовольный уход ни разу, но находится в ситуации повышенного риска, либо совершал самовольный уход хотя бы один раз. Программы вторичной профилактики могут быть направлены на снижение агрессивности, конфликтности несовершеннолетних и воспитывающих их взрослых, а также программы, помогающие адаптировать и социализировать несовершеннолетних.
Термин третичная профилактика обозначает меры вмешательства в случаях, когда ребенок уже неоднократно самовольно покидал учреждение, и работа в таком случае должна проводиться по оказанию помощи и предупреждению повторения самовольного ухода в будущем. Уровень третичной профилактики - это уровень работы с детьми, постоянно совершающими самовольные уходы. Каждый случай самовольного ухода несовершеннолетнего имеет свою специфику, поэтому для работы со случаем самовольного ухода каждый раз создается своя индивидуальная программа. В наиболее оптимальном варианте такая программа разрабатывается междисциплинарной командой специалистов после оценки ситуации, в которой находится несовершеннолетний.
В учреждении должна быть разработана система мониторинга эффективности профилактической деятельности, направленной на предупреждение самовольных уходов воспитанников, а также эффективности реабилитационной работы, выполнения индивидуальных планов мероприятий с детьми группы риска.