"Планирование и руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Планирование и руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду"
Автор: Кушнер Ольга Николаевна


Методические рекомендации
к наглядно-дидактическому
пособию
Логопедические занятия
в детском саду. Средняя группа
Демонстрационный материал
для фронтальных занятий
Издано при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым
коммуникациям в рамках Федеральной целевой программы Культура России.
Москва Скрипторий 2003
2012
Методические рекомендации
Связная речь играет важную роль в процессе общения детей друг с другом и со взрослыми, в их обучении и воспитании.
В соответствии с Программой воспитания и обучения в детском саду (М., 2005) дети средней группы (с 4 до 5 лет) при нормальном речевом развитии могут:
осмысливать причинно-следственные отношения; употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;
подробно, с детализацией и повторами рассказывать о содержании сюжетной картинки, с помощью взрослого повторять образцы описания игрушки, драматизировать отрывки из знакомых произведений;
рассказывать невероятные истории;
активно сопровождать речью свою деятельность (игровые, бытовые и другие действия).
Вместе с тем у многих мальчиков и девочек этого возраста связная речь характеризуется недостаточной передачей смысловых отношений и сводится к простому перечислению действий или предметов. Дети затрудняются построить собственное высказывание на основе полученной визуально информации, воспроизвести текст, воспринятый на слух.
В работах многих авторов (В. К. Воробьевой, Л. И. Ефименковой, Н.А. Чевелевой, Т. А. Ткаченко, Т. Б. Филичевой и др.) предлагаются методики и технологии формирования связной речи, основанные на выстраивании связного высказывания с помощью зрительных (предметных картинок) образов составляются схема предложения и план рассказа.
В данном пособии к каждой из 12 сюжетных картинок прилагаются тексты, вопросы и картинно-графические схемы каждого предложения рассказа, которые играют роль мнемотаблиц.
В картинно-графических схемах используются следующие обозначения:
При составлении рассказа (пересказа) используются следующие этапы работы:
Вариант 1. Составление рассказа (без предварительного чтения текста рассказа)
Предложить детям рассмотреть картинку.
Задать вопросы в соответствии с текстом рассказа и формировать ответ с использованием схемы каждого предложения.
Попросить послушать получившийся рассказ, который педагог рассказывает четко посхеме, привлекая к этому внимание детей.
(Помнить, что каждому слову соответствует определенный символ!)
Предложить двум-трем детям пересказать получившийся рассказ.
Вариант 2. Пересказ
Предложить детям рассмотреть картинку.
Прочитать текст, прилагаемый к картинке, привлекая внимание детей к каждой схемепредложения, к каждому его символу.
Задать вопросы к каждому предложению и формировать ответ с использованиемсхемы данного предложения.
Попросить детей еще раз послушать рассказ, который педагог рассказывает четко посхеме.
Предложить двум-трем детям пересказать весь рассказ.
Картинка 1. Осень
Текст рассказа по предложениям:
Наступила осень.
Моросит холодный дождь.
Катя и Митя гуляют в парке.
Катя собрала красные и желтые листья.
Митя нашел ветку рябины.
Дети подарят осенний букет маме.
Вопросы к предложениям:
Какое время года наступило?
Какой дождь моросит?
Где гуляют Катя и Митя?
Какие листья собрала Катя?
Что нашел Митя?
Кому подарят дети осенний букет?
Картинка 2. В огороде
Текст рассказа по предложениям:
Семья пришла в огород.
Дети собирают овощи.
Они отдадут овощи маме.
Мама сварит из овощей суп.
Вопросы к предложениям:
Куда пришла семья?
Что собирают дети?
Кому они отдадут овощи?
Что мама сварит из овощей?
Картинка 3. В саду
Текст рассказа по предложениям:
1. Семья пришла в сад.
3
Дети собирают фрукты.
Они отдадут фрукты маме.
Мама сварит из фруктов компот.
Вопросы к предложениям:
Куда пришла семья?
Что собирают дети?
Кому они отдадут фрукты?
Что мама сварит из фруктов?
Картинка 4. Мастерица
Текст рассказа по предложениям:
1.У Кати был пушистый коричневый мишка.
2.Катя сшила мишке желтую рубашку с красными горошками.
3.Катя сошьет мишке синие шорты.
4.Мишка будет очень нарядный.
Вопросы к предложениям:
Какой мишка был у Кати?
Какую рубашку сшила Катя мишке?
Какие шорты сошьет Катя мишке?
Какой будет мишка?
Картинка 5. Новый год
Текст рассказа по предложениям:
Наступил Новый год.
В детском саду была нарядная елка.
Дети пели, читали стихи, водили хороводы.
Дед Мороз и Снегурочка подарили детям подарки.
Вопросы к предложениям:
Какой праздник наступил?
Какая елка была в детском саду?
Что делали дети?
Кто подарил детям подарки?
Картинка 6. Зимние забавы
Текст рассказа по предложениям:
Наступила зима.
Дети (Таня и Ваня) лепят снеговика.
Толя катается на лыжах.
Аня катается на коньках.
Петя катается на санках.
4
Вася катается на ледянке.
Маша и Миша играют в снежки.
Дети радуются зиме.
Вопросы к предложениям:
Какое время года наступило?
Что делают Таня и Ваня? (Показать указкой на картине.)
На чем катается Толя? (Показать.)
На чем катается Аня? (Показать.)
На чем катается Петя? (Показать.)
На чем катается Вася? (Показать.)
Во что играют Маша и Миша? (Показать.)
Чему радуются дети?
Картинка 7. Снеговик
Текст рассказа по предложениям:
Наступила зима.
Выпал снег.
Ваня и Катя слепили большого снеговика.
Ваня нарисовал снеговику глаза и рот.
Катя сделала снеговику нос из морковки.
Снеговик получился очень красивый.
Вопросы к предложениям:
Какое время года наступило?
Что выпало?
Кого слепили Таня и Катя?
Что Таня нарисовала снеговику?
Из чего Катя сделала снеговику нос?
Какой получился снеговик?
Картинка 8. Аккуратный Митя
Текст рассказа по предложениям:
Митя пришел домой в грязных ботинках.
Митя обул тапки, вымыл и почистил грязные ботинки.
Грязные ботинки стали чистыми.
Чистые ботинки Митя поставил в тумбочку.
Вопросы к предложениям:
В каких ботинках пришел Митя домой?
Что обул Митя? Что он сделал с грязными ботинками?
Какими стали грязные ботинки?
Куда Митя поставил чистые ботинки?
Картинка 9. Мамин праздник
Текст рассказа по предложениям:
8 Марта - это мамин праздник.
Вика подарила маме открытку.
На открытке Вика нарисовала цветы.
Цветы на открытке очень понравились маме.
Вопросы к предложениям:
Чей праздник 8 Марта?
Что подарила Вика маме?
Что Вика нарисовала на открытке?
Что понравилось маме?
Картинка 10. Весна
Текст рассказа по предложениям:
Наступила весна, пригревает солнце.
Тает снег.
Дети пускают в ручейках кораблики.
На проталинках вырастает травка.
Расцветают подснежники.
На ветках набухают почки.
Возвращаются из теплых стран перелетные птицы.
Люди снимают теплую одежду.
Вопросы к предложениям:
Какое время года наступило? Что делает солнце?
Что происходит со снегом?
Где дети пускают кораблики? (Что дети пускают в ручейках?)
Где вырастает травка?
Что расцветает?
Что набухает на ветках?
Кто возвращается из теплых стран?
Какую одежду снимают люди?
Картинка 11. Мамины помощники
Текст рассказа по предложениям:
Дети помогают маме.
Петя моет тарелки горячей водой.
Вика вытирает чашки полотенцем.
Мама убирает посуду на полку.
Вопросы к предложениям:
Что делают дети?
Чем моет тарелки Петя?
Чем Вика вытирает чашки?
Куда мама убирает посуду?
Картинка 12. Лето
Текст рассказа по предложениям:
Наступило лето, стало жарко.
Вода в реке теплая.
Петя и Коля катаются на лодке.
Дима и Митя плавают.
Катя и Ваня играют в мяч.
Лена и Таня загорают.
Вика и Толя собирают землянику.
Детям очень нравится лето!
Вопросы к предложениям:
Какое время года наступило? Как стало на улице?
Какая вода в реке?
Что делают Петя и Коля? (Показать указкой на картине.)
Что делают Дима и Митя? (Показать.)
Что делают Катя и Ваня? (Показать.)
Что делают Лена и Таня? (Показать.)
Что делают Вика и Толя? (Показать.)
Что очень нравится детям?