«Проблема профильно-ориентированного обучения иностранному языку студентов нелингвистических специальностей».
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Проблема профильно-ориентированного обучения иностранному языку студентов нелингвистических специальностей».
Автор: Ахметов Владислав Рустамович
Автор статьи: Ахметов Владислав Рустамович студент III курса ГБПОУ СО «ТПК»Научный руководитель: преподаватель иностранного языка Добросердова Екатерина АлександровнаТема статьи: «Проблема профильно-ориентированного обучения иностранному языку студентов нелингвистических специальностей».Тезисы: иностранный язык, профильно- ориентированное обучение, профессиональная деятельность, коммуникативная компетенция, профессиональная компетенция.В современных условиях иноязычное общение становится существенным компонентом будущей профессиональной деятельности специалиста, в связи с этим значительно возрастает роль дисциплины «иностранный язык» на неязыковых специальностях. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования требует учета профессиональной специфики при изучении иностранного языка, его нацеленности на реализацию задач будущей профессиональной деятельности выпускников.Данную задачу помогает решить профессионально-ориентированный подход к обучению иностранного языка студентов нелингвистических специальностей, который предусматривает формирование у них способности иноязычного общения в конкретных профессиональных, деловых, научных сферах и ситуациях с учетом особенностей профессионального мышления.Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку признается в настоящее время приоритетным направлением в обновлении образования. Появилась настоятельная необходимость по-новому взглянуть на процесс обучения вообще и на обучение иностранному языку в частности. В настоящее время ставится задача не только овладения навыками общения на иностранном языке, но и приобретения специальных знаний по специальности.Под профессионально-ориентированным обучением понимается обучение, основанное на учете потребностей студентов в изучении иностранного языка, диктуемого особенностями будущей профессии или специальности. Оно предполагает сочетание овладения профессионально-ориентированным иностранным языком с развитием личностных качеств обучающихся, знанием культуры страны изучаемого языка и приобретением специальных навыков, основанных на профессиональных и лингвистических знаниях.Проблемами иноязычного обучения специалистов занимались в разное время Парахина А.В., Пассов Е.И., Китайгородская Г.А., Поляков и другие.Теоретические аспекты, методологические основы и вопросы, возникающие в ходе профильно-ориентированного обучения иностранному языку в системе профессионального обучения рассматривались такими отечественными специалистами как Бим И.Л., Гальскова Н.Д., Зимняя И.А. Рассматривая иностранный язык как средство формирования профессиональной направленности будущего специалиста, Н.Д. Гальскова отмечает, что при изучении профессионально-ориентированного языкового материала устанавливается двусторонняя связь между стремлением студента приобрести специальные знания и успешностью овладения языком [1. С. 4]. Она считает иностранный язык эффективным средством профессиональной и социальной ориентации в неязыковом вузе. По мнению автора, для реализации данного потенциала необходимо соблюдение следующих условий:- четкая формулировка целей иноязычной речевой деятельности;- социальная и профессиональная направленность этой деятельности;- удовлетворенность обучаемых при решении частных задач;- формирование у обучаемых умения творчески подходить к решению частных задач;- благоприятный психологический климат в учебном коллективе.Проблема профессионально-ориентированного обучения иностранному языку на нелингвистических специальностях заключается в его интеграции со специальными дисциплинами с целью получения дополнительных профессиональных знаний и формирования профессионально значимых качеств личности [2]. Иностранный язык в данном случае выступает средством повышения профессиональной компетентности и личностно-профессионального развития студентов и является необходимым условием успешной профессиональной деятельности специалиста – выпускника современной средней профессиональной школы.При профессионально-ориентированном подходе к обучению иностранному языку студентов нелингвистических специальностей должны быть успешно реализованы различные цели: практические, образовательные, воспитательные и развивающие. Все эти цели определяют профессиональными коммуникативными и познавательными потребностями специалиста конкретного профиля. В соответствии с этими целями полноценная профессиональная речевая деятельность на иностранном языке предполагает владение определенным языковым материалом, а также навыками и умениями оперировать этим материалом. [3] Это значит, что будущий специалист должен уметь принимать, перерабатывать и передавать информацию, которая связана с будущей профессиональной деятельностью. Следовательно, подготовка специалистов неязыковых специальностей заключается в формировании таких коммуникативных умений, которые позволили бы осуществлять профессиональные контакты на иностранном языке в различных сферах и ситуациях. Для студентов неязыковых специальностей предмет «иностранный язык» не является профилирующим. В этом заключается главная сложность в работе преподавателя. Поэтому чтобы сделать процесс обучения наиболее эффективным и целенаправленным, повысить мотивацию изучения предмета преподаватель должен четко представлять себе роль иностранного зыка в жизни и деятельности будущего профессионала. Необходимо создавать обстановку профессиональной деятельности в учебных условиях. В этом случае учебная информация будет служить средством оптимизации профессиональной деятельности.Профессионально-ориентированное чтение на иностранном языке, навыки которого студенты получают при обучении в колледже, оказывает реальную помощь в профессиональной деятельности специалиста, так как оно является одним из основных способов пополнения знаний по профилю специализации. Начиная с третьего курса студенты на занятиях работают только с текстами профессионально направленными. Например, будущие электрики читают об устройстве электромеханизмов, видах электрического тока, различные инструкции к электроприборам. Тексты о видах и системах отопления, о принципах работы ТЭЦ подходят для работы на занятиях с будущими техниками-теплотехниками.Работа с иноязычной информацией способствует формированию и развитию профессиональных интересов студентов, активизации их познавательной деятельности, готовности обучаемых целенаправленно использовать полученные языковые знания в сфере профессиональной деятельности.В основу преподавания иностранного языка в колледже с точки зрения профильно-ориентированного подхода должны быть положены следующие принципы:1) тесная совместная работа преподавателя иностранного языка и преподавателей дисциплин профессионального цикла;2) основной учебный материал берется из оригинальных иностранных источников, включая специальную терминологию. Источником материала могут служить в первую очередь энциклопедии и специальные справочники, журналы, а также поиск информации через интернет, учебники и различные учебные пособия и т.п.Рассмотрим, как можно работать с лексическим материалом по теме «Устройство трансформатора» на занятии английского языка в группе студентов 3 курса, которые обучаются по специальности 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования».Студентам предлагается просмотреть учебный фильм по теме занятия. Просматривая фильм, они должны выписать все названия проводников и изоляторов на русском языке. На следующем этапе студенты работают с техническими словарями и переводят услышанные слова на английский язык. После того, как выполнена эта работа, студенты смотрят фильм еще раз и записывают операции по сборке трансформатора сначала на русском, а затем на английском языке. Проверка данного задания может проходить либов форме учебного диалога, либо в форме монологического высказывания. Дома студенты составляют описание какого-либо трансформатора, используя лексику, пройденную на занятии.Студенты с интересом выполняют и успешно справляются с предложенными заданиями. Также одним из наиболее интересных средств обучения иноязычному профессиональному речевому общению являются деловые игры. Учебная деловая игра представляет собой практическое занятие, моделирующее различные аспекты профессиональной деятельности обучаемых и обеспечивающее условия комплексного использования имеющихся у них знаний предмета профессиональной деятельности, совершенствования их иноязычной речи, а также более полное овладение иностранным языком как средством профессионального общения. Действие в деловой игре проходит в одной из сфер профессиональной деятельности обучаемых. В связи с этим моделирование в деловой игре условий профессиональной деятельности обучаемых является обязательным. Оно предполагает определение, прежде всего, основных сфер профессиональной деятельности будущего специалиста.В заключении следует отметить, что далеко не всегда фактический уровень владения иностранным языком выпускниками технических специальностей соответствует требованиям современной образовательной концепции, запросам современного общества и рынка труда. Чтобы выпускники нашего колледжа были компетентны и востребованы, мы должны постоянно совершенствовать качество образовательных программ и уделять внимание правильной профессиональной подготовке будущих специалистов, для того чтобы студенты могли успешно использовать иностранный язык в своей профессиональной деятельности.Использованная литература:1. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранному языку: Пособие для учителя. М: АРКТИ-Глосса, 2000. 165 с.2. Образцов П.И., Ахулкова А.И., Черниченко О.Ф. Проектирование и конструирование профессионально-ориентированной технологии обучения. Орел, 2005. 61 с.3. Рыбкина А.А. Педагогические условия формирования профессиональных умений курсантов учебных заведений МВД в процессе обучения иностранному языку. Саратов: Саратов. юрид. ин-т МВД России, 2005. 152 с.4. Матухин Д.Л. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку студентов нелингвистических специальностей, Язык и культура, № 2 (С.11-14), 2011.5. Поляков, О.Г. Английский язык для специальных целей: теория и практика / О.Г. Поляков. -М.: Тезаурус, 2003. -186 с.