Методика и технология организации дистанционного обучения по предмету музыка


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методика и технология организации дистанционного обучения по предмету музыка
Автор: Иванских Марина Николаевна

МБОУ СОШ №25Методическая разработкаучителя музыки Иванских М.Н. «Методика и технология организации дистанционного обучения по предмету музыка» Апрель 2022 учебный годг. СургутИспользование дистанционных образовательных технологийпри преподавании предметов искусстваЭффективность образовательного процесса напрямую зависит от выбранной модели обучения, которая должна характеризовать образовательный процесс комплексно, отражая:
  • особенности процесса взаимодействия участников (средства коммуникации и тип коммуникации);
  • используемые ресурсы;
  • способы достижения результата
  • Рассмотрим данные аспекты применительно к модели смешанного обучения в условиях дистанционного обучения.
  • 1. Особенности процесса взаимодействия участников в рамках дистанционного обучения По средствам коммуникации в рамках дистанционного обучения наиболее эффективной выступает модель смешанного обучения. Эта модель объединяет модель кейс-технологии, строящуюся на самостоятельном изучении набора учебно-методических материалов, и модель сетевого обучения, основанную на использовании сети Интернет как для доставки учебных материалов, так и для организации взаимодействия между участниками процесса обучения. Одним из проверенных в практике петербургских школ средств коммуникации в синхронном варианте выступает, например, платформа Zoom (платформа взаимодействия в формате видеоконференций). В случае записи транслируемой конференции материал может отсматриваться детьми и в асинхронном режиме в удобное для детей время. Использование же, например, приложения «GoogleClassroom» или платформы «ЯКласс» обеспечивает необходимые условия для управления образовательным процессом и реализации асинхронного взаимодействия: размещения материалов, ссылок, заданий; получения обратной связи; осуществления контроля за своевременностью выполнения заданий и успеваемостью. По типу коммуникации выделяют такие варианты взаимодействия, как самообучение, при котором обучаемый непосредственно взаимодействует только с образовательными ресурсами; индивидуализированное обучение, подразумевающее взаимодействие обучаемого с образовательными ресурсами и с педагогом; групповое обучение, основанное на взаимодействии всех участников образовательного процесса. В условиях дистанционного формата обучения в контексте освоения программы учебного предмета «Музыка» наиболее оптимальным будет сочетание всех типов коммуникации в логике «перевернутого класса». Данный тип организации обучения подразумевает «перевернутый» характер освоения учебного материала: дети самостоятельно «дома» осваивают новый материал, а в «классе» в совместном взаимодействии закрепляют его, уточняя детали пройденного вместе с педагогом. Особенно такой формат взаимодействия оказывается удобным при организации музыкально-слушательской деятельности:
  • первый этап работы организуется в асинхронном режиме off-line по типу самообучения: сначала учебный материал раздела (блока) УМК предоставляется детям для самостоятельного освоения (знакомство с материалом учебника, с презентациями по теме, с материалами, размещенными сайтах, на образовательных платформах); на этом же этапе учащимся предоставляется возможность непосредственного взаимодействия с текстами культуры – с музыкальными произведениями с целью последующего анализа заданных
  • учителем аспектов или художественного образа в целом;
  • следующий этап работы реализуется по типу индивидуализированного обучения посредством инструктажа по выполнению заданий и организации обратной связи; инструктаж может быть организован on-line в виде непродолжительной видеоконференции или off-line в виде записанного заранее и размещенного в доступе вебинара; обратная связь может осуществляться в виде ответов учащихся на вопросы, размещенные, например, в Google-форме; также это могут быть работы по созданию собственного творческого продукта в рамках выполнения задания на основе представленных для изучения произведений; на данном этапе педагог может вносить коррективы в деятельность каждого ученика с помощью комментариев по итогам проверки его выполненной работы и рекомендаций по устранению недочетов, опубликованных в Google-классе на соответствующей странице, где размещено задание;
  • на заключительном этапе в синхронном режиме on-line в формате видеоконференции по типу группового обучения освоенная тема может подлежать заключительному фронтальному обзору, дискуссионному обсуждению и подведению итогов; здесь же может иметь место представление творческих работ, выполненных школьниками и размещенных, например, на виртуальных досках.
  • Таким образом, если спроецировать данные этапы на сетку часов согласно расписания, то получается, что первый «урок» в рамках раздела (блока) будет выстроен по типу самообучения, второй – по типу индивидуализированного обучения в формате непродолжительной видеоконференции с инструктажем по выполнению заданий, а третий – по типу группового обучения в формате видеоконференции с подведением итогов по освоенному разделу. 2. Используемые ресурсыСмешанная модель обучения характеризуется многоканальностью охвата образовательных ресурсов. Поскольку педагогу в процессе дистанционного обучения необходимо, во-первых, создать условия для освоения учащимися нового содержания как в режиме off-line, так и в режиме on-line, во-вторых, обеспечить возможности творческой самореализации детей в рамках изучаемого предмета и, в-третьих, предусмотреть способы контроля освоения учебного содержания, с этих позиций и рассмотрим рекомендуемые образовательные ресурсы. Платформы для on-line взаимодействия – организации видеоконференций
  • Zoom – сервис поддерживает аудио и видеосвязь, обмен сообщениями и демонстрацию экрана с возможностью совместного использования; бесплатная версия позволяет проводить видеоконференции для 100 участников длительностью до 40 минут, но этого вполне достаточно для проведения занятий с детьми. Ссылка на обучающий вебинар по освоению платформы, организованный кафедрой культурологического образования СПб АППО:
  • Pruffme– платформа для создания и проведения онлайн вебинаров, видеокурсов, тестов и опросов;
  • Proficonf cервис групповой видеосвязи до 250 участников в HD-качестве; позволяет передавать файлы, демонстрировать видео, презентации, рисовать на виртуальной доске;
  • Mind сервис для организации видеоконференций и on-lineуроков c высоким качеством видео, подключением неограниченного количества участников, легким в освоении пользовательским интерфейсом, наличием широких функциональных возможностей для организации виртуальных встреч. Онлайншкола Mind – это полноценная коммуникация с учениками в сочетании с периодическими опросами (тестами) и визуальным контролем;
  • VideoMost– программный продукт для организации многоточечных Full HD видео конференций через браузер, клиентское приложение или Android/iOS в корпоративной сети или через Интернет. Функционал продукта включает мобильный мессенджер, средства совместной работы с документами, проведение голосований, Whiteboard и возможность простой и быстрой интеграции с электронным дневником и журналом. Позволяет проводить полноценное видеоинтерактивное дистанционное обучение.
  • Платформы для off-line взаимодействия. Электронные образовательные платформы Среди образовательных ресурсов, в которых осуществляется попытка объединения всех трех перечисленных возможностей, следует назвать электронные образовательные ресурсы (ЭОР) по предметной области «Искусство», где пока еще только формируется образовательный контент. К таким ЭОР сегодня можно отнести электронные платформы, создающие условия для реализации электронного обучения:
  • Российская электронная школа (Раздел «Предмет Музыка»)
  • Яндекс-учебник (Раздел «Уроки музыки»)
  • Существенным недостатком представленного, на данный момент, контента этих порталов является несовпадение тем уроков с темами УМК, которые вошли в федеральный перечень. Содержание уроков поверхностно и мозаично, в них не просматривается единая смысловая линия, сопряженная с темой, целью и задачами урока; преобладает форма подачи готового знания, что не соответствует требованиям ФГОС. Предложенные задания тестового характера, направленные на организацию самоконтроля, не всегда корректно сформулированы и не способствуют развитию музыкальности у обучающихся; они больше направлены на закрепление знаний. Задания творческого содержания весьма примитивны и сомнительны по педагогической целесообразности, так как не направлены на развитие музыкального мышления школьников. В результате, данные платформы пока не в состоянии полноценно, на качественном уровне обеспечить реализацию музыкально-образовательного процесса, поэтому их можно порекомендовать только в дополнение к освоению основного содержания учебного материала, представленного в УМК. Ресурсы для освоения нового содержания Сетевое обучение позволяет значительно расширять образовательное пространство, поэтому в условиях дистанционного взаимодействия логично его осуществлять посредством актуализации потенциала всех имеющихся сетевых ресурсов, в том числе с помощью телеобучения. Наиболее популярными и содержательными телеканалами в области музыкального образования являются:
  • телеканал «Радость моя» с циклом образовательных телепередач для детей школьного возраста «Академия занимательных искусств», где каждый выпуск посвящен какой-либо теме из
  • области музыкального искусства
  • телеканал «Культура» с циклами передач «Сати. Нескучная классика», «Абсолютный слух», «Билет в Большой», «Большой балет», «Большая опера», «Большой джаз», «Оркестр будущего», «Царская ложа», «Энигма», «Шедевры мирового музыкального театра», «Синяя птица», «Романтика романса», «Наноопера», «Жизнь замечательных людей»
  • Обращение к телевизионным ресурсам в рамках дистанционного обучения также будет носить вспомогательный характер, поэтому от педагога потребуется осуществление отбора видеоматериала в контексте каждой конкретной изучаемой темы УМК. Большой популярностью в области изучения искусства пользуются культурнообразовательные Интернет-порталы, например:
  • Портал «Культура РФ»: раздел «Музыка»
  • Портал «Арзамас. Академия»: курс лекций «Как слушать классическую музыку»
  • Портал «Магистерия»: курс лекций в разделе «Музыка»
  • На этих порталах также можно отбирать расширяющий предметное поле материал и предлагать для ознакомления мотивированным детям, проявляющим искренний неподдельный интерес к музыкальному искусству. Большую культурно-просветительную работу в сети Интернет ведут всемирно известные учреждения культуры – концертные залы, оперные театры, музеи и т.д. В рамках изучения отдельных тем будет уместным организация виртуальных просмотров концертных выступлений или музыкально-театральных постановок на сайтах этих учреждений. Однако, чтобы эти просмотры имели образовательную направленность, они должны быть сопряжены с выполнением каких-либо заданий. В качестве примеров таких отечественных учреждений культуры можно назвать следующие:
  • Большой театр: прямые трансляции оперных и балетных спектаклей и трансляции в записи
  • Мариинский театр:
  • онлайн-трансляции постановок опер и балетов
  • аудиотрансляции музыкальных произведений
  • Большой зал Московской консерватории: видеозаписи концертов и конкурсов
  • Санкт-Петербургская академическая филармония имени Д.Д. Шостаковича:
  • подкасты «В помощь слушателю»
  • лекции
  • серия вебинаров «Школа слушателя»
  • Санкт-Петербургская государственная академическая капелла:
  • капелла online
  • видеозаписи концертов Капеллы
  • Сетевые ресурсы, предназначенные для создания опросов, тестов, викторин Выполнение тестовых заданий в увлекательной интерактивной электронной форме как один из способов организации самоконтроля и контроля становится незаменимым в условиях дистанционного обучения. В этой связи педагогу необходимо ознакомиться с сетевыми ресурсами, предоставляющими возможность составления тестовых заданий, и изучить их инструментарий, чтобы самому готовить тестовые задания учащимся под то содержание, которое имеет место в его работе в рамках УМК. Для этих целей можно посоветовать, например, следующие ресурсы:
  • Google-формы – часть офисного инструментария сервиса Google, позволяющее осуществлять контроль полученных знаний, умений. Это один из самых быстрых и простых
  • способов создать свой опрос или тест при наличии Google-аккаунта. Получившийся тест можно отправить обучающимся по электронной почте или встроить на свой сайт с помощью специального кода. Для ускорения работы рекомендуется добавить плагин— он автоматически проверяет ответы учеников и ставит оценки по заданным критериям. Формы совершенно бесплатны — для использования ресурса нужно только иметь аккаунт Google.
  • LearningApps.org – – электронный сервис, позволяющий составлять тесты-упражнения на классификацию, тесты-упражнения с
  • множественным выбором ответа и т.д.;
  • Kahoot.it –– игровая обучающая платформа для создания тестов или викторин со множественным выбором ответов; позволяет подавать в формате опросов и тестов чуть ли не весь учебный материал. Сервис позволяет проследить, как отвечал на вопросы каждый обучающийся, или строить диаграммы успеваемости всего класса. Сами же ученики могут следить за своими результатами в специальных таблицах. Kahoot! бесплатен и полностью доступен после регистрации.
  • ClassMarker.com –– сервис, на котором можно делать опросы с разными форматами ответов, есть даже эссе. Для начала работы преподавателю нужно создать виртуальный класс и разослать пригласительные коды ученикам. ClassMarker хранит результаты всех проведенных тестов, ведя статистику успеваемости. Если у преподавателя есть собственная веб-страница, он может встраивать тестовые задания на нее. В бесплатном варианте ClassMarker позволяет создать не более 100 тестов.
  • Quizlet.com –– при помощи этого бесплатного сервиса можно создавать тесты, где ученики будут выбирать верные ответы из предложенных, сопоставлять изображения и информацию или вписывать собственные варианты.
  • Quizlet поддерживает русский язык и работает на Android и iOS.
  • Quizizz.com –– сервис содержит уже готовые викторины по искусству и позволяет создавать собственные тестовые задания;
  • Memrise.com –– сервис содержит уже готовые викторины по искусству и позволяет создавать собственные тестовые задания;
  • ProProfs.com –– позволяет составлять тесты на любой вкус — можно предложить на выбор один или несколько вариантов, попросить заполнить пропущенное слово или написать развернутый ответ. Сервис позволяет вставлять в задания текстовые документы и презентации, файлы PDF, а также изображения, аудио- и видеофайлы. Завершив работу над тестом, можно оставить его в общем доступе на сайте Proprofs или встроить на свою страницу. Хотя сервис бесплатный, возможности Proprofs расширяются в платных тарифах.
  • Сетевые ресурсы, обеспечивающие коллаборативное взаимодействие Современные веб-сервисы предоставляют огромные возможности для совместной (коллективной) работы учащихся как в школе, так и вне стен учебного кабинета. Эти ресурсы отлично подходят для совместной проектной деятельности. К ним относятся:
  • Офисный инструментарий сервиса Google:
  • Google-документы – с помощью этого приложения учащиеся могут выполнять коллективные работы с документами в режиме реального времени (совместно заполнять таблицы, составлять тексты и т.д.);
  • Google-презентации – приложение предназначено для коллективной работы по подготовке презентаций;
  • Виртуальные доски объявлений:
  • LinoIt.com –– это бесплатный сервис, работающий в режиме web. Это виртуальная он-лайн доска для совместного использования; сервис позволяет размещать стикеры с необходимыми записями, картинки (фотографии), видео, ссылки на файлы различных форматов. Все объекты, размещенные на этой доске, могут редактировать не только еѐ создатели; можно предоставить доступ к доске всем обучающимся и работать коллективно;
  • Padlet.com –– виртуальная доска для размещения разного рода файлов; подходит для коллективного наполнения работами учащихся; - Popplet.com –– виртуальная доска, на которой можно коллективно размещать файлы, выстраивая схемы, составляя «Ленты времени» и т.п.
  • Сервисы для создания «Лент времени»:
  • StoryMap JS – – бесплатный сервис, который позволяет создавать ленты событий с привязкой к картам Google Maps. Сервис рассматривается как инструмент для создания интерактивных карт, с его помощью можно делать афиши или представлять, например, биографию композитора; поддерживает фото, видео, ссылки; результат легко встроить на сайт или блог; можно загрузить пользовательскую карту, русифицировать кнопки и настроить значки для меток;
  • Tiki-Toki– сервис, на котором ленты времени получаются емкими и объемными, потому что можно использовать фото, видео, аудио, зашивать ссылки; можно переключать режим с 2D на 3D, когда читатель двигается по хронологии в глубь экрана; можно настраивать внешний вид всей ленты и отдельных таймпоинтов;
  • Sutori– представляет собой не горизонтальную, а вертикальную ленту времени; пользователь продвигается сверху вниз, нанизывая различные виды контента: это может быть текст, фото, видео или аудио с описанием, а также интересные факты, опросы, тесты или обсуждения. Временные промежутки настраиваются произвольно и зависят от того, в каком месте на вертикальной оси вы нажмете кнопку «плюс». Инструмент позволяет рассказывать различные медиаистории, но визуально проект будет выглядеть как основанный на хронологии. Полученный результат можно встроить в страницу сайта или блога, а также поделиться по ссылке в соцсетях.
  • Объектами ленты времени могут стать жизненный и творческий путь известной личности, этапы развития стилистического направления, включающие упоминание персоналий, относящихся к данному стилю, жанры, развивающиеся в русле направления и т.д. «Лента времени» является интерактивным мультимедийным приложением, так как проект может содержать текст, графические объекты, звуковые и видеофайлы, ссылки на ресурсы Интернета, что делает приложение интересным и полезным в работе с учащимися. Данный ресурс может быть позиционирован как энциклопедия и использован для поиска информации по выбранной теме. Возможность представления на экране одновременно нескольких лент позволит активно использовать сравнение, например, сопоставить музыку, живопись и литературу эпохи романтизма. Сетевые ресурсы, позволяющие выполнять творческие задания К ресурсам, позволяющим выполнять школьникам творческие задания на основе полученных по предмету знаний, можно отнести следующие:
  • Ресурсы для составления кроссвордов online:
  • Cross– сайт для составления кроссвордов; - Childdevelop.ru – – «Генератор кроссвордов»;
  • Puzzlecup.com – – «Фабрика кроссвордов» и т.д.
  • Программы для создания подкастов, видеороликов, интерактивного видео: - Аudacity– программа-аудиоредактор для работы с музыкальными файлами: позволяет создавать проекты, совмещающие несколько звуковых файлов, а также дикторский текст; это инструмент для создания подкастов;
  • Программа позволяет вырезать, встраивать удалять музыкальные фрагменты аудиофайлов;
  • Movavi – программа для работы с видео, аудио и фото, позволяющая создавать интерактивное видео;
  • Сlideo.com –– ресурс для работы с видео (видео-редактор);
  • Программа для создания анимаций:
  • FotoMorph бесплатная программа, предназначенная для создания анимационных фотографий из статических изображений. В процессе создания используется морфинг - специальная техника анимации, в которой одно изображение постепенно превращается в другое.
  • Представленные ресурсы далеко не исчерпывают весь перечень возможного инструментария для организации обучения в увлекательной форме с применением дистанционных образовательных технологий. Успех работы с этими ресурсами зависит от желания и готовности педагога освоить эти ресурсы и применить в своей педагогической практике. 3. Способы достижения результата (описание типов заданий)Согласно ФГОС результаты обучения должны рассматриваться многоаспектно: как личностные, метапредметные и предметные. Чтобы обеспечить их достижение, нужно соответствующим образом планировать образовательный процесс. Способы достижения личностных результатов Основная цель предмета «Музыка» в общеобразовательной школе в рамках предметной области «Искусство» – содействие формированию мировоззрения ребенка средствами музыкального искусства. Исходя из этого, принципиально важным является реализация культурологического подхода в преподавании музыки. Культурологический подход подразумевает освоение учащимися музыкального наследия как части мирового культурного наследия на уровне смыслополагания, т.е. на философском уровне осмысления художественных идей произведений. В таком контексте прослушивание музыкального произведения и анализ его художественного образа, осмысление, осознание и присвоение личностью школьника духовно-нравственных ценностей и ориентиров, которые на идейном уровне были заложены в музыкальных произведениях, – этот процесс и будет рассматриваться основным способом достижения личностных результатов. По итогам анализа музыкального произведения дети обогащаются новыми аспектами понимания мироустройства, человеческих отношений и т.д., что и способствует в конечном итоге формированию мировоззрения и становлению личности учащихся. Способы достижения метапредметных результатов Если рассматривать метапредметные результаты как формируемые УУД, то, учитывая их классификацию на регулятивные, познавательные и коммуникативные, нужно изначально проектировать задания таким образом, чтобы в деятельности учащихся имели место:
  • принятие учебной задачи, самостоятельное планирование действий по выполнению учебной задачи, включение в деятельность по выполнению учебной задачи, критическое осмысление результатов своей деятельности и коррекция ошибок;
  • интеллектуальная деятельность по освоению содержания учебного материала, т.е. работа с источниками информации, непосредственное взаимодействие с текстами культуры (литературными текстами, произведениями живописи, музыки) на уровне анализа, сравнения, сопоставления, соотнесения, классификации, выделения главного, синтеза, обобщения и т.д.;
  • коллаборативное взаимодействие в группе одноклассников при выполнении совместных работ.
  • Способы достижения предметных результатовПредметные результаты по предмету «Музыка» обычно срезаются:
  • в знании теории музыковедческого блока (нотной грамоты; средств музыкальной выразительности; музыкальных инструментов; исполнительских коллективов; музыковедческих терминов и понятий (музыкальных форм, жанров и стилей); имен выдающихся композиторов и исполнителей; мировых шедевров музыкального искусства и т.д.);
  • в умении включаться в музыкально-слушательскую деятельность (слушать и анализировать музыкальные произведения) и создавать собственные творческие работы на основе этой деятельности;
  • в навыках музыкально-исполнительской деятельности в рамках коллективного музицирования (хорового пения и элементарного инструментального музицирования).
  • Учитывая, что личностные, метапредметные и предметные результаты обучения носят интегративный характер, рассмотрим примеры заданий, направленных на их комплексное достижение в условиях применения дистанционных образовательных технологий. Примеры заданий, направленных на достижение результатов обучения При разработке заданий нужно учитывать возможности детей начальной и основной школы.
  • Примеры типов заданий для учащихся начальной школы (1-4 классы)
  • С целью повышения мотивации детей младшего школьного возраста к освоению учебного материала и выполнению заданий в условиях дистанционного обучения, необходимо исключить банальные формы работы (переписывание конспектов, письменные ответы на вопросы в тетрадях и т.д.) и дать возможность ребятам погрузиться в мир музыки с помощью видео-контента и выполнения творческих заданий на сетевых ресурсах. К таким заданиям можно отнести:
  • выполнение несложных тренировочных on-line-тестовых заданий в увлекательной форме на закрепление терминов, понятий; на соотнесение прослушанного музыкального материала с жанровой основой, на сопоставление музыкальных произведений и произведений других видов искусств по эмоциональному фону и т.д. (например, на ресурсах LearningApps.org, Kahoot.it и т.д.);
  • разгадывание или составление on-line-кроссвордов на закрепление терминов (например, по нотной грамоте, по средствам музыкальной выразительности, по музыкальным жанрам и формам, по музыкальным инструментам и т.д.);
  • создание коллективного документа «Музыкальный словарик» с внесением в него изученных терминов и толкованием этих понятий (например, в Google-документах)
  • создание коллективного документа «Дневник музыкальных наблюдений», содержащего краткие эссе учащихся с анализом художественных образов музыкальных произведений по какому-либо разделу (например, в Googleдокументах);
  • размещение на виртуальной доске видеозаписи с исполнением детских попевок и песен под фонограмму или «плюсовку» и т.д.
  • Примеры типов заданий для учащихся основной школы (5-8 классы)
  • Приведенные примеры типов заданий, адресованные начальной школе, вполне могут применяться и в основной школе, однако этот список может быть дополнен примерами творческих заданий, обеспечивающих коллаборативное взаимодействие в группах и направленных на формирование указанных выше групп результатов. Здесь в пример можно привести творческие проектные работы с использованием ИК-технологий и применением ресурсов web 2.0 (редактируемый интернет) создание звукового коллажа на разные темы (например, «Галерея образов персонажей литературного произведения», «Многоликий Петербург» и т.д.) на основе ассоциативно подобранных фрагментов ранее изученных или новых музыкальных произведений;
  • создание видеороликов из коллекции картин, озвученных музыкальными произведениями соответствующего картинам образного строя по теме раздела УМК «Музыка и изобразительное искусство»;
  • подготовка музыкального лектория (цикла передач) на основе создания подкастов (например, о жизни и творчестве композиторов с подборкой их произведений в качестве звучащего фона; о многообразии музыкальных жанров классической и современной музыки; о художественных стилях и направлениях в области музыкального искусства с подборкой изученных музыкальных произведений в качестве звукового фона) для трансляции Школьной радиостанцией в рамках предметных недель Музыки;
  • создание красочных плакатов на электронных виртуальных досках с включенными текстовыми фрагментами, изображениями, аудио- и видеофрагментами, объединенных темой раздела УМК;
  • создание «Ленты времени» (например, посвященной жизненному и творческому пути композитора; посвященной становлению музыкальных жанров в разные музыкально-
  • исторические эпохи и т.д.);
  • составление каталога интернет-сайтов музыкальных театров и концертных залов Санкт-Петербурга и европейских стран, написание рецензий на эти сайты;
  • создание и ведение блогов от имени творческой личности (например, от имени композитора) «Если бы … вел дневник» и т.д;
  • ведение музыкальной страницы на сайте класса;
  • Несмотря на преобладание off-line коммуникации в условиях дистанционного обучения, все же актуальным для предмета «Музыка» остается живое общение on-line в рамках музыкально-слушательской и музыкально-исполнительской деятельности. Организация фасилитированных дискуссий в формате видеоконференций позволит обеспечить эту непосредственную коммуникацию по материалам прослушанных музыкальных произведений. При этом фасилитированная дискуссия разворачивается в логике подводящего диалога в технологии «Образ и мысль» и представляет собой анализ музыкального произведения по заданному алгоритму, заложенному в вопросах, с попыткой интерпретации художественного образа и его идейной направленности. Что касается музыкально-исполнительской деятельности в практике on-line обучения (организация вокально-хоровой работы или освоение основ элементарного инструментального музицирования «с нуля»), то в этой области возможности сетевых ресурсов и по-настоящему образовательный эффект весьма сомнительны. Это объясняется необходимостью при обучении формирования мышечных ощущений вокального и игрового аппарата у школьников при освоении вокально-хоровых и исполнительских навыков, что по-настоящему возможно только при непосредственном контакте учителя и ученика. Однако, с целью удовлетворения творческих потребностей, учащихся в практическом музицировании, возможными являются задания с видеозаписью исполнения песен или партий шумовых инструментов, если ранее у учащихся был опыт вокально-хоровой работы или инструментального музицирования. В дальнейшем эти записи можно применить при реализации проектов «Виртуальный хор» или «Виртуальный оркестр». Варианты контроля знаний при дистанционной форме обучения Среди современных методов организации контроля и оценивания образовательных результатов (знаний, умений, навыков, компетенций) дистанционному обучению, выстроенному по блочно-модульному типу, наиболее полно будет соответствовать рейтинговая накопительная система (РНС). Система оценивания по методике РНС включает инвариантную и вариативную части заданий, запланированных для учащихся на зачетный период (четверть/триместр). Инвариантная часть является обязательной для всех, поэтому только полное выполнение этой части заданий дает право на повышение результативности обучения посредством выполнения заданий вариативной части. Обязательная часть обычно формируется в виде заданий, где оцениванию подлежит степень овладения знаниями и предметными компетенциями. В дистанционном обучении формами контроля предметных знаний и компетенций могут быть:
  • on-line-тестирование с ограничением времени на выполнение тестовых заданий и без возможности повторного прохождения тестов;
  • написание музыкальных on-line-викторин с ограничением времени на их выполнение и без возможности повторного написания;
  • написание эссе в Google-документах с анализом художественного образа музыкальных произведений по заданному алгоритму;
  • публикация на виртуальных досках видеозаписи исполнения песен под фонограмму или «плюсовую» запись;
  • публикации на виртуальных досках видеозаписи исполнения партий шумовых инструментов в партитурах.
  • Вариативная часть позволяет обеспечивать зону ближайшего развития учащихся и выполняется по желанию. Она является накопительной, влияющей на промежуточный результат при оценивании, так как суммарно значительно добавляет баллы, способствуя повышению оценки, и может включать широкий спектр творческих заданий, стимулирующих познавательные потребности школьников и внутреннюю мотивацию к процессу обучения. Такими заданиями могут выступать задания с использованием ресурсов web 2.0: составление кроссвордов; подготовка мультимедийных проектов; вебквесты; подготовка on-line концерта; создание блогов от имени композиторов, исполнителей; создание главы в коллективном документе по определенной теме; работа с Google-картой, «Лентой времени»; работа в программе Learning Apps.org; создание фильмов stop-motionи т.д. Формами контроля результатов обучения в творческих заданиях вариативной части могут быть:
  • публикаций выполненных заданий, размещенных на виртуальных досках;
  • видеоконференции с презентацией и защитой творческих проектных работ;
  • on-line-концерты класса с исполнением песен, шумовых партитур;
  • аукцион театральных билетов, свидетельствующих о посещении филармонии, концертного зала и т.д.
  • Контрольное on-line-тестирование В соответствии со спецификой предмета «Музыка» задания в тестовой форме могут включать:
  • вопросы на выявление знаний теоретического блока по предмету в рамках программных требований;
  • практические задания на определение степени развитости музыкального мышления (слушание музыкальных произведений с целью анализа их музыкальных форм, средств выразительности в контексте выявления содержания и художественного образа произведения);
  • контрольные видеоматериалы на решение определенных ситуативных задач;
  • музыкальные викторины на выявление знаний программного музыкального материала;
  • задания творческого характера со свободно конструируемым ответом и т.д.
  • По итогам выполнения заданий в тестовой форме происходит комплексная проверка компетенций учащихся в различных видах музыкальной деятельности – информационно-познавательной, практической, творческой, которая обеспечивает учителю возможность всесторонней объективной оценки музыкальных учебных достижений школьников. Формы тестов могут быть представлены двумя видами: Задания закрытой формы – задания с представленными на выбор ответами, и задания открытой формы – задания, предполагающие самостоятельный поиск ответа. Задания закрытой формы классифицируются как:
  • задания с выбором ответа (задания с выбором одного правильного ответа; задания с выбором множества правильных ответов);
  • задания на установление соответствия;
  • задания на установление правильной последовательности.
  • Задания закрытой формы подразумевают конкретные ответы, поэтому каждый правильный ответ дает 1 балл, и, соответственно, по количеству заданий определяется максимально возможное количество баллов. Задания открытой формы также могут подразделяться в виде:
  • заданий на дополнение с ограничениями на ответ;
  • заданий со свободно конструируемым ответом.
  • В таких заданиях критериями оценивания должны быть:
  • логическая выстроенность рассуждений;
  • содержательность ответа по количеству озвученных позиций;
  • аргументированность ответа. При этом каждый из указанных критериев может иметь стоимость в виде «вилки» от одного до нескольких баллов в зависимости от сложности задания и оригинальности ответа. Контрольные on-line-викторины По форме данный тип задания напоминает тестирование на предмет знания музыкальных произведений и их авторов, выявления способности ориентироваться на слух в музыкальных тембрах инструментов. Викторина может быть организована по типу как закрытой, так и открытой формы. Оценивание осуществляется по тем же параметрам – правильность и полнота ответа. Каждая позиция ответа оценивается заранее определенным количеством баллов. Написание эссе Этот тип задания направлен на развитие мыслительной деятельности учащихся. Умение думать, размышлять - один из важнейших метапредметных результатов школьного образования. На уроках музыки этот вид деятельности может выстраиваться на художественном анализе прослушанных музыкальных произведений, на выражении своего отношения к творчеству композитора, на сопоставлении произведении разных видов искусств и раскрытии замысла этих произведений и т.д. Оценивание эссе сопровождается определенными затруднениями: какими баллами оценивать мысли учащихся, их мнения, достигнутый ими уровень восприятия музыки? Еще сложнее становится этот вопрос, когда речь заходит о чувствах детей и подростков, об их эмоциональном отношении к музыке, к жизни. Очень трудно определить с точки зрения оценки как ребенок чувствует музыку. Душу ребенка, его эмоциональность нельзя уместить в рамки системы от одного до пяти баллов. Наиболее уместными критериями оценивания эссе представляются критерии, применяемые к тестовым заданиям со свободно конструируемым ответом, которые были приведены выше. Исполнение песен При оценивании должны учитываться техническая и художественная стороны исполнения произведения. Техническая сторона включает:
  • уверенное знание текста песни;
  • четкое артикуляционное произношение;
  • правильное звукообразование;
  • владение разными видами дыхания (опорное, цепное);
  • чистота интонирования (чувство строя и ансамбля);
  • ритмическая точность исполнения;
  • соблюдение динамических нюансов.
  • Художественная сторона включает эмоциональность исполнения в соответствии с характером произведения, умение артистично подать образ. Учитывая разные музыкальные способности учащихся, следует провести предварительное выявление музыкальных данных каждого школьника, чтобы в дальнейшем объективно подходить к оцениванию вокальных возможностей детей. В данном виде деятельности целесообразно оценивать старание, активную позицию ребенка в работе над произведением, умение слышать и выполнять требования учителя. Фиксировать результаты оценивания можно с помощью таблицы, в которой по вертикали (с левой стороны) обозначаются предъявляемые требования к исполнению, а по горизонтали вводятся критерии от 0 до 3 баллов с пояснениями:
  • 0 баллов – требование не выполняется (отметка «2»);
  • 1 балл – требование выполняется частично, нет осознанного отношения к выполнению требования (отметка «3»);
  • 2 балла – присутствует осознанное отношение к работе, но требование выполняется
  • частично (отметка «4»);
  • 3 балла – осознанное включение в работу, требование выполняется (отметка «5»).
  • Далее приводится соотнесение оценки с количеством полученных баллов. В заключение всего изложенного следует отметить, что представленные варианты организации взаимодействия участников образовательного процесса (модель смешанного обучения, формат перевернутого класса) в условиях дистанционного обучения и формы заданий для учащихся будут соответствовать требованиям ФГОС, так как будут носить творческий характер и позволят обеспечить деятельностный подход при освоении учебного материала по предмету «Музыка».