"Преподавание темы "Жанры живописи" для дошкольников в системе дополнительного образования"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Преподавание темы "Жанры живописи" для дошкольников в системе дополнительного образования"
Автор: Павлова Ирина Анатольевна
муниципальное автономное образовательное учреждениедополнительного образования«Центр внешкольной работы»Россия, 660123, г. Красноярск, ул. Юности, 23тел/факс (8 391) 262-48-76, e-mail: udo_cvr@mailkrsk.ruПедагогический проект«Преподавание темы «Жанры живописи»для дошкольниковв системе дополнительного образования»Автор: Павлова И.А., методист МАОУ ДО ЦВРКрасноярск, 2023Основная цель воспитания дошкольников сформулирована в федеральной образовательной программе дошкольного образования (Приказ МПРФ № 1028 от 25.11.2022) – разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.Данное развитие возможно в процессе приобщения детей к богатству человеческой культуры, к опыту, накопленному предшествующими поколениями. Решить эту задачу можно при условии правильного выбора средств, которые позволят ребенку в ходе освоения культурно-исторического опыта стать субъектом собственной деятельности. Изобразительное искусство - составная часть этого опыта, играющая важную роль в становлении личности.В старшем дошкольном возрасте интенсивно развивается произвольное внимание, оно становится и более устойчивым, адекватным, целостным, осознанным. Это создает основу для развития последовательного и планомерного восприятия содержания картины.Меняются образные память и воображение, увеличивается объем сохраняемых представлений, они становятся осмысленными и четкими. В старшем дошкольном возрасте у детей формируется преднамеренное воображение, т.е. ребенок может строить и воплощать свой замысел. Дошкольники могут увидеть связи и отношения между предметами и явлениями, изображенными на картине, понимают язык живописи, т.е. художественный образ и выразительные средства, используемые живописцем.Образное мышление создает предпосылки для формирования логического мышления, Старший дошкольник способен сравнивать, сопоставлять, обобщать, высказывать логические суждения и делать относительно верные выводы. Старшие дошкольники могут эстетически оценить произведение, могут видеть в нем прекрасное или безобразное. У ребенка постепенно развиваются эстетические представления и чувства, на основе которых формируется творческое воображение. Вначале дети объясняют свое отношение к картине лишь одним словом – нравится. Им бывает трудно объяснить, почему понравилось то или иное произведение. Позже дети выделяют эстетическую и нравственную ценность содержания картины. Оценивая ценность произведения, они легко понимают, о чем рассказал художник в своей картине.В ходе работы по ознакомлению детей с живописью совершенствуются их представления о средствах выразительности - цвете, композиции, линии светотени и т.д. Они правильно воспринимают выразительные средства, как форму передачи содержания произведения, его настроения.Кроме цвета, дети легко воспринимают мимику лица, понимают это средство как выражение настроения произведения в целом, так и выражение нравственных взаимоотношений между людьми.Проблема: обучающиеся художественной направленности в возрасте 5-7 лет сталкиваются с рядом трудностей при изучении темы «Жанры живописи».Во-первых, ребята сталкиваются со сложностями в понимания содержания изображенного на картине, с пониманием того, что художник хотел изобразить. При этом надо понимать, что сложности могут быть как с самим пониманием содержания произведения, так и с ограниченностью словарного запаса, с речевыми проблемами ребенка.Во-вторых, стоит обратить внимание на художественные средства, которые использует художник при написании произведения. В-третьих, необходимо формировать у детей эмоционально-личностную оценку произведений. Цель проекта: Различать основные «Жанры живописи», опираясь на содержание изображения и давать им эмоционально-личностную оценку, учитывая художественные средства, выбранные автором произведения.Задачи:изучить видео-материалы по темевыделить основные жанры живописи и вывести определение жанров выяснить художественные средства, которые художник применяет при написании произведенийдать эмоционально-личностную оценку произведений разных жанровсоздать свои работы в разных жанрах живописи и презентовать ихТип проекта – познавательно-творческий, групповой.Срок реализации проекта – проект краткосрочныйПланируемый результатОбучающиеся после реализации проекта смогут:разводить работы по жанрам живописи (натюрморт, портрет, пейзаж);описывать содержание изображенного художником на картине;указывать на художественные средства, приемы, которые использовал художник при написании работы;давать простую личностно-эмоциональную оценку художественным произведениям.Презентация результатов проекта - мини-выставка работ участников проекта.Оснащение проекта:видео материалы (фрагмент из мультфильма "Пластилиновая ворона" (Если видишь на картине);презентации «Натюрморт», «Пейзаж», «Портрет»;печатные иллюстрации работ художников, написанных в разных жанрах;бумага, краски для творчества;компьютер;проектор;выставочное помещениеРеализация проекта: