"Наблюдение. Основной метод работы Монтессори-педагога".


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Наблюдение. Основной метод работы Монтессори-педагога".
Автор: Мария Владимировна Лузун

"Наблюдение. Основной метод работы Монтессори-педагога". «Все, что было беспорядочным и неустойчивым в сознании ребенка, вдруг начинает организовываться в духовное существо, удивительные качеств которого воспроизводятся в каждом индивидууме»- так писала М. Монтессори. Так давайте поговорим об основном методе работы Монтессори-педагога. Конечно, это наблюдение. Вы знаете, что наблюдение - это целенаправленное и планомерное восприятие процесса, объекта, результаты которого фиксируются наблюдателем - исследователем. Наблюдение может быть отстранённым и включённым. Во время отстранённого наблюдения взрослые стараются не вмешиваться в действия ребёнка, даже если это конфликт (конечно, если он не выходит за рамки и не угрожает здоровью и жизни). А включенное наблюдение – это процесс сбора точной и объективной информации во время свободной работы детей с Монтессори-материалами, игр на свежем воздухе, в процессе творческой деятельности, а также поведении детей в ежедневных бытовых ситуациях при одновременном активном участии в них самого педагога. Включённое наблюдение допускает возможность совместной игры, вопросов, заданий ребёнку со стороны взрослого. Во-первых, это даёт понимание уровня актуального развития, во вторых позволяет выявить зону ближайшего развития. Для нас наблюдение является смыслом постоянной педагогической работы, ведь мы ежеминутно наблюдаем спонтанные проявления ребенка, изменения его настроения, эмоциональные реакции. И делаем мы это не ради постановки диагноза или какого-либо терапевтического действия, а ради желания увидеть и понять уникальность каждой детской жизни. В основе наблюдений за детьми — это уважение к уникальности и целостности личности ребёнка, понимание и принятие его индивидуальных особенностей. Мы наблюдаем жизнь детей, чтобы понять, что происходит с каждым ребенком, увидеть динамику в его развитии, определить его потребности, интересы и умения, внести изменения в среду группы, найти способы, позволяющие наилучшим образом решать проблемные ситуации, признание за ребенком права на самостоятельные действия даже в том случае, если они ведут к ошибкам. Каким должен быть процесс наблюдение вы можете увидеть на слайде. Таким образом, процесс наблюдения должен быть целенаправленным, постоянным, объективным, интегрированным, рефлексивным, описательным и достоверным. Наша позиция педагога как участника группы требует от нас включенного наблюдения. Однако мы можем как быть участником совместно-разделенной деятельности с детьми, так и наблюдателем за их жизнью со стороны. Стиль работы Монтессори-педагога похож на стиль любого исследователя. Сначала кропотливо и терпеливо собираются объективные факты, затем они анализируются, и педагог приходит к определенным выводам о направлениях дальнейшей работы. Специально подготовленная среда предназначена не только для свободной работы детей, ее готовит педагог-исследователь, как свое рабочее место, как настоящую научную лабораторию, в которой он собирается изучать жизнь детей. Мария Монтессори безусловно права, когда говорила, что «взрослые должны дать ребенку право действовать самостоятельно». Ведение дневников — процесс, требующий постоянной точной фиксации происходящего с ребенком. Так же надо уметь записывать свои наблюдения в дневник и интерпретировать записанное с точки зрения педагога-исследователя, а не просто внимательного наблюдателя. У нас в группе дневник ведется ежедневно. Мы ведем его в виде таблицы на неделю, где отмечаем – каким материалом работал ребенок в течении дня, допускал ли ошибки; так же отмечаем кому и какую презентацию дали.Информацией, содержащейся в дневниках педагогических наблюдений, могут воспользоваться и родители. Это дает им возможность больше узнать о потребностях своих детей, сильных сторонах их деятельности и характере выстраивания отношений с другими людьми. Такой обмен информацией способствует плодотворному партнерства нас с родителями в воспитании детей. Индивидуальная карта достижений ребенкаВ нашей группе, два раза в год, в сентябре и мае, мы заполняем карты достижений детей по специальной схеме опосредованного исследования их развития. Наблюдая свободную деятельность детей, мы определяем уровень развития каждого ребенка на данный момент и выявляем динамику изменений, сопоставляя результаты наблюдений с предыдущими записями. В «Индивидуальная карте достижений ребенка» прописаны подробно все критерии в каждом из 5 разделов развития. Она содержит 5 основных разделов анализа и оценки развития: • социально-коммуникативное развитие, • познавательное развитие, • речевое развитие, • художественно-эстетическое развитие, • двигательное развитие. В «Индивидуальной карте достижений ребенка» применяется трехуровневая шкала педагогической оценки развития, которая имеет условные обозначения: если мы видим, что у ребенка один из критериев отсутствует, например Способен сам выбрать себе работу, то мы ставим 0. Если ребенок начал проявлять эту способность в последнее время – ставим 1, а если ребенок проявляет эту способность уверенно, то уже 2.Т.е. карта достижений ребенка дошкольного возраста сама показывает нам, с помощью каких предметов специально подготовленной развивающей среды можно измерить те или иные достижения ребенка. Меняя или варьируя дидактические материалы в среде и наблюдая интерес к ним детей, можно наиболее точно зафиксировать процесс развития каждого ребенка и становление группы детей в целом. Портфолио детских работ Поговорим не много о значимой детской копилке. Портфолио. Портфолио – это, прежде всего копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.Важная цель портфолио – увидеть картину значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ребенка в широком образовательном контексте, показать его способность практически применять приобретенные знания и умения. Формирование личности ребёнка. Деятельностный подход, на котором выстраивается дидактика системы Марии Монтессори, предполагает сохранение продуктов деятельности детей, придание им особой ценности. Мы предложили нашим детям и родителям в группе подойти творчески к созданию своего портфолио – оформить обложку, титульный лист. В портфолио дети вкладывают свои работы: рисунки, гербарии, первые написанные ребенком цифры, буквы и слова, записки детей, фотографии детских поделок, а также фотоснимки детей за работой в разные периоды, дипломы с творческих конкурсов, спортивных соревнований. Коллекция детских работ периодически анализируется в соответствии с поставленной задачей. Например, мы выделяем из коллекции ребенка его письменные работы и анализируем их с точки зрения формирования навыка письма. Подобным образом мы можем исследовать развитие навыков элементарного счета и способов их записи, навыков ручного труда, анализировать, как отражает ребенок образ самого себя и окружающего мира через рисунок, а также другие темы. Портфолио наглядно демонстрирует прогресс в развитии ребенка наряду с дневниками педагогических наблюдений и картой достижений ребенка. Особой ценностью портфолио обладает и для самого ребенка, который, разглядывая историю своей жизни в детском саду через собственные работы, формирует и укрепляет свою самооценку и стремление сравняться в знаниях и умениях со сверстниками. Любой документ детского портфолио является результатом умения ребенка довести начатое дело до конца и естественным образом, без взрослых назиданий, приучает детей ценить сам труд и его результаты.В заключении хочу сказать, что глубокая концентрация внимания, которая появляется у ребенка, когда он работает в подготовленной среде с материалами, которые отвечают его потребностям в познании мира, не только стимулируют его развитие, но и приводят к изменениям в его поведении. Ребенок становится дисциплинированным, социально сознательным, сконцентрированным.