"Наблюдение. Основной метод работы Монтессори-педагога".
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Наблюдение. Основной метод работы Монтессори-педагога".
Автор: Мария Владимировна Лузун
"Наблюдение. Основной метод работы Монтессори-педагога". «Все, что было беспорядочным и неустойчивым в сознании ребенка, вдруг начинает организовываться в духовное существо, удивительные качеств которого воспроизводятся в каждом индивидууме»- так писала М. Монтессори. Так давайте поговорим об основном методе работы Монтессори-педагога. Конечно, это наблюдение. Вы знаете, что наблюдение - это целенаправленное и планомерное восприятие процесса, объекта, результаты которого фиксируются наблюдателем - исследователем. Наблюдение может быть отстранённым и включённым. Во время отстранённого наблюдения взрослые стараются не вмешиваться в действия ребёнка, даже если это конфликт (конечно, если он не выходит за рамки и не угрожает здоровью и жизни). А включенное наблюдение – это процесс сбора точной и объективной информации во время свободной работы детей с Монтессори-материалами, игр на свежем воздухе, в процессе творческой деятельности, а также поведении детей в ежедневных бытовых ситуациях при одновременном активном участии в них самого педагога. Включённое наблюдение допускает возможность совместной игры, вопросов, заданий ребёнку со стороны взрослого. Во-первых, это даёт понимание уровня актуального развития, во вторых — позволяет выявить зону ближайшего развития. Для нас наблюдение является смыслом постоянной педагогической работы, ведь мы ежеминутно наблюдаем спонтанные проявления ребенка, изменения его настроения, эмоциональные реакции. И делаем мы это не ради постановки диагноза или какого-либо терапевтического действия, а ради желания увидеть и понять уникальность каждой детской жизни. В основе наблюдений за детьми — это уважение к уникальности и целостности личности ребёнка, понимание и принятие его индивидуальных особенностей. Мы наблюдаем жизнь детей, чтобы понять, что происходит с каждым ребенком, увидеть динамику в его развитии, определить его потребности, интересы и умения, внести изменения в среду группы, найти способы, позволяющие наилучшим образом решать проблемные ситуации, признание за ребенком права на самостоятельные действия даже в том случае, если они ведут к ошибкам. Каким должен быть процесс наблюдение вы можете увидеть на слайде. Таким образом, процесс наблюдения должен быть целенаправленным, постоянным, объективным, интегрированным, рефлексивным, описательным и достоверным. Наша позиция педагога как участника группы требует от нас включенного наблюдения. Однако мы можем как быть участником совместно-разделенной деятельности с детьми, так и наблюдателем за их жизнью со стороны. Стиль работы Монтессори-педагога похож на стиль любого исследователя. Сначала кропотливо и терпеливо собираются объективные факты, затем они анализируются, и педагог приходит к определенным выводам о направлениях дальнейшей работы. Специально подготовленная среда предназначена не только для свободной работы детей, ее готовит педагог-исследователь, как свое рабочее место, как настоящую научную лабораторию, в которой он собирается изучать жизнь детей. Мария Монтессори безусловно права, когда говорила, что «взрослые должны дать ребенку право действовать самостоятельно». Ведение дневников — процесс, требующий постоянной точной фиксации происходящего с ребенком. Так же надо уметь записывать свои наблюдения в дневник и интерпретировать записанное с точки зрения педагога-исследователя, а не просто внимательного наблюдателя. У нас в группе дневник ведется ежедневно. Мы ведем его в виде таблицы на неделю, где отмечаем – каким материалом работал ребенок в течении дня, допускал ли ошибки; так же отмечаем кому и какую презентацию дали.Информацией, содержащейся в дневниках педагогических наблюдений, могут воспользоваться и родители. Это дает им возможность больше узнать о потребностях своих детей, сильных сторонах их деятельности и характере выстраивания отношений с другими людьми. Такой обмен информацией способствует плодотворному партнерства нас с родителями в воспитании детей. Индивидуальная карта достижений ребенкаВ нашей группе, два раза в год, в сентябре и мае, мы заполняем карты достижений детей по специальной схеме опосредованного исследования их развития. Наблюдая свободную деятельность детей, мы определяем уровень развития каждого ребенка на данный момент и выявляем динамику изменений, сопоставляя результаты наблюдений с предыдущими записями. В «Индивидуальная карте достижений ребенка» прописаны подробно все критерии в каждом из 5 разделов развития. Она содержит 5 основных разделов анализа и оценки развития: • социально-коммуникативное развитие, • познавательное развитие, • речевое развитие, • художественно-эстетическое развитие, • двигательное развитие. В «Индивидуальной карте достижений ребенка» применяется трехуровневая шкала педагогической оценки развития, которая имеет условные обозначения: если мы видим, что у ребенка один из критериев отсутствует, например Способен сам выбрать себе работу, то мы ставим 0. Если ребенок начал проявлять эту способность в последнее время – ставим 1, а если ребенок проявляет эту способность уверенно, то уже 2.Т.е. карта достижений ребенка дошкольного возраста сама показывает нам, с помощью каких предметов специально подготовленной развивающей среды можно измерить те или иные достижения ребенка. Меняя или варьируя дидактические материалы в среде и наблюдая интерес к ним детей, можно наиболее точно зафиксировать процесс развития каждого ребенка и становление группы детей в целом. Портфолио детских работ Поговорим не много о значимой детской копилке. Портфолио. Портфолио – это, прежде всего копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.Важная цель портфолио – увидеть картину значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ребенка в широком образовательном контексте, показать его способность практически применять приобретенные знания и умения. Формирование личности ребёнка. Деятельностный подход, на котором выстраивается дидактика системы Марии Монтессори, предполагает сохранение продуктов деятельности детей, придание им особой ценности. Мы предложили нашим детям и родителям в группе подойти творчески к созданию своего портфолио – оформить обложку, титульный лист. В портфолио дети вкладывают свои работы: рисунки, гербарии, первые написанные ребенком цифры, буквы и слова, записки детей, фотографии детских поделок, а также фотоснимки детей за работой в разные периоды, дипломы с творческих конкурсов, спортивных соревнований. Коллекция детских работ периодически анализируется в соответствии с поставленной задачей. Например, мы выделяем из коллекции ребенка его письменные работы и анализируем их с точки зрения формирования навыка письма. Подобным образом мы можем исследовать развитие навыков элементарного счета и способов их записи, навыков ручного труда, анализировать, как отражает ребенок образ самого себя и окружающего мира через рисунок, а также другие темы. Портфолио наглядно демонстрирует прогресс в развитии ребенка наряду с дневниками педагогических наблюдений и картой достижений ребенка. Особой ценностью портфолио обладает и для самого ребенка, который, разглядывая историю своей жизни в детском саду через собственные работы, формирует и укрепляет свою самооценку и стремление сравняться в знаниях и умениях со сверстниками. Любой документ детского портфолио является результатом умения ребенка довести начатое дело до конца и естественным образом, без взрослых назиданий, приучает детей ценить сам труд и его результаты.В заключении хочу сказать, что глубокая концентрация внимания, которая появляется у ребенка, когда он работает в подготовленной среде с материалами, которые отвечают его потребностям в познании мира, не только стимулируют его развитие, но и приводят к изменениям в его поведении. Ребенок становится дисциплинированным, социально сознательным, сконцентрированным.