Задание Конспект индивидуальной беседы с родителем ребенка Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Задание Конспект индивидуальной беседы с родителем ребенка Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста.
Автор: Савельева Анастасия Юрьевна

Задание Конспект индивидуальной беседы с родителем ребенкаТЕМА:Формирование навыков самообслуживания у детей младшегодошкольного возраста. План1. С учетом результатов анализа проведенного наблюдения за ребенком по овладению навыками самообслуживания, составьте беседу с родителями.2. Сформулируйте цель беседы, основываясь на программном содержании данной возрастной группы и результатах наблюдения за ребенком.3. Укажите необходимое взаимодействие с воспитателями группы и другими сотрудниками.4. Сформулируйте рекомендации родителям по выявленной проблеме.Требование к структуре беседы с родителями ребенка1. Тема.2. Указание возраста ребенка.3. Цель4. Предварительная работа.5. Средства6. Ход проведения.7. Итог.8. Список используемых источников при подготовке консультации.АктуальностьКультурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, она продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что если они регулярно будут соблюдать эти правила, то у них проявляется уважение к окружающим и возникнет представление о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, не будет одобрен окружающими людьми. Кроме того, воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. Воспитание навыков самообслуживания у маленьких детей — длительный процесс, требующий от воспитателя знания психологии малышей и большого терпения. Поэтому работу по формированию у детей навыков самообслуживания мы начинаем с первых дней учебного года. Выяснилось, что только несколько детей могут одеваться и раздеваться самостоятельно, у основной же массы детей отсутствовали не только элементарные навыки самообслуживания, но и желание что-либо делать самостоятельно из-за того что родители чрезмерно опекают детей, все за них делают сами. Малейшие попытки ребенка самостоятельно что-либо сделать иногда жестко пресекаются родителями в нашем присутствии; родители уверены что они это сделают лучше, а главное быстрее. Оказалось, что семьдесят процентов родителей не придают серьезного значения воспитанию самостоятельности у детей, считая их слишком маленькими. Другие, понимая значение воспитания самостоятельности в развитии ребенка, проявляют нетерпение и делают за ребенка то, с чем он может справиться сам. Объясняют они это тем, что утром спешат на работу, а вечером устают и медлительность детей их раздражает. Лишь некоторые молодые родители, которые живут одни, без бабушек и дедушек, приучают своих детей к самообслуживанию. Понимая, что достичь успеха в формировании навыков самообслуживания можно только в том случае, если нас поддержат родители, мы в первые же дни организовали ряд консультаций, индивидуальные беседы, во время которых объяснили родителям, что семья — первая ступень, где формируется характер ребенка, его нравственные качества, моральные представления, привычки, жизненно необходимые навыки.Цель : Формирование культурно гигиенических навыков и самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста.Задачи:
  • Укрепить связи между детским садом и семьёй в вопросах формирования у детей культурно Развитие культурно-гигиенических навыков, формирование простейших навыков поведения во время еды, умывания;
  • Формирование привычки следить за своим внешним видом, умения правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой, носовым платком;
  • Формировать начальные представления о ценности здоровья, что здоровье начинается с чистоты тела, что чистота-красота-здоровье – это неразделимые понятия;
  • Формировать потребность в соблюдение навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни;
  • Проблема: Не достаточно развиты у детей культурно гигиенические навыки.Участники проекта: дети младшей группы, родители, воспитатели.Прогнозируемый результат: Дети от 3–4 лет должны:Следить за своим внешним видом. Пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания. Вешать полотенце на место, пользоваться расчёской и носовым платком. Правильно пользоваться столовой и чайной ложками, салфеткой; не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом. Предполагаемый результат для родителей: Повышение знаний для обеспечения успешного развития детей. Получение консультаций по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков. Укрепление связей между детским садом и семьёй. Изменение позиции родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей. Провести индивидуальную беседу с родителями в младшей группе.Возможности проекта для воспитателей Повышение знаний по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста. Формирование валеологической культуры, изменение отношения педагога к своему здоровью. Улучшение отношений между детьми. Укрепление связи с родителями. Индивидуальная беседа с родителями в младшей группена тему: «Воспитание у детей младшего дошкольного возраста навыков в самообслуживании»Форма проведения: практикум.Участники: родители, воспитатели, педагог-психолог.Цели:- Развивать интерес к познанию своего ребенка, содействовать активному взаимодействию с ним.- Эмоциональное сближение всех участников образовательного процесса, организация их общения в неформальной обстановке.- Формировать умение критично оценивать себя как родителя, свою воспитательскую деятельность.Предварительная работа: беседы с воспитателями, родителями, наблюдения за детьми, мониторинг.- Разработка сценария.План:Просмотр презентации на тему: «Воспитание у детей младшего дошкольного возраста навыков в самообслуживании».Упражнение «Как быть?».Игра «Клубок умений и навыков».Игра «Острое блюдо».Добрый вечер, уважаемые родители!Сегодня мы расскажем, как привить ребёнку навыки самостоятельности в самообслуживании. Но что такое самостоятельность и самообслуживание?Самостоятельность – ценное и очень нужное качество. Воспитывать его необходимо с раннего детства. Дети очень активны и часто стремятся выполнять действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддерживать детей в этом.В помощь Вам, уважаемые родители, есть мы – педагоги и ваши воспитатели. Наши задачи это: сформировать новые умения и навыки, закрепить уже имеющиеся; воспитывать уважение к труду; умение своими силами достигать результата, развивать чувство удовлетворения от проделанной работы, уверенность в том, что если постараться, то многое можно сделать самому.В детском саду дети участвуют в различных видах труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой, труд в природе, ручной труд. Мы подробнее остановимся на таком виде труда, как самообслуживание.Самообслуживание – труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей. Трудовое воспитание маленьких детей начинается с самообслуживания: умывание, снимание и надевание одежды в определённой последовательности, расстёгивание и застёгивание пуговиц, обуви, складывание одежды.В процессе самообслуживания у детей формируются самостоятельность, трудолюбие, аккуратность, бережное отношение к вещам, культура поведения. Овладев навыками самообслуживания, ребенок не только может обслужить себя, но и приучается к аккуратности.Воспитание навыков самообслуживания у маленьких детей — длительный процесс, требующий от родителя и воспитателя знания малышей и большого терпения. Известно, что ребенок трех лет при хорошем педагогическом руководстве может многое сделать самостоятельно.Упражнение «Как быть?» (обсудим):Цель: дать родителям возможность поделиться своим опытом с другими родителями, выявить ошибки и разобрать их.1.Трехлетний Ваня с усердием надевает колготы. Трудное занятие для малыша. После долгих усилий колготы почти надеты, но… наизнанку. Мать прекращает, как она говорит “эту бесцельную возню”, быстрым движением с раздражением стягивает с ребёнка колготы и натягивает их сама. Малыш начинает кричать: ”Сам! Я сам!”. Мать строго говорит: ”Сиди спокойно! Не умеешь, а кричишь ”сам”. Вопросы: Правильно ли поступила мама? Каковы последствия такого поведения мамы? Бывали ли подобные ситуации у вас? Как вы выходили из них? Как лучше вести себя в таких ситуациях?2. Другая ситуация. Кате 3,5 года, она категорически отказывается сама одеваться. Аргументирует свой протест тем, что она еще маленькая. Вопрос: Почему так происходит? Посоветуйте, как быть родителям в сложившейся ситуации. Поэтому работу по формированию у детей второй младшей группы навыков самообслуживания мы начинаем с первых дней учебного года.Начали с выяснения умений воспитанников. Дети, пришедшие из яслей, сами надевают колготы, рубашку, брюки. Однако все не знают, в какой последовательности надо одеваться и раздеваться. У детей, пришедших из дома, отсутствуют не только элементарные навыки самообслуживания, но и желание что-либо делать самостоятельно.Из бесед с родителями мы узнали, что они чрезмерно опекают детей, все за них делают сами. Поэтому стремление детей к самостоятельности, проявляющееся у них уже в начале третьего года жизни, не поддержанное своевременно, было утрачено. В первые дни дети, пришедшие из яслей, сосредоточенно одеваются, а пришедшие из семьи во время одевания играют, разговаривают, ссорятся, дожидаясь, когда их оденут взрослые. Вот этим детям в первые дни мы и уделили особое внимание.В программе младшей группы говорится, что у малышей нужно формировать простейшие навыки самообслуживания: научить их есть самостоятельно, умываться, одеваться и раздеваться. Эти требования умещаются в программе в нескольких строках, но какую нужно вложить кропотливую работу, чтобы их реализовать! Необходимо продумать все мелочи, знать каждого ребенка и его родителей.Петли на одежде должны быть удобными для застегивания и расстегивания, чтобы все застежки были по возможности спереди, а не сзади, рукава на платьях и кофтах легко закатывались, шнурки на обуви были с твердыми наконечниками.С первых же дней пребывания детей в детском саду мы стараемся понять отношение родителей к трудовому воспитанию малышей. Результаты этой работы нас очень встревожили. Выяснилось, что родители не придают серьезного значения воспитанию самостоятельности у детей и, считая их слишком маленькими, стараются все сделать за них сами. Другие, понимая значение воспитания самостоятельности в развитии ребенка, все же проявляют нетерпение и делают за ребенка то, с чем он может справиться сам. Объясняют они это тем, что утром спешат на работу, а вечером устают, и медлительность детей их раздражает. Только в некоторых семьях молодые родители, которые живут одни, работают, приучают маленьких детей к труду по самообслуживанию.Понимая, что достичь успеха в формировании навыков самообслуживания можно только в том случае, если нас поддержите вы, уважаемые родители. Семья — первое общество, где формируется характер ребенка, его нравственные качества, моральные представления, привычки, жизненно необходимые навыки.Как происходит формирование навыков самообслуживания? Обязательно с прямого показа действия с объяснением. Затем взрослый выполняет действия вместе с детьми.При формировании любого навыка надо обучать детей определенным действиям. Без этого формирование навыков самообслуживания немыслимо. Младших детей необходимо учить застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Большое значение при этом мы придаем многократным упражнениям ребенка в выполнении этих действий.Можно изготовить или приобрести красочные, интересные по сюжету плоскостных пособий, на которых ребёнок бы учился шнуровке и застегиванию. Организуя действия детей с этими пособиями, следите, чтоб они не занимались с ними долго, так как однообразные действия могли привести к потере интереса, к переутомлению.Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, наша с вами задача именно через игру научить детей самообслуживанию. Большое значение по формированию этих навыков является чтение и обыгрывание литературных произведений, потешек по теме. Старайтесь организовать игру так, чтобы дети в играх овладевали умениями, необходимыми в самообслуживании. Одевание кукол, расстегивания одежды, несколько замедляя действия и сопровождая их пояснениями – тоже выход. В совместной с ребенком игре предлагайте ему выполнить то или иное действие.Через такой вид труда, как самообслуживание, ребёнок впервые устанавливает отношения с окружающими людьми, осознаёт свои обязанности. Становится более уверенным в своих силах, воспитывается такая черта как самостоятельность. Постоянство требований обеспечивает прочность навыков, повышает работоспособность, выносливость организма. Развивает ловкость, координацию движений, доставляет эстетическое удовлетворение.Одевание - это важный процесс в воспитании. Ребенок учится трудиться, аккуратности, опрятности, узнает названия предметов одежды, развивается моторика рук, закрепляется название частей тела, цвета, учится соотносить одежду с изменениями погоды.Необходимо знать о правилах одевания и раздевания. Прежде всего, учите детей последовательно и рационально выполнять действия. Объясняйте, например, что прежде чем надеть гольфы, надо собрать их гармошкой, а надевать начинать с носка; прежде чем обуваться, туфли надо поставить так, чтобы они «смотрели друг на друга, а не сердились бы, не отворачивались»; чтобы правильно надеть платье, свитер, нужно сначала определить, где у них перед; куртку следует вначале разложить, а потом надевать, и т. д. Одновременно с объяснением показывали детям, как собрать гармошкой гольфы и правильно натянуть их, как определить перед платья (по пуговицам, по вороту и т. п.) и как правильно надеть его. Одежда и обувь должны быть удобными, эстетичными и практичными. Желательна обувь не на шнурках, а на липучке; не перчатки, а варежки. Одежда и нижнее белье ребенка ежедневно должны быть чистыми и опрятными; в шкафчике ребенка всегда должна быть сменная одежда и нижнее белье; одежда должна соответствовать размеру ребенка. Все это помогает детям быстрее овладеть необходимыми навыками одевания.По мере овладения навыками одевания и раздевания переходим от непосредственной помощи к напоминанию, стараемся делать это ненавязчиво. Например, если ребенок неправильно надевал колготы, говорите ему: «Проверь и положи их на колени так, чтобы сверху был один шов». Обучая детей навыкам самообслуживания, не забывайте о таком эффективном приеме, как поощрение. Одобряя действия малыша, воспитатели привлекали внимание остальных детей к тому, что он сам что-то сделал, например, надел колготы и туфли. Говорите: «Вот видишь, сегодня постаралась — у тебя все и получилось». Поощрения вызывают у ребенка чувство радости, создают уверенность в том, что он может, умеет сам что-то делать, побуждают его к проявлению усилий, к самостоятельности. Одобряйте и тех, кто еще вчера не справлялся с каким-либо действием, а сегодня выполнил его самостоятельно. Однако следует помнить, что похвала — дело тонкое, и если она часто применяется, то может отрицательно сказаться на формировании характера. Поэтому мы иногда говорим тому или иному ребенку: «Правильно, что сделал сам. Ты должен уметь делать это для себя». Мы стремимся создать в группе обстановку доброжелательности, поощряем взаимопомощь детей, одобряем тех, кто по собственному желанию приходит на помощь товарищам.Формируя навыки самообслуживания, воспитывайте и бережное отношение к вещам. Показывайте и рассказывайте, как надо складывать вещи, вешать в шкаф. Иногда, используйте художественную литературу. Так, заметив, что кое-кто из мальчиков неаккуратно складывает вещи в шкаф, решили прочитать в свободное от занятий время книгу К. И. Чуковского «Федорино горе». Произведение оказало должное впечатление. Дети нередко вспоминали его содержание в нужный момент. Так, применяя различные приемы, достигнем к концу года того, что дети в хорошем темпе станут дружно одеваться на прогулку.Учите самостоятельности детей и во время еды, используя такие приемы, как показ с пояснением. Так, обедая за одним столом с детьми, показывайте, как правильно есть, как держать ложку, предлагайте взять ложку так, как это делаете вы. Используйте игровые приемы. Например, внесите новую куклу, Петрушку, который очень хотел научиться правильно, держать ложку, просил показать кукле Степашке, как надо держать ложку. Ребёнок должен пользоваться как минимум ложкой (к концу 4-го года жизни вилкой), правильно держать её в руках. Справиться с ложкой – нужное умение, можно сказать – жизненно важное.Сервируйте стол на белоснежных салфетках, и дети сразу же начнут стараться не испачкать их, не крошить хлеб. Обучая детей мыть руки, взрослый заворачивает рукава своей одежды, намыливает руки, трет их, смывает мыло, вытирает руки и только после этого побуждает детей повторить все операции в той же последовательности.Показывайте, как нужно «отжать» руки над раковиной, чтобы не забрызгать окружающих и пол, как пользоваться полотенцем и тщательно вытирать. Затем предлагайте ребёнку попробовать сделать то же. Умение пользоваться туалетом проходит под присмотром взрослого (снимает нижнее бельё, штанишки, садится на унитаз, надевает нижнее бельё и штанишки сам). Так же необходимо учить ребёнка самостоятельно пользоваться туалетной бумагой.Естественно, дети неодинаково быстро усваивают правила и действия, которым мы их учим. Но у каждого ребенка при правильном воспитании вырабатывается стремление все делать самостоятельно. Игра «Клубок умений и навыков».Цель: помочь осознать родителям, что ребёнок умеет, что должен и к чему необходимо стремиться.Инструкция. Продолжите предложение: «Мой ребёнок умеет или делает …»Игра «Острое блюдо».Цель: дать родителям возможность поделиться своим опытом с другими родителями, выявить ошибки и разобрать их.1.Марину забирает бабушка, которая очень любит помогать. Даже если Марина сама одевается, бабушка так и рвется ей помочь. В результате ребенок стал бегать за помощью по поводу каждой мелочи в одежде. 2.Андрюше 2 года 10 месяцев, он умеет мыть руки, вытираться полотенцем – делает это с удовольствием, используя при этом стишки и потешки. С одеванием возникают проблемы – как его заинтересовать? 3. На улице похолодало, стали одевать теплую одежду и начались капризы – колготки не одену, штаны не хочу и т.п. Когда одеваю сама – успокаивается. Что произошло? 4. Собиралась с дочкой на улицу. Дала ей одежду. А сама пошла на кухню. Через 15 минут вернулась – она не только не оделась, но и все вещи перепутала. В саду одевается сама. Почему так получилось?“Из всех творений самое прекрасное - получивший прекрасное воспитание человек”. (Эпиктет – античный философ)Спасибо за внимание!СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
  • Аршавский, И.А. Ваш ребенок. У истоков здоровья [Текст] И.А. Аршавский. – М., 1992. – 40 с.
  • Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с.
  • Божович, Л.И. Психическое развитие школьника и его воспитание. [Текст] / Л.И. Божович, Л.С. Славина. – М., 1979.
  • Калинина, Р.Р. Психологическая диагностика в детском саду [Текст] / Р.Р. Калинина. – СПб: Речь, 2003. – 144с.
  • Кулагина, Ю.П. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека [Текст] / Ю.П. Кулагина, В.Н. Кольцкий. – М.: Сфера, 2002. – 464с.
  • Любина, Г. Монтессори – материалы [Текст] Г. Любина // Ребенок в детском саду. – 2002 – № 3 – с. 30.
  • Люблинская, А.А. Детская психология [Текст] / А.А. Люблинская. – М, 1971. – 315 с.
  • Мухина, В.С. Возрастная психология [Текст] / В.С. Мухина. – М.: Владос, 1998. – 328 с.
  • Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. [Текст] / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования.
  • Эриксон, Э.Г. Детство и общество / Пер. с англ. [Текст] / Э.Г. Эриксон. – СПб.: Летний сад, 2000. – 245 с.