"Лепбук" как инновационная технология во взаимодействии с родителями первой младшей группы
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Лепбук" как инновационная технология во взаимодействии с родителями первой младшей группы
Автор: Дубровская Анна Максимовна, Печенина Алла Константиновна
1. Вступительное словоДобрый день, уважаемые коллеги, мы рады приветствовать вас. Тема нашего выступления «Лэпбук» как инновационная технология во взаимодействии с родителями первой младшей группы.Мы решили поделиться с вами нашим опытом работы с детьми и родителями при помощи инновационной формы работы, а именно - создание и использование лэпбука.Для начала предлагаем разобраться, что же означает понятие «лэпбук».Что же такое лэпбук? Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap – колени, book - книга). Лэпбук – сравнительно новое средство обучения. Адаптировала его под наш менталитет Татьяна Пироженко. Она разрабатывала эту технологию для занятий со своим ребенком и предложила использовать ее в исследовательской работе с детьми. Лэпбук :-информативен;- полифункционален;-пригоден к использованию одновременно группой детей;-обладает дидактическими свойствами;-является средством художественно-эстетического развития ребенка;-обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.Лэпбук выглядит как интерактивная книжка, папка, информация в которой представлена в виде открывающихся окошек, кармашек вынимающихся и разворачивающихся листочков и прочих забавных деталей. Они, с одной стороны, призваны привлечь интерес ребенка к самой папке. А с другой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме.Как мы пришли к идеи использования лэпбука в работе с родителями?На современном этапе появилось понятие «вовлечение родителей» в деятельность дошкольного учреждения, т. е. их активное участие в работе детского сада, которое, с одной стороны, оказывает влияние на его функционирование и развитие, а с другой повышает педагогическую компетентность самих родителей. Но, традиционные формы работы современным активным родителям малоинтересны. Поэтому изучив и рассмотрев множество различных техник и технологий работы с родителями, мы выбрали одну из эффективных форм, это работу по созданию лэпбука. Для привлечения родителей к сотрудничеству было включено три этапа:- первый этап начался с ознакомления родителей с новой технологией и ее особенностями. Проведены консультации «Лэпбук – это интересно», «Создание лэпбука: с чего начинать?» а так же проведен мастер – класс для родителей по созданию лэпбука, целью которого было познакомить их с алгоритмом изготовления;- основной этап – родители совместно с детьми создавали лэпбук в домашних условиях;- и на заключительном этапе была организованна выставка – презентация лэпбуков. Подробнее об этих этапах расскажет Алла Константиновна.2. Практическая И так. С чего начать? Как изготовить лэпбук?Для того чтобы изготовить лэпбук нужна фантазия и разнообразный материал. Сам процесс создания лэпбука очень интересен и увлекателен, главное продумать, как организовать свою работу.Мы предложили родителям темы, которые были необходимы нам для тематических недель. Родителям понравились следующие темы:«Дикие и домашние животные»«Правила дорожного движения»«Сказки»«Зима»«Развитие речи»После выбора темы каждая семья написала план лэпбука. Ведь лэпбук – это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Поэтому необходимо было продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему. А для этого нужен план того, что мы хотим в этой папке рассказать. Например: план лэпбука «Сказки» включал такие задания, как:Дидактическая игра «Собери картинку»;Театр на фланелеграфе;Составь сказку (пазлы);Дидактическая игра «Назови сказку»;Раскраски по сказкам.Затем родители рисовали макет. Здесь нет границ для фантазий: формы представления были разные. От классической прямоугольной папки, до отражающей тему в виде машины, домика.При создании лепбука родители придерживались, таких критерий, как:эстетичность (должно появиться желание взять лэпбук в руки)долговечность (с лэпбуком будут заниматься дети, он должен быть крепким)минимум подписей (никаких методических рекомендаций, больших текстов с описаниями, лишней информации)приветствовалось большое количество удобно открываемых кармашков с разными «сюрпризами»После приступили к изготовлению и оформлению лэпбука. Материал, из которого делали лэпбуки, был самым разнообразным: картон, ватман, цветная бумага, готовые папки А4, папки для ручного труда, куда вклеивали дополнительные листы. Также использовались клей, степлер, скотч, простой карандаш, фломастеры, разноцветные ручки, ножницы. Далее кармашки, книжки – гармошки наполнялись подготовленным материалом по теме. На этом этапе к деятельности присоединялись дети, помогали клеить, раскладывать карточки в конвертики. У всех получились очень интересные и яркие лэпбуки, каждый сделал его по- своему и главное совместно с детьми. Участие принимали все: папы, мамы, братья, сестры. Это еще и способ собрать за одно интересное дело всю семью. Теперь лэпбуки занимают почетное место в уголке тайн и загадок. Ребята проявляют к ним большой интерес: берут, рассматривают, вновь выполняют задания. Использование такой формы работы делает родителей активными участниками в жизни группы и детского сада, родители выступают в роли равноправных партнеров педагога, проявляют инициативу. Родители, которые попробовали создать лэпбук, высказывали желание «играть» с нами дальше, создавая волшебные книги для ребят. «Лэпбук – это … полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследования, которые однажды начавшись, будут продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться. Задача взрослого лишь придавать ребенку уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов».