"Работа на уроках истории с использованием технологии Дальтон-плана"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Работа на уроках истории с использованием технологии Дальтон-плана"
Автор: Никитеева Оксана Геннадьевна
Работа на уроках истории с использованием технологии
Дальтон-плана
Название эта технология получила от места, где была создана. Это – Дальтон, город в США. Автором ее является Хален Паркер. Другое название этой технологии - Лабораторный план. Некоторые к данной технологии относят метод проектов.
Сущность Дальтон-плана в следующем: берется или период времени, или большая тема (глава, раздел), которая изучается самостоятельно учащимися на основе творческих заданий (проектов), которые даются учителем, но обязательно с использованием интересов учащихся. Задания эти должны быть составлены таким образом, чтобы полностью использовать творчество детей, развить их различные способности, и в то же время включать теоретический материал.
Этапы работы по Дальтон-технологии
Разбить весь учебный материал на части. Это могут быть главы, разделы.
Выбрать тему, которая будет изучена с помощью Дальтон – технологии, или объединить темы и создать цикл уроков с применением Дальтон-технологии.
Цикл может включать в себя такие уроки:
Классный урок. По Дальтон-технологии классный урок имеет своей целью усвоение теории, отработку умений и навыков, их закрепление. Это могут быть лекции, контрольные уроки, уроки коллективной рефлексии, то есть формы, являющиеся составной частью классно-урочной системы. Это могут быть несколько уроков.
Промежуточный этап. На промежуточном этапе между классными и коллективными (это вторая форма реализации Дальтон-технологии) уроками организуются консультации, на которых учитель формулирует разноуровневые и общие задания и распределяет их согласно желаниям учащихся. Задания составляют содержательную сторону Дальтон-технологии. Они должны носить творческий характер. В каждом задании вычленяется проблема, а сами задания формулируются на уровневой основе. Могут быть задания исследовательского характера, с постановкой эксперимента, разработкой проекта и т.д. Задания могут ограничиваться учебной программой или выходить за ее рамки. Выполнение заданий не только проверяется учителем индивидуально у каждого учащегося, но и дается проверочная работа для всех, именно она и оценивается. За каждое задание отметка не ставится, а только отмечается его выполнение и дается устная оценка учителем. К самим заданиям предъявляются следующие требования: они носят уровневый характер; охватывают достаточный объем учебного материала; четко формулируется цель задания, а значит, и его результат; они должны быть интересны и понятно сформулированы; рассчитаны на возможность ученика самостоятельно справиться с ними; в них предполагаются различные формы работы, возможности для сотрудничества с другими; предусматривается возможность для учета, самоконтроля и контроля; ученик должен знать, когда и к кому он может обратиться за помощью; задания предусматривают достижение как качественных, так и количественных показателей. Именно через выполнение системы заданий осуществляется, прежде всего, индивидуальное развитие ученика.
Коллективный урок. Следующая форма реализации Дальтон-плана — это коллективный урок. Здесь решаются проблемы, которые возникли в результате практической деятельности. Учитель на коллективном уроке - организатор и участник обсуждения, а ученик - участник и субъект организационной деятельности. Результатом этой работы стал выход на последующую деятельность: написание текста выступления. Табу коллективного урока: нельзя на таких уроках читать лекции, уходить при обсуждении от заявленной темы, делать подтверждающие выводы, носящие законченный характер, давать оценку выступлениям. Коллективный урок не является обязательным для всех учащихся, так как не у всех из них возникают какие-либо проблемы.
Лабораторный урок. Его признаки: наличие места, где сосредоточена литература, пособия, справочники Учитель здесь имеет большую возможность наблюдать за деятельностью детей. Формы учебно-познавательной деятельности на лабораторном занятии разнообразны и взаимозаменяемы: при необходимости группа может расходиться и получать индивидуальные консультации, обмениваться информацией с другими группами и т. д.Длительный промежуток времени, в течение которого лаборатория работает, чтобы ученик мог погрузиться в выполнение своего задания; присутствие одного или нескольких консультантов (на данном занятии ими являлись студенты-филологи, выпускники класса гуманитарного профиля, занимавшиеся в прошлом учебном году по Дальтон-технологии). Во время занятия ученик работает индивидуально (в своем темпе, в паре или группе, может быть репетитором для других, консультироваться с учителем, сдавать зачеты); учитель консультирует учащихся, беседует с ними по выполненным за Табу лабораторного занятия: нельзя организовывать общее обсуждение проблем, вмешиваться в индивидуальную и групповую работы без необходимости. Учитель здесь имеет большую возможность наблюдать за деятельностью детей. Формы учебно-познавательной деятельности на лабораторном занятии разнообразны и взаимозаменяемы: при необходимости группа может расходиться и получать индивидуальные консультации, обмениваться информацией с другими группами и т. д.
Второй промежуточный этап. Домашняя работа. Создание окончательного варианта выступления. Затем учащиеся выступают с подготовленными речами на уроках в данном классе. Задание для аудитории — записи по ходу выступлений товарищей. Они будут использованы на уроке-конференции при анализе и обсуждении подготовленных речей.
Конференция. Заключительная форма реализации Дальтон-плана. Ее отличительная черта состоит в обсуждении теоретического вопроса, желательно интегративного характера. Особое значение уделяется человеческим проблемам, ценностям и т.д. Иначе говоря, рассматриваемая тема идеально сочетается с формами реализации Дальтон-плана. Для данного урока рекомендуются выступления в форме докладов, а не сообщений, т.е. с собственной точки зрения.
В такой примерно классификации форм осуществляются учебные занятия.
Задания творческого характера на уроках
с использованием Дальтон-плана
Использование опорных схем, логических цепочек в процессе контроля усвоенного учебного материала, сочинений, практических занятий, игровых форм, составление путеводителей, кроссвордов — все это можно применить при составлении творческих заданий.
. Практические занятия
Давно замечено, что рукотворчество активизирует и развивает мысленную деятельность детей, а также способствует более быстрому и твердому запоминанию. Работа на практических занятиях включает: лепку неолитической керамики; изготовление жилища первобытного человека; выполнение рисунков в технике первобытных художников; изготовление настенных панно (например, Гончарная слобода Москвы); изготовление предметов народных промыслов и изделий ремесленников (изразцов, сосудов, глиняных игрушек, вышивок, росписи).
По итогам занятий обязательно организуется выставка работ, экскурсии для школьников, родителей, которые готовят и проводят сами учащиеся - авторы работ.
Съемки рисованного, звукового фильма и его премьера. Класс делится на несколько съемочных групп, в каждой выбираются режиссер, сценарист, монтажер, художники, звукорежиссер. Группе определяется тема и кратко обрисовывается, что должно найти отражение в фильме или серии. После премьеры — обсуждение: что понравилось, что не понравилось, на что следует обратить внимание в дальнейшем. Режиссер оценивает участие каждого члена съемочной группы. Примерная тематика фильмов: Страна сказочных богатств (о древней Индии); Лики древнего Китая; Пять незабываемых дней (о первых Олимпийских играх); Доколумбовые цивилизации Америки.
Составление путеводителей и экскурсионных туров: по Древнему Египту, античному Риму, Древним Афинам, в средневековый город, Путешествие печатной книги. В путеводителе указывается название памятника, его местонахождение, дата создания, автор, дается краткая историческая справка.
Составление летописей исторических событий, достижений науки, культуры. Здесь важно и содержание, и оформление (форма, вислая печать, ветхость, сталь изложения). Выдача свидетельств о рождении: Римской империи, Российскому централизованному государству, Французскому абсолютизму. Составление визитных карточек исторических деятелей. Исторические сочинения.
Спектакли
Гостиные