Нетрадиционные методы контроля знаний обучающихся по УД общепрофессильного цикла «Основы товароведения продовольственных товаров»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Нетрадиционные методы контроля знаний обучающихся по УД общепрофессильного цикла «Основы товароведения продовольственных товаров»
Автор: Очирова Роза Минзагитовна
Нетрадиционные методы контроля знаний обучающихся по УД общепрофессильного цикла Основы товароведения продовольственных товаров
Контроль является неотъемлемой частью процесса обучения. Суть его состоит в выявлении уровня усвоения знаний обучающихся, который должен соответствовать обязательному минимуму обучения.
Функции контроля.
-воспитательная;
-развивающая;
-образовательная;
-диагностирующая (главная).
Виды контроля.
Текущий-это систематическая проверка знаний на каждом уроке, это оценка обучения на конкретном уроке, как составная часть урока. Текущий контроль разнообразен, гибок.
Периодический контрольосуществляется после крупных разделов программы или продолжительного времени обучения. При выставлении оценки периодического контроля, обязательно учитывать оценки текущего контроля.
Итоговый контроль- кануне перевода в след. класс его задача зафиксировать этот необходим. минимум подготовки, который обеспечит дальнейшее обучение.
В целом функция контроля состоит в установлении уровня усвоения знаний на всех этапах обучения, в измерении эффективности учебного процесса и успеваемости.
Проверка знаний, умений и навыков обучающихся является важным элементом процесса обучения и воспитания, ею определяется результативность, эффективность обучения.
Контроль знаний учащихся открывает большие возможности для совершенствования процесса обучения, поскольку проверка как действенное средство борьбы за прочные и осознанные знания учащихся позволяет лучше изучить учеников, их индивидуальные особенности.
Наиболее точно и качественно оценивать знания обучающихся позволяет разнообразие видов и форм контроля.
Традиционные способы
Безмашинные способы контроля
Смешанные способы
Машинные способы контроля
-устный опрос
-устная самостоятельная работа
-выступление с сообщением
- устный зачет
- блиц-опрос
-диктант
-самостоятельная работа
-контрольная работа
-зачет
-тест
-экзамен
-олимпиада
-практическая работа
-лабораторная работа
Нетрадиционные способы
-исследовательская работа
-творческая работа
-реферат
-сочинение
-соревнования (конкурсы, турниры, КВН)
- конференция
- аукцион
Наличие компьютерного класса позволяет дифференцировать и индивидуализировать контроль знаний. Формы контроля результатов обучения можно разделить на два типа: “машинный” и “безмашинный”.
Среди безмашинных средств проверки наиболее распространены устный опрос обучающихся, самостоятельная и контрольная работы.
Использование компьютера позволяет качественно изменить контроль за деятельностью учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. Компьютер позволяет проверить все ответы, а во многих случаях он не только фиксирует ошибку, но довольно точно определяет ее характер, что помогает вовремя устранить причину, обуславливающую ее появление. Обучающиеся более охотно отвечают компьютеру, и если компьютер ставит им “двойку”, то горят желанием как можно скорее ее исправить. Преподавателю не нужно призывать обучающихся к порядку и вниманию. Обучающийся знает, что если он отвлечется, то не успеет решить пример или выполнить задание.
Нетрадиционные виды контроля
За последние годы в методической литературе появляются описания разнообразных методов опроса, которые представляют несомненный интерес. На уроках Основы товароведения продовольственных товаров возможны короткие проверочные работы нетрадиционного вида. В каждой теме выделяются ключевые понятия и термины, которые могут быть положены в основу кроссвордов, головоломок, ребусов, шарад, викторин. Для ряда тем специально разрабатываются кроссворды, содержащие понятия одной определенной темы, есть достаточное количество кроссвордов, включающих в себя основные понятия предмета. Решение кроссвордов - занятие увлекательное и полезное, позволяет тренировать память.
На уроках товароведения указанные средства можно применять косвенно и явно. Косвенное применение строится на обобщающих вопросах или заданиях, предлагаемых после ответа на все или большинство предложенных вопросов. В основе явного применения лежит присутствие в вопросах (заданиях) понятий, непосредственно связанных с этой дисциплиной.
В Торгово-технологическом колледже до недавнего времени применялись преимущественно традиционные формы и методы проверки знаний (устный и письменный опрос). Наибольшее распространение имела устная проверка, в результате которой преподаватель сразу получает информацию об уровне подготовки студента. В процессе ее проведения контроль усвоенных знаний сочетается с их дальнейшим углублением и расширением, знания систематизируются, обобщаются, выделяются наиболее существенные, устанавливаются их взаимосвязи. Преподаватель при этом может обсудить со студентами широкий круг вопросов, выявить, как усвоен обязательный для всех материал, понятны ли изучаемые закономерности, ясна ли связь теоретического и практического материала, выяснить, могут ли студенты делать выводы мировоззренческого характера, определить, насколько хорошо они овладели умениями. Одновременно ликвидируются пробелы в учебной подготовке студентов. Однако устная проверка имеет ряд недостатков: она не дает возможности сравнить ответы студентов на одни и тот же вопрос и делать объективный вывод об уровне овладения знаниями студентов группы в целом. Эти недостатки можно преодолеть с помощью тематической и итоговой письменной проверки. Однако письменная работа, развернутые ответы на отдельные вопросы занимают много времени, не дают преподавателю быстро установить обратную связь, оказать помощь слабым студентам.
Поэтому в последние годы все более широкое применение в обучении находят нетрадиционные формы и методы проверки с помощью открытых и закрытых тестов (тесты с выбором правильного ответа, тесты с дополнением ответа, тесты на определение последовательности предложенных элементов знаний, выявление правильных связей в схеме, заполнение таблицы).
Нетрадиционные формы проверки знаний и умений имеют ряд преимуществ перед традиционными: позволяют более рационально использовать время на занятиях, быстро установить обратную связь со студентом и определить результаты усвоения, сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и умениях, внести в них коррективы, выявить возможности дальнейшего продвижения в учебе. Только нетрадиционные формы проверки дают возможность систематически контролировать знания большого числа студентов. В процессе тематической и итоговой проверки тесты дают возможность за сравнительно небольшой отрезок времени проверить усвоение большого объема учебного материала у всех студентов потока, факультета, получить объективные данные для сравнения результатов учебной подготовки студентов одной или нескольких групп, разных потоков и факультетов.
Нетрадиционные формы и методы проверки имеют определенные недостатки. Главный из них вероятность угадывания правильного ответа. Преодолеть его можно путем повышения качества предложенных для выбора ответов, особенно неправильных. Кроме того, ответы к тестовым заданиям можно посмотреть на экране компьютера у соседнего студента. Устранению данного недостатка способствует вариативность тестовых заданий, создание банка проверочных работ. Нетрадиционные формы проверки, как правило, не позволяют выявить умение студента логично излагать усвоенный материал, строить ответ доказательно. С помощью нетрадиционных форм проверки трудно выявить степень овладения специфическими навыками. В связи с этим целесообразно нетрадиционные формы и методы проверки знаний использовать в сочетании с традиционными.