Исследовательская деятельность младших школьников на уроках и внеурочной деятельности (2)
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Исследовательская деятельность младших школьников на уроках и внеурочной деятельности (2)
Автор: Надежда Егоровна Кулакова
Исследовательская деятельность младших школьниковв урочной и внеурочной деятельности (из опыта работы).Исследование - это процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. Развитие личности ребенка определяется характером организации её деятельности. Раскрытие личности учащегося происходит, прежде всего, в его главной ведущей деятельности – учении, а урок – основная форма её организации. Поэтому начальная ступень школьного обучения должна расширять круг интересов и развивать познавательную мотивацию обучающихся. В современном образовании исследовательская деятельность рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребёнком. В МОУ Школа с. Аксарка я работаю второй год. Использую исследовательский метод в практике преподавания в начальных классах. В организации процесса познания он имеет большое значение: обеспечивает поисковую ориентацию учащихся, направленную на творческое развитие, накопление у них достоверных представлений об окружающей действительности, знаний, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в окружающем мире. В ходе реализации исследовательского метода на уроках и внеурочной деятельности мои ученики овладевают рядом практических умений и навыков, выявляют характер и особенности объектов окружающей среды по их признакам и свойствам. В своей работе применяю различные формы и методы работы: знакомство с теорией исследования, индивидуальные и коллективные исследования, направляю детей на применение неординарных подходов, дети учатся проводить опросы, анкетирование, умение работать с разными источниками информации, составлять схемы, модели и использовать различные технологии. Это и поиск информации в Интернете, и использование различных приложений, чтобы решить техническую сторону при создании презентаций. Мои маленькие исследователи частые гости краеведческого музея. Уроки я строю таким образом, чтобы каждый ребёнок совершал открытия. Начиная первый урок рабочего дня, я здороваюсь с детьми на разных языках обучающихся класса. Повторяя приветствие обучающиеся уже запоминают, дети каких национальностей учатся в классе. Посещающих уроки коллег прошу поздороваться с обучающимися на своём родном языке. Для многих детей это уже, пусть маленькое, но открытие. На уроке русского языка в 3 классе исследовали, какие бывают словари: «Русской речи государь, по прозванию словарь!». Участвуя в муниципальных конкурсах проводили разные исследования. Это - на «Лапцуевские чтения» - исследование «Стихи поэтов Ямала», на конкурс посвящённого Дню Космонавтики - «История освоения космоса» и на конкурс «Война глазами детей» провели исследование «Мы помним годы грозовые». Я думаю, что именно глубокое погружение в тему дало такие результаты: Иван Д. занял 1 место - в «Лапцуевских чтениях», Элина К. первое и Лена Д. второе - ко Дню Космонавтики, а Мелания К. вместе с Леной Д. - первое место в конкурсе «Война глазами детей» в своих возрастных группах. На уроке технологии в 4 классе по теме «Малахитовая шкатулка» исследовали разные темы: сказки Бажова, полезные ископаемые Урала. На уроке математики по теме «Конус» было исследование: почему жилище ненцев имеет форму конуса. При изучении темы «Классы и разряды» провели мини- исследование «История школы в цифрах». Изучение задач нового вида провели в форме игры «Поисковик». Получив маршрутные листы, обучающиеся исследовали задачи нового вида, провели анализ и сравнение с уже знакомыми видами задач и сообщили о полученных результатах. На занятиях внеурочной деятельности проводим эксперименты, наблюдения. Проведён такой опыт «Можно ли надуть шар путём смешивания соды и уксуса». Пройдя курсы повышения квалификации по теме «Формирование функциональной грамотности» я стала больше создавать условия для исследования на всех уроках. К примеру: на уроках литературного чтения стала полнее работать над развитием читательской грамотности. Так по теме «И. Пивоварова «Смеялись мы хи- хи…» вывела на экран портрет и слова: И. Пивоварова поэт, писатель художник. Предложила: расскажите о её жизни и назовите произведения, характеризующие её, как поэта, писателя и художника. Тем самым вывела учеников на проблему: мы не знаем биографию И.Пивоваровой, не знаем её как поэта, писателя и художника- иллюстратора. Конечно же, у учеников возник познавательный интерес. Мини - группы начали поиск информации: 1 группа «Биография И. Пивоваровой», 2 группа «И. Пивоварова – поэт», 3 группа « И. Пивоварова – писатель» и 4 группа «И. Пивоварова - художник – иллюстратор». Далее: озвучивание информации, чтение рассказа, характеристика героев, анализ поступков, и рассуждения о поведении детей применительно к любым жизненным ситуациям. Успех деятельности во многом зависит от чёткой организации работы. Только на добровольной основе возможна и эффективна исследовательская деятельность. Так начиная с малого, мы перешли к созданию проектов. К этому времени ученики уже узнали, что для того чтобы провести исследование, нужно поставить цель, задачи, выдвинуть гипотезы, находить пути решения проблемы предвидя конечный результат, то создание проектов не вызвало особого труда. Для начала на уроке технологии я дала общую тему «Как приготовить вкусный, а главное полезный бутерброд». Понятно, что проект должен выполняться индивидуально и в домашних условиях, поэтому потребовалась помощь родителей. Каждый ребёнок презентовал свою работу в классе на уроке. Дети проводили анализ проектов, выявляли ошибки и предлагали пути их устранения.Ребят волнуют разные проблемы. Это видно по тем темам, которые дети выбирали для проектов на уроках и занятиях внеурочной деятельности: Юлия К. «Моя родословная», Дарья С. «Чем полезны комары», Максим Б. «Почему у кошек мокрые носы», Элина К. «Почему у зебры полоски разные». Я предлагаю детям исследовать в проектах проблемы касающиеся своего региона. Участвуя в школьном конкурсе: Даша Н. «Профессия врач - ветеринар», где озвучила проблему бродячих собак в родном селе. Она предложила детям подумать, как они видят решение этой проблемы. Виктория Х., при исследовании темы «Профессия - сельский фельдшер» провела опрос, кто выбирает профессию фельдшера и выяснила, что из трёх, только одна желает вернуться работать в родное село, а главное лечить и помогать оленеводам в тундре. Она озвучила эту проблему одноклассникам и предложила высказаться, что произойдёт, если в наше село не поедут работать медицинские работники. Затем дети выдвигали гипотезы, как решить эту проблему для села. Обучающиеся всего класса работали над проектом «Моя родословная» и презентовали в классе. А Дарья С., составляя проект «Семейное древо», более углубленно изучила тему. Она раскрыла для себя значение новых слов: «Родословная- это свод данных, описывающих происхождение рода» и других. Рассуждала о значимости семьи: «Семья - это самое дорогое, что у нас есть в этой жизни. Наша семья бережёт память о наших предках, чтит традиции». В основу проекта легли исследования школьницы, которые она поместила в рубриках: «Интересные факты о моих предках» и «Значимые и памятные события для нашей семьи». В итоге поставленные цели: изучить историю своей родословной, собрать и сохранить архив семьи, были достигнуты. Одна из выдвинутых гипотез подтвердилась, другая в ходе исследования была опровергнута. Ученица была довольна проделанной работой и с чувством выполненного долга подытожила «…данная работа была трудной, но интересной. Я нашла и пообщалась с близкими и дальними родственникам, составила родословное древо и карту проживания моих родственников, которые, как выяснилось, проживают не только в России, но и в других странах». К юбилею школы обучающимися 4 класса были проведены исследования. В итоге появились такие работы: репортаж Максима Б. «Юбилею школы посвящается», видеоролики: Валерии Л. «История моей семьи в истории школы» и Елены Д. «Моя история в истории моей школы», а так же «Школьная история» Даши С., которые были помещены на школьном сайте. Презентация (защита) - один из главных этапов обучения начинающего исследователя. О выполненной работе надо не просто рассказать, но, как и всякое настоящее исследование, ее надо защитить публично. В ходе защиты дети учатся излагать добытую информацию, сталкиваются с другими взглядами на проблему, учатся доказывать свою точку зрения. Подведение итогов – завершающий этап защиты. Немаловажно и то, что дети, слушая выступление своих товарищей, учатся новому.Практика моей работы показала, как нужно последовательно и целенаправленно проводить исследовательскую работу с младшими школьниками. Итак, учебно - исследовательская деятельность обучающихся это специально организованная познавательная творческая деятельность. В процессе реализации этой деятельности осуществляется активный поиск и открытие знаний при использовании информационно коммуникационных технологий. Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону дать детям насладиться радостью своего открытия. Чтобы воспитать в учениках исследователей учитель сам должен быть исследователем. Только творец может воспитать творца.Кулакова Надежда Егоровна учитель высшей категории МОУ Школа с. Аксарка.