"Учим детей сочинять стихи"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Учим детей сочинять стихи"
Автор: Ильиных Мария Юрьевна

Методическая разработка « Учим детей сочинять стихи» Учим детей сочинять стихи.Каждый ребёнок по - своему талантлив и неповторим. У каждого есть свои способности, порой не видимые нами взрослыми. А то, каким вырастет ребёнок, в первую очередь зависит от взрослого и окружающей познавательной эстетической среды. Чтобы развитие маленького ребёнка проходило гармонично необходимо развивать его творческие способности, чтобы у ребёнка сложилось особое восприятие мира. Творчество - основа будущей успешной жизни. И тут на помощь приходят стихи. В них всё исполнено глубокого смысла, образности. Любая игра, в которой нужно произносить стихи, намного интересней обычной. Ведь даже незнакомые слова, сложенные в рифму, запоминаются быстрее. Ритм стихотворений способствует активизации различных аналитических систем, становлению умственных способностей. Рифмованные сочетания слов вызывают в воображении ребёнка яркие красочные образы, учат смело и быстро мыслить, находить верные образные выражения и расширяют кругозор малыша. Именно поэтому, чем раньше научить его мыслить рифмами, тем ярче и яснее он будет выражать своё мнение. Взрослый должен помочь малышу, поддержать его стремление. Одни дети сами могут сочинить ,если им подобрать рифму. Другие - сами выберут тему для него, но будут затрудняться с подбором рифмы. Третьи - без проблем выберут тему и сами раскроют её при помощи рифмованных строчек. А также взрослому важно использовать похвалу , как метод для развития самооценки ребёнка за его маленькое достижение.Необходимо соблюдение некоторых условий:
  • Создание ситуации « новизны», « неожиданности», « сюрпризности», внесение новых атрибутов.
  • Побуждение повторно пережить эмоциональное состояние, связанное с художественным произведением.
  • Создание условий, которые побуждают к смене эмоционального состояния (радость, гнев, легкая грусть.)
  • Обращение к личному опыту, привлечение внимания к определённому отрывку произведения, общение по поводу пережитых чувств, воссоздание образа. Улавливая искреннее отношение, настроение педагога, дети, подражая, проникаются теми же чувствами.
  • Осмысление детьми , подведение к основной идее. Поддержание высокой эмоциональности, мотивации, активности детей.
  • Главная моя задача - создать атмосферу радости, праздника, желания «играть « со словом. Со временем дети становятся способными проявлять самостоятельность и активность.Формируются навыки словоупотребления, усиливается языковое чутьё, внимание и живой интерес к художественному слову Уже в три года дети могут досказывать строчку из стихотворения. Для того, чтобы познакомить ребенка с рифмой, можно использовать загадки, ответ которых рифмован. А ещё можно использовать игру «Найди лишнее». Предложите ребёнку из четырёх слов, например, дом, сом, нож, гром найти лишнее. А когда ребенок ответит, спросите его, почему слово «нож» лишнее, чем оно отличается от других. Придумывать рифмы для детей - это такая же интересная игра, как и многие другие. Играя с детьми , я заметила, что многие дети хотят сами сочинить хотя бы четверостишье. Но возможности у всех разные. Взрослый должен помочь малышу, поддержать его стремление. Одни дети сами могут сочинить стишок, если им подобрать рифму. Другие - сами выберут тему для него, но будут затрудняться с подбором рифмы. Третьи - без проблем выберут тему и сами раскроют её при помощи рифмованных строчек. Необходимо поддержать ребёнка похвалой на начальном этапе, для поднятия его самооценки, уверенности в своих силах. А также взрослому важно похвалить ребёнка за стишок, даже если он получился не совсем складный. Но ни в коем случае не стоит говорить малышу, что стих плохой. Это может обидеть его, понизить самооценку. В таком случае у ребёнка пропадёт желание развивать своё творчество. Темой для стихотворения может быть всё, что окружает малыша и привлекает его внимание: друзья, семья, игрушки, животные... Придумывая четверостишье, например, про друга, ребёнок анализирует его качества, учится наблюдать, а благодаря этому развивается его мышление. Детям дошкольного возраста свойственно быстро сочинять и так же быстро забывать собственное сочинительство, поэтому совет: отпечатайте стихи своего ребёнка, заведите альбом стихов, помогите своему малышу оставить в памяти и на всю жизнь приятные минутки своего счастливого детства. . Взрослый должен помочь малышу, поддержать его стремление. Одни дети сами могут сочинить ,если им подобрать рифму. Другие - сами выберут тему для него, но будут затрудняться с подбором рифмы. Третьи - без проблем выберут тему и сами раскроют её при помощи рифмованных строчек. А также взрослому важно использовать похвалу , как метод для развития самооценки ребёнка за его маленькое достижение.Этапы сочинения стихов:
  • Формирование интереса к сочинению собственных стихов.
  • Воспитание фонематического слуха, ритма, поэтического чутья.
  • Сочинение собственных стихов.
  • 4.Создание творческой атмосферы.5.Доброжелательное отношение взрослого.
  • Обучение детей умению сравнивать, наблюдать, фантазировать.
  • Чтение высокохудожественных произведений о природе и т.д.
  • Умение использовать метафоры.
  • Знакомство с построением стихотворений. Научить чувствовать ритм, рифму.
  • Коллективное и индивидуальное создание стихотворений, игры:
  • «Кто больше подберёт рифм?».11. Умение передавать эмоциональное состояние человека в разных ситуациях Еще полезно в помощь при детском сочинительстве применять методику Мнемо таблиц , они помогут наглядно видеть «плоды» сочинительства. Дети могут сочинять и тут е схематически рисовать, чтобы не забыть, чем они придумали ту или иную рифму . Мнемотехника – это совокупность приемов и методов запоминания информации, используя визуальные и звуковые примеры.Проведя с детьми планомерную и систематическую работу, освоив с детьми весь программный материал, при реализации поставленных задач я пришла к следующим результатам:
  • У детей появился желание и устойчивый интерес к собственному стихотворчеству.
  • Появилась потребность использовать приобретённые знания и умения на занятиях, в совместной и самостоятельной деятельности.
  • Сформировались навыки и умения познавательной деятельности.
  • В результате освоения данного материала произошло изменение ориентации от приобретения конкретных знаний на приобретение устойчивых умений и навыков.
  • Главным итогом и практическим результатом стали: деятельная активность, устойчивый интерес к стихотворчеству, речевая активность, пополнение словарного запаса, творческость, развитие фантазии и воображения.
  • 6. .Произошло обогащение эмоционального опыта детей, вовлечение малоактивных детей в общую деятельность, развитие умений высказывать свои мысли и чувства.В перспективе можно наметить планомерно и систематически проводить дальнейшую работу по приобщению детей к художественной литературе, развивать риторические умения и навыки, развивать потребности узнавать новое, обогащать активный словарь, развивать умения выражать свои переживания, формировать эмоциональное благополучие малоактивных детей.