Картотека дидактических игр о семье для детей с нарушением зрения
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Картотека дидактических игр о семье для детей с нарушением зрения
Автор: Татьяна Владимировна Лебедева
(для старших дошкольников)
Дети – живые цветы земли - так поэтично выразил глубокую мысль А. М. Горький. А выращивают эти цветы, прежде всего в семье: родители самой природой предназначены и обществом уполномочены быть первыми воспитателями своих детей.
Самое большое сокровище в жизни - это семья.
Семья, являясь для ребенка первым проводником социального влияния, вводит его во все многообразие ролевого поведения, родственных отношений, домашнего быта, вызывая те или иные чувства, действия, способы поведения, воздействуя на формирование привычек, черт характера, психических свойств. Этим багажом ребенок пользуется не только в настоящей жизни: многое из усвоенного в детстве определит его качества будущего семьянина. В связи с этим можно говорить о взаимозависимости качества семьи (ее состава, ценностных ориентации, нравственных устоев, уклада, характера детско-родительских отношений, психологического климата, межпоколенных связей и т. д.) и ее возможностей в решении задачи воспитании ребенка как будущего семьянина.
Данная методическая разработка описывает ряд дидактических игр, направленных на формирование представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста.
Кто главный?
Цель: Способствовать запоминанию и называнию детьми членов своейсемьи; подводить к пониманию, что в мире главные - и дети, и взрослые; воспитывать любовь и уважение к своейсемье.
Материал:Семейное дерево; иллюстрации с изображением того, что делает мама, папа, бабушка, дедушка, ребенок.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям по очереди назвать членов своейсемьи и назвать: кто чем занимается, кто что делает всемье. Если ребенку трудно назвать, кто что делает всемье, то ему в этом помогут иллюстрации. Дети называют, кто главный всемьеи почему они так считают. В конце игры следует определить, что главные в мире все - и дети, и взрослые.
Как зовут членовсемьи.
Цель: Закрепление умений детей четко называть членов своейсемьи; развивать память, связную речь; воспитывать любовь к своейсемье.
Ход игры:
Дети стоят в кругу и по очереди называют членов своейсемьи.Например: Я живу с мамой Наташей, папой Сашей, братом Владиком. У меня есть бабушка Лида, бабушка Вера, дедушка Гриша и дедушка Павел.
Маленькие помощники.
Цель: Подведение детей к пониманию, что нужно помогать родным людям и дарить им свою любовь; учить детей рассказывать о своей помощи в своейсемье; развивать связную речь, мышление.
Материал: ящик, мишка.
Ход игры:
К детямпришел расстроенный мишка. Онпоссорился с мамой, потому чтоне хотел убирать на место свои игрушки. А теперь не знает, как помириться с мамой.
Воспитатель. Ребята, вы обижаетесь на родных, когда они вас ругают? Родных нужно любить и помогать им. Как вы помогаете дома своим родным? У меня есть бабушкина шкатулка, всю свою помощь вы сложите в нее, а саму шкатулку подарим мишке для того, чтобы он также учился помогать своей маме и не забывал об этом.
Дети по очереди рассказывают о том, как они помогают дома маме, папе, брату, сестренке, бабушке, дедушке, а свои рассказы кладут в сундук. Медвежонокблагодаритдетей заволшебную шкатулкуи возвращается в лес мириться с мамой и помогать ей.
Ласковое слово.
Цель: Способствовать умению детей ласково, с любовью обращаться к своим родным; развивать связную речь, мышление; воспитывать любовь к своейсемье.
Материал: мяч.
Ход игры:
Воспитатель бросает мяч ребенку и предлагает назвать определенное словоласково: например, мама - мамочка, папа - папочка т. д.
Клубочек волшебных слов.
Цель: Продолжать формировать у детей способность употреблять в своей речи волшебные слова для родных и близких; воспитывать вежливость, доброжелательность.
Материал: клубочек из ниток.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям намотать на клубок нить изволшебныхслов, которые они скажут своим родным и близким. Дети говорят по очередиволшебные слова и наматывают в клубок нить.
Хорошо – плохо
Цель: Формировать у детей представление о том, что хорошо и что плохо.
Ход игры:
В: Помочь маме - хорошо. Почему?
В: Ругаться с братом - плохо. Почему?
То есть вопросы задаются попринципу: "что-то хорошо - почему?", "что-то плохо - почему?"
Давай поменяемся
Цель: Формировать представления о жизнисемьи.
Игровоеправило: Игра проводитсяподгруппой. Каждый ребенок загадывает свой объект и говорит, что он(она)умеет делать. Затем идет обмен функциями между детьми, загадавшими объект.
Ход игры:
Р1 - утро. Утром все просыпаются, умываются, собираются на работу, в школу, в детский сад.
Р2 - день. Днем взрослые работают, дети в школе учатся, а в детском саду дети гуляют, занимаются, играют и спят.
Р3 - вечер. Вечером всясемья собирается дома, ужинают, дети учат уроки, взрослые смотрят телевизор, а совсем маленькие дети играют.
Р4 - ночь. Ночью спят. Ночь нужна для того, чтобы люди-взрослые и дети могли отдохнуть и набраться сил для следующего дня.
В: А теперь представьте себе, что ночью всясемьяпросыпается и начинает собираться на работу и так далее.
Семья
Цель: Формирование у детей понятий осемье.
Ход игры:
- Ребята сегодня к нам придёт необычный гость. Жил он на луне совершенно один, и ему было очень грустно от того, что у него не былосемьи. Вы уже догадались кто это?
Воспитатель: - Давайте позовём его!(Лунтик, Лунтик)
Лунтик: - Здравствуйте ребята! Я очень рад видеть всех вас! Недавно я прилетел на землю, и здесь у меня появилось много друзей. Сейчас я живу вместе с ними в сказочной стране. А вы ребята с кем живёте?
(ответы детей)
Воспитатель:- А как, назвать, одним словом?
Лунтик: - А что такоесемья?
Воспитатель: - Ребята давайте покажем Лунтику на пальчиках, что такоесемья?
Динамическая пауза(дети имитируют движения).
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — я,
Вот и вся моясемья.
Лунтик: - Что такоесемья я понял!
Воспитатель: - Лунтик, а сейчас ребята расскажут тебе как интересно и весело жить всемье! Ребята я раздам вам большиекарточки с изображением мамы, папы, бабушки, дедушки, брата, сестры, тёти и дяди. Маленькиекарточки с предметами, на которых нарисовано, что делаю родственники мы положим в мешочек. Каждый из вас по очереди будет брать из мешочка по 1 маленькойкарточке и говорить, что будет делать тот родственник, большаякарточкас которым лежит у него.Например:Бабушка сегодня будет играть со мной в хоккей!. Если такого в жизни никогда не было,карточкавозвращается в мешочек, если было – выкладывают накарточкус изображением бабушки. Затем с мешочка маленькуюкарточкувытягивает следующий игрок и т. д. Игра заканчивается если закончились маленькиекарточки.
Воспитатель: - Лунтик, теперь ты знаешь, что делают родственники в каждойсемье!
Лунтик: - Спасибо, ребята! Я решил никогда больше не улетать на луну! У меня нет папы и мамы, но в своей сказочной стране появились бабушка Капа и дедушка Шер. Они очень полюбили меня и стали моейсемьёй. Что-то я задержался у вас, побегу я быстрей к бабушке и дедушке! До свидания ребята! Ещё увидимся!
Моясемья
Цель: Продолжать формировать у детей представления о членахсемьи, понимать роль взрослых и детей всемье. Вызывать у ребенка радость и гордость за то, что у него естьсемья.
Ход игры:
Давайте посмотрим накартинкуи вспомним кто живет всемье.
(дедушка, бабушка, папа, мама, ребенок)
У меня есть домики. Сейчас мы поселим в них нашу дружнуюсемью.
Кто у нас самый первый живет в домике?
Да это дедушка. Найдитекартинку, на которой нарисован дедушка и покажите мне.
Славный дедушка родной
Самый добрый дорогой
Поселим дедушку в домик.
Кто еще живет в домике?
Да бабушка. Найдитекартинку, на которой нарисована бабушка. Покажите ее мне
Как у нашей бабушки
Хороши оладушки.
Поселим бабушку в домик
Кто еще живет в домике?
Да папа, найдитекартинку и покажите мне.
Мой папа находчивый, умный и смелый
Ему по плечу даже сложное дело
Поселим папу в домик
Кого нам еще надо найти?
Правильно маму найдите ее накартинке и покажите мне
Мама радость мама смех
Наша мама лучше всех
Поселим маму в наш домик
Кто у нас остался? Ребенок, поселим его в домик
Вся наша дружнаясемья в домике?
Давайте посмотрим на них и назовем.
Дедушка, бабушка, папа, мама и я это вся моясемья.
Составьсемью
Цель: Формировать представление детей о том, что они имеют право насемью, как о людях, которые любят друг друга и заботятся друг о друге.
Оборудование: фигурки членовсемьи.
Ход игры:
- Ребята, посмотрите на эти фигурки. Кого вы видите?
- Как можно их всех назвать одним словом(семья)
- Назовите членов своейсемьи.
-Семьяможет быть большая или маленькая. В каждойсемье могут жить люди разного возраста. А дети похожи на своих родителей или на бабушку с дедушкой.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА:Моясемья
Этот пальчик - дедушка
Этот пальчик - бабушка
Этот пальчик – папочка
Этот пальчик мамочка
Это пальчик – я
Вот и вся моясемья.
А теперь, нужно расставить родственников мальчика(девочки)так:
Первый – дедушка, после дедушки – папа, перед папой – бабушка, после
папы – мама, между мамой и папой мальчик(девочка). Посчитайте,
сколько их? Скажите, кто и за кем стоит?
Соберисемью
Цель: Формирование представлений детей осемье и её членах, о доброжелательных отношениях родных людей. Развитие связной речи детей. Воспитание любви и уважения к своим родным.
Материал: карточкис изображением членовсемьи(папа, мама, дочка, сын, бабушка, дедушка), карточки с изображением обуви, одежды.
Ход игры:
Правила:
Есть в доме любом семейный альбом.
Как в зеркале мы отражаемся в нём.
Пускай не всегда мы красивы -
Зато эти фото - правдивы.
Хранится альбом в нашем доме,
Семейные снимки хранятся в альбоме.
1 вариант:
Детям предлагаюткартинкис изображением детей, взрослых, пожилых людей. Составьсемью. Как можно назвать этих людей одним словом? Кто живет в этойсемье?
2 вариант:
Как вы думаете, всемьезаботятся друг о друге? Необходимо подобрать кому принадлежат эти предметы и объяснить почему так решили.
Наша дружнаясемья
Цель: Называние членовсемьи, понимание и использование в активной речи обобщающего словасемья.
Материал: красиво украшенная коробка; пальчиковый театр, вырезанный для показа пальчиковой инсценировки.
Ход игры:
Откройте фотоальбом и предложите ребенку рассмотреть семейную фотографию. Задайте ему вопрос, указывая поочередно на изображение каждого членасемьи:кто это?. Спросите ребенка, как зовут его маму, папу, бабушку, дедушку и т. д. Предложите ему рассказать, какая мама?(добрая, красивая, хорошая). Какой папа(высокий, строгий, красивый). Какая бабушка?(старенькая, добрая).
Поставьте перед ребенком, красиво украшенную коробку и предложить посмотреть, что в ней спрятано.(Вырезанные герои пальчикового театра). Предложите ребенку поиграть с героями пальчикового театра.
Этот пальчик – дедушка,(загните большой палец)
Этот пальчик – бабушка,(загните указательный палец)
Этот пальчик – папочка,(загнитесредний палец)
Этот пальчик – мамочка,(загните безымянный палец)
Этот пальчик – я,(загните мизинчик)
Это – вся моясемья!(вращайте кисти с разведенными пальцами)
По окончании игры похвалить ребенка, сказав, что егосемьядействительно очень дружная.
Моясемья
Цель: Формирование представлений осемье на примере людей, героев сказок, используя их заместители.
Ход игры:
Изображение героев надевается насреднийи указательный пальцы при помощи отверстий. Дети могут инсценировать разные сюжеты, где есть данные герои. Это могут быть и сказки. Во время игры дети учатся строить диалоги, отвечать на вопросы и т. д.
Таким образом, данная методическая разработка поможет педагогу в формировании у детей старшего дошкольного возраста представлений о семье, семейных отношений, ее состава, ценностных ориентаций, нравственных устоев, уклада, характера детско-родительских отношений, психологического климата.
Библиография:
Беседы и сказки о семье для детей и взрослых - А. Лопатина, М. Скребцова
Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. - М.: ТЦ Сфера, 2008.