Проект "Волшебный мир бумаги"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проект "Волшебный мир бумаги"
Автор: Завьялова Наталья Юрьевна
Долгосрочный проект для воспитанников младшего дошкольного возраста «Волшебный мир бумаги» Воспитатель Завьялова Н.Ю. Актуальность.В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. «Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. Другими словами: «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - так говорил В. А. Сухомлинский. Совершенствование личности ребёнка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной художественной деятельности. Говоря о способностях, Т.С.Комарова выделила следующие свойства личности человека, определяющие его способность к деятельности: восприятие и формирующиеся на этой основе представления воображение, ручная умелость, эмоционально – положительное отношение к деятельности. Все эти качества личности ребенка мы можем развивать в процессе с разными материалами. Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помощников ребёнка в этом важнейшем для его развития деле является – работа с бумагой. Аппликация – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке. Особенно привлекательны для детей нетрадиционные техники работы с бумагой, с нетрадиционным материалом: рванная, скомканная бумага, ватные диски, бумажные салфетки, фантики от конфет и т. д. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Позволяет детям младшего дошкольного возраста быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами Аппликация (техника бумажная пластика) – это синтез разных видов изобразительной деятельности: лепки, аппликации, рисования, конструирования из бумаги. Изображения в бумажной пластике выполняются в полуобъемном варианте, все части и детали наклеиваются на картон, который служит цветовым фоном, что позволяет детям создавать яркие индивидуальные и коллективные композиции. Проблематика темы: У детей младшего дошкольного возраста в силу их возрастных особенностей не достаточно развита мелкая моторика рук. Это может повлечь за собой ряд негативных последствий: задержка интеллектуального, речевого развития, рассеянное внимание, слабая память и т.д. Поэтому выбор пал на проект « Волшебная бумага» ,т.к его содержание направлено на развитие мелкой моторики рук и на проявление личных творческих способностей, а умения, полученные в ходе реализации проекта, не входят в рамками программы « От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Дети работая в технике «бумагопластика» и создавая красивые аппликации своими руками, получают возможность проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, проявить творческие способности, приобрести ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Все это будет благотворно влиять на интеллектуальное, речевое развитие, на развитие памяти, внимания у детей; укреплять мелкую моторику рук,Цель проекта:Развитие ручной умелости и крепление мелкой моторики рук через организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых, посредством техники «бумагопластика» Задачи : Образовательные:-формировать умения передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством объемной аппликации;-учить основным приемам в аппликационной технике «бумажная пластика» (обрывание, сминание, скатывание в комок); умение работать с клеем;-учить работать на заданном пространстве (накопление элементарного опыта в составлении композиции)-обогащение сенсорных впечатлений (на уровне ощущений ребенок познает фактуру, плотность, цвет бумаги); Развивающие: развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер, речевые навыки;-развивать творческую фантазию, эстетическое и цветовое восприятие; Воспитательные:-воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах. Методы и приёмы:- наглядный: показ картинок – заданий. - словесный: объяснение воспитателем заданий, вопросы к детям. - практический: выполнение заданий детьми, использование игровых приёмов, эмоциональной заинтересованности.-игровой: (введение игрового персонажа) игровая ситуация, путешествие по группе-беседы -рассматривание готовых образцовдидактические игрыАппликация Ожидаемые результаты проекта:- овладение основными приемами в технике «бумажная пластика»; -дети научились разрывать и сминать бумагу, согласовывать свои усилия и действия, передавать образ предмета, явления окружающего мира;-освоили навыки работы с клеем, и самое главное развили умелость рук, мелкую моторику. Итогом в реализации проекта являетсяВыставки детских работ в детском саду;Изготовление фотоальбома « Наши работы»Создание стенгазеты -коллажа для родителей «Мы любим творить…»Участие работ воспитанников в республиканских и российских конкурсах Презентация проекта «Волшебная бумага» с использованием техники бумажной пластики. Тип проекта: творческий, групповой, долгосрочный (8 месяцев) Участники проекта: дети, воспитатели, родителиЭтапы реализации проекта:1. Подготовительный этап - определение темы;- формулировка цели и определение задач;- разработка перспективного плана работы;- подбор материалов по теме проекта: Салфетки разной цветовой гаммы, картон, клей, кисти, изготовление образцов, подбор литературных и музыкальных произведений, иллюстраций.2. Основной этап. Продуктивная деятельность детей3. Заключительный этап (итоговый)Изготовление фотоальбома « Наши работы»Создание стенгазеты -коллажа для родителей «Мы любим творить…»Презентация опыта работы по проекту. Работа с родителями: - анкетирование;- оформление папки –передвижки для родителей “Использование нетрадиционных техник аппликации как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста”.Цель: информирование родителей об использовании нетрадиционных способах аппликации. Комплексно-тематическое планирование « Волшебный мир бумаги»Направление: художественно-эстетическое развитие Для воспитанников пятого года жизни Воспитатель: Завьялова Н.Ю. Актуальность: В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти.Бумага - доступный для ребенка и универсальный материал, широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Дети активно работают с бумагой, но, несмотря на это, у них недостаточно знаний о разнообразии бумаги, ее свойствах. Когда мы говорим о бумаге, то каждый из педагогов знает, что это самый распространенный в работе с детьми материал. Но не всегда мы взрослые, используем ее возможности. Большая часть занятий в детском саду посвящена вырезыванию из бумаги и составлению плоскостных композиций - аппликаций. Такой способ работы с бумагой в недостаточной мере способствует развитию творческих способностей, воображения и фантазии детей. Конструирование из бумаги является мощным средством развития творчества у дошкольников: создаются условия для самостоятельного экспериментирования с бумагой разной плотности, фактуры и т. п., организуется обучение в разных формах в зависимости от сложности, включение в процесс конструирования других видов деятельности (игра, сочинение сказок, рассказов, разгадывание загадок). Данный вид продуктивной деятельности оказывает положительное влияние на развитие мелкой моторики рук, логического и пространственного мышления, произвольного внимания, речи, а также на формирование таких качеств, как инициативность, самостоятельность, наблюдательность, любознательность, коммуникабельность. Обычный материал — бумага — приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках. Бумага открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности.Цель: Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техник работы с бумагой. Задачи. Развивающие:- Развитие индивидуальных способностей детей.-Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.-Развитие мелкой моторики рук и глазомера.-Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей. Обучающие:-Обучение различным приемам работы с бумагой (скатывание, сминание, обрывание).-Применение знаний, полученных на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, изобразительного искусства и других, для создания композиций.-Учить выполнять работу коллективно.Воспитательные:-Формирование художественного вкуса, способности видеть, чувствовать красоту и гармонию, воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность.-Привитие навыков работы в группе, поощрять доброжелательное отношение друг к другу.-Расширение коммуникативных способностей детей.-Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.-Воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд.Принципы и подходы.Организационные принципы(возраст детей, сроки реализации программы, условия набора, режим занятий, наполняемость групп).Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения знаний занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. Занятия проводятся один раз в неделю.Формы и методы обучения.В процессе занятий используются различные формы занятий:традиционные, комбинированные и практические занятия; беседы, игры. А также различные методы.Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:•словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)• наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) воспитателем, работа по образцу и др.)Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:•объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию)•репродуктивный ( дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности)Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях:•фронтальный – одновременная работа со всеми воспитанниками•индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы•групповой – организация работы в группах•индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.Принципы обучения:•«От простого к сложному»Усложнение материала осуществляется с учетом возможностей детей, переход на более высокий уровень знаний происходит после усвоения простых основ. •“Знай, где узнать”.Трудно переоценить эмоциональное воздействие визуальных образов на развитие художественного творчества воспитанников. Необходимо максимально разнообразить наглядный материал занятий: технические средства, репродукции, пособия, раздаточный материал, литература и т. д.“ Творим вместе”. Использование коллективных форм работы необходимы для углубления знаний о процессе творческой деятельности, для применения знаний и умений в новой ситуации.•“Творим рядом”.В качестве педагогической помощи, для создания элемента новизны в обучающем процессе использован вариант совместного творчества педагога, детей разного опыта и способностей. Занятия предполагают теоретическую и практическую части.Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала. Для оказания помощи детям в создании ярких образов рекомендуется проводить эмоциональную беседу, задавать вопросы, которые способствуют активизации мышления, творческого воображения.Практическая часть предполагает работу с использованием дидактических, развивающих и познавательных игр; игр на развитие внимания, памяти, глазомера.Планируемый результатВ результате обучения воспитанники: – будут знать основные геометрические понятия – будут создавать композиции из бумаги– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию– овладеют навыками культуры труда;– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе. Формы и виды контроля: Составление альбома лучших работ. Проведение выставок работ воспитанников: – в группе – оформление интерьера детского сада Участие в конкурсах разного уровня. Выставки могут быть:однодневные - проводятся в конце каждого занятия с целью обсуждения; постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;тематические - по итогам изучения разделов, тем;итоговые – в конце года организуется выставка практических работ воспитанников, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.Планирование создает условия для тесного сотрудничества с родителями по привлечению их к организации и обеспечению образовательной и творческой деятельности детского сада.Комплексно-тематическое планирование «Волшебный мир бумаги» для воспитанников младшего дошкольного возраста.Список литературы.1.Лыкова И.А. «Умные пальчики. Конструирование в детском саду». Парциальная программа и методические рекомендации для детей 3-7 лет»., 2014г.2.Л.В.Богатеева «Чудесные поделки из бумаги». Методическое пособие для воспитателей 2001г.3. Д.Чиотти «100 поделок из бумаги. Методическое пособие для воспитателей, 2004г4. Шапиро А. И. Секреты знакомых предметов. Бумага. — СПб.: Речь; Образовательные проекты; М.: Сфера, 2009. 5.Яковлев Н. Ю. «Слово о бумаге». Москва. 1988г.