Эффективные коррекционно-развивающие образовательные технологии в организации индивидуального обучения на дому
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Эффективные коррекционно-развивающие образовательные технологии в организации индивидуального обучения на дому
Автор: Елена Сергеевна Прохорова
«Эффективные коррекционно-развивающие образовательные технологии в организации индивидуального обучения на дому»Прохорова Елена Сергеевна,педагог индивидуального обученияГОБОУ «АШ № 1» г. БоровичиНовгородская областьОсновными эффектами внедрения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), определяющими их место и значение в общей системе образования РФ, являются:- обеспечение доступности качественного образования всем категориям учащихся за счет сохранения и модернизации системы специального образования, системного становления инклюзивного образования, развития форм семейного образования школьников с ОВЗ;- повышение инновационного потенциала базового образования обучающихся с ОВЗ, в том числе за счет реализации деятельностного, компетентностного, личностно-ориентированного, культуросообразного подхода в образовании, особого структурирования содержания образования, в том числе через выделение в качестве компонентов «академической грамотности» и «жизненной компетенции»;- модернизация институтов системы образования, усиление их роли и возможностей в обеспечении социального развития лиц с ОВЗ, повышения конкурентоспособности выпускников, формирования комфортной социокультурной среды, в том числе и через изменение в подходах к внеурочной деятельности, к сетевому взаимодействию, к расширению зоны социальных контактов в образовании и к включению родителей в образование школьников.Дети, обучающиеся индивидуально на дому - это группа детей, которая требует особо пристального внимания со стороны общеобразовательного учреждения. В ГОБОУ «Адаптированная школа № 1» количество детей, обучающихся на дому по данным за последние три года увеличивается и в настоящее время таких детей 46. Соответственно растет число педагогов индивидуального обучения.В связи с чем учителя постоянно находятся в поиске ответа на вопрос «как обучать детей со сложными дефектами в условиях индивидуального обучения на дому?». В этом учебном году я отвечаю за организацию индивидуального обучения на дому.Содержание образования обучающихся с ОВЗ, которым было рекомендовано индивидуальное обучение на дому определяется адаптированными общеобразовательными программами, разрабатываемыми учителями индивидуального обучения в соответствии с АООП обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития и возможностей обучающегося, сложности структуры дефекта, особенностей эмоционально-волевой сферы, характера течения заболевания. На методическом совете мы остановились на вопросе применения различных педагогических технологий в условиях надомного обучения. И пришли к выводу, что технологии работы с обучающимися с ОВЗ в современных общеобразовательных учреждениях интегрируют огромный арсенал накопленных наукой и практикой средств и методов. Педагогическая технология - системный метод усвоения знаний с учетом всего процесса технических и человеческих ресурсов в их взаимодействии, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса. (Б.Т.Лихачёв).Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса. (В.П.Беспалько).Коррекционная педагогика строится на основе адаптивной системы обучения – системы, которая приспосабливается к возрасту, полу, к психологическому и физическому состоянию обучающегося; технологии компенсирующего обучения с опорой на сохранные функции обучающегося; технологии индивидуализации обучения. Индивидуальный подход – это принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы учитель взаимодействует с обучающимся по индивидуальной модели, учитывая его личностные особенности, психофизические возможности.Индивидуальный подход осуществляется в той или иной мере во всех существующих технологиях. За время работы с целью достижения наилучших результатов мы применяем в работе различные методы, приемы, средства обучения. Общая классификационная характеристика некоторых технологий, которые могут, на наш взгляд, использоваться в условиях индивидуального обучения на дому будут представлены далее из опыта педагогической практики.1. Тестовые технологии.Тест – стандартизированные задания, по результатам, выполнения которых можно судить о знаниях, умениях и навыках обучающегося. Т.о. тестирование является одним из методов контроля усвоения обучающимся ЗУН. Тестовые задания по уровню сложности и по форме вариантов ответов следующие: 1) Тест открытого типа – нужно дописать предложение.2) Тест (задание) закрытого типа – даётся два варианта ответов.3) Задания с множественным выбором. Это основной вид заданий, применяемый в тестах. Формируется задание, и предлагаются варианты ответов.4) Задания на соответствие. Это задания, где необходимо найти или приравнять части, элементы, понятия, восстановить соответствие между элементами двух списков.2. Информационно-коммуникационные технологии.Использование возможностей применения мультимедийной и интерактивной техники для активизации процессов развития наглядно-действенного, наглядно-образного, теоретического типов мышления; для развития творческого, интеллектуального потенциала обучаемого, способностей к коммуникативным действиям; для интенсификации всех уровней учебно-воспитательного процесса, повышения его эффективности и качества. Например, дискокартотека: аудиоэнциклопедии, методические разработки, презентации к урокам, видеофильмы, мультимедийные физминутки, фоновая музыка для хорошего настроения, развивающие, обучающие игры и пр.Использование ноутбука, планшета, других современных гаджетов и пр. 3. Технология опорных сигналов. Технология опорных сигналов позволяет раскрыть потенциал обучающегося за счёт активизации работы психофизических механизмов, обеспечивающих восприятие, анализ и систематизацию информации, а так же создание благоприятных психологических условий для полноценной самореализации личности.Опорный сигнал – ассоциативный символ, заменяющий некое смысловое значение. 4. Здоровьесберегающие технологии.Здоровьесберегающие технологии (или их элементы) являются обязательным условием при организации учебно-воспитательного процесса.Во-первых, это две физминутки на уроке: офтальмотренажеры и упражнения для глаз, для опорно-двигательного аппарата, пальчиковая гимнастика, контроль правильной осанки в течение урока в соответствии с ФГОС для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью).Во-вторых, применение лечебной педагогики А. А. Дубровского.В работе с детьми-инвалидами используются такие приемы: отвлечение ребенка от ухода в болезнь, использование лечебного воздействия деревьев и растений; занятие гимнастикой, движение; включение в труд-заботу, труд-радость (посадка деревьев, выращивание цветов; помощь в занятиях творчеством.5. Игровые технологии.Игра как одно из древнейших педагогических средств обучения и воспитания. Технология развивающих игр Б.П. Никитина: предметные развивающие игры лежат в основе строительно-трудовых и технических игр, и они напрямую связаны с интеллектом.Игровая форма занятий, либо сочетание элементов игры и обучения создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования обучающегося к учебной деятельности, что актуально коррекционной педагогике для обучающихся, имеющих низкий уровень мотивации к учебной деятельности.Игровые технологии остаются «инновационными» в системе российского образования. 6. Технологии театрализации.Театрализация – использование средств театра в педагогическом процессе. О.В. Дыбина указывает на связь театрализации с игрой. Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитания, развитию музыкальных и творческих способностей. Основным моментом творческой игры является выполнение роли. В процессе игры обучающийся создает образ действием, словом и (или) звукоподражанием, что дает ему возможность развивать речевую деятельность. Театр на пальцах способствует развитию общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки. 7. Проектные технологии.Под проектом понимается обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у обучающегося определенной системы интеллектуальных и практических умений. Используя проектные технологии в работе с обучающимися с интеллектуальными нарушениями, необходимо обязательное соблюдение следующих условий: проект должен быть посильным для выполнения, должны быть созданы условия для успешного выполнения проектов. Проект разрабатывается обучающимся под руководством учителя, родителей. Мы рассматриваем классификацию учебных проектов (по Коллингсу): проекты игр, экскурсионные проекты, повествовательные проекты, конструктивные проекты. Та же педагоги используют в своей работе методы и приемы социализации обучающихся с ограниченными возможностями в условиях семьи и образовательного учреждения.Трудотерапия – универсальный метод реабилитации и реабилитации детей с самыми разными нарушения психики или двигательных функций. На занятиях по трудотерапии проводится работа по профориентации детей-инвалидов с целью дальнейшего трудоустройства (по возможностям ребенка) и как минимум – обучение элементарному самообслуживанию в быту. Обучающиеся учатся готовить пищу, ремонтировать одежду и обувь, мыть посуду и т.д. на уроках СБО, хозяйстенно-бытового труда, ремесла. Уроки-экскурсии. Посещение по возможности обучающегося магазина, банка, музея, библиотеки и др. В организации индивидуального обучения на дому с обучающимся с ОВЗ нужно использовать различные методы, приемы и средства для достижения положительной динамики у обучающегося. При подготовке к урокам учитывать принципы индивидуализации, связи с жизнью, сознательности и активности, наглядности и др.Учитель надомного обучения должен максимально оборудовать учебную комнату в условиях дома, где проходят уроки. В обучении на дому связь с родителями имеет основное направление взаимодействия педагога и семьи в обучении и воспитании обучающихся с нарушением интеллекта: от лёгкой степени умственной отсталости до глубокой.Важна роль родителей, как они относятся к родительским обязанностям, как создают условия для обучения ребенка.С целью анализа деятельности педагогов индивидуального обучения нашего образовательного учреждения был проведен мониторинг-опрос родителей, который показал 100% удовлетворенность родителей качеством организации индивидуального обучения на дому. Данный мониторинг позволил проанализировать организацию индивидуального обучения с разных сторон, помог выявить существующие проблемы, а, значит, наметить пути дальнейшего развития в данном направлении.