«Работа по формированию пространственных отношений у дошкольников с речевыми нарушениями»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Работа по формированию пространственных отношений у дошкольников с речевыми нарушениями»
Автор: Залятдинова Рузалия Шариповна

Пространственные представления наиболее сложны для диагностики и коррекции развития детей с речевыми нарушениями. Кроме того, исследования психологической природы пространственных представлений имеет большое практическое значение, так как трудно назвать хотя бы одну область деятельности человека, где умение ориентироваться не играло бы существенной роли. Свободное оперирование пространст-венными образами — это то фундаментальное умение, которое объединяет разные виды учебы и трудовой деятельности. Оно является необходимым условием социального бытия человека, формой отражения окружающего мира, условием успешного познания и активного преобразования действительности. Чтобы ребенок успешно учился в школе, он должен свободно ориентироваться в пространстве, владеть основными пространственными понятиями. Если же эти представления сформированы у ребенка недостаточно, у него нередко возникают трудности при овладении чтением и письмом.Подготовка дошкольников к овладению письмом как часть проблемы подготовки к обучению в школеПисьмо как вид учебной деятельностиС началом обучения в школе все большее значение в поведении ребенка приобретают произвольные действия, к которым относится письмо. Степень сформированности навыка письма оценивается по его скорости, однако при этом не должна меняться его графическая картина. Иными словами, необходимо формировать у детей такие графические навыки, которые при переходе на скорое письмо способствовали бы сохранению четкости почерка и обеспечили достаточную быстроту выполнения письменных работ.Для обучающего с самого начала основной является графическая задача — написать одну черту на равном расстоянии от других. Но не менее важно правильное распределение внимания, чтобы писать черты ровно, не изгибая линии, с одинаковым наклоном, на равном расстоянии. При этом переход к письму букв, слогов, слов и предложений каждый раз предъявляет все большее количество графических требований: одни из них старые, но плохо усвоенные, другие — новые, которые еще надо усваивать.На начальном этапе обучения для ребенка большую сложность представляет именно удержание в сознании нескольких задач одновременно. Его внимание сосредоточено на том, что в данный момент выполняется, и не предвосхищает следующего достижения. Начиная писать, ребенок забывает о правильной осанке, наклонном положении тетради, ему трудно контролировать одновременно все процессы. Он весь сосредоточен на одной задаче — написать букву. Трудности распределения внимания при письме продолжаются до тех пор, пока отдельные приемы не станут автоматическими. Достигается это в ходе постоянных упражнений.Еще одна сложность обучения состоит в том, что письмо, как и чтение, — это ассиметричные виды деятельности. Письмо осуществляется одной рукой — правой или левой. Предпочтение направления слева направо или справа налево является одним из факторов, влияющим на легкость обучения письму. Пишут и читают в русском языке слева направо, но это не значит, что в природе человека заложено предпочтение этого направления. Большое число людей на земном шаре пишет и читает справа налево: китайцы, японцы, арабы, евреи, афганцы. Кроме того, форма многих букв ассиметрична, и зачастую у детей на определенном этапе овладения письмом отмечается их зеркальное написание.Это связано с тем, что асимметрия мозга у детей еще не полностью сформирована, и пространственные отношения трудны для анализа. Это в свою очередь тоже затрудняет процесс формирования навыков письма. Поэтому так необходимо формирование и развитие пространственно-аналитической деятельности у детей именно с дошкольного возраста.Ориентирование человека в пространстве формируется на основе восприятия им собственного тела, которое складывается из сочетания пространственно-тактильной чувствительности, мышечно-суставных и органических (внутренностных) ощущений. Это комплексное восприятие человеком собственного тела носит название «схема тела» (Б. Г. Ананьев). Процесс формирования схемы тела у ребенка связан с развитием диф-ференцирующей работы коры головного мозга. Сенсомоторная деятельность направлена на установление отношений между движением и соответствующими изменениями в раз-личных сенсорных полях.В первые месяцы жизни ребенок играет со своими ручками и ножками, как с любым посторонним предметом. «Собственное пространство тела» ощущается ребенком только у полости рта и по мере формирования произвольных движений постепенно расширяется. Целостная схема тела складывается не сразу. Установлено, что первые движения ребенка двусторонни (билатеральны). Односторонние (несимметричные) движения наблюдаются лишь спустя много недель после рождения. Пока не начнет функционировать пирамидный путь, ребенок, двигая рукой в пределах своего зрительного поля, не обращает на нее внимания. Но как только происходит соединение поля зрения и поля действия, взгляд следует за рукой, а затем направляет ее. Деятельность пирамидального пучка может обнаружиться только после завершения миелинизации, что происходит быстрее в коротких путях (к рукам) и позже — в длинных (к ногам).В практике нейропсихологии существует модель пространственных представлений, имеющая уровневое, вертикальное строение и свои индивидуальные пути развития в онтогенезе.Согласно ей, пространственные представления у человека развиваются последовательно.Роль пространственной ориентировки в обучении письмуПространственные представления являют собой сложную структуру психики. Они появляются в онтогенезе одними из первых. Своевременное их формирование — одно из важнейших условий правильного развития ребенка.Развитие пространственных представлений у детей в норме и при речевой патологииМеханизм восприятия пространства у нормально развивающихся детейПредставления о пространстве складываются у ребенка постепенно. Основополагающим этапом в структуре их формирования является восприятие малышом собственного тела, которое начинается с ощущения напряжения и расслабления мышц, а также взаимодействия тела ребенка с внешним пространством и со взрослыми. Новорожденный еще не знает, где заканчивается он сам и начинается окружающий мир, не догадывается, что у него есть ручки и ножки. Пока малыш не начнет держать головку, садиться, вставать, двигаться, информацию о мире и о самом себе он получает через тактильные ощущения. Чем больше разнообразных ощущений будет получать ребенок на этом этапе, тем скорее разовьются у него представления о границах собственного тела. Очень быстро кроха поймет, что именно там, где он ощущает соприкосновение с гладкой или шершавой, твердой или мягкой, холодной или теплой поверхностью, проходит граница его телесного «я».Именно в первые годы жизни малыша нужно сформировать у него ощущение пространства.Как только ребенок встал на ножки и пошел, окружающее его пространство значительно расширяется, и комната превращается в новый неизвестный мир, которому карапуз безгранично рад. Этот период является чрезвычайно важным для нормального и полноценного развития ребенка. Именно сейчас он переходит на следующую стадию развития пространственных представлений — о взаимоотношениях между предметами. Малыш познает их только через практическую деятельность. Вот он изо всех сил пытается дотянуться до красочной коробки, которую мама поставила на верхнюю полку шкафа, и понимает, что она стоит слишком высоко, а вот безуспешно старается сбить мячиком игрушку, пока не догадается, что надо кидать мячик дальше. Одним словом, на этом этапе развития пространственные представления формируются в игре и в повседневной жизни.Анализ психологических исследований показывает, что к трем годам жизни у ребенка складывается системный механизм пространственной ориентировки, включающий определенные взаимосвязи зрения, кинестезии и статико-динамических ощущений (равновесие, ускорение). В этих взаимосвязях видоизменяется и приобретает качественно новый характер функция каждого из анализаторов (Б. Г. Ананьев).На втором этапе ребенку уже доступны словесное обозначение выделяемых пространственных признаков, объективация их в речи. Существенные изменения в восприятии пространства у дошкольника наблюдаются с появлением в его словаре слов, обозначающих место, направление и пространственное расположение предметов. С появлением слов «влево», «вправо», «вперед», «назад», «близко», «далеко» восприятие пространства поднимается на новый, качественно более высокий уровень. Однако осознание пространства еще не выходит за пределы практического различения ребенкомнаправлений в определенной наглядной или представляемой ситуации. Его собственной позицией по отношению к тем или иным предметам определяется и ограничивается возможность словесного обозначения пространственных отношений. В неумении абстрагироваться от собственного положения и определять направление предметов относительно любых других лиц или предметов обнаруживаются ограниченность обобщенного знания детей о пространстве, конкретность их представлений.По мере обогащения опыта пространственной ориентации дошкольников их практические и сенсорные действия сокращаются и автоматизируются, все более переходя в план представляемых действий. Речевые же акты, освобождаясь от сопровождения жестами и превращаясь во внутренние, приобретают к концу дошкольного возраста решающее значение в осознании детьми пространства. Тем самым готовится почва для перехода дошкольников в третий этап различения пространственных отношений. Для него характерны более обобщенные представления о пространстве, предполагающие спо-собность ребенка определять направления не только относительно самого себя, но и относительно других лиц и предметов.Таким образом, переход от чувственно-моторных (первосигнальных) способов познания пространства к преимущественно речевым (второсигнальным) связан с переходом к его высшим формам: от перцептивного образа ко все более обобщенным представлениям, приближающимся к понятию.