"Воспитание любви к Родине средствами литературно-художественных образов"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Воспитание любви к Родине средствами литературно-художественных образов"
Автор: Пахомова Ирина Анатольевна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №33 «Аленький цветочек» Бугульминского муниципального района Республики ТатарстанВыступление: «Воспитание любви к Родине средствами литературно – художественных образов». Подготовила воспитатель разновозрастной группы 5-7 лет со СДА Пахомова И.А. Любовь к Родине как важная духовная ценность начинает формироваться в сознании ребенка именно в период дошкольного детства. Сильным средством воспитания у ребенка любви к Родине, так же как и воспитания гуманных чувств, является художественная литература, образы. Литературные произведения у детей формируют не только любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма. Подбирая художественные произведения для чтения детям, мы ориентируемся прежде всего на возраст детей, доступность и простоту восприятия. В нашей группе имеется «детская библиотека», где подобрана художественная литература для детей. Библиотека постоянно обновляется, и каждая новая книга приносит детям радость. Прежде всего, любовь маленького ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким людям – матери, отцу, брату, сестре, бабушке, дедушке. Свою работу мы начинаем с чтения сказок, прибауток, потешек. Ведь именно с них начинается познание мира. Кто как не мама споет колыбельную, кто как не бабушка скажет шутку – прибаутку, дедушка - расскажет сказку. Вот она неразрывная связь семьи и ребенка. Ребенок чувствует заботу, ласку, ему тепло и уютно под защитой семьи. У дошкольников особые эмоции вызывают произведения, в которых рассказывается о маме. Доброе отношение литературных героев может служить хорошим примером для ребят. У детей надо воспитывать уважение, сочувствие к старшим людям. На эту же тему и стихотворение Е. Благининой «Посидим в тишине»: Мама спит, она устала…Ну, и я играть не стала!В беседе надо обязательно подчеркнуть, что девочка отказывается от своего желания побегать, поиграть потому, что знает – мама устала, ее нельзя будить. Предлагая детям рассмотреть иллюстрации в книгах, мы подталкиваем их тем самым к желанию послушать произведение. Читая вслух, соблюдая все интонации, краем глаза нужно замечать реакцию детей. Они переживают вместе с героями. После чтения обязательно обсудить и спросить детей детей: - Что вам понравилось? Как бы вы поступили на месте героя? А что сделали бы вы? Невозможно привить любовь к Родине без знаний о традициях русской народной культуры. О том, как появилась русская земля, как жили предки русского народа, какие они строили дома, какую носили одежду. Практически каждая русская народная сказка отражает жизнь людей в старину, предметы быта. У русского народа всегда была тяжелая, трудная жизнь. Люди с утра до вечера трудились, терпели обиды, но духом не падали и всегда творили доброе дело. Не меньшая роль отводится былинам. Былина – повествовательное сказание о богатырях, народных героях. Само название «былина» показывает, что на самом деле происходило. Основная идея былин – идея защиты Святой Руси, земли отцов и дедов, богатырского подвига. Особое место в нравственном воспитании детей к Родине отводится произведениям художественной литературы о Великой Отечественной войне. Старший дошкольник должен осознать: наша страна – самая мощная и мирная держава, его защитники всегда на страже мира и готовы дать отпор любому врагу. Педагоги и родители помогают открывать Родину маленькому ребёнку, показывая ему связь его счастливого детства с героическим прошлым старшего поколения. Разговор на эту тему не сложен для старшего дошкольника – все дело в доходчивых словах и ярких фактах. Родная природа… Один из сильных факторов воспитания любви к Родине. От любования ее красотой, бережного отношения к миру природы до понимания преобразующей роли труда человека в природе – все это источники формирования любви к родному краю. Яркие впечатления о родной природе, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь, так как в ее образах воплощается Родина. Этические чувства у дошкольников пробуждает поэзия. Тонко подмеченная, искусно воспетая в стихах образность природы помогает ребенку увидеть волнующую прелесть белоствольных березок, пестрых лугов, дубовых рощ и испытывать радость от прекрасных встреч с окружающим миром. И таких примеров можно привести немало, так как произведений о родной природе создано огромное количество. В завершении я хочу сказать, что мы стараемся работать в тесном содружестве с родителями, и это обеспечивает положительные результаты для всестороннего развития личности ребенка, а также доброжелательно относимся к каждому ребенку, т.к. только терпимость, доброжелательность, любовь к детям дадут положительные результаты. Проводим с родителями консультации о важности чтения художественных произведений, о важности патриотизма в воспитании детей. Совместные усилия педагогов и родителей, дают положительные результаты и становятся основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию. Все мы знаем, что дети – наше будущее. Важно своевременно научить их любить и беречь то, что создано старшим поколением: свободу, независимость, мир, Отечество. Воспитанный на любви к Родине, на русских народных сказках и литературе, человек всегда будет принадлежать русской культуре, где бы он не родился.